9/22 октября
Ап. Иакова Алфеева (I). Прп. Андроника и жены его Афанасии (V). Сщмч. Константина и Петра пресвитеров (1918); сщмч. Константина пресвитера (1937).
Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (ок. 2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исп., диаконисы Антиохийской (361-363). Прп. Петра Галатийского (829-886).
Корсунской иконы Божией Матери.
Ап. Иаков Алфеев (I). Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем (сборщиком податей). Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова (Мф. X, 3; Мк. III, 18; Лк. VI, 15). И стал Иаков одним из числа 12-ти апостолов, самовидцем и слугой Христовым, проповедником Его учения и Его последователем. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках (Деян. I, 13), он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Он искоренял тернии безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и множество людей привел ко Христу. Он приобрел себе новое имя: Божественное семя, ибо насеял в сердцах людей Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие.
Он сеял семя небесное и собирал жатву спасения во многих странах: сначала в Иудее, затем сопутствовал Андрею Первозванному в Едессу, в Газе и Елевферополе и сопредельных с ним местах, в Египте и в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), где и запечатлел свои апостольские труды мученической смертью, пригвожденный на кресте.
Прп. Андроник Антиохийский, Египетский и супруга его св. Афанасия Тавенская (V). Святые супруги Андроник и Афанасия был богаты. Он был банкир, а она дочь другого богатого александрийского банкира. Удачные обороты быстро увеличивали их капитал, но они тратили значительную часть доходов на милостыни, лечение больных и пособие монастырям.
Бог благословил их брак рождением дочери и сына. Довольствуясь этими детьми, они постановили между собою жить в совершенном воздержании и посвятить все свое внимание воспитанию детей для жизни «по сердцу Божию». Вероятно, они успевали в этом, так как через двенадцать лет Господь отозвал к Себе их сына и дочь. Андроник, живо почувствовавший великость утраты этой, сумел победить натиск чувств и принял без ропота и с благодарением это явление воли Божией.
Афанасия не могла так скоро утолить печаль разлуки с рожденными ею, вскормленными и воспитанными детьми. Она казалась неутешною, и многие ночи провела на обливаемой ее слезами могиле, близ церкви святого мученика Иулиана.
В это время явился ей святой мученик Иулиан в монашеском одеянии. Назвав себя, он упрекнул Афанасию за ее слабодушие и сказал, что вместо оплакивания детей, которых Бог взял на небо, ей следовало бы оплакивать собственные грехи. Утешенная явлением этим, Афанасия попросила у мужа согласия удалиться в монастырь, чтобы вести ту истинно христианскую жизнь, к которой давно стремилась душой, но на которую не могла решиться при жизни детей.
Андроник не только не воспротивился исполнению ее мудрого желания, но объявил, что сам с радостью последует ее примеру. Приготовляясь к изменению жизни, они предприняли путешествие в Палестину, чтобы посетить святые места.
По завершении путешествия Андроник отвез жену в Фиваиду, где она вступила в мужскую Тавенскую обитель, не объявив о своем поле. Сам же он остался при о. Данииле, чтобы быть послушником и учеником этого святого мужа.
Так в отдалении друг от друга, в неизвестности один о другом, крайнем стеснении, смирении и послушании они прожили двенадцать лет. По странному, но в духовной жизни весьма нередкому, хотя и неясному, побуждению, оба они, ничего не сообщая один другому, в одно и то же время приняли намерение еще раз посетить Иерусалим. Каждый со своей стороны, приняв благословение настоятеля, отправился в дорогу, на которой они встретились. Андроник не узнал своей жены, Афанасия тотчас узнала мужа, но, видя, что он не узнает ее, и, верная произнесенному обету полного отречения, не открылась ему. Они продолжали путь вместе в полном молчании. Прибыв в Александрию и рассуждая о чудном их одновременном выходе из обителей, встрече и не узнавании ее мужем, Афанасия пришла к мысли, что такое событие не может быть слепой, бесцельной случайностью, и что, вероятно, Господь признал их нужными для подкрепления один другого в пути во Христе. Она предложила остановиться в соседстве с Александрией, собственными руками построить небольшую келью и в ней, отдав себя в полное послушание один другому, спасаться в безмолвии, молитве и труде по примеру отшельников пустынных.
Андроник испросил на это благословение у своего руководителя о. Даниила. Очи святого старца также «держались», ибо Бог и ему не открывал в товарище Андроника его бывшей жены. Он принимал ее за отшельника и благословил их совместное жительство.
Жизнь Андроника и его товарища была примером святости и глубокого духовного разума. Даниил, придя однажды навестить их, как бы по особенному внушению, нашел Афанасию в крайнем ослаблении. Она умирала без видимой болезни – знала это и ожидала святого старца. Она просила его, когда предаст Богу душу, взять бумагу, сохранявшуюся под ее изголовьем, прочитать и сообщить Андронику, после чего приобщилась Святых Христовых Таин и предала Богу душу в безболезненной, мирной, непостыдной кончине. Из бумаги, ею оставленной, открылось, что она была женой Андроника.
Даниил хотел взять Андроника с собой, в Сетейскую пустыню, но блаженный просил оставить его по извещению, что и его дни уже сочтены. И точно, через несколько дней после смерти Афанасии Бог призвал душу ее мужа.
Сщмч. Константин (Сухов) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмч. Петр (Вяткин) пресвитер (1918): Новомуч. Был священником единоверческой церкви села Сретенского Пермской епархии. Расстрелян красногвардейцами 9 октября 1918 г.
Сщмч. Константин (Аксенов) пресвитер (1937): Новомуч.
Прав. Авраам праотец и племянник его, св. Лот (ок. 2000 до Р.Х.). После смешения Богом языков во время столпотворения Вавилонского, люди, рассеявшись по земле и разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали покланяться идолам, ими же самими сделанными, животным, солнцу и луне и другим явлениям природы. Тогда для обновления Ветхозаветной Церкви и для сохранения в ней истинного Богопознания, Господь избрал одного благочестивого мужа, по имени Авраам, жившего в халдейской стране около города Ур (за 2000 лет до Р.Х.). Ему явился однажды Господь и велел оставить своих родных и свою родную землю и переселиться в чужую страну, где жители были очень грубыми язычниками. Это была земля Ханаанская, в тысяче километрах от Ура. При этом Господь обещал заботиться об Аврааме и сказал, что у него будет большое потомство, и что из его потомков явится Спаситель.
Авраам послушался Господа, взял свою жену Сарру и племянника Лота и переселился, куда ему велел Господь. Господь благословил Авраама: стада его размножались и, наконец, стали такие большие, что ему пришлось разделиться с Лотом. Авраам остался на прежнем месте, а Лот переселился в город Содом.
Господь несколько раз являлся Аврааму. Однажды Он явился ему в виде трех ангелов. Сначала Авраам принял Их за странников. Он выбежал к Ним, упросил Их войти к нему и стал, как можно лучше Их угощать. Только потом из Их беседы он понял, что это Св. Троица. Уходя, Господь сказал Аврааму, что Он хочет уничтожить города Содом и Гоморру за то, что жители их ужасные грешники. Авраам заступился за них и сказал: «Господи, а если там есть хоть 50 праведных, неужели Ты и их погубишь с грешниками?» «Нет, – сказал Господь, – Я ради них помилую весь город». Авраам спросил: «А если праведников будет только 45?» «Все-таки Я для них помилую город» – сказал Господь. Авраам стал все уменьшать число праведников и дошел до 10. И Господь обещал ради только 10 праведников помиловать Содом и Гоморру.
В этих несчастных городах не нашлось и 10 праведников. Когда ангелы Божии туда пришли, их принял к себе один Лот; да и то жители хотели его за это наказать. Тогда ангелы велели Лоту с семьей бежать скорее из грешного города и даже не оглядываться назад. А Содом и Гоморра были уничтожены дождем из камней и огня. Жена Лота во время бегства обернулась и сделалась столпом соли.
Когда Господь в лице трех странников явился Аврааму, Он обещал, что через год у Авраама и Сарры будет сын. Сарра даже засмеялась, когда это услышала, так это было невероятно: Аврааму было уже 99 лет, а Сарре – 90. Но через год у них, действительно, родился сын, и назвали его Исааком.
Когда мальчику было 12 лет, Господь явился Аврааму и сказал: «Возьми Исаака и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я тебе укажу. Аврааму это было очень тяжело: он так любил своего мальчика. Но он совершенно доверял Господу, очень любил Его и знал, что Господь никогда ничего плохого не сделает и не потребует. И вот он послушался Господа, взял Исаака и все, что было нужно для жертвоприношения, и пошел на гору, которую указал ему Господь. По дороге Исаак, который сам нес на спине дрова для жертвоприношения, спросил: «А где же жертва, которую мы принесем?» «Бог найдет приятную для Себя жертву» – ответил отец. На вершине горы Авраам приготовил жертвенник, связал Исаака, взял нож и хотел уже его заколоть, как Господь удержал его. «Не убивай сына, – сказал Он, – Я вижу, что ты так Меня любишь, что и единственного сына не пожалел для Меня». Тут Авраам увидел барана, который запутался в кустах, и принес его в жертву вместо Исаака. За такую великую веру Господь благословил Авраама, как никого еще не благословлял, и с тех пор Авраам называется отцом всех верующих. Авраам умер в возрасте 175 лет.
Мчч. Еввентий (Иувентин) и Максим воины (361-363). Память их празднуется также 5 сентября (см. о них там же).
Св. Поплия исп., диакониса Антиохийская (361-363). В царствование Юлиана святая Поплия была диаконисой Антиохийской церкви и славилась своею добродетельною жизнью. В молодости она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии стал благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц (посвятивших себя всецело служению Богу и давших обет девства), с которыми славословила Господа. Однажды, когда они пели утреню и, в частности, псалом 134, случайно мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав пение, приказал замолчать. Но Поплия стала петь еще громче. Тогда разгневанный император приказал воинам привести к себе начальницу хора и при этом бить ее по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего. Наконец, она была отпущена в свой дом, где по-прежнему продолжала воспевать Бога вместе со своими девственницами. Вскоре после этого она с миром предала дух свой Господу.
Прп. Петр Галатийский, Константинопольский (829-886). Святой Петр (в миру Леонтий) жил в царствование Византийского императора Феофила (829-832) и происходил из Галатии. Он отличался прекрасной и величественной наружностью и большой телесной силой, за что и выбран был в число царских комитов и удостоен от императора различных воинских почестей. Но недолго пробыл Леонтий на службе. Оставив все, он устремился к иноческому житию и принял пострижение с именем Петр в монастыре, называвшемся Дафнеон. Затем он отправился в путешествие, посетил различные святые места в Палестине, мужественно перенося трудности путешествия и со стороны магометан. Затем возвратился, и конец жизни провел, уже в царствование Василия Макдонянина (867-886), в обители св. Фоки в Константинополе, где после многих иноческих подвигов с миром предал дух свой Господу.
Мч. Гавденций, в Филиппах Македонских.
Мч. Варсонофий.
Корсунская икона Божией Матери. По преданию эта икона Богаматери написана была евангелистом Лукой. Она была подарена константинопольским императором Василием II святому равноапостольному князю Владимиру, после того, как он завоевал Корсунь, принял в этом городе крещение и обвенчался с сестрой императора царевной Анной. В 988 г. князем Владимиром икона была принесена из Корсуня в Киев. Отсюда образ был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где он и находился в Успенском соборе, за престолом.
Есть и другое предание, которое гласит, что икона эта принесена в Россию в 1162 г. дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, в монашестве ставшей игуменьей – прп. Евфросинией Полоцкой (память ее 23 мая), основавшей в Полоцке Спасскую обитель. В ней она построила каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса, затем соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Воспользовавшись родственной связью с греческим царствующим домом, она отправила богатые дары патриарху Константинопольскому Луке Хризовергу и императору Мануилу с просьбой прислать ей список с чудотворной иконы, хранящейся в Ефесе. Прошение было принято благосклонно, и святой образ отправили на Русь. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, в память о чем получила название Корсунской. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, святая княгиня в 1173 г. поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.
В 1239 г. князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава, внучатой племянницей прп. Евфросинии, в городе Торопце. Княжна эта взяла с собою из Полоцка икону Богоматери и поставила ее в торопецком Воскресенском соборе. Под именем Корсунской эта икона находилась здесь до последних времен и почиталась чудотворной. На обратной стороне Корсунской иконы находится изображение святителя Николая Чудотворца.
[Далее сведения заимствованы из статьи Н.М. Коняева «Инвентарный номер ДРЖ-2093» /Русский Дом, 2010, №3, стр. 46-49/.]
Как свидетельствуют предания, не раз чудотворная икона спасала Торопец от набегов неприятеля и эпидемий. В центре города, специально для нее, был выстроен величественный Корсунско-Богородичный собор, где чудотворный образ хранился до 1921 года.
В Торопце, рядом с чудотворной иконой, прошло детство и отрочество сына здешнего священника Иоанна Белавина, который, в страшные годы большевистских гонений став Патриархом Тихоном, провел Русскую Православную Церковь по крестному пути.
В 1921 г. Корсунско-Богородичный собор был закрыт и чудотворную икону Богоматери увезли в местный краеведческий музей, в 1936 году – в Государственный Русский музей, где стояла она в запасниках под инвентарным № ДРЖ-2093. И почти сразу ее подвергли «реставрации». Работы проведены были некачественно, при этом искусствоведы-реставраторы совершили «открытие» и объявили, что икона «написана псковским мастером раннего XIV века». Разумеется, не все ученые согласились с этим выводом. После этого икона была сдана в запасники и последние 70 лет висела в полуподвальном помещении Русского музея, как утверждают свидетели, прямо на каменной стене у лестницы… После реставрации 1937 г. «экспонат № ДРЖ-2093» пришел в столь ветхое состояние, что в 1957 г. потребовалась повторная реставрация его, заключающаяся в укреплении деревянной основы и красочного слоя.
В ночь со 2 на 3 декабря 2009, в ответ на просьбу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и последовавшего за этим решения Министерства культуры, чудотворную икону Богоматери Торопецкую доставили из Русского музея Санкт-Петербурга в храм Св. Александра Невского подмосковного поселка Княжье Озеро, тем самым вернув ее в родной дом – Русскую Православную Церковь.