16/29 октября
Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Св. Георгия, исп., пресвитера (1931); сщмч. Евгения пресвитера (1937); сщмч. Алексия пресвитера (1938); сщмч. Иоанна пресвитера (1942).
Прп. Лонгина, вратаря Печерского (XIII-XIV). Прп. Лонгина Яренгского (1544-1545).
Мч. Лонгин сотник, иже при Кресте Господни (I). Святой Лонгин был римским воином при прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Отряд, которым он командовал, во время казни Иисуса Христа стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножья святого Креста. Последние мгновения земной жизни Господа и великие, страшные знамения, явленные по Его смерти, потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину – это Сын Божий». После казни Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня и своими глазами видел Воскресение Христово. Уверовав, святой Лонгин принял крещение от апостолов, оставил службу и направился с проповедью об Иисусе Христе на свою родину, в Каппадокию.
По наущению иудеев, Пилат отправил туда отряд воинов, которые предали святого Лонгина смерти через отсечения главы. После этого глава его была принесена в Иерусалим иудеям для удостоверения их в том, что он действительно казнен. Через несколько лет после этого события одна ослепшая женщина в Каппадокии решилась пойти к святым местам в Иерусалим, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. В сонном видении ей явился св. Лонгин и открыл ей, где погребена глава его, велел откопать и взять ее с собою, за что обещал подать ослепшей исцеление. Женщина, по указанию святого, нашла при входе в Иерусалим гноище, разрыла его своими руками, обрела главу св. Лонгина и тут же прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.
Св. Георгий (Троицкий), исп., пресвитер (1931): Новомуч. Священноисповедник Георгий Александрович Троицкий родился в 1873 г. в деревне Дакищи Коломенского уезда Московской губернии. Окончил Московскую Духовную семинарию и учительствовал в церковноприходской школе Николо-Угрешского монастыря. В 1898 г. рукоположен во священника. Отец Георгий до 1903 г. служил в различных селах Серпуховского района Московской области.
В 1903 г. священноначалие назначило его в Спасский храм села Рай-Семеновское Серпуховского района. Каменная церковь в этом селе строилась за два периода с 1765 по 1763 г., нижний придел был посвящен святителю Димитрию Ростовскому. В Спасском храме священник Георгий Троицкий прослужил до 1930 г. и был последним в нем настоятелем. После ссылки священника храм был закрыт и разорен. Богослужения возобновились в нем в 90-х годах XX века.
Жители сел Рай-Семеновское, Станково и ряда других, входивших в приход Спасского храма, в 1929 г. приняли решение о закрытии церкви. 18-летний комсомолец, председатель кружка местных безбожников, на заседании сельсовета поставил вопрос о вовлечении крестьянства в союз безбожников. Тогда же и был поставлен вопрос о закрытии церкви.
На Рождество Христово 1930 г. сельсовет запретил о. Георгию ходить по домам прихожан. Отец Георгий поставил в известность прихожан об этом запрещении, а также о налогах, возложенных на церковь, не имеющей денег для их выплаты, и о намерении властей закрыть церковь. Он просил написать верующих заявление по этому поводу. Оно было написано и подписано, но в этих действиях священника власти увидели антисоветское выступление и начали расследование обстоятельств случившегося.
Председатель Рай-Семеновского сельсовета, вызванный 22 сентября на допрос, засвидетельствовал, что «со стороны нашего священника антисоветских выступлений не наблюдалось».
Несколько свидетелей сказали, что о. Георгий призывал оказать сопротивление намерениям власти закрыть в селе храм. На допросе о. Георгий виновным себя не признал, заявив, что «антисоветской деятельности не вел».
2 февраля 1930 г. священник Георгий Троицкий был арестован и заключен в Серпуховской исправительно-трудовой дом.
В результате расследования было составлено обвинительное заключение. 23 февраля 1930 г. был вынесен приговор: выслать через ОГПУ в Северный край на три года.
После этапа в августе 1930 г. о. Георгий вместе со священником Александром Державиным (память его 12 марта), также высланным ОГПУ в Северный край, поселились на жительство в деревне Усть (верст 35 от Усть-Цильмы).
По приезде оказалось, что храма в селе нет, живут раскольники старообрядцы. Квартира, в которой поселились священники, приглянулась местному учителю, поэтому духовенство заставили с нее съехать и искать новую.
Работать устроиться было негде, тяжелую физическую работу о. Георгий по возрасту выполнять не мог. Жили в большой нужде и тесноте. Порой есть было совсем нечего. На присылаемые деньги купить что-либо было негде.
6 августа 1931 г. о. Георгий заболел. Он медленно угасал, и 29 октября 1931 г. он умер, предположительно от брюшного тифа.
Похоронили его в селе Усть. Все время болезни за ним ухаживал священник Александр Державин, который и позаботился об его погребении. Чтобы рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги отца Георгия. Отец Александр отпевал его, в девятый, двадцатый и сороковой дни поминовения ходил служить панихиду на его могилу.
Место погребения священноисповедника Георгия теперь неизвестно.
Сщмч. Евгений (Елховский) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Алексий (Никонов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 15 октября 1881 г. в Москве. Отец его Михаил Никонов работал землемером. В 1902 г. Алексей Михайлович окончил Московское коммерческое училище и с 1903 г. служил в армии. В 1905 г. Алексей Никонов оставил службу и поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1910 г.
С 1911 по 1914 г. Алексей Михайлович был учителем в городе Данкове Рязанской губернии. С началом Первой мировой войны он был призван в армию и служил в Могилевской губернии прапорщиком 11-ой Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского стрелкового полка. В 1917 г. его перевели в 712-й полк, который располагался в Пинских болотах.
С декабря 1917 г. по июль 1918 г. Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя. С 1918 г. Алексей Михайлович возобновил учительскую деятельность. В 1921 г. он стал псаломщиком и через год, в конце августа 1922 г., был рукоположен во священника и служил в Успенской церкви подмосковного города Клин.
В мае 1922 г. возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал незаконное обновленческое движение и тем самым уклонился в раскол. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, который выступил против раскола и антицерковной деятельности его представителей. В этом ему помогал благочинный города Клин священник Алексий Воробьев (сщмч., память его 7 авг.). Священники Алексий Никонов и Алексий Воробьев были арестованы 26 сентября 1924 г. по обвинению в том, что они «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».
16 октября Алексий Никонов был вызван на допрос. Выдвинутое следователем обвинение он отверг. До вынесения приговора о. Алексий находился в Бутыской тюрьме в Москве. Поскольку вины священников следствие доказать не могло, их держали несколько месяцев в тюрьме не допрашивая. 27 февраля 1925 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Алексия Никонова к высылке в Нарымский край на два года.
После отбытия срока ссылки о. Алексию было три года запрещено проживать в шести крупных областях страны. Отец Алексий поселился в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области и стал служить здесь в Преображенском храме, стараясь строго исполнять богослужебный устав, во всем проявляя себя преданным пастырем Церкви Христовой.
Некий коммунист написал уполномоченному ОГПУ заявление, в котором просил «принять срочные меры для выяснения личности священника села Спас-Дощатый, который работает около двух лет в церкви попом, ведет контрреволюционную работу, Главным образом обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу…».
По обвинению в антисоветской деятельности о. Алексий в феврале 1930 г. был арестован и заключен в Зарайском административном отделе. 10 февраля священника допросили. Виновным себя в антисоветской агитации он не признал.
На основании свидетельских показаний было составлено обвинительное заключение, в котором в вину ему ставилось «проведение контрреволюционной агитации среди населения путем частых выступлений с проповедями, в которых внушал верующим, что религия жива и непобедима и будет существовать до скончания века, несмотря на гонения со стороны власти и безбожников-коммунистов…, старался запугивать верующих и такими моментами: “аборты делать большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было, это делают только безбожники-большевики”… В одну из проповедей в конце 1929 г. призывал верующих помочь ему в уплате налога…».
Прокурор Коломенского округа, которому дело было послано на утверждение, вернул его, посчитав, что «оснований к привлечению священника Никонова к ответственности собрано недостаточно…».
Старший уполномоченный Коломенского окружного отдела ОГПУ Чесноков решил направить дело на рассмотрение тройки ОГПУ. 30 апреля 1930 г. на заседании тройки было принято решение зачесть о. Алексию в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить.
После освобождения о. Алексий продолжал служить в Преображенском храме. С августа по ноябрь 1936 г. Московским управлением НКВД были арестованы несколько священников и мирян. Среди них был и о. Алексий, которого арестовали 25 сентября 1936 г. Власти обвинили его в том, что он «среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти…».
26 сентября о. Алексий был допрошен в Зарайске. Через некоторое время он был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. 9 декабря его допросил следователь Булыжников. Виновным в предъявленном обвинении священник себя не признал.
20 января 1937 г. Особое Совещание при НКВД приговорило о. Алексия к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет.
Священник Алексий Никонов был отправлен этапом в Севжердорлаг и, находясь в заключении, скончался 29 октября 1938 г. Тело о. Алексия было погребено на отведенном кладбище поселка Кылтово Княжпогостского района Коми области на расстоянии от поселка 2,5 км на юг.
Сщмч. Иоанн (Заседетелев) пресвитер (1942): Новомуч.
Блгв. кн. Евпраксия Псковская (1243). Прп. Евпраксия, в миру Евфросиния, была дочерью полоцкого князя Рогвольда и супругой псковского князя Ярослава – изменника, предавшегося ливонским рыцарям. Она основала в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь, и в 1243 г. приняла в нем постриг, и была, как думают, его настоятельницей.
В 1243 г. она была убита своим пасынком в городе Оденпе (Медвежья Голова) и была погребена в своей обители. Около ее гроба стоял до наших дней посох, и лежало описание ее чудес. Память ее также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.
Прп. Лонгин, вратарь Печерский (XIII-XIV). Провидя не только дела, но и мысли человеческие, он многих привел к покаянию, а добродетельных укрепил на их пути.
Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Лонгин Яренгский (1544-1545). Память его празднуется также 3 июля (см. о нем там же).
Прп. Мал отшельник. С юности был отшельником. За свои дивные подвиги он сподобился дара чудотворения. Скончался мирно.
Прп. Кассия.
Мчч. Леонтий, Дометий, Терентий и Домнин. За исповедание Христа были сожжены.