Краткие жития святых, православные праздники и события

2/15 октября

 

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Прав. воин Феодора Ушакова (1817). Мц. Александры (1938).

Блгв. кн. Анны Кашинской (1338). Прп. Кассиана Угличского (1504). Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.).

 

Святые мученики Киприан и Иустина Сщмч. Киприан, еп. Антиохийский, Никомидийский, мц. Иустина и мч. Феоктист (304). Святой Киприан сначала был жрецом языческим и искусным чародеем, потом уверовал во Христа и был епископом Антиохийским. Киприан, еще будучи волхвом, по просьбе одного юноши старался приворожить к нему чарами христианскую деву Иустину. Испытав посрамление дьявольских козней крестным знамением, он принял святое крещение.

Св. мученица Иустина дева – молитвой и крестным знамением совершала чудеса, чем и обратила ко Христу св. Киприана. Оба они потом после мучений, и с ними мч. Феоктист, были обезглавлены.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый Блж. Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (936). Скиф (возможно, славянин) по рождению. Был рабом у царского телохранителя в Константинополе. Однажды, в сонном видении, св. Андрей увидел два войска: черное и белое. Белое побеждало черное, а воины увенчивались Самим Господом. И слышан был голос ангела, призывающего и самого святого идти на добрый подвиг – быть юродивым ради нашего Бога. С этого времени св. Андрей стал ходить по улицам Константинополя в рубище, терпел всякие поношения и лишения. Ничего не страшась, ничем не дорожа в этом мире, он смело обличал нечестивцев. Появился у него и преданный ученик – Епифаний. Когда они были во Влахернском храме, им открылось чудо Покрова Пресвятой Богородицы (празднование 1 окт.).

Феодор Ушаков Прав. воин Феодор Ушаков (1817). Недавно к сонму святых Феодоров присоединился преподобный Федор – в земной жизни знаменитый флотоводец Российского военного флота, не потерпевший ни одного поражения, Федор Федорович Ушаков. Он родился в 1744 г. в дворянской семье. В 1766 г. окончил Морской кадетский корпус, служил вначале на Балтийском флоте, с 1769 г. – в Азовской флотилии. Ушаков участвовал в Русско-турецкой войне (1768 – 74 гг.), с 1775 г. командовал фрегатом. В 1780 г. Ушаков был назначен командиром императорской яхты, но придворная карьера была ему не по душе. Он получил назначение командиром линейного корабля и совершил несколько походов в Балтийском и Средиземном морях, охраняя русские торговые суда.

С 1783 г. Ушаков служил на Черноморском флоте, участвовал в строительстве Севастополя. Русско-турецкую войну (1787 – 91 гг.) он начал командиром линейного корабля «Святой Павел». В 1788 г. возглавлял авангард Черноморской эскадры, сыгравшей решительную роль в бою у острова Фидониси с турецким флотом. Несмотря на превосходство противника в силах, Ушаков атаковал турецкие корабли и выиграл бой.

В 1789 г. Ушаков был произведен в контр-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, он одержал выдающиеся победы над турецким флотом в Керченском морском сражении (1790 г.), у острова Тенда (1790 г.) и у мыса Калиакрия (1791 г.). В 1793 г. Ушаков был произведен в вице-адмиралы, в 1799 г. – в полные адмиралы. В 1898 – 1800 гг. он совершил Средиземноморский поход, показал себя выдающимся флотоводцем и стратегом. Во время штурма крепости Корфу (1799 г.) он организовал взаимодействие десанта и артиллерии кораблей. Как политик и дипломат Ушаков действовал при создании Греческой Республики Семи островов под протекторатом России и Турции. Когда в апреле 1799 г. русская армия А.В. Суворова вступила в Северную Италию, Ушаков начал изгнание французских войск из Южной Италии, блокировал французские морские базы, производил высадку десантов. В 1800 г. эскадра была отозвана в Россию и вернулась в Севастополь. Заслуги Ушакова в то время не были оценены должным образом, он получал второстепенные назначения.

19 декабря 1806 г. адмирал подал прошение об отставке и поселился в деревне Алексеевке, близ Санаксарского монастыря, где молился о нем его родной дядя – прп. Феодор (память его 19 февр.). По воскресным и праздничным дням приезжал он в монастырь на службу. В Великий пост проживал в монастыре, в келье, для пощения и приготовления к Св. Таинам по целой седмице и продолжительную службу выстаивал с братией в церкви и благоговейно слушал. Началась отечественная война 1812 года. По состоянию здоровья старец уже не мог помочь ополчению, но все, что имел, отдавал он на в помощь ближним, страждущим от разорения. Окончил свою жизнь прав. Феодор 2 октября 1817 г. и погребен был в монастыре, рядом с дядей, прп. Феодором.

