Краткие жития святых, православные праздники и события

24 августа / 6 сентября

 

Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца (1479). Прмч. Серафима (1946).

Прп. Арсения Комельского (1550). Прп. Аристоклия, старца Московского (1918). Мч. Татиона (305). Мц. Сиры, девы Персидской (558). Прп. Георгия Лимниота (ок. 716). Равноап. Космы Этолийского (1779).

Петровской иконы Божией Матери (ок. 306).

 

Сщмч. Евтихий, ученик ап. Иоанна Богослова (I). Святой Евтихий происходил из  города Севастополя (или Севастии, с таким названием в древности было несколько городов; какой из них имеется в виду в данном случае, – неизвестно). Услыхав о благодеяниях именем Христовым, он оставил своих родителей и друзей и пришел к возлюбленному ученику Господа и апостолу Иоанну Богослову (память его 8 мая и 26 сент.). Всюду следуя за ним и подражая его житию, св. Евтихий учился от него премудрости божественной и черпал от него благодать Божию. Преисполнившись ревности апостольской, св. Евтихий мужественно искоренял обольщение бесовское. Встретив св. ап. Павла (память его 29 июня), Евтихий стал его спутником и много потрудился вместе с ним, проповедуя Евангелие и мужественно перенося все заключения. Он был поставлен апостолами во епископа, и с проповедью имени Христова прошел многие страны не только с апостолами, но и один. Святой Евтихий всюду все переносил с терпением и заключение темничное, и побои, страдая мужественно за Господа своего.

Однажды в темнице ему был послан с неба хлеб от Бога, принесенный невидимой рукой, который так укрепил его, что он не во что ставил все свои мучения.

В другой раз, когда его терзали железными орудиями, от чистого тела его истекло благовонное миро. Потом, когда св. Евтихий был брошен в горящий костер, внезапно послышался гром с неба и пролился обильный дождь вместе со снегом и градом, отчего огонь погас, а святой остался живым и невредимым.

Святой отдан был также на съедение зверям, но они сделались кроткими, не причинив ему никакого вреда.

О том, как окончил святой Евтихий свой земной подвиг, то известно лишь, что он был приведен связанным из Ефеса в свое отечество и здесь скончался от усечения мечом.

Святитель Петр, митрополит Московский Перенесение мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца (1479). Память свт. Петра празднуется 21 декабря в день представления (см. о нем там же). Святые мощи святителя трижды обретались нетленными, в том числе и в 1479 году – из церкви св. Иоанна Лествичника в Успенский собор, когда он был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.

 

 Прмч. Серафим (Шахмуть), Жировицкий, архим. (1946): Новомуч. Родился преподобномученик Серафим (в миру – Роман Романович Шахмуть) в 1901 г. в селе Подлесье Ляховичского района в благочестивой крестьянской семье. В 21 год принял монашеский постриг в Свято-Успенском Жировицком монастыре. Вскоре стал иеромонахом. Незадолго перед войной о. Серафим был возведен в сан игумена Жировицкой обители.

В августе 1941 г. архимандрит Серафим и его друг о. Григорий Кударенко отправились в миссионерскую поездку по оккупированным районам Беларуси. Они открывали храмы (ими было открыто 74 храма!), организовывали приходскую жизнь, неустанно проповедовали, крестили детей, отпевали умерших, устраивали рукоположение во священники и диаконы.

Архимандрит Серафим рассказывал на проповеди случай чудесного вмешательства Промысла Божия в его жизнь во время войны. Со своим другом о. Григорием они жили на квартире в Минске. У архимандрита Серафима начался тяжелый абсцесс в области паха. От боли он не мог ходить. Немецкий врач, осмотревший больного, не рискнул его оперировать, считая операцию слишком сложной. Архим. Серафим не мог выходить из своей комнаты даже во время бомбежек. Его друг о. Григорий не покидал его. Однажды во время советского авианалета, архим. Серафим услышал голос, повелевавший ему покинуть спальню. Повинуясь голосу, о. Серафим с трудом дошел до кухни. Тот же голос повелел ему позвать о. Григория. Когда о. Григорий вошел в кухню, в дом попала бомба. Один из осколков, пролетая мимо, задел о. Серафима и вскрыл абсцесс, словно по хирургическому вмешательству. Вскоре рана зажила, и о. Серафим поправился.

6 сентября о. Серафима и о. Григория арестовали. На допросах они мужественно претерпели пытки. Следствие так и не выбило у них признания в контрреволюционной деятельности, тем не менее, отцы-миссионеры были осуждены на 5 лет лагерей. Срок они отбывали в разных концлагерях. На Пасху 1946 г. о. Серафим попал в карцер за то, что поздравил других заключенных с праздником словами: «Христос воскресе!» В карцере, стоя по пояс в ледяной воде, преподобномученик был утешен явлением ему Божией Матери со святыми великомученицами Варварой и Анастасией Узорешительницей. Богородица протянула архим. Серафиму букет райских цветов, но он отказался принять их, ответив, что букет здесь завянет. Тогда Богородица благословила взять цветы вмц. Варваре.

Вскоре архим. Серафим был казнен. Память его 24 авг./6 сент. установлена в день ареста прмч. Серафима, так как дата смерти неизвестна.

 

Мч. Татион (305). Этот святой мученик был родом из Мантинея, находившегося в Клавдиопольской митрополии и Гонориадской епархии (в Римской провинции Вифании). Схваченный язычниками за то, что веровал во Христа, он приведен был в город Клавдиополь к правителю города Урбану и на допросе объявил себя христианином, за что и заключен был в темницу. После этого он был подвергнут вторичному допросу и, так как стойко пребывал в Христовой вере, его сначала избили палками, а потом стали строгать по телу железными орудиями, после чего снова избили и стали влачить по городу. Достигнув городских ворот, святой мученик оградил себя знамением креста и в это время услышал свыше голос, который благовествовал ему радостное будущее, после чего предал дух свой Господу.

Мц. Сира, дева Персидская (558). При царе персидском Хозрое Старшем (531-579), в 28 год его царствования, в Персии явилась святая девица Сира, просиявшая красотой веры христианской и прославившаяся великими страдальческими подвигами за имя Христово.

Св. Сира родилась в городе Керх-Селевкия, и происходила из нечестивого рода. Отец ее был жрец идольский. Он был долгое время судьей и начальником сонма волхвов и жрецов, хорошо знал учение древнейшего персидского мудреца (мага) Зороастра (жил за 1000 лет до Р.Х.), первого знатока астрологии в Персии. Отец Сиры ненавидел христиан и весьма опасался того, как бы его дочь не узнала о христианстве. В то время в Персии было много христиан, несмотря на то, что их притесняли и преследовали. По этой причине, после смерти ее матери, он отдал дочь в другой город Фарс к некоей своей родственнице женщине-волшебнице, дабы она воспитала Сиру в языческих обычаях.

Когда отроковица начала приходить в разумение, то была обучена волшебству и посвящена мерзкому идольскому служению. Когда Сира пришла уже в совершенный возраст и основательно изучила все волшебное искусство, ибо уже служила идольским богам в сане жрицы, устроился путь спасения ее следующим образом.

По промыслу Божьему, она познакомилась с некоторыми бедными христианскими женщинами и от них впервые услышала о Христе Господе, Боге истинном. Затем она стала подробнее расспрашивать их о христианской вере, о догматах церкви, обо всем учении христианском и о жизни христиан. Все, что она узнавала, взвешивала в своем уме и увидела великое отличие веры христианской от веры персидской. Праведность и чистота веры христианской возбудили в ней твердое намерение оставить нечестие персидское и присоединиться к христианам. Она начала тайно приходить в храмы христианские. Мало-помалу, она весьма полюбила веру христианскую и образ жизни христиан. Тогда она стала осторожно подражать им в своей жизни. Ей уже было 18 лет от роду, и она опасалась, как бы ее не отдали в замужество. Поэтому она не показывалась на глаза людей (язычникам). Она запиралась в своей комнате, читала христианские книги, привыкала к молитве и молилась единому истинному христианскому Богу.

Спустя довольно продолжительное время, Сира впала в некую болезнь, но не искала врачевания ее в волшебстве, а обратилась сердцем своим ко Господу. Страдая телом, она пришла к храму христианскому и начала упрашивать пресвитера дать ей хотя бы немного праха церковного, надеясь получить от него исцеление. Но пресвитер отказал ей, как язычнице. Тогда она прикоснулась с верой к одежде иерея и тотчас получила исцеление от недуга своего.

Диавол, заметивший в девице появление ростков веры христианской, стал ей препятствовать. Он являлся ей с осуждениями и угрозами, но она прогоняла его чтением 90-го псалма Давидова. В момент обуревавшего ее сомнения святая была утешена Богом в видении сонном, предзнаменовавшем ее мученичество.

После этого святая стала проводить строгую подвижническую жизнь о Боге. Вскоре ее родственники узнали, что она сочувствует вере христианской. Видя это, они опечалились и стали просить мачеху уговорить девицу оставить христианскую жизнь и не отступать от служения отеческим богам, дабы не опорочить род их и не навлечь гнева царского на весь дом их. Хитрая мачеха притворилась перед нею, что тоже исповедует христианскую веру, и предложила ей в тайне хранить веру и служить Христу, но явно для всех совершать обычное жреческое служение идолам, чтобы все, видя это, перестали ее подозревать в отступничестве от отеческих верований.

Однако Господь не попустил рабе Своей погрязнуть в обольщении том и снова подкрепил ее новыми откровениями. Через четыре месяца после этого наступил Великий пост, и святая девица пожелала подвизаться тайно в посте и молитве. Рано утром она отправилась в храм христианский и подробно рассказала епископу Иоанну о себе и своих устремлениях, прося сподобить ее святого крещения.

Епископ возрадовался духом о девице, поняв, что она призвана Богом к спасению, но посчитал, что крестить ее еще пока рано, так как, зная ее знатное происхождение, он опасался вызвать гнев не только родственников ее, но и царя, что может вызвать гонения на Церковь Христову. Кроме того, девица может устрашиться этого гнева и мучений и отвергнуть Христа, чем будет поругана благодать святого крещения. Поэтому епископ советовал ей первоначально исповедовать Христа перед отцом и всеми домашними своими. Если она сможет вытерпеть страдания, которые неизбежно причинят ей ее родственники, то тогда она будет сподоблена святого крещения.

Девица отошла от епископа опечаленной, так как ее желание не было исполнено. В то же время, горя любовью ко Христу, она боялась мучений, поэтому умолчала.

Спустя некоторое время девица снова имела сонное видение, в котором ангел ударил ее железной палкой и напомнил ей об обещании служить истинному Богу. Пробудившись, девица пришла в великий ужас.

Когда наступило утро, она была позвана к мачехе, которая приказала ей совершить обычное утреннее жертвенное служение богам. Уже горя ревностью по Христу Богу, Сира подошла к жертвеннику и, изгнав из души своей страх, разбила перед глазами всех жреческие орудия, плюнула на огонь, затушила его, разрушила алтарь и громогласно объявила себя христианкой.

Родственники ее удержали и заключили в отдельную комнату, чтобы скрыть от посторонних происшедшее. Отца ее в то время дома не было. Но святая девица стремилась исповедать свою веру во Христа и перед отцом. Когда ее отец пришел и узнал обо всем, то исполнился великой ярости и, схватив дочь, начал бить ее своими руками без милости до тех пор, пока не изнемог сам. Потом начал со слезами увещевать ее и ласкать, однако не имел никакого успеха. Несмотря на последующие мучения от отца и увещевания, истинная раба Христова была непоколебима.

Тогда ее отец рассказал обо всем Мавиптису, начальнику волхвов у персов. Тот собрал всех жрецов и волхвов из соседних городов, воссел у храма бога их – огня, и приказал представить на судилище свое девицу Христову. Собралось туда много народу, среди которого были и христиане. Но и усилия Мавиптиса – убеждения, уговоры, угрозы, побои, ни к чему не привели.

Он, не желая, что бы о том узнал царь и не обезглавил род ее, возвратил девицу до поры домой, посоветовав отцу скорее ласками, чем угрозами, убедить ее отступить от христианства.

Господь утешал и укреплял рабу Свою новыми откровениями. Между тем отец ее старался отвратить дочь от Христа, но не мог победить ее твердости и поэтому опять известил о том Мавиптиса и все сонмище волхвов.

В это время находился здесь же прибывший от царя вельможа Дар, который также стал увещевать девицу, но, услышав от нее слова верности Христу, приказал заключить ее в темницу. Ее связали железными цепями по рукам и ногам и поместили в тесное и мрачное помещение, не давая ни хлеба, ни воды.

Спустя три дня она была выведена из темницы. После суда над ней язычники сковали ее железными узами и бросили в глубокий ров. Но Господь укреплял ее и освободил от оков.

Спустя 15 дней нечестивые судьи узнали, что девица Сира осталась жива во рву и что она освободилась от оков. Ее опять перевели в темницу.

Господь дал рабе Своей дар чудотворения, так что она могла исцелять болезни и изгонять бесов. И многие страждущие, приходя к ней, получали исцеления. За вознаграждения темничные стражи иногда отпускали ее по ночам из темницы, и святая посещала храм Божий. Однажды она пришла к епископу и приняла от него крещение.

После этого Мавиптис с прочими судьями и волхвами решили послать мученицу к царю, так как сами уже не могли отвратить ее от исповедания веры христианской. Царь находился в то время в городе Алиаке.

Начальник города после увещеваний и угроз предал ее иудеям, которые в течение одиннадцати дней издевались над святой мученицей. Затем ее предали начальнику волхвов, бывшему при царе. Тот тоже не мог ничего добиться от нее и после издевательств его слуги умертвили святую мученицу, задушив веревкой.

Христиане взяли тело мученицы и похоронили его с честью.

Преподобный Георгий Лимниот Прп. Георгий Лимниот (ок. 716). Преподобный Георгий Лимниот жил в VIII в. и был иноком Олимпийской обители близ Константинополя. Пострадал за почитание икон при императоре иконоборце Льве III-м Исавре (716-741). Ему опалили голову и отрезали нос. Скончался преподобный Георгий около 716 г.

Свт. Мартирий, архиеп. Новгородский (1199). Родился в Старой Руссе. На северо-восточной стороне города, близ правого берега реки Полисти он основал в 1192 г. мужской Преображенский монастырь. На новгородскую кафедру святой Мартирий был поставлен по жребию после смерти свт. Григория (память его 24 мая). 10 декабря 1193 г. его посвятили в сан архиепископа в Киеве. Святитель прославился как неутомимый строитель храмов. При нем произошло следующее чудо: один человек уронил освященную просфору. Пес хотел схватить ее, но из нее вышел огонь и опалил пса. Свидетели этого отнесли обожженную просфору архиепископу Мартирию.

Великий князь Всеволод был недоволен новгородцами, и в 1199 г. свт. Мартирий вместе с представителями горожан отправился во Владимир. По дороге, на берегу озера Селигер, он скончался 24 августа 1199 г. Тело его перевезли в Новгород и погребли в Мартириевой паперти Софийского собора (притвор, в котором почивают 9 Новгородских святителей), получившей это название потому, что была построена свт. Мартирием.

Память его празднуется также 10 февраля вместе с Собором Новгородских святителей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Празднование в честь явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому (ок. 1385). Однажды великий угодник Божий прп. Сергий Радонежский в ночь с пятницы на субботу стоял на молитве в своей келье и пел акафист Пресвятой Богородице. Взирая с благоговейным умилением на Ее образ, он умолял Ее ходатайствовать перед Сыном Ее и Богом, да призрит Он милостивым оком на вновь основанную обитель.

Утомленный непрерывными подвигами святой угодник присел на малое время для краткого отдыха. Но вдруг, как бы просветленный небесным откровением, он обратился к своему ближайшему ученику Михею и сказал: «Чадо бодрствуй и трезвись! В сей великий час к нам будет неожиданное славное и чудесное посещение».

Едва только он промолвил это, как тотчас раздался громкий голос: «Се грядет Пречистая!»

Прп. Сергий в благоговейном трепете поспешил выйти из кельи в сени, чтобы встретить великую Небесную Гостью, удостоившую его Своим посещением. С неизреченной радостью узрел прп. Сергий Пречистую Богоматерь, окруженную небесным сиянием. Ее сопровождали апостолы Петр и Иоанн. В благоговейном страхе и смущении пал преподобный на землю, но Пресвятая Богоматерь прикоснулась к нему Своими пречистыми руками и кротким любвеобильным голосом изрекла: «Не бойся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя. Молитвы твои об учениках и обители сей услышаны. Посему не скорби больше: отныне святая обитель сия будет иметь изобилие во всем не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего Своим попечением».

Сказав это, Богоматерь и Ее спутники стали невидимы. Прп. Сергий весь был поглощен великим восторгом, возмутившим дух его при виде столь чудесного видения, и долго не мог оторваться своею мыслью от только что пережитой им великой радости. Наконец, успокоившись, он заметил, что ученик его Михей лежит на земле без движения, как мертвый. Св. Сергий прикоснулся к нему и поднял его на ноги, но Михей долго не мог придти в себя от страха. Затем он упал в ноги великому старцу и воскликнул: «Отче! Господа ради расскажи мне, что это за чудное явление? Душа моя едва не разлучилась с телом: столь дивно и страшно было видение сие».

Но великая душа святого угодника была преисполнена столь великой радостью и поглощена таким порывом святого восторга, что он не мог пока много говорить и потом ответил только: «Чадо, помедли немного, ибо и во мне от чудного видения трепещет душа». Потом он попросил позвать к нему Исаака и Симона, также своих учеников.

Когда они пришли, то прп. Сергий поведал им подробно о том чудесном посещении. С великой радостью выслушали они рассказ своего учителя и тут же совершили молебное пение в честь своей любвеобильной Небесной Покровительницы.

Есть чудотворная икона, на которой изображено явление Богоматери прп. Сергию.

Арсений Комельский Прп. Арсений Комельский, Вологодский (1550). Прп. Арсений происходил из московского боярского рода Сухоруковых. В юные годы он ушел в Троице-Сергиеву лавру, где он преуспевал во всех иноческих добродетелях, особенно же в послушании. Занимался он переписыванием священных книг, и до нашего времени сохранялось в лаврской ризнице переписанное им Евангелие. Братия любила его и избрала игуменом (1525-1527), и он руководил примером своей жизни. Он любил посещать приписанный к лавре Махрищский монастырь, чтобы молиться у гроба его настоятеля – прп. Стефана (память его 14 июля). После того как игумен обители Иона увидел свет, воссиявший из могилы прп. Стефана, прп. Арсений устроил над ней богатую гробницу, совершил соборное над ней служение и благословил творить память его.

Ревнуя о святоотеческих преданиях, прп. Арсений носил худые ризы многошвейные. Вел. князь Василий Иоаннович, чтивший его, был сильно поражен, увидев его в этом виде. Братия же сказала ему: «Наставник наш – раб Божий, он живет истинно по Богу и только о том и мыслит, чтобы удалиться в пустынь, ибо возлюбил паче всего безмолвие!» Очень огорчился вел. князь, узнав желание преподобного, а прп. Арсений тогда, уступая братии, отложил свое намерение на несколько лет, а потом ушел в Комельский лес, за 20 верст к югу от Вологды, на Олонов Конец, около монастыря прп. Иннокентия (память его 19 марта). Он шел трудным путем, по непроходимым лесным дебрям и болотам, нес на плечах тяжелый деревянный крест и, наконец, от утомления его уронил. И в ту же минуту небесный свет его осиял. Преподобный понял, что это и есть предназначенное ему Богом место, и остановился. Здесь он поставил келью и стал бороться с врагами невидимыми и видимыми, но, когда злые люди стали покушаться на его жизнь и убили его ученика, он пошел дальше, в Шилегодский лес. Соорудив часовню и келью, стал принимать стекавших к нему со всех сторон людей и учить их любить, прежде всего, Бога и ближних своих, как самих себя. Но татары совершили на Вологодский край набег, и Шилегодский лес наполнился беглецами. Безмолвие прп. Арсения нарушилось. Тогда преподобный решил вернуться опять в Комельский лес, на место своих первоначальных подвигов; его сопровождал инок Герасим. Теперь уже не злые люди, а медведи стали обижать их, расхищая их огород, но преподобный молитвой своей отогнал их, и медведи ушли.

Местный епископ дал ему благословение основать здесь общежительную обитель с церковью в честь Положения святой ризы Пресвятой Богородицы (празднование 2 июля) и снабдил его иконами, книгами и утварью. Тогда прп. Арсений стал расчищать лес и обрабатывать землю для монастыря. Часто ходил он в Шилегодскую свою пустынь, стоявшую в 30 верстах от Комельского леса. По дороге он беседовал со встречными, заходил к поселянам, даже жил у них по нескольку дней. Он наставлял их на путь спасения, причем запрещал им трудиться в праздничные дни, и раз, когда крестьяне его ослушались, сильный ветер разметал все их снопы. Хозяевам, в избах которых он останавливался, он не позволял готовить для себя особую пищу.

Так прошло много лет его подвижнической жизни. Он изнемог и, чувствуя приближение смерти, собрал братию и заповедал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов, а сам, причастившись Святых Христовых Таин, тихо скончался 24 августа 1550 г. Погребли его близ алтаря монастырской церкви.

Через 100 лет была воздвигнута в обители, вместо первоначальной деревянной, каменная церковь с приделами во имя прпп. Сергия Радонежского и Арсения Комельского. Обитель прп. Арсения существовала до наших дней. На могиле прп. Арсения творилось много чудес.

Память его празднуется также 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Священномученик Косма Этолийский Равноап. Косма Этолийский (1779). Святой Косма родился в 1714 г. в этолийском селении Мегало Дендро (в горной области Центральной Греции) в семье простых ткачей. Детство святого пришлось на очень непростые для православных годы – Греция вот уже несколько столетий находилась под иноверным турецким владычеством, и десятки тысяч людей совершенно отошли от веры отцов и утратили смысл жизни. К этому времени относится волна исламизации тысяч христиан.

С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование. Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдаленные горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев.

Святому Косме было всего 20 лет, когда он стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его на Афон, который в то время был центром духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, ученых, церковных писателей. Они оказали глубокое влияние на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощенной Греции и увидеть ее возрождение. Он принял постриг в обители Филофеу.

Прожив в ней несколько лет, Косма прибыл в Константинополь с твердым намерением начать деятельность проповедника. Здесь открыл он свой замысел архиереям и учителям и, слыша, что они побуждают его приступить к исполнению этого дела Божиего, он взял благословение у Патриарха Серафима.

Доброта Космы, его удивительное красноречие, безграничный энтузиазм и несомненная вера в успех произвели на Патриарха глубочайшее впечатление.

Святой Косма Этолийский был настоящим христианином. Забота только о собственном спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое стало для него смыслом жизни. Возрождение народного сознания в порабощенных странах Балканского полуострова становится главным стремлением святого Космы. Он начал проповедовать и учить православный народ сначала в окрестностях Константинополя, потом в центральной Греции. С этой же целью он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море. Таким образом, он побывал практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, святой организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи учебных заведений с бесплатным обучением. Кроме того, святой смог наладить подготовку преподавателей, собрать средства, которые на много лет вперед обеспечили работу открытых им школ.

Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями и даже с враждебностью местного населения, но святой Косма говорил с народом не как учитель с учениками, а на равных – простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не гордился свой ученостью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.

Там, где проходил святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днем и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и искренние, исполненные Божественной благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповеди святого Космы пробудили народное сознание.

Множество современников (причем среди них были как друзья святого, так и его враги) высоко оценили результаты его деятельности. Именно Косма Этолийский смог остановить набиравшую обороты исламизацию православного населения. Сегодня во многих изданиях, выпускаемых албанскими националистами, Косма Этолийский назван главным врагом албанского народа. Они утверждают, что его деятельность помешала создать «великую Албанию» и водрузить зеленое знамя ислама над всем Балканским полуостровом.

Поистине, Косма Этолийский – личность харизматическая. Его проповеди были исполнены глубокой внутренней силы, выстраданы, исходили из самого сердца. Он не пользовался фейерверком риторических фигур, не строил сложных, витиеватых предложений, избегал «высокого языка», непонятного большинству слушавших.

Часто послушать святого Косму собиралось столько людей, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Его шествие к месту проповеди превращалось в величественный крестный ход: за ним следовал сонм священников, которые несли иконы и свечи, совершали литургии и молебны, и множество мирян: женщин, стариков и даже маленьких детей! Люди не хотели пропустить ни одного слова из проповеди. Святой Косма был непреклонным и самоотверженным человеком. Он проповедовал, несмотря на стужу и жару, дожди и грозы, снежные бури и палящее солнце.

Имя Космы Этолийского было на устах у всех жителей Балкан, число его последователей и учеников умножалось, но его враги (знать, ростовщики, торговцы и некоторые представители высшего духовенства) все сильнее и сильнее возгорались ненавистью к святому и задумали коварный и изощренный план его убийства. Они заплатили Курт-паше 25 тысяч грошей за голову праведного Космы.

Сам святой не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Стойкостью в страданиях и муках, которые ему пришлось перетерпеть, святой Косма явил свою великую любовь к Господу.

24 августа 1779 г. Косма был задушен и брошен в реку неподалеку от Коликандаси в Северном Эпире. В 1961 г. он был причислен к лику святых Константинопольским Патриархом. Церковь почитает его как равноапостольного и преподобного мученика.

20 марта 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя Космы Этолийского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. /Русский Дом. 2010. №2. С – 32-33.]

Прп. Аристоклий, старец Московский (1918). Старец Аристоклий (Амвросиев) родился на Урале в благочестивой крестьянской семье предположительно в 1838 г. и при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Матрона, мать отрока, долго слезно молила свт. Николая об исцелении сына и дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться.

В день празднования Церковью памяти свт. Николая 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея. Когда же ему исполнилось 17 лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ. При постриге послушнику Алексею была дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского (память его 20 июня).

Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz