30 октября / 12 ноября
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285). Сщмч. Леонида пресвитера (1941); сщмч. Матфея диакона (1942).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Правв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брат его св. Драгутина (1316) и матери их Елены (1306).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Сщмч. Зиновий, еп. Егейский, и сестра его мц. Зиновия (285). Они родились в каппадокийском городе Егее, рано остались сиротами, раздали свое богатое имение бедным и жили лишь для служения Богу. Зиновий получил от Господа дар чудотворения. Он мог молитвой и возложением рук исцелять больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане егейские избрали его в епископа. Но вот вспыхнуло страшное Диоклетианово гонение. Многие из христиан прославились мученической смертью за Христа. Св. Зиновий среди прочих претерпел мучения за веру Христову и был обезглавлен, в 285 г. Тогда же пострадала и сестра его св. мученица Зиновия, добровольно пошедшая за братом на мучения ради Христа.
Сщмч. Леонид (Виноградов) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Леонид (Леонид Александрович Виноградов) родился в 1897 г. в городе Костроме. Родители его были очень благочестивы, особенно мать, которая часто вместе с мальчиком, коему было тогда девять лет, ездила к о. Иоанну Кронштадтскому. Религиозные впечатления от этих поездок были столь значительны, что Леонид решил свою жизнь посвятить служению Богу. Но недолго пришлось мальчику наслаждаться благотворной обстановкой семьи; когда ему исполнилось двенадцать лет, он осиротел, и его взяла на воспитание бабушка. Желая дать ему какую-нибудь доходную профессию, она решила направить мальчика в обучение к знакомому купцу, но он категорически отказался – не расположена была душа Леонида к занятию торговлей. Бабушка была настроена сурово и решительно и в ответ на отказ внука сказала: «В таком случае ты ничего от меня не получишь, можешь идти на все четыре стороны».
Мальчик собрал котомку – белье, кружку и миску – и ушел в Ипатьевский монастырь, где жил на попечении монахов до совершеннолетия, по достижении которого Леонида благословили быть в монастыре пономарем. Здесь, в монастыре, он познакомился со своей будущей женой, девушкой из благочестивой семьи; по окончании епархиального училища она работала учительницей и часто посещала богослужения в Ипатьевском монастыре. В 1918 г. они обвенчались, и епархиальное начальство отправило Леонида Александровича в село Сусанино псаломщиком. Через два года он был рукоположен в сан диакона ко храму села Вознесения Сусанинского района. В марте 1924 г. Патриарх Тихон рукоположил его в сан священника, и он стал служить в храме села Никола Эзу неподалеку от Кинешмы. Вскоре о. Леонида арестовали. Прихожане много хлопотали перед властями об освобождении священника, ездили в Москву к Калинину. Отец Леонид был освобожден через год и направлен служить в храм села Панино Костромской области, а затем в храм села Сокольского Ивановской области. В 1934 г. местный исполком постановил разрушить церковь, где служил о. Леонид, и уничтожить обширное кладбище вокруг храма, разбив на этом месте парк для прогулок и увеселений. Кощунственный проект властей вызвал среди жителей возмущение. Крестьяне не один раз ходили к властям и уговаривали их отказаться от кощунственного плана. В ответ власти арестовали о. Леонида, старосту храма Александру Косулину и члена церковного совета Хионию Сафонову и заключили их в Кинешемскую тюрьму. Суд над ними назначили на праздник Рождества Христова 1935 г. Весь день в сочельник и всю ночь их гнали шестьдесят километров пешком от Кинешмы до Сокольского, где должен был состояться суд. Суд был закрытым и продолжался три дня. Отца Леонида приговорили к семи годам заключения, а женщин – к четырем годам.
Летом 1935 г. жена о. Леонида поехала в Москву и добилась приема у Молотова. Он выслушал ее и пообещал разобраться. Осенью 1935 г. священник и женщины были освобождены. После освобождения о. Леонид служил в храме села Воронцово Пучежского района. Много раз его арестовывали и предлагали отречься от Бога и снять священнический сан. Но всякий раз о. Леонид отвечал: «Служу Богу моему дондеже есмь!» В последний раз его арестовали 17 сентября 1938 г. Это был седьмой его арест.
Отец Леонид был приговорен к четырем годам заключения, которое отбывал в лагере Никола-Ёлнать Юрьевецкого района. В 1940 г. дети добились свидания с отцом в лагере.
Началась война. Заключенных лагерей переводили на восток страны. 30 октября 1941 г. о. Леонид отправил домой последнее письмо; с дороги он писал, что их везут в Пермскую область. Этот этап оказался для о. Леонида последним. Он скончался 12 ноября 1941 г. в одном из лагерей Чердынского района Пермской области. А через два дня в деревне Власово Костромской области скончалась его жена, поддерживавшая его на трудном пути священнического служения.
Сщмч. Матфей (Казарин) диакон (1942): Новомуч.
Апп. от 70-ти Тертий, Марк, Иуст и Артема (I). Святой Тертий писал послание апостола Павла к Римлянам, в котором так говорит о себе: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим. XVI, 22). Он был вторым, после Сосипатра (память его 10 нояб. и 4 янв.), епископом в Иконии, где претерпел мученическую смерть.
Святой Марк, племянник апостола Варнавы (память его 11 июня), был епископом в Аполлониаде, о котором св. апостол Павел вспоминает в послании к Колоссянам: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы…» (Кол. IV, 10).
Святой Иуст был епископом в Елевферополе; святой Артема – в Листрах. О нем св. апостол Павел вспоминает в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему, или Тихика, поспеши придти ко мне» (Тит III, 12).
Память их празднуется также: Тертия – 21 июня и 10 ноября, Марка – 27 сентября.
Сщмч. Маркиан, еп. Сиракузский, ученик ап. Петра (II). Святой епископ Маркиан, ученик св. апостола Петра, прибыл из Антиохии в Сиракузы, город на острове Сицилии. Одной молитвой разрушал он идольские капища и многих людей привел ко Христу и сделал сынами света, совершая многие чудеса. Убит он был за Христа иудеями. Мощи его почивали в Гаэте (гавань и крепость в Италии).
Мц. Евтропия Александрийская (ок. 250). Святая Евтропия была обвинена перед игемоном Апеллианом в том, что она посещает и укрепляет в вере христиан, заключенных в темницах. За это она была повешена и тело ее жгли свечами, но она переносила мучение так, как будто то был не пламень, а вода. И всем окружавшим ее, в том числе и мучившим ее воинам, ясно виден был муж, устрашавший всех, который остужал огонь и низводил росу на святую мученицу. Среди таких истязаний она предала дух свой Господу.
Мц. Анастасия Солунская, Римлянина (253-259). Память ее празднуется также 29 окт. (см. о ней там же).
Мчч. Александр, Кронион, Иулиан, Макарий и иные 13 (249-251). Пострадали в Александрии при Декие.
Мч. Максим диакон (284-305).
Свт. Герман, еп. Капуи (540).
Правв. Стефан Милютин, король Сербский (1320), брат его св. Драгутин (1316) и матерь их св. Елена (1306).
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана - Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно.
В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.
Св. Иоатам Грузинский (1465).
Свт. Иосиф, Патриарх Константинопольский.
Прп. Симеон.
Св. Петр.
Озерянская икона Божией Матери (XVI). Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы чудесно явился в конце XVI столетия возле селения Озеряна в 35 верстах от Харькова, во время татарских набегов на Украину. Один крестьянин села Озеряна вышел косить траву на лугу и при взмахе косы вдруг услышал стон. Нагнувшись, он увидел, что рассек пополам холст с изображением Богородицы. Потрясенный такой неожиданностью, он принес поврежденную икону домой, сложил ее части вместе и поставил в красном углу. Утром он с еще большим изумлением заметил, что икона срослась, остался лишь тонкий след на месте разреза (впоследствии ее наклеили на кипарисовую доску). От образа стало проистекать множество чудес. На месте явления чудотворной иконы впоследствии возникла обитель, получившая название Озерянской, от коей и получила свое название эта икона. Здесь чудотворная икона пребывала до упразднения этой обители в конце XVIII в., затем в 1794 г. была перенесена в Куряжский монастырь, находившийся в 10 верстах от Харькова, а после закрытия и этого монастыря икону перенесли в Харьков и поставили в Покровскую училищную церковь. Здесь она пробыла 8 лет. В начале XIX столетия Куряжский монастырь был восстановлен, и по просьбе его братии св. Озерянскую икону возвратили в него.
Озерянская икона имеет в длину немного более 9, а в ширину 7,5 вершков. Она была украшена дорогой ризой из чистого червонного золота старинной работы. Икона писана на холсте кистью древнего малороссийского художника.
На поклонение перед чудотворным образом Пресвятой Богородице стекалось множество паломников. Ежегодно 30 октября Озерянскую икону приносили в Харьков, где она оставалась до Фомина воскресенья. И по сей день Озерянская икона Божией Матери почитается покровительницей Харькова. В городе есть три церкви, престолы которых освящены в честь Озерянской иконы, и еще одна – в селе Нижняя Озеряна, на месте ее обретения. В каждом харьковском храме есть ее копия. Подлинная Озерянская икона в годы советской власти была утеряна, однако сохранился ее точный список, который, как считают верующие, обладает такой же чудотворной силой. В Благовещенском кафедральном соборе Харькова он занимает самое почетное место – над Царскими вратами.