Почти два столетия спустя русские военные моряки обрели небесного покровителя после канонизации Феодора Ушакова в лике местночтимых святых Саранской епархии (6 октября 2001 г.). Современникам и потомкам он явил образец беззаветного служения Отечеству, как на поле брани, так и в делах благотворительности и милосердия, праведной жизни. Память его празднуется также 23 июля в день прославления и с Собором Ростово-Ярославских святых (23 мая).

 

Мц. Александра (Булгакова) (1938): Новомуч. Мученица Александра – Александра Иоакимовна Булгакова – родилась в 1886 году в деревне Кобловатка Козловского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Она была человеком религиозным, часто посещала святые места и тех многих священников, которых знала; три года она прожила в монастыре. Всю себя посвятив Богу, она старалась и с неверующими людьми сохранять мирные отношения. После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы. Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников – ходи или не ходи она на выборы представителей власти, которой она не сочувствует и не может сочувствовать, потому что та ставит своей целью разрушение храмов и истребление в душах людей всего святого, а переменить ее не может.

Подошли очередные выборы, и в июне 1938 года один из агитаторов, в ведение которого входил дом по Большому Черкасскому переулку, в котором жила Александра, принес ей открытку с приглашением прийти на избирательный участок. Но она ее даже не стала читать, а тут же в присутствии агитатора и соседки по квартире разорвала, не желая иметь с безбожниками ничего общего.

В самый день выборов, 26 июня 1938 года, агитатор сообщил членам избирательной комиссии, что Булгакова отказалась идти на выборы и разорвала приглашение. Члены комиссии, посовещавшись, решили пойти к ней домой, чтобы снова пригласить в избирательной участок, а если она больна, то довезти на машине. Войдя в квартиру, они подошли к ее двери и стали стучать. Не открывая, Александра спросила, кто они и зачем пришли. Агитатор ответил, что они пришли пригласить ее на выборы. Тогда она открыла дверь и, выйдя к ним с иконой в руках, стала читать молитвы и в частности молитву «Да воскреснет Бог». Когда она закончила молиться, уполномоченный по избирательному участку стал ее уговаривать, чтобы она шла голосовать, но на это она твердо им заявила: «Я не пойду, я верую в Бога, а когда я ходила в первый раз, то после голосования у меня опухли ноги и открылись на ногах язвы – так наказал меня Господь за то, что я Ему изменила. Я не с вами, я с Богом, я против вас, и голосовать я не пойду, потому что там все люди чужие».

Три четверти часа представители властей пытались уговорить Александру участвовать в выборах, но она не соглашалась, а когда уговоры ей надоели, то еще раз заявила, что она не с ними, а против них и спросила пришедших: «Скажите, государство можно переменить или нет?!" Пришедшие не поняли, к чему она это говорит, и стали горячо ее уверять, что государство, завоеванное кровью рабочих и крестьян, они никому не отдадут. Затем они стали ее расспрашивать, не болят ли у нее ноги, предлагали прислать машину, на что Александра в очередной раз повторила: «Я вполне здорова, машина мне не нужна, и голосовать я не буду».

Члены избирательной комиссии ушли ни с чем, но в тот же день уполномоченный по избирательному участку сообщил обо всем происшедшем представителю районного комитета ВКП(б), помощнику председателя районного совета и заместителю председателя районного совета и отправил докладную записку оперуполномоченному районного отделения УНКВД, который 28 июня распорядился вызвать и допросить свидетелей, чтобы затем арестовать Александру.

1 и 4 июля члены избирательной комиссии были допрошены; они заявили, что Александра Булгакова слывет монашкой, очень религиозна и выполняет все церковные обряды.

10 июля была допрошена соседка Александры, которая на все вопросы следователя также ответила, что Александра человек религиозный, ведет замкнутый образ жизни и ни с кем, кто ей известен, и с соседями не сообщается.

После этого 13 июля была выписана справка на арест Александры, 26-го – дан на арест разрешение, а 27-го – выписан и самый ордер, срок действия которого истекал 30 июля. Но, по-видимому, после всего происшедшего Александра уехала, и сотрудники УНКВД арестовали ее только 2 сентября.

После ареста сразу же начались допросы, но Александра, дав ответы на вопросы анкеты, отказалась давать далее какие бы то ни было показания. Следователи в течение нескольких дней принуждали ее ответить на интересующие их вопросы, но не смогли ничего добиться, и 10 сентября вынуждены были составить акт, что «обвиняемая Булгакова Александра Акимовна категорически отказалась от дачи показаний следствию». Следователи и после этого продолжали усиленно ее допрашивать, но 14 сентября всё же вынуждены были составить следующий акт об отказе ее давать показания.

Допросы продолжались до 27 сентября, когда следователи составили очередной акт об отказе арестованной давать показания. Несмотря на давление на нее следователей и тяжкие условия заключения, Александра осталась твердой в своей позиции, и следователь

28 сентября распорядился отправить ее в больницу Таганской тюрьмы и вспомнил о ней только 5 января 1939 года, когда подошел к концу срок, отведенный законом для следствия. Тогда он испросил у начальника УНКВД по Московской области разрешение на продление следствия до 20 марта 1939 года Разрешение это ему было дано, однако следствие уже не могло быть продолжено.

Мученица Александра Булгакова скончалась от голода в больнице Таганской тюрьмы около пяти часов вечера 15 октября 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

 [Составитель игумен Дамаскин (Орловский). Московские Епархиальные Ведомости № 9-10 за 2010 год]

 

Мчч. Давид и Константин, князья Арагветские (740) (Груз.). Святые мученики Давид и Константин, князья Арагветские, с детства воспитанные в православной вере, были не только достойными правителями и мужественными военачальниками, но и благочестивыми христианами. Храбро защищали святые братья Грузию от мусульманских завоевателей. Но силы были неравными. Арабский военачальник Мурван-Абдула-Касим, захватив братьев-князей в плен, пытался льстивыми обещаниями склонить их к принятию мусульманства. Но они твердо исповедали Христа. Тогда Мурван-Кру ("кру" - глухой) с помощью чародеев хотел добиться отречения их от православной веры. Но святые братья Давид и Константин все ухищрения языческого суемудрия преодолели молитвой. Видя непреклонность святых исповедников, магометанин приказал подвергнуть их жестоким мучениям, а затем утопить в реке Риони (в 740 году). Река вынесла тела братьев, освещенные тремя столпами света. Христиане взяли тела святых мучеников из реки и погребли в пещере горы Цхалцители в городе Кутаиси.

В XII веке, во время охоты царя Баграта Великого (1072 - 1117), нетленные мощи святых братьев были обретены в пещере, осиянной светом. Царь выстроил в их честь церковь Мучеников (Моцамети) и основал Моцаметский монастырь. Мощи святых братьев прославились многочисленными исцелениями.

Мч. Феодор Гавра (1080).

Преподобная Анна Кашинская Блгв. кн. Анна Кашинская (1338). Св. княгиня Анна Кашинская была потомком свв. князей мучеников Михаила Черниговского (память его 20 сент.) и Василька Ростовского (память его 4 марта). Дед ее, князь Борис Василькович ростовский, всю жизнь свою, почти с 14 лет, провел в Орде, отстаивая родной народ перед татарами, и называется «печальником земли Русской».

Княгиня Анна Димитриевна родилась в 1278 г., а в 1299 г. вышла замуж за тверского князя Михаила Ярославича (память его 22 нояб.). У них было четверо сыновей. Скорбно было княжение князя Михаила: мор, засуха, лесные пожары тяжко отразились на благосостоянии княжества. Но бедственнее всего оказалась несчастная война с Москвой. Началась она по вине князя Михаила, а окончилась тем, что московский князь Юрий Данилович оклеветал его перед ханом и его вызвали в Орду. Все боялись за его жизнь. Княгиня Анна проводила его до устья реки Нерли, у деревни Малинник, и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь с младшим сыном Василием.

22 ноября 1318 г. св. князь Михаил был в Орде убит, но в Твери узнали об этом только через два года, когда вернулся в Москву князь Юрий и привез его святые останки.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 г. привезли святое тело князя мученика в Тверь.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины ее супруга. В 1935 г. ее старший сын, князь Димитрий Грозные Очи, встретил в Орде, в присутствии хана, Юрия Даниловича и убил его, за что и был казнен ханом. А через два года в Твери вспыхнуло самое большое восстание против татар, какое только было на Руси, и Тверь была страшно разгромлена татарами. Тогда княгине пришлось скрываться неизвестно где, и она вернулась в Тверь только после разгрома города. Сын ее, князь тверской Александр, бежал сначала в Псков, потом, когда татарская рать подступила к Пскову, то, чтобы спасти хотя бы этот полюбивший его город от разгрома, – «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и немедленно поехал в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. И все просили его не ехать.

В Орде князя Александра и старшего сына его Феодора убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми и весь город плакали о них долго. Итак, говорит летопись, тверское княжение до конца опустело. Постриг св. княгиня Анна приняла, по преданию, в тверском Софийском монастыре, с наречением имени София, но в схиме ей было возвращено ее мирское имя – Анна.

Скончалась она в кашинском Успенском монастыре, судя по летописи, в 1338 г.

Кашинским князем был младший сын ее Василий.

Двести лет пребывала гробница св. благоверной княгини Анны в древнем деревянном Успенском соборе и пришла в совершенное забвение. Наконец в 1611 г. она, в схимническом одеянии, явилась во сне болящему пономарю Георгию, назвала себя Анной и обещала ему исцеление, но сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него, и никто им этого не возбраняет… Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю от многих зол и напастей?!»

Это явление и исцеление повели к обретению нетленных мощей св. благоверной княгини Анны. Последовали другие чудеса, всего 26 исцелений. Но только в 1909 г. св. благоверная княгиня Анна был окончательно прославлена и причислена к лику святых.

Память ее празднуется также 12 июня в день обретения мощей и второго прославления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Прп. Кассиан Грек Угличский (1504). Прп. Кассиан, в миру князь Константин Мангупский, был родственником последнего греческого императора Константина Палеолога и приехал в Россию с его племянницей Софией Фомичной, невестой вел. князя Иоанна III Васильевича в 1473 г. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но богомольный и смиренный князь Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при архиеп. Ростовском Иоасафе (в миру кн. Оболенский).

В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов монастырь. Князь Константин сопровождал его, хотя об иночестве он в то время еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп. Мартиниан (†1483, память его 12 янв.) и, угрожая своим посохом, потребовал, чтобы он постригся. Потрясенный видением, кн. Константин покорился. Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашали смиренного духом бывшего князя, а в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию. Сохранились два письма к нему его друга прп. Нила Сорского (память его 7 мая).

В 1492 г. прп. Кассиан оставил монастырь и, недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель в честь Успения Божией Матери. Слава о его высокой подвижнической жизни широко распространилась, и люди стали приходить к нему за благословением. Он всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения. А когда его друг и покровитель – князь Андрей Васильевич Угличский был по повелению брата своего, вел. кн. Иоанна III, заключен с сыновьями своими в темницу, где через два года (1494) умер, прп. Кассиан посещал узников и всячески помогал им. Ему же поручил его друг прп. Паисий Угличский (память его 6 июня) перед кончиной братию своей обители. Прп. Кассиан особенно наставлял своих учеников в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.

Скончался он 2 октября 1504 г. Святая икона его была написана священником Симеоном по дважды слышанному им повелению; он заболел, но исцелился, когда записал это явление.

В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены прп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой.

В Смутное время, когда неприятели – казаки и литовцы – разоряли Углич, видели прп. Кассиана, объезжающего верхом на коне свою обитель. Он спас ее: когда казаки вошли в нее, и когда один из них совершил кощунство, то стал бесноваться, и его пришлось убить. С тех пор Учемскую обитель неприятели стали уважать.

Память его празднуется также 21 мая в день тезоименитства с равноап. царем Константином (†337) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Мчч. Казанские: Иоанн, Стефан, Петр, Борис, Иаков, Феодор, Сильван, Феодор, Василий, Феодор, Димитрий, Михаил, Иоанн и Василий (XVI).

Блж. Киприан Суздальский (1622). Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец, жил в начале XVII в. в теперешней Владимирской губернии, в Ковровском уезде, в 7 верстах от села Воскресенского. Местом своих подвигов он избрал небольшой остров при устье реки Уводи, который до наших дней назывался пустынью Киприановой, а находящиеся там ямы – пещерами Киприана. По воскресеньям и праздничным дням он приходил в церковь села Воскресенского. Там он и погребен в приделе Покрова Пресвятой Богородицы. Скончался он 2 октября 1622 г.

Память ее празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Мч. Георгий Афонский (1794 или 1749). Совращенный турками в магометанство, он глубоко раскаялся и снова принял веру Христову, за что и был обезглавлен.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz