Краткие жития святых, православные праздники и события

5/18 октября

 

Мц. Харитины (304). Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Прп. Гавриила исп. (1959).

Прпп. Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.).

 

Святая мученица Харитина Амисийская Мц. Харитина Амисийская (Понтийская) (304). В царствование Диоклетиана (284-305) в Понте проживал один благородный и богатый человек, по имени Клавдий. По характеру он был добр и милостив к нищим. Однажды он увидал маленькую девочку, по имени Харитина, которая рано лишилась родителей. Клавдий сжалился над ней, взял ее к себе, воспитал и полюбил как свою родную дочь. И действительно, Харитина была вполне достойна любви. Когда она выросла, то стала не только красивой внешне, но и отличалась прекрасными нравственными качествами: кротостью, смирением, послушанием, молчаливостью, целомудрием и разумом. Веруя во Христа, она воспламенилась к Нему горячей любовью и, уневестившись Ему, хранила девство и посему поселилась в отдельном уединенном жилище. Клавдий же только радовался такой ее жизни. Он построил для нее особый дом, где она и жила в уединении, день и ночь поучаясь в законе Господнем. Ее стали посещать верующие, и она наставляла их ко спасению. Неверующих же она приводила к истинной вере, проповедуя им Христа.

В то время нечестивый царь Римский Диоклетиан воздвиг на христиан сильное гонение. По его повелению христиан повсюду отыскивали и подвергали мучениям. Святую Харитину также оклеветали перед градоначальником Домицианом. Ее обвиняли в том, что она христианка и многих других обратила и обращает к вере во Христа. Услышав это, градоначальник написал Клавдию письмо, повелевая прислать к нему Харитину. Клавдий сильно опечалился, и когда пришли за нею воины, не хотел отдавать ее им, сопротивлялся им, как мог, но не смог противостоять силе.

Святая Харитина была приведена к градоначальнику и стала перед ним, призывая всем своим сердцем Бога на помощь себе.

Услышав от нее, что она действительно христианка и наставляет на этот путь других людей, градоначальник разгневался и велел жестоко бить ее. Потом, наложив на ее шею железный обруч, отправил ее на суд к правителю области.

Судья неправедный, показав орудия пыток, предложил ей принести жертву богам. Но святая отвергла это предложение, призвав его самого отречься от бездушных идолов и не покланяться им во имя спасения своей души.

В ответ судья начал поносить святую мученицу, велел остричь волосы на ее голове. Святая, безгласная как овца, беседовала в душе с возлюбленным Женихом своим Христом и умоляла Его помочь ей совершить подвиг мученичества. Когда же она была острижена, тотчас на виду у всех у нее на голове выросли другие волосы, длиннее и лучше прежних. Увидев это, судья пришел в сильную ярость и велел посыпать ей голову горящими угольями, коими сильно опалило ее. Потом, для большего мучения, опаленное тело святой полили уксусом, смешанным с желчью. Но святая терпеливо переносила все, молясь Богу.

Мучитель же изобретал для нее все большие и большие мучения: раскалив железные прутья, он велел проколоть ей сосцы и горящими свечами опалять ее ребра. А святая Харитина, как бы не чувствуя вещественного огня, разжигалась духовным пламенем Божественной любви и не переставала сердцем и устами исповедовать Иисуса Христа. Видя такую твердость, мучитель велел потопить ее в море.

Когда ее бросили в глубину морскую, то камень отвязался от ее шеи, а святая, укрепляемая силою Божией, стала на волнах и пошла по ним как по твердому камню. Выйдя на берег, она вернулась к судье и сказала: «Узри силу Христа, и уверуй в Него!»

Судья, увидев это, сильно испугался, но когда пришел в себя, сказал, что она волшебница и спаслась волхованием. Затем он велел взять ее и привязать нагою к колесу, под которым были положены разные острые железные орудия, ножи и мечи, и множество горящих углей. Судья приказал поворачивать святую на колесе, чтобы острые орудия раздирали ее тело, а угли опаляли ее. Но, по повелению Божию, слуги не могли этого сделать, колесо не поворачивалось, а святая осталась невредимой. Тогда ей вырвали ногти, выбили зубы и предали на осквернение распутникам.

Святая устремила взор свой к небу, усердно молясь Богу, чтобы Он избавил ее от рук нечестивцев. Когда те приступили к ней, святая внезапно предала душу свою Господу. После этого тело ее было зашито в мех вместе с песком и потоплено в море. Спустя три дня волны выбросили на берег тело святой, и Клавдий подобающе похоронил его.

Московские святители Свтт. Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Тихон, Петр, Филарет, Иннокентий и Макарий, Московские и всея России чудотворцы. Особое празднество в память их установлено при царе Феодоре Иоанновиче и Патриархе Иове в 1596 г., свт. же Филипп причислен к ним в 1875 г., свт. Ермоген – в 1913 г. (см. житие св. Петра – 21 дек.; св. Алексия – 12 февр.; св. Ионы – 31 марта; св. Филиппа – 9 янв. и св. Ермогена – 17 февр.). Имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви патриархов Иова (память его 19 июня) и Тихона (память его 25 марта и 26 сент.) и митрополитов Макария (память его 30 дек.), Филарета (память его 19 нояб.), Иннокентия (память его 31 марта, 23 сент.), Макария Алтайского (память его 18 мая) и Петра (Полянского) Крутицкого (память его 27 сент.) включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 г.

 

Прп. Гавриил (Игошкин) исп. (1959): Новомуч. Преподобноисповедник Гавриил родился 23 мая 1888 г. в деревне Самодуровка Пензенской губернии в семье крестьянина Ивана Игошкина. Во святом крещении младенцу нарекли имя Иоанн в честь блж. Иоанна Власатого, чья память праздновалась в день 23 мая.

Родители его, Иван Павлович и Варвара Павловна, отличались богобоязненностью и простотой. Они воспитали сына в заветах строгого благочестия. С детства Иоанн познакомился с тяжелым крестьянским трудом. Он был старшим сыном в семье. Когда Иоанн подрос, его отдали учиться грамоте в двухклассное духовное училище, которое находилось в десяти километрах в Русском Качиме. Он полюбил храм Божий, в свободное от учебы время посещал его, а дома все свое свободное время посвящал чтению духовных книг и молитве.

С отрочества имея склонность к подвижничеству, он, закончив учебу, ушел 12 ноября 1903 г. в монастырь Жадовская пустынь Корсунского уезда Симбирской губернии.

В 1909 г. послушника Иоанна призывают на военную службу в город Ковно. В Ковенской крепостной артиллерии на должности певчего при военном соборе он прослужил до конца марта 1913 г. Возвратившись домой, Иоанн вместе с родителями занялся крестьянским трудом, но в 1914 г., в связи с начавшейся Первой мировой войной, был призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале. В конце 1917 г. Иван Игошкин был демобилизован по болезни и вернулся к родителям в Самодуровку. В 1922 г. родители его скончались.

В январе 1921 г. Иоанн был рукоположен во диакона к Свято-Троицкой церкви города Покровска, а в 1922 г. – во священника к тому же храму. В 1922 г. архиепископа Уральского Тихона (Оболенского) переводят в Москву, и он забирает с собой священника Иоанна.

С 1922 г. о. Иоанн служил вторым священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, что на Большой Ордынке, основанной в 1908 г. великой Княгиней Елизаветой Федоровной (прмц., память ее 5 июля). Духовник обители и настоятель Покровского храма архимандрит Сергий (Сребрянский) (исп., память его 23 марта) стал для батюшки живым образцом пастырского служения.

Отец Иоанн прослужил в храме обители до 1928 г., после его закрытия его перевели в храм святителя Николая в Пыжах.

В 1929 г. о. Иоанн принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с именем Гавриил. В 1930 г. иеромонах Гавриил был возведен в сан игумена.

Первый раз о. Гавриила арестовали 14 апреля 1931 г., он был осужден и заключен в концлагерь сроком на три года. Срок отбывал в Вышерском лагере Екатеринбургской области. Здесь он пробыл до 29 июня 1932 г., после чего по состоянию здоровья был освобожден досрочно и выслан в город Ростов Ярославской области под наблюдение местного отдела ОГПУ. Через полтора месяца отправлен в город Владимир отбывать оставшийся срок ссылки – до декабря 1933 г. По окончании ссылки ему был выписан паспорт, и он вернулся в Москву, где был настоятелем храма святителя Николая в Пыжах.

В 1934 г. игумен Гавриил был возведен в сан архимандрита. В июле 1934 г. храм, где служил архимандрит Гавриил, захватили обновленцы, и он перешел служить в храм Воскресения Христова в Кадашах.

19 августа 1934 г. в праздник Преображения Господня во время богослужения его арестовали, обвинив в принадлежности к активной контрреволюционной церковно-монархической группировке.

3 октября 1934 г. он был освобожден за недоказанностью вины. Вскоре церковь, в которой служил о. Гавриил, была закрыта, и его перевели в храм Покрова Богородицы села Звягино Пушкинского района Московской области. Среди прихожан московских храмов о. Гавриил пользовался большим авторитетом, и многие, несмотря на расстояние, стали ездить в Звягино. Это был пастырь, просвещенный благодатью Божией, умудренный жизненным опытом, находивший путь к каждому сердцу. Ему были чужды осуждение и равнодушное отношение к людям. После службы в храме, а иногда и дома, он проводил духовные беседы, разъясняя Священное Писание.

Отец Гавриил со своими духовными чадами собирал пожертвования для отправки в лагеря высланным священникам.

В октябре 1936 г. местные комсомольцы совершили поджог церкви, в которой служил о. Гавриил. Он очень скорбел об этом и говорил о гонении на Православную Церковь со стороны властей, о безнаказанности за поджог. Его перевели в храм Сошествия Святого Духа города Пушкино. 4 ноября 1936 г. во время богослужения на праздник в честь иконы Казанской Божией Матери о. Гавриила арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Содержался о. Гавриил в Бутырском изоляторе, где на многочасовых допросах спрашивали о знакомых ему священниках и руководителях Марфо-Мариинской обители. На все вопросы он отвечал уклончиво.

В день Рождества Христова – 7 января 1937 г., о. Гавриилу было предъявлено обвинительное заключение, и 20 января Особое совещание при Народном комиссариате внутренних дел СССР за участие в контрреволюционной группе приговорило его к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отца Гавриила отправили этапом в город Чибью в Коми область.

Отец Гавриил во время пребывания в лагерях претерпел много издевательств. Были случаи избиения чуть не до смерти, выводили в 40-градусный мороз на улицу босиком, где держали по нескольку часов, пытались отравить.

Срок заключения закончился в конце 1941 г., но в связи с войной о. Гавриил был освобожден только в июле 1942-го. После освобождения работал в этом лагере до октября 1942 г. В октябре 1942 г. он уехал в город Кузнецк Пензенской области к своей сестре Пелагее. Прожив у сестры около месяца, он отправился пешком в Ульяновск, чтобы получить назначение на службу. По пути зашел к известному в то время блаженному старцу Василию Струеву, проживавшему в селе Копышовка Тагайского района Ульяновской области, чтобы получить от него благословение, как и где ему жить. В дороге он занемог, и старец Василий благословил пожить ему в двух километрах от него в Базарном Урене у престарелых сестер. Отец Гавриил тайно совершал в их доме литургию, исповедовал, причащал Святых Христовых Тайн, совершал требы.

Архимандрит Гавриил, прожив в Базарном Урене до начала мая 1946 г. и немного поправив свое здоровье, обратился с прошением о принятии в клир к епископу Ульяновскому и Мелекесскому Софронию (Иванцову), который назначил его настоятелем церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» города Ульяновска. Власти, видя, каким он стал здесь пользоваться авторитетом и уважением, решили отказать ему в прописке, и он был переведен настоятелем Никольской церкви в Мелекесс.

По приезде в Мелекесс он купил небольшой домик, благодаря денежной помощи брата Григория, который проживал в Москве и работал на заводе.

С началом служения о. Гавриила в Никольской церкви духовная жизнь прихожан оживилась. В церковь стало ходить много молодежи и детей. Отец Гавриил, добрый и снисходительный к другим, сам вел строгую монашескую жизнь, имел всецелое послушание своим архипастырям и искренне любил их.

Архимандрит Гавриил был необычайно строг к себе, а также к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности. Не всем это нравилось. Регент хора написал очередной донос на батюшку, и 8 июня 1949 г. о. Гавриил был арестован сотрудниками государственной безопасности во время богослужения. Прихожане все плакали.

Отца Гавриила сначала поместили в мелекесскую тюрьму, а 9 мая перевели во внутреннюю тюрьму управления Министерства государственной безопасности по Ульяновской области.

Архимандрита Гавриила обвинили в том, что он является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и советского правительства, среди верующих проводит антисоветскую пропаганду. Возглавляемую им мелекесскую церковь превратил в духовную школу. Игнорировал марксистко-ленинские науки. Во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского. Виновным себя в этих обвинениях о. Гавриил не признал.

29 декабря 1949 г. областной суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. Этапом в товарном вагоне в лютую январскую стужу о. Гавриил был отправлен в лагерь в город Мариинск Кемеровской области.

По прибытии в лагерь его поселили в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты. Когда открыли дверь, батюшка вошел туда и возгласил: «Мир вам!» Отец Гавриил сразу сказал, что он священник, и попросил разрешения помолиться. Сначала сокамерники возмутились, но потом как-то притихли и стали слушать молитву, в которой о. Гавриил поминал страждущих и озлобленных… В лагере о. Гавриил продолжал свое пастырское служение в строжайшей тайне.

В Мариинский лагерь о. Гавриилу приходило от его духовных чад много посылок с продуктами, которыми он оделял всех живущих вместе с ним.

4 сентября 1953 г. о. Гавриил написал очередную жалобу в Верховный суд СССР, в которой просил отменить решение Ульяновского областного суда как незаконное и построенное на клеветнических показаниях свидетелей.

Отец Гавриил оставил большое духовное наследие – это и проповеди, и многочисленные письма, и повести.

Отец Гавриил даже в трудные лагерные годы не нарушал постов, как бы ему это трудно ни было. Начальник лагеря относился к о. Гавриилу с большим уважением. У него тяжело болела жена, и никакое лечение у врачей не помогало. Когда же он обратился за помощью к о. Гавриилу, то по молитвам батюшки его жена получила от Господа полное исцеление. Теперь и начальник стал хлопотать об его досрочном освобождении. И вот 3 октября 1954 г. состоялось заседание Кемеровского областного суда, на котором было вынесено определение о досрочном освобождении о. Гавриила по болезни, и он был освобожден из-под стражи 23 октября, отбыв половину срока.

Трижды судимый, о. Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности семнадцать с половиной лет, но никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни.

После освобождения из лагеря архимандрит Гавриил вернулся в Мелекесс. Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, надеясь на добрых людей. Но вот нашлась добрая душа Евдокия Васильевна, которая не побоялась принять о. Гавриила.

6 января 1955 г. Президиум Верховного суда РСФСР рассмотрел жалобу о. Гавриила и постановил: приговор Ульяновского областного суда от 29 декабря 1949 г. и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 23 февраля 1950 г. в отношении Игошкина И.И. отменить и делопроизводство прекратить, из-под стражи освободить, полностью реабилитировать.

Начались хлопоты по поводу конфискованного дома, который вскоре был возвращен. В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о. Гавриил пригласил жить в свой дом ее и всю ее семью, так как их дом был ветхим, сказав: «Будете за мной ухаживать, я человек больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас». Так он и сделал.

Пастырь, которому было свойственно полное самоотвержение ради ближнего, безграничная любовь к несчастным, больным, душевно и телесно страждущим, не знал покоя ни днем, ни ночью и еще при жизни был прославлен Богом даром прозорливости и исцеления.

После освобождения, пока позволяло здоровье, архимандрит Гавриил несколько раз бывал в Москве. Он очень скорбел о том, что храмы, в которых он служил, были закрыты и там царили мерзость и запустение. После лагеря о. Гавриил не служил в церкви из-за слабого здоровья, служил Божественную литургию у себя дома.

Отец Гавриил последний раз посетил родные пензенские места в июне 1956 г. Молва о приезде батюшки быстро облетела близлежащие села. Всем хотелось увидеть его и получить духовное наставление и благословение. Он всех принимал и внимательно выслушивал. Служил молебны, совершал крещения, служил панихиды на могилах, и все это делал при большом стечении верующих.

Годы земной жизни старца завершались. Душа его постоянно пребывала в молитве, в ней он черпал силы. Состояние здоровья ухудшилось. С каждым днем телесные силы слабели. До последнего часа были вокруг него его чада. За три дня до смерти он видел необыкновенный свет и в нем Господа и разговаривал с Ним.

В воскресенье 18 октября 1959 г. батюшка отслужил Божественную литургию, причастился Святых Христовых Тайн.

Предчувствуя смерть, попросил прочитать «Канон при разлучении души от тела». Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и почил, как бы тихо заснув.

Отец Гавриил был похоронен на городском кладбище. 5 (18) октября 2000 года состоялось обретение мощей преподобноисповедника Гавриила, которые ныне покоятся в Никольском соборе города Димитровграда.

 

Дионисий Александрийский Сщмч. Дионисий, еп. Александрийский (264-265). Святой Дионисий родился около 195 г. Он происходил из Александрии от богатых и знатных родителей – язычников. В юности своей он получил хорошее языческое образование. По его окончании он сначала проходил обязанности ритора и обучал юношей красноречию. Но его ясный и светлый ум не мог не видеть грубых заблуждений и суеверий языческой веры, в которой он родился и вырос, и недостатков языческой философии, в началах коей был воспитан. И вот Дионисий, желая познать истину, знакомится с различными человеческими учениями и верованиями и сравнивает их между собой. Этот путь привел его к познанию Единого истинного Бога и к сознательному принятию веры Христовой.

В то время в Александрии, славившейся языческими школами и учеными, достигло значительной степени процветания и христианское просвещение. Под влияние христианских учителей лучшие из язычников приходили нередко к познанию истинной веры Христовой и оставляли свое языческое нечестие. Дионисий, уже познакомившийся со многими христианскими сочинениями, вступил в близкое общение с александрийскими христианскими учителями, во главе которых были Иеракл и особенно знаменитый Ориген. К Оригену, как к замечательному ученому, не мало стекалось и язычников для слушания философии и математики, и Ориген пользовался этим. Он с успехом трудился для славы имени Христова, употребляя труды свои и сведения для того, чтобы обратить этих слушателей к общению с Христом.

Дионисий скоро стал ревностным учеником Оригена и стал изучать истины христианского учения. Убедившись окончательно в истинности христианства, он не замедлил принять святое Крещение, и вступил в Огласительное училище. Замечательные успехи св. Дионисия в познании истин христианства и его благочестивая жизнь обратили на него внимание учителя Александрийской школы Иеракла. По прошествии непродолжительного времени, святой Дионисий возведен был в сан пресвитера. Когда же Иеракл возведен был в сан епископа Александрийского, Дионисий стал начальником в огласительном училище. По смерти же Иеракла, он был его преемником по Алесандрийской кафедре.

С того времени, как Дионисий вступил на Александрийскую кафедру, вся жизнь  его стала представлять собою ряд самоотверженных подвигов против разнообразных врагов Церкви, внешних и в особенности внутренних. В то время Церковь Христова много страдала от внешних гонений языческой власти и еще более была раздираема еретическими лжеучениями и расколами. В такое тяжелое время святой Дионисий Самим Богом предназначен был к тому, чтобы служить для верующих твердою опорою. Благодаря ему, мир Церкви при всех опасностях и смятениях остался непоколебимым. А святая строго благочестивая жизнь архипастыря, его самоотверженная любовь к пастве, кротость, искренность и смирение внушали к нему всеобщее уважение, даже среди его врагов и еретиков. Вся жизнь его была посвящена ревностному и неустанному служению Церкви Божией.

Унаследовав у Оригена любовь к всякого рода знаниям, св. Дионисий считал возможным согласовывать их с христианским вероучением и по-прежнему внимательно читал и исследовал сочинения лучших язычников и различных еретиков, волновавших в то время своими лжеучениями Церковь Божию. Охраняя чистоту христианского церковного учения от еретических лжеучений и разномыслий, св. Дионисий отвергал их.

В то тяжелое для христиан время, в жестокое гонение нечестивого Римского царя Декия (249-251), некоторые епископы, для того чтобы не оставить без руководства вверенных попечению их словесных овец стада Христова, удалялись из своих городов в места более безопасные, и оттуда управляли своими паствами. Так поступил по Божественному внушению и св. Дионисий.

Пребывая в скрытом месте, св. Дионисий продолжал управлять Александрийской паствой, посылая к ней письма через доверенных пресвитеров. В то время Церковь переносила страшные страдания и скорби от свирепых язычников. Не вынося пыток и мучений, многие из верующих отрекались от Христа. После они с глубоким раскаянием и сердечной скорбью опять обращались к епископу, смиренно умоляя снова принять их в лоно Церкви Христовой. Кроткий и смиренный Дионисий снисходительно принимал их в число чад Церкви христианской, налагая на них те или иные запрещения и епитимии, и тем спасал их от совершенного отчаяния.

По смерти нечестивого Декия, в кратковременное царствование императора Галла (251-253), гонение на христиан прекратилось. Однако Церковь была возмущаема возникающими внутри ее ересями, против которых св. Дионисий активно боролся на соборах и своими сочинениями. Но заботы св. Дионисия о внутреннем мире и благе Церкви внезапно были остановлены гонением нового Римского императора Валериана (253-259). В самом начале этого жестокого гонения великий пастырь Александрийский был схвачен, несмотря на свою тяжкую болезнь, и вместе с пресвитером Максимом и диаконом Фавстом, Евсевием и Херимоном представлен к префекту Емилиану.

Емилиан запретил св. Дионисию всякое общение с христианами, сослал его в захолустную деревню Цефро, лежавшую среди дикой пустыни Ливийской. Но и там, вопреки запрещению, святой продолжал поучать слову Божию. Язычники били его за это неоднократно камнями. Несмотря на это, Дионисий обратил к святой вере Христовой многих язычников. Успех проповеди Дионисия еще более раздражил Емилиана, и он отослал святого епископа в местечко Коллуфо, находившейся в еще более отдаленной и дикой части пустыни Ливийской. Но и отсюда он имел утешение сноситься с друзьями Христовыми и со своей паствой, а также с другими церквами.

Три года пробыл св. Дионисий в этом жестоком и лютом заточении. По воцарении Галлиена (260-268), он был возвращен из заточения. Однако и в Александрии этого доблестного страдальца Христова ожидали не покой и благоденствие, но кровавое смятение и страдания. После скорбей междоусобной войны последовал лютый голод, а за  голодом моровая язва, свирепствовавшая с ужасной жестокостью. С истинной отеческой любовью заботился Дионисий о несчастных, кто бы они не были – язычники или верующие.

К этим скорбям и своим собственным тяжким телесным недугам св. Дионисия присоединилась новая скорбь: этого непоколебимого столпа православия и ратоборца против неверия и ересей заподозрили в неправом мышлении. Он вынужден был, не столько для своей защиты, сколько для умиротворения Церкви, писать послание, в коем изложил свое православное учение о Трех Лицах Святой Троицы. Истина восторжествовала, и сохранилось высокое уважение всей Церкви к нему и ко всем его строго православным воззрениям.

Наконец, телесные силы исповедника Христова от престарелого возраста, скорбей и чрезмерных трудов совсем уже ослабели, хотя дух его был силен. Когда Церковь стало волновать еретическое учение Павла Самосатского (он не признавал Иисуса Христа Сыном Божиим), в Антиохии был собран собор святых отцов и учителей Церкви, на который одним из первых был приглашен и св. Дионисий, ибо от него все ждали решительного голоса и умиротворения Церкви.

Но великий пастырь Александрийской церкви, удрученный старостью, чувствовал себя совершенно неспособным вынести тяжесть столь далекого пути, и вынужден был от этого приглашения отказаться. Однако он послал отцам собора пространное письмо, в коем изложил свой православный взгляд на учение Павла Самосатского, осудив его заблуждение с решительной ясностью. Через несколько дней после этого он мирно предал дух свой Богу.

Мц. Мамелхва Персидская (ок. 344). Святая мученица Мамелхва, родом из Персии, была сначала жрицей одной языческой богини. Однажды она увидела во сне ангела, поведавшего ей тайны веры Христовой. Проснувшись в страхе, она рассказала свой сон сестре, которая была христианкой. Сестра привела ее к епископу. Епископ, узнав о сне Мамелхвы, убедил ее принять христианство и совершил над ней крещение, причем сестра ее была восприемницей от святой купели. Разгневанные обращением Мамелхвы в веру Христову, язычники побили ее камнями, когда она облечена еще была в одежду крещения. Тело ее было брошено в ров, а оттуда взято двумя некими христианами и предано честному погребению. Впоследствии епископ того города, где приняла мученическую смерть святая Мамелхва, исходатайствовал у Персидского царя позволение разрушить храм языческой богини и на месте его создать церковь во имя святой Мамелхвы. В этой церкви и положено было тело святой мученицы. При перенесении мощей святой мученицы Мамелхвы совершилось от них множество чудотворений и исцелений, и многие из язычников обратились ко Христу.

Прп. Григорий Хандзтийский (Грузинский), архимандрит Прп. Григорий Хандзойский (861) (Груз.). Преподобный Григорий Хандзтийский, основатель и архимандрит обителей Кларджети. Происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786 - 826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: "Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу".

Вся жизнь преподобного Григория протекала в постоянных молитвах, в слезах, воздержании, в терпении, кротости, глубочайшем смирении и неутомимых трудах. Он достойно стяжал себе славу благочестивого и ревностного служителя Церкви Христовой и был избран при царе Ашоте Куропалате игуменом Хандзтийского монастыря. Отличаясь глубочайшим послушанием воле Божией, святой Григорий видел смысл земной жизни именно в послушании, дарующем высшую благодатную свободу всей твари. Послушание духовному отцу положил он и в основу всего уклада монастырской жизни, укрепляя общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, будучи архимандритом, - и по всей Грузии.

В то время как в Византии, после иконоборческого собора 815 года, православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православной веры, одновременно борясь с монофизитством.

В 825 году Григорий Хандзтийский "по прибытии в Константинополь, поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые Богомолья" и привез с собой в Грузию "мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве". Святой Григорий был ревностным поборником сотрудничества Церкви и государства, независимых и равноправных по отношению друг к Другу. Его взгляды благотворно сказались на решениях церковного Собора, созванного в Джавахети, содействовали упрочению Автокефалии Грузинской Православной Церкви. Духовный сын преподобного Григория Хандзтийского, епископ Ацкурский Ефрем, "установил мироосвящение в Грузии, по благословению Иерусалимского патриарха и его свидетельству", как повествует Григорий Мерчули, составивший Житие святого Григория Хандзтийского.

Последние месяцы своей жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что "не сжигающий огонь, а Дух Божий" осиял праведника, подобно Фаворскому Свету. Грузинская Церковь совершает память святого Григория Хандзтийского 5 октября, в день его блаженной кончины.

Прп. Косма монах (X).

Прпп. Дамиан пресвитер, целебник (1071), Иеремия (ок. 1070) Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz