Краткие жития святых, православные праздники и события

17/30 октября

 

Прор. Осии (ок. 820 до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Сщмч. Неофита пресвитера (1918); сщмч. Анатолия пресвитера, прмчч. Иакинфа и Каллиста (1918); сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937).

Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братия их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, друга Божия, еп. Киттийского (898).

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

 

Пророк Осия Прор. Осия (ок. 820 до Р.Х.). Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IX веке до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исайи, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, покланялись идолам. Святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение, и не будет Аронова священства (Ос. III, 5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос. II, 20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос. XI, 1; сравни Мф. II, 15), в три дня воскреснет (Ос. VI; сравни 1 Кор. XV, 4) и победит смерть (Ос. XIII, 14; сравни 1 Кор. XV, 54 – 55). Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение св. Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости скончался Богодухновенный пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.

Андрей Критский Прмч. Андрей Критский (767). В царствование императора Константина Копронима (741-775) зародилась и распространилась ересь иконоборчества. Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает почитать иконы, ибо это есть языческое идолопоклонство. Он послал всем странам своего государства повеление, чтобы все иконы были выброшены из домов Господних, и чтобы никто не дерзал хранить их в своем доме. При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим повиноваться его повелению; и были тогда в Церкви Божией великая скорбь и печаль. Многие из верующих, боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению царя и перестали покланяться иконам, а другие, твердо держась предания святых отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным мукам. Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми.

В то время на острове Крите был один благочестивый и богобоязненный человек по имени Андрей. Он отвергся от мира и славы его и презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни. Узнав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград. Здесь он без всякого страха, но с великим дерзновением, открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением. Более же твердых в вере христиан Андрей укреплял и возбуждал к истинному исповеданию и терпению в муках.

Когда же Андрей увидел, что иконоборцы, по повелению царя, за почитание святых икон, одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем, некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги, то не смог этого стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика Маманта, где в то время находился царь с множеством своих сановников. Протиснувшись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким голосом воскликнул: «Почему ты, царь, называешься христианином и слугою Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?»

Царь повелел схватить его. Святого схватили и начали бить, но царь велел прекратить избиение и привести его к нему. Андрей смело сказал царю, что специально пришел к нему, чтобы или убедить его в заблуждении или самому умереть за Христа.

Царь велел обнажить святого и бить его без милосердия. Но святой мужественно терпел все истязания. Некоторые же из окружающих, для угождения царю, начали бросать в Андрея камнями и разбили ими ему уста и сокрушили ребра. Наконец, после многих мучений святой был заключен в темницу, где, пробыв некоторое время, утверждал в благочестии приходивших к нему верующих. После этого царь велел опять вывести Андрея из темницы и снова мучить, возобновляя его прежние раны; при этом тело святого распадалось и раздроблялось. Наконец, связав ему ноги, повлекли его по земле через город на место, где казнили злодеев, и там мучитель повелел умертвить святого Андрея. Но по пути один из еретиков – торговец рыбой – схватил нож и рассек Андрею ногу. Этим он прекратил многострадальный путь святого, ибо мученик тотчас же умер от боли.

Тело св. Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев, и лежало там более 12 недель, пока его, по повелению Божию, не вынули оттуда люди, одержимые нечистыми духами, и, возложив его на священном месте, тотчас получили исцеление. Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления.

 

 Сщмч. Неофит (Любимов) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Неофит (Неофит Порфирьевич Любимов) родился в 1846 г. в селе Таборы Самарского уезда Самарской губернии. Высшее образование получил в Киевской Духовной академии, окончив ее кандидатом богословия. С 1876 по 1882 г. был преподавателем русского языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном женском училище, с 1885 г. – законоучителем и инспектором классов того же училища. Преподавал также в Мариинской женской гимназии Симбирска и Симбирском кадетском корпусе.

В 1885 г. Неофит Порфирьевич был рукоположен во священника к церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы епархиального училища.

Сам о. Неофит, будучи ревностным и взыскательным духовным наставником и даровитым педагогом, стремился воспитать благоговейных и верных чад святой Церкви.

Свою педагогическую деятельность о. Неофит строил на той православно-просветительской традиции, которая берет начало в святоотеческом опыте. Вслед за великими церковными наставниками о. Неофит говорил о неотделимости образования от воспитания. Отец Неофит настойчиво указывал матерям, что Господь возложил на них сугубую ответственность – воспитывать добрую нравственность своих чад.

Тридцать три года жизни протоиерей Неофит посвятил трудам священническим. Это служение он проходил с сознанием великой ответственности, возложенной на него Богом.

В 1893-1895 гг., оставаясь в должности инспектора классов женского училища, он преподавал гомилетику в Симбирской Духовной семинарии.

14 апреля 1899 г. о. Неофит был назначен преподавателем греческого языка в Симбирском Духовном училище и уволен с должности инспектора классов в епархиальном женском училище. В начале 1900-х годов о. Неофит проходил пастырско-приходское служение в церкви Всех святых города Симбирска.

В 1902 (или 1903) году он был назначен настоятелем церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве. В Москве он принимает активное участие в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читает лекции для рабочих в Московском епархиальном доме.

В 1906 г. о. Неофит был возведен в сан протоиерея. Ревностный проповедник и защитник православия, он основал собственное миссионерское издательство, в котором публиковались работы архиеп. Антония (Храповицкого) против пашковцев, Н.Ю. Варжанского – против различного вида сектантства, работы самого протоиерея Неофита. В 1914 г. вторым, дополненным, изданием вышли проповеднические труды протоиерея Неофита. Основанием к переизданию стали высокие отзывы православных людей о его проповедях.

Протоиерей Неофит православно-церковные убеждения соединял с патриотической настроенностью и твердыми воззрениями на благодетельную силу царской власти. В годы открытого и дерзкого выступления против законной самодержавной власти со стороны революционеров и либералов протоиерей Неофит издал специальный труд о духовной природе царской власти и об обязанности православных людей хранить и укреплять ее. Отец Неофит открыто и ясно предостерегал: если прекратится царская власть, начнется непрекращающаяся череда бедствий.

Последним местом служения протоиерея Неофита стала церковь святителя Спиридона на Козьем болоте, настоятелем которой он был несколько лет.

В мае 1918 был арестован зять протоиерея Неофита – православный миссионер Николай Юрьевич Варжанский (сщмч., память его 23 авг.). 13 июня о. Неофит написал письмо Ленину с просьбой освободить Николая Варжанского. Ответа на это письмо не последовало.

21 июля 1918 г. протоиерей Неофит отслужил в храме панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Протоиерей Неофит был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 г. Президиум Коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией из трех человек приговорил протоиерея Неофита к расстрелу, – и он был расстрелян. Тело его погребено на Калитниковском кладбище в могиле, ставшей ныне безвестной.

Сщмч. Анатолий (Ивановский) пресвитер, прмчч. Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин) (1918): Новомуч. Преподобномученик Иакинф (Питателев) (в миру Илья Иванович Питателев) родился в 1882 году в поселке Усть-Актайский Верхотурского уезда Пермской губернии в семье крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями города Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил Илья Питателев, находилось место отшельнического подвига схимонаха преподобного Илии (Чеботарёва). Под влиянием преподобного 12 октября 1912 года Питателев поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. 25 июня 1917 года принял постриг с именем Иакинф. Направлен на послушание в Малоактайский скит, где был поваром, чтецом и псаломщиком.

После 1917 года монастырь был занят и разграблен красноармейцами. В октябре 1918 года в Верхотурье вошли военные части адмирала А.В. Колчака. Красные войска ушли по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Иакинф (Питателев) и преподобномученик Каллист (Опарин) остались на послушании, когда иеросхимонах исповедник Иоанн (Кевролетин) (память его 14 янв.) и монах Аарон, взяв антиминс и запасные Дары, уехали в Верхотурский монастырь. 25 октября 1918 года пришли красноармейцы и произвели обыск в обители. Иакинф (Питателев) и преподобномученик Каллист были арестованы и по Богословской железной дороге доставлены на станцию Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны 30 октября близ станции Карелино. Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 ноября 1918 года их перевезли в монастырь. 25 ноября архимандрит Ксенофонт (Медведев) возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с церковью во имя св. Неофита. В 30-х годах храм и кладбище были уничтожены.

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года имя Иакинфа (Питателева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился в 1891 г. в Риге в семье священника о. Иоанна Щукина и рабы Божией Елизаветы. Дед его – Василий Щукин – служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую Духовную академию. У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал участия в играх. Он рос тихим, скромным, послушным ребенком и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился.

Александр учился в Московской Духовной академии, которую закончил в 1915 г.

С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию.

Наступил 1917 г., для Православной Церкви пришел час испытаний.

Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем прп. Александра Свирского.

В 1918 г. Нижегородские власти арестовали о. Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения о. Иоанн стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.

Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 г. иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 13 августа 1923 г. он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.

Во время его отсутствия о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью. Владыка прибыл накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Таинами.

Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному отцу. Похоронили о. Иоанна рядом с храмом, где он служил.

Владыка Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Служил он в Макарьевском монастыре.

В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.

В сентябре 1927 г. на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.

В 1929 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было почти все нижегородское духовенство.

В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он не согласился. Следователи били его и пугали, на все святитель отвечал спокойно и кротко: «Тело мое в вашей власти, и вы можете с ним делать, что хотите, но душу свою я вам не отдам».

Владыка был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.

11 января 1929 г. следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он «как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы «о бесчинстве коммунистов-безбожников…». Имея преданных ему монахов и монахинь… Давал им указания, как бороться с безбожниками… рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства…

26 апреля 1929 г. Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно мест содержания духовенства – на Соловках.

В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.

Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили, и он получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти Архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.

Церковь тогда подверглась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви опустели. Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться народом.

Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован.

Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода. В конце 1936 г. владыка получил назначение в Семипалатинск.

Архиерейские кафедры опустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.

В августе 1937 г. архиепископ был арестован. Следствие в те годы было пыточное. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации – архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказывался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления тройки УНКВД 28 октября 1937 г. следователь Барабанщиков провел последний допрос.

Несмотря на то, что архиепископ и на этот раз не признал себя виновным ни в одном из предъявленных ему обвинений, он в тот же день был приговорен к расстрелу.

Через два дня, 30 октября 1937 г., архиепископ Александр был расстрелян.

 

Мчч. бессребреники Косма и Дамиан, Аравийские, и братия их мчч. Леонтий, Анфим и Евтропий (Евпрений) (287 или 303). Существует три двоицы святых бессребреников-врачей с именами Космы и Дамиана. Одни из них родились от отца язычника и матери Феодотии, благочестивой христианки; мирно скончались и были положены на месте, называемом Фериман (память их 1 нояб.). Другие жили в Риме и скончались от руки завистливого своего учителя (память их 1 июля). Третьи же, память которых совершается ныне, были уроженцами Аравийской страны. Уверовав во Христа, они стали безвозмездно врачевать бесчисленное множество больных, но не травами и лекарствами, а силою Христовою, проходя по городам и селениям с проповедью.

Когда они прославились всюду своим учением и чудесами, то были взяты под стражу. Это происходило в царствование Диоклетиана и Максимиана, гонителей и мучителей христиан. Будучи приведены в город Киликию, святые врачи Косма и Дамиан предстали перед игемоном Лисием. Спросив их имена, узнав о происхождении и вере, он стал принуждать их принести жертву идолам. Но, так как святые не хотели исполнить этого, и смело проповедовали Христа, то игемон сначала повелел бить их немилосердно, а затем связанных бросил в глубину морскую, но святые силою Божией спаслись от потопления. Увидев это, игемон велел привести их к нему и спросил их, каким волшебством они спаслись от потопления в море. Они ответили, что спаслись силою Христовою, а волшебства они не знают и не нуждаются в нем.

На другой день святых вывели из темницы, и мучитель велел ввергнуть их в огонь, но они и в огне остались невредимы. Игемон, сильно удивившись этому, велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их. Затем слуги по его приказу стали бросать в них камни, но камни отскакивали от их тел, как от стены и убивали самих бросающих. Также и стрелы не могли причинить мученикам вреда.

Наконец, по приказу игемона святых бессребреников Косму и Дамиана усекли мечом, а вместе с ними других трех братий – Леонтия, Анфима и Евтропия. Все они погребены были вместе. После смерти они также совершали многие чудеса, являлись болящим и исцеляли их.

Мчч. Гормизда и Иовин (284-305).

Воскрешение Лазаря Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, друга Божия, еп. Киттийского (898). Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин. XI, 3). Во время Своей земной жизни Господь часто посещал их дом, Лазаря называл Своим другом (Ин. XI, 11), а незадолго до Своих страданий воскресил его из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе (Ин. XI, 17 – 44). После этого события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин. XII, 1 – 2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только ради Иисуса Христа, но, чтобы видеть и Лазаря, которого он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя это, первосвященники тогда же решили убить и Лазаря (Ин. XII, 9 – 11). Предание говорит, что Лазарь, после воскресения своего, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре, где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался.

В IX веке по Рождестве Христовом святые мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китие (на южном берегу острова Кипра), где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Сокровище это было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенного еще императором Василием Македонянином.

Память прав. Лазаря отмечается также в Лазареву субботу.

Преподобный Антоний Леохновский Прп. Антоний Леохновский, Новгородский (1611). Преподобный Антоний родился в знатной и богатой семье тверских бояр Вельяминовых. В юности он тайно оставил родительский дом и удалился на отшельничество в дикую лесистую местность на юго-западном берегу озера Ильмень, называемую Рублевской пустошью, всю изрезанную оврагами. Он слышал, как его сестры звали его и плакали, но не вышел к ним. Он стал обрабатывать землю, сеять рожь и печь из нее хлеб; иногда он вкушал немного овощей. Воду он пил из ближайшего колодца. Почти всю ночь проводил он на молитве и в борьбе с демонами и спал очень мало, подложив под голову бревно. Остатки скита его были найдены в 1859 г.

Раз в праздник Вознесения явился ему ангел и приказал идти на место, называемое Леохново, расположенное в 20 верстах от Старой Руссы (Новгородская епархия). Там нашел он иеромонаха Тарасия, который постриг его, не меняя имени. Они основали в Леохново монастырь в честь Преображения Господня, и прп. Антоний был его первым настоятелем. Подвизался он в этой обители 50 лет.

В 1564 г. он предсказал поражение русских литовцами и при жизни был чудотворцем.

В 1611 г., во время шведского нашествия, митрополит, опасаясь за него, уже древнего старца, вызвал его в Новгород, где он и скончался между 1611 и 1613 гг. 86 лет от роду. Явившись ученику своему Григорию, прп. Антоний велел ему восстановить его разоренную обитель и перенести в нее его останки. Во время этого торжества прозрели двое слепых.

Память его празднуется 17 окт. в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Свт. Иосиф, Католикос-Патриарх Грузинский (1770).

Мч. Исидор  и дружина его.

Мч. Каллиник.

 

Чудотворные иконы Божией Матери, именуемые:

«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827). На границе Московской, Тверской и Владимирской областей, в месте впадения реки Пешноши в реку Яхрому, находится Николо-Пешношский монастырь, основанный во 2-й половине XIV в. учеником прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.) прп. Мефодием (память его 4 июня). Этот образ Пресвятой Богородицы был принесен в Николаевский Пешношский монастырь московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым в 1780 г. Алексей, став иноком, все свои немалые средства отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келье. После его кончины образ принесли настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, велел поставить ее над входной дверью в часовню прп. Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. На этом месте, по преданию, Мефодий беседовал с самим прп. Сергием Радонежским. Все паломники, шедшие в прославленную своими прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над ее вратами образом Божией Матери.

Прославление иконы началось в 1827 г. после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя мимо иконы, увидел, что от нее исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу». Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошел к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Кем он написан – тайна. Достоверно известно, что во время эпидемий холеры все, молившиеся перед ним, получали исцеление.

В 1888 г. по замыслу террористов, после устроенного ими взрыва поезда, в котором возвращалась из Крыма в Петербург Царская Семья, должны были погибнуть все – и мудрый правитель России Александр III, и его наследник, наш последний Царь Николай II, и Царица, и все Великие князья и княгини. Словом, хотели всех уничтожить разом, вырубить под корень, посеять в стране страх и растерянность, и на фоне этого «свой, новый мир построить».

Но Царица Небесная не позволила сему быть. Царь-богатырь один удержал крышу вагона. Вся его семья спаслась. Но он, конечно, понимал, что никаких человеческих сил, даже самых богатырских, ему бы не хватило на то, чтобы сотворить свой подвиг, да еще и самому остаться в живых. Александр III был православным человеком, и потому сразу посмотрел в календарь, чтобы знать: какие святые ему помогали, какая икона покровительствовала? Сразу отслужили благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и всем святым, память которых празднуется в этот день.

Вернувшись в Петербург, Царь повелел служить благодарственный молебен этой иконе во всех храмах России. Во многих из них такого образа не было, срочно было изготовлено множество списков с нее. После революции именно эту икону большевики уничтожали с ненавистью в первую очередь, – понятно почему, ведь она была спасительницей Царской Семьи. [Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию, 2007, №10. – С. 18.]

В 1920 г. в обители обосновалась закрытая психиатрическая лечебница. В Сергиевском храме на покоящихся под спудом мощах прп. Мефодия воздвигли котельную. В главном соборе и поныне столовая для обслуживающего персонала, а в монашеских кельях до сих пор содержатся душевнобольные.

Икона Божией Матери ''Избавительница'' «Избавительница». В начале XIX столетия на Святом Афоне проводил иноческую жизнь замечательный подвижник Константий Феодул. Келейной святыней старца был чудотворный образ Богородицы, написанный около 150 лет тому назад. После смерти этого подвижника святая икона перешла к его ученику старцу Мартиниану, пришедшему в русский Пантелеимонов монастырь в 1821 г. В 1841 г. старцу Мартиниану понадобилось отправиться в Грецию. Икона малого размера, и старец в путешествиях всегда носил ее с собою. Однажды, находясь в епархии Спарты, он узнал, что, на поля и леса окрестных сел налетело страшное множество саранчи, и ничем жители их не могут избавиться от нее. Старец предложил им обратиться с молитвою к Пресвятой Богородице. По завершении литургии вынесли бывшую со старцем икону в поле и стали молиться. И саранча вдруг поднялась и полетела, затем появилось множество скворцов, которые совсем истребили оставшуюся саранчу. Были от иконы еще чудеса.

В селении Мавровони лежал тяжело больной мальчик. Родители решили напутствовать своего сына причащением Святых Тайн. Приглашенный священник позвал с собою и старца Мартиниана. Прид… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz