15/28 октября
Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прп. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Сщмч. Симеона пресвитера (1918); сщмч. Димитрия пресвитера (1942); свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962).
Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243). Мчч. Сарвила и Вевеи (II). Свт. Савина, еп. Катанского (760).
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).
Прп. Евфимий Новый, Солунский (889). Преподобный Евфимий, в миру Никита, родился в 824 г. в селении Опсо, близ города Анкиры, что в Галатии (Малая Азия). Родители Никиты, Епифаний и Анна, были людьми богатыми и вместе с тем очень благочестивыми. Их сын, Никита, с самого рождения исполнился благодати Святого Духа и поэтому еще в самых юных летах был кроток, честен, послушен и покорен родителям. Он удалялся от обычных игр и любил посещать церковное богослужение. Когда Никите шел только седьмой год от рождения, отец его умер. На попечение матери, кроме него, остались еще две дочери – Мария и Епифания. Никита стал ревностным помощником матери во всех заботах ее по дому и о семействе. Подчиняясь постановлениям о военной службе, мать Никиты должна была вписать его в военные списки. Но и на воинской службе Никита был для матери опорой во всех отношениях. Мать нашла своему сыну достойную невесту, разумную и скромную девицу по имени Евфросиния, происходившую от богатых и славных родителей. С нею и сочетался браком Никита. Через некоторое время Бог благословил их брачный союз рождением дочери, названной во святом крещении Анастасией. После этого Никита решился оставить семью и посвятить себя всецело служению Богу на иноческом пути.
Обойдя многие места и посетив многих подвижников, Никита достиг, наконец, неприступных высот Олимпа (гора в Малой Азии), где в то время был славен подвигами прп. Иоанникий Великий (память его 4 нояб.).
Однажды в окружающей его толпе прп. Иоанникий прозрел горячее желание некоего юноши (то был Никита) иноческой жизни, его будущую славу и преуспевание в добродетели. Но Никита ушел от св. Иоанникия, так как понял, что, если он останется вблизи великого подвижника, то не избежит ненавистной ему славы. Другой старец Иоанн, живший далеко от Иоанникия, с радостью принял пришедшего к нему Никиту и, преподав уроки о подвигах иноческого жития, вскоре постриг его с именем Евфимий.
Пробыв у Иоанна довольно продолжительное время и научившись от него скитскому безмолвию и подвижничеству, Евфимий, по приказанию своего учителя ушел в киновию Писсадинон, чтобы научиться здесь подвигам киновийного иночества. Через послушание, смирение и труд, Евфимий достиг, наконец, того, что в нем умолкли все злые страсти. Укрепившись в добродетелях киновийной жизни, Евфимий решил отправиться в пустыню, чтобы там, в безмолвии, достигнуть еще большей близости к Богу. Оставался еще не пройденный путь строгого безмолвия. Далеко в это время разносилась слава об Афонских подвижниках, и к ним-то решил теперь отправиться Евфимий. Свое намерение он открыл одному из великих подвижников Олимпа, старцу Феодору. Благословил святой старец ревностного инока на новый путь. Спустя восемь дней после этого Евфимий был готов в путь, чтобы оставить Олимп после пятнадцатилетнего пребывания в нем. Нашелся ему и спутник – инок Феостирик, так же, как и он, жаждавший подвигов иночества.
Путь с Олимпа на Афон проходил мимо Никомидии. Прибыв туда, Евфимий узнал, что все его близкие живы. Он послал им крест и наказал нарочному сказать, что нет больше у них родственника Никиты, а есть инок Евфимий, который советует и им последовать его примеру. Все они так и поступили в последствии кроме его дочери, которая вышла замуж.
Прибыв на Афон, Евфимий ревностно стал исполнять устав монастырской жизни. Так как Феостирикт, не перенося тяготы строгой безмолвной жизни, возвратился на Олимп, Евфимий соединился на подвижническом поприще с неким Иосифом, и оба они провели сорок дней, терпя жажду, холод, голод и жар; питались одной травой, поникнув к земле, как животные.
Затем они ступили на новую ступень христианских добродетелей. Подвижники нашли для себя пещеру, заключились в ней, и едва-едва поддерживали свое существование скудной растительной пищей, состоящей из росших вблизи пещеры желудей и каштанов. Вся жизнь их была наполнена величайших подвигов: всенощного стояния, непрерывного поста, постоянного коленопреклонения, спанья на голой земле. Строго сохраняя между собою молчание, они если и нарушали его иногда, то разве только беседами о молитве и других душеполезных предметах. Через год у подвижников не было даже и ветхого рубища, которое могло бы их защитить от множества разного рода насекомых, причинявших беспокойства их телам. Это были, в полном смысле мученики без гонений. Однако сподвижнику Евфимия через год оказалось не по силам нести далее добровольно принятый на себя крест страданий. Ослабев силами, он оставил Евфимия. Но сам Евфимий после этого только усилил свои подвиги. Много искушений ему пришлось перенести здесь со стороны злого духа. Но все искушения были им побеждены.
Окончив по обету трехгодичный срок своего пребывания в пещере, Евфимий оставил ее и отправился опять на Олимп, куда звал его прийти облекший его в великую схиму старец Феодор, чтобы вместе с ним отправиться на Афон. Просьба старца была исполнена, и на Афоне около одра Феодора, так как он от долгого подвижничества ослаб, Евфимию суждено было выполнить новый подвиг – служения больным и немощным. Он служил больному старцу до самого его упокоения в Солуни, куда тот, страдая от жестоких болезней, отбыл, чтобы обратиться к врачебной помощи.
Недолго пробыл Евфимий в Солуни и, выйдя из нее, взошел на столп, находившийся недалеко от города. С этого столпа Евфимий учил всех приходивших к нему. Пробыл он на столпе довольно продолжительное время, наставляя к жизни добродетельной и врачуя от неизлечимых болезней. Но, тяготясь множеством приходящего к нему народа, Евфимий вновь возвратился на Афон для безмолвия. Но сначала он принял рукоположение во диакона, чтобы иметь возможность самому приобщаться в пустыни посредством «Запасных Даров» Пречистых Христовых Таин.
Но и на Афоне Евфимий пробыл недолго. Стремясь к уединению, он выбрал для себя необитаемый остров, называемый «Новых», куда он удалился вместе с двумя другими иноками – Симеоном и Иоанном Коловым. Но напали на этот остров Сарацины. Приплыв на двух кораблях, они пленили иноков и хотели увезти их собою. Но корабль, на котором находились пленники, вдруг стал среди моря и никак не мог сдвинуться с места. Один из варваров понял, что они не смогут далее плыть, пока не освободят пленников.
Варвары пали к ногам святых пленников и просили у них прощения, которое тотчас же и получили. После этого корабль снялся с места сам собою и пристал к этому острову. Три жителя его вновь получили свободу, но варвары отказались возвратить им их вещи, даже самые ничтожные. За это они были наказаны: в море на них напали Римские военные корабли и отвели в плен именно тот корабль, на котором находились обидчики преподобных.
Но, не желая более искушать Бога в опасных местах, иноки покинули остров и расселились по разным безопасным местам. Прп. Евфимий поселился во Врастаме вблизи Афона. Здесь суждено ему было опять встретиться со своим прежним сподвижником – прп. Иосифом. Кроме того, много собралось и иных братьев о Господе, пожелавших поселиться около Евфимия. Он построил им кельи, а сам поселился во рву.
Но однажды ему было Божественное откровение. Повинуясь ему, Евфимий оставил вершины Афона, и, взяв с собою двух иноков, Игнатия и Ефрема, отправился с ними в Солунь. Разузнав о месте, называемом Перистера, Евфимий взял проводников и отправился с ними на указанную ему в видении гору, где нашел овчарню. Начав раскопки, он обнаружил на этом месте развалины древнего храма. Тогда местное население, пораженное таким необычным даром прозорливости пришедшего к ним старца, с охотой взяло на себя расходы по восстановлению забытого храма. Так воздвигнут был в 863 г. храм святого апостола Андрея Первозванного с приделами: с правой стороны – в честь св. Иоанна Предтечи, а с левой – во имя Евфимия Великого. При нем же по желанию местного населения был воздвигнут и монастырь. Святой Евфимий преподал много поучений новоначальным инокам. В числе их был и Василий, впоследствии архиепископ Солунский, благодаря трудам которого и сохранилась память о подвигах прп. Евфимия.
За свою благочестивую жизнь Евфимий сподобился дара прозрения будущего и чудотворений. Много иноков приняло пострижение от преподобного. Много новых монастырей возникло его старанием и заботами на Олимпе, Афоне и в Солуни.
Наконец, через сорок два года после оставления отеческого дома, Евфимию привелось постричь в иночество и своих родственников. Для родственниц он построил новый женский монастырь. Начальницей над ним была поставлена сестра преподобного, названная в святой схиме Евфимией. Поручив обе обители попечению Солунского митрополита Мефодия и преподав наставления инокам, преподобный опять взошел для безмолвия на прежний свой столп вблизи Солуни. Обрести же вечный покой от жития временного Господь привел преподобного вблизи тех самых высот Афона, где едва ли не более всего было совершено им подвигов.
Предузнав день своего успения, святой Евфимий простился с братией и, взяв с собою лишь одного инока Георгия, удалился с ним в одно уединенное место, на так называемый «Священный остров». На этом острове он подвизался около 5 месяцев в одной пещере и, наконец, почти безболезненно почил 15 октября 889 г. Нетленные его мощи были перенесены 13-го января следующего года в город Солунь.
Прп. Лукиан, пресвитер Антиохийский (312). Святой Лукиан происходил от благочестивых родителей из города Самосат, в Сирии. На двенадцатом году своего возраста Лукиан осиротел и все, оставшееся у него после родителей, имущество роздал бедным; сам же отправился в город Эдессу к исповеднику Макарию и под руководством его с ревностью принялся за изучение Священного Писания. При этом Лукиан проводил строго подвижническую жизнь. Он никогда не пил вина, а только воду, пища же его состояла из сухого хлеба с водой, но и ту он принимал один раз в день, а иногда и целую неделю ничего не вкушал. За свою строго благочестивую жизнь, а также за ревностное распространение слова Божия между иудеями и язычниками Лукиан был посвящен в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, собрал множество учеников и стал наставником премудрости книжной и духовной. В это время Лукиан приступил к исправлению текста Священного Писания, сильно порченного еретиками со злою целью. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил еврейский язык.
[Самым знаменитым ученым трудом Лукиана был пересмотр и исправление греческого текста Библии. Некоторые экземпляры его труда известны под названием Лукиановых.]
Когда слава о добродетелях Лукиана распространилась повсюду, то о нем узнал нечестивый царь Максимиан Галерий (305-311). Стремясь искоренить в восточных странах святую веру, Максимиан мучил и убивал многих христиан, в особенности же мудрых и знаменитых учителей христианских. В то время он уже убил св. Анфима Никомидийского (память его 3 сент.) и св. Петра Александрийского (память его 25 нояб.). Узнав же о св. Лукиане, он повелел отыскать и привести его на мучение.
Его взяли по предательству одного священника, открывшего посланникам от царя местонахождение святого, и отвели в Никомидию. В Каппадокии, находившейся по пути, Лукиан увидел воинов, из страха мучений отверзшихся от Христа. Он стал наставлять их к терпеливому перенесению мучений. И воины опять обратились ко Христу с покаянием, и пошли на мучение около 40 воинов.
После того, как св. Лукиан отверг все льстивые и лукавые посулы Максимиана и не убоялся его угроз, его подвергли различным мучениям. Между ними в темнице, когда он лежал в узах спиной на острых черепках в течение 14-ти дней, на его груди в темнице совершалась Божественная литургия, со всеми надлежащими молитвами. Так он и предал свой дух в руки Господа.
Тело его было брошено в море, но через тридцать дней мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерию, повелевая идти на берег моря и взять его тело. Когда верующие пришли в указанное место, то увидели дельфинов, несших тело святого к берегу. Верующие взяли тело святого и похоронили его с честью.
Много лет спустя (в 326 г.), святая равноап. царица Елена, мать Константина Великого, построила над гробом святого мученика Лукиана великолепный храм. При французском императоре Карле Великом мощи св. Лукиана были перенесены из Еленополя в город Арль во Франции.
Сщмч. Симеон (Конюхов) пресвитер (1918): Новомуч. Священник единоверческой церкви села Воробьево Пермского уезда Симеон Конюхов был расстрелян красногвардейцами 27 сентября 1918 г.
Сщмч. Димитрий (Касаткин) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Димитрий Васильевич Касаткин родился 24 октября 1884 года в селе Борис-Городок Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Окончил в 1900 году Звенигородское Духовное училище, в 1906 году – Вифанскую Духовную семинарию, был направлен учителем в церковноприходскую школу села Милятино Можайского уезда Московской губернии. В 1916 году рукоположен во иерея к церкви во имя святых Космы и Дамиана погоста Гвоздня Бронницкого уезда той же губернии, где прослужил 20 лет.
В 1930-х годах о. Димитрий при поддержке прихожан препятствовал попыткам закрыть храм, что вызывало недовольство властей. 26 ноября 1937 года священник был арестован и помещен в тюрьму г. Коломны, затем переведен в Москву в Таганскую тюрьму. Его обвиняли в произнесении проповедей, в совершении крестных ходов, а также в агитации против колхозов. Отец Димитрий отверг как голословные обвинения в антиколхозной агитации, что же касается крестных ходов и проповедей, то, как указал священник, они входят в его обязанности. 5 декабря Особой тройкой УНКВД по Московской области был приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском ИТЛ в Медвежьегорске.
Священник Димитрий Касаткин обращался с заявлением о пересмотре дела, указывая на несправедливость приговора: «Моя вина перед советской властью состоит в том, что я священник и совершал богослужение и религиозные обряды, которые советскими законами не запрещены; но это не может служить основанием для моего заключения». Однако в повторном рассмотрении дела было отказано. В августе 1940 года о. Димитрий был переведен в Талажское отделение Кулойского ИТЛ близ Архангельска (с февраля 1942 под управлением Отдела исправительно-трудовых колоний УНКВД по Архангельской области). Каторжные работы подорвали здоровье священномученика. Он скончался 28 октября 1942 года в заключении и был погребен в безвестной общей могиле. Имя священника Димитрия Касаткина включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2006 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Свт. Афанасий (Сахаров) исп., еп. Ковровский (1962): Новомуч. Святой Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 г. в Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, Сергей воспитывался матерью, желавшей видеть сына монахом. С детских лет он часто посещал богослужения и полюбил молитву, научился вышивать церковные облачения. В 1896-1902 гг. юноша учился в Шуйском Духовном училище, где написал свое первое литургическое произведение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Шуйской-Смоленской иконы. Затем он обучался во Владимирской семинарии и Московской Духовной академии, которую окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 октября 1912 г. ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) будущий святитель был пострижен в монашество с именем Афанасий в честь святителя Афанасия (Пателлария), Патриарха Константинопольского, и посвящен сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. Первым его послушанием стала преподавательская деятельность в Духовных семинариях Полтавы и Владимира. В январе 1918 г. святой Афанасий вошел в число членов Поместного Собора Русской Православной Церкви, приняв активное участие в подготовке Соборных решений. В 1920 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, а после его закрытия настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 г. состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого момента начался крестный путь святителя. Он мужественно пас Христово стадо, обличая гонителей Церкви, обновленцев, соглашателей с безбожной властью. Св. Афанасий неоднократно арестовывался и долгие годы (почти 28 лет) провел в лагерях: в Зырянском крае, на Соловках, в Сибири, Архангельской области, везде сохраняя верность Христу и выполняя пастырский долг. В ссылке им был написан крупный литургический труд – «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». После освобождения в 1955 г. свт. Афанасий продолжал работать на благо Церкви. К этому времени относятся его письма духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Эти письма имели широкое хождение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха. В 1956-1958 гг. он возглавил действующую при Патриархе Богослужебно-календарную комиссию. Деятельность святителя связана с восстановлением празднования в Русской Церкви памяти Всех русских святых. Он отдал много сил работе по исправлению богослужебных текстов, составлению точного месяцеслова и общецерковного календаря, Богослужебных указаний. В последние годы жизни святой вел обширную переписку. Святитель Афанасий мирно отошел ко Господу 15 (28) октября 1962 г. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 г. причислил святителя Афанасия к лику святых в чине священноисповедника.
Мчч. Сарвил и Вевея Едесские (II). Святой Сервил, живший в царствование императора Траяна (98-117) был сначала идольским жрецом в Едессе, а затем, наученный одним благочестивым христианским епископом, крестился вместе с сестрою своею Вевеею. Обвиненный пред князем Едесским в исповедании христианской веры, он предстал на суд и был бит палками. Так как святой с великой силой изобличал князя и доказывал суетность языческих богов, то разъяренный князь до семи раз приказывал поднимать его на дыму, и каждый раз при этом его били воловьими жилами, строгали железными гребнями и палили свечами. Но святой обратился к Богу и молился, и Господь Сил облегчил его болезни. Мучитель, видя доблестное терпение святого, приказал забивать ему гвозди в голову, чем привел всех в ужас. Тогда Вевея, сестра святого, исповедала, что она христианка, и была подвергнута истязаниям и заключена в темницу. Со святого Сервила была содрана кожа, и все-таки он еще дышал. Тогда им обоим отсекли головы. Верующие тела их предали земле.
Свт. Савин, еп. Катанский (760). Блаженный Савин за свои добродетели и благоразумие, был избран на епископское служение в Катане (город на восточном берегу Сицилии); но потом оставил мирскую суету ради добродетели безмолвия и столь ревностно подвизался на пути к совершенству, предавшись бдению и посту, что еще при жизни сподобился дара чудотворения и прорицания. Многих он убедил оставить мир и служить только Христу. Скончался он в мире, предав дух Господу, а честное тело – родной ему земле.
Сщмч. Лукиан Печерский (1243). На одной древней доске с иконой святого написано, что «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года». Более о нем ничего не известно.
Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Свт. Иоанн, еп. Суздальский (1373). Свт. Иоанн с юных лет поступил в один из монастырей города Суздаля. В 1350 г. Патриархом Константинопольским он был поставлен во епископа Суздальского и Нижегородского и с великой честью и радостью принят князем и народом.
Когда святитель совершал в сане епископа свою первую литургию, его осенил великий свет. Он имел дар слова и учительства, говорил просто и умел обращать к покаянию. И многие приходили к нему издалека за наставлениями. Богатых учил он не величаться богатством; вдовиц – прилежать посту и воздержанию.
Был он милосерд ко всем несчастным и соорудил в Суздале больницу, поручив ее двум благоговейным архиереям, и заботился о ней.
По его благословению инок Нижегородского монастыря Евфимий (память его 1 апр.) создал в Суздале в 1352 г. Спасо-Евфимиев монастырь. Когда крестный ход шел на избранное им место, святитель совершил много исцелений. Был он великий чудотворец, и на его пути клали больных, и он одним прикосновением исцелял их.
Но святитель не любил, чтобы о его добрых делах знали, и говорил, что высшая добродетель та, которая творится тайно.
Раз во время литургии увидел князь некоего славного мужа, сослужащего со святителем. И на его усиленные просьбы святитель сказал: «Если Бог открыл тебе видение, я ли могу сие утаить? То был Ангел Господень, который не только ныне, но и всегда посещением Господним сослужит мне, недостойному. Но не рассказывай никому о виденном тобою, пока я жив!»
Однажды сему великому святителю пришлось претерпеть изгнание по клеветам недостойных клириков. Выйдя за город, он молился: «Господь, не поставь им сего во грех!» Все они ослепли, а весь народ, пав к ногам святителя, молил его о прощении.
Он же исцелил их. Было это в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (6 сент.), и в память этого чуда народ основал село Ивановское с церковью во имя чуда св. Архистратига Михаила в Хонех.
Последние годы своей жизни свт. Иоанн провел на покое и в безмолвии в Боголюбовом монастыре, приняв схиму. Здесь он и скончался в 1373 г. 15 октября.
Тело его святое с песнопениями было перенесено в Суздаль. Святые мощи его почивали до последнего времени в Суздальском соборе рядом со свт. Феодором Суздальским. В честь свт. Иоанна воздвигались в Суздальской стороне храмы; а служба ему написана была в начале XVI в.
У гроба святителя были засвидетельствованы исцеления.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX). В 1890 г. настоятельница Болховского женского монастыря игумения Илария прислала старцу Амвросию Оптинскому икону Богоматери совершенно нового написания. На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках; Ее руки распростерты на благословение, внизу – сжатое поле, а на нем среди трав и цветов, стоят и лежат снопы ржи. Икона изображала видение, открывшееся старцу во время молитвы близ Шамординской обители. Старец сделал эскиз иконы и поручил написать образ своему ученику иеромонаху Даниилу, известному живописцу. Изображение Богоматери было заимствовано из иконы «Всех святых», находившейся в Богородично-Всехсвятском монастыре Орловской губернии. Старец Амвросий сам назвал этот образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». В последний год своей жизни прп. Амвросий раздавал и рассылал фотоснимки с этой иконы многим своим духовным детям и почитателям из мирян. Этой иконой он благословил основанную им близ Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель. Незадолго до кончины для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подажь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» – и указал праздновать ей 15 (25) октября (первое празднование образу в этот день в 1891 г. совпало с погребением св. старца Амвросия, память его 10 окт.).
Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 г., когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб уродился. В 1892 г., уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха, и ей угрожал голод, но после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь.
Судьба подлинной иконы прп. Амвросия, в 1892 г. вывезенной из Шамординской обители по указу Св. Синода, сейчас неизвестна. По некоторым сведениям, она находится в литовской деревне Михнево под Вильнюсом. В открытой в 1990 г. Шамординской обители почитается новый список иконы Богоматери «Спорительница хлебов».