Краткие жития святых, православные праздники и события

18/31 октября

 

Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001). Сщмч. Андрея, Сергия, Николая и Сергия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937).

Мч. Марина (IV). Прп. Иулиана (IV). Вмц. Златы (Хрисы) (1795) (Болг.).

 

Апостол Лука Апостол и евангелист Лука (I). Святой апостол и евангелист Лука, апостол от 70-ти, священномученик, автор книги Деяний святых апостолов, иконописец, сподвижник святого апостола Павла (Фил. I, 24), врач, уроженец Антиохии Сирийской, происходил из просвещенной греческой среды. С юности он посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа, уверовав в Него как в Мессию. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. X, 13). После Воскресения Господь Иисус Христос явился свв. Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Вместе с ним он был в Риме, где по просьбе христиан написал Евангелие, а позднее и книгу Деяний свв. апостолов. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. IV, 10). После мученической кончины ап. Павла святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и Ахайю (область в Греции). Проповедовал св. апостол и в Ливии, и в Верхнем Египте, затем, снова вернувшись, в греческих землях. Здесь он трудился над устроением Церкви Христовой, рукополагая священников и диаконов, исцеляя молитвой больных. Свою апостольскую деятельность Лука, достигнув 80-ти лет от роду, увенчал в греческом городе Фивы мученической кончиной: он был повешен язычниками на дереве.

Св. апостол Лука издревле почитается как первый иконописец, написавший образ Пресвятой Богородицы. По преданию св. ап. Лука написал также на досках образы апп. Петра и Павла, и вообще, как замечается в Четьях-Минеях и Прологе, от него распространилось по всей вселенной доброе и пречестное дело писания икон.

Память ему отмечается также 22 апреля и 4 января (в Соборе 70-ти апостолов).

Преподобный Иосиф Волоцкий  Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001). Память его празднуется также 9 сентября (см. о нем там же). 

 Сщмч. Андрей (Воскресенский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Андрей родился 2 октября 1884 г. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, находившейся на Смоленской площади в Москве.

В 1898 г. Андрей Владимирович окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 г. – Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 г. со степенью кандидата богословия, и в 1909 г. был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Вере Сергеевне Булатовой.

В 1912 г. он был рукоположен в сан священника к Московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А.С. Стрелковой. В 1915 г. о. Андрей был награжден набедренником, в 1917 г. – скуфьей, в 1920 г. – камилавкой, в 1923 г. – наперсным крестом. Вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию по истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все материалы впоследствии погибли при закрытии храма в 1930 г.

Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпово Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпово в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.

Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 г. по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем они были зачитаны о. Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства.

17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Сергий (Бажанов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 3 февраля 1883 г. в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 г. диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 г. он был переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 г. стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 г. епископ Коломенский Феодосий (Ганецкий) наградил его камилавкой.

В конце двадцатых – начале тридцатых годов власти усилили гонения на Русскую Православную Церковь. В марте 1930 г. начальник районного отделения ОГПУ допросил крестьянина из села Городня в надежде, что он даст показания против священника, но тот ни словом не обмолвился о священнике. Тогда же был допрошен сторож церкви, в которой служил о. Сергий, и он сказал, в частности: «Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы… Священник Сергий – личность явно противосоветская…»

В тот же день был допрошен и о. Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вел, церковников антисоветски настроенных вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вел… Выражал недовольство лишь тем, что тяжело платить налоги».

Через два дня 8 марта 1930 г., власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта – в тюрьме в городе Коломне.

Большинство допрошенных следователем крестьян дали положительные отзывы о священнике и не подтвердили обвинений в его антисоветской настроенности, но были и такие, в частности хозяин дома, где жил священник, которые привели примеры высказываний о. Сергия, кои можно было трактовать как антисоветские.

При повторном допросе о. Сергий также отказался признать себя виновным в предъявленном обвинении.

3 июня 1932 г. тройка ОГПУ приговорила о. Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме.

14 октября 1937 г. о. Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь при аресте стал спрашивать об аресте священника в 1932 г., о ведении им контрреволюционной агитации против колхозного строительства вплоть до последнего времени. Священник этого обвинения не подтвердил.

25 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Соколов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 20 марта 1877 г. в селе Андреевское Рузского уезда Московской губернии в семье пономаря Александра Соколова.

В 1892 г. Николай Соколов поступил в Московскую Духовную семинарию и по окончании ее был в 1898 г. определен на должность учителя церковноприходской школы в селе Крымское Верейского уезда Московской губернии.

2 сентября 1899 г. викарием Московской епархии епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) он был рукоположен во священника к Преображенскому храму в селе Крымское. В том же году о. Николай был назначен заведующим Крымской церковноприходской школой и законоучителем, а также преподавателем Закона Божия в земской школе того же села. С 1902 по 1909 год он был законоучителем в Якшинской земской школе в селе Наро-Осаново и состоял членом благочиннического совета третьего округа Рузского уезда. С 1909 по 1915 год о. Николай состоял членом Рузского отделения Епархиального училищного совета. В 1911 г. он был избран в правление Звенигородского Духовного училища.

За долгое время служения о. Николай был удостоен многих церковных наград. В 1924 г. он был возведен в сан протоиерея, а в 1931 г. награжден митрой. В 1930-х годах он был благочинным церквей Верейского и Можайского районов.

В 1930 г. хозяйство священника было обложено большим сельскохозяйственным налогом, который выполнить о. Николай не смог. Лошадь и три коровы прошлось продать. В том же году его раскулачили, продав колхозу еще одну лошадь, две коровы и 20 пчелиных ульев. В 1931 г. о. Николая арестовали и, продержав под следствием месяц, отпустили.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь 11 октября 1937 г. протоиерей Николай был арестован и заключен сначала в тюрьму в Можайске, а затем в Таганскую тюрьму в Москве.

Первый допрос состоялся 13 октября. Следователь, расспросив о. Николая, с кем он поддерживает знакомства, стал обвинять его в контрреволюционной деятельности. Эти обвинения священник категорически отверг.

28 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу.

Протоиерей Николай Соколов был расстрелян 31 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Сергий (Гусев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 5 июля 1886 г. в селе Горбасьево Завидовского уезда Тверской губернии в семье священника Петра Гусева. В 1906 г. Сергей окончил епархиальное училище иконописания и с 1907 г. был учителем в церковно-приходской школе. В 1914 г. он был взят на фронт, а в 1918 г. мобилизован в Красную армию и служил на Кавказе начальником банно-прачечного отряда. В 1921 г. Сергей Петрович был демобилизован и стал служить псаломщиком в Троицкой церкви села Бирево Клинского района Московской области. 19 марта 1922 г. он был рукоположен во диакона к Троицкой церкви.

В 1927 г. диакон Сергий был переведен в Воскресенскую церковь Николо-Железовского погоста Клинского района. 24 сентября 1934 г. он был рукоположен во священника к этому храму.

Осенью 1937 г. сотрудники НКВД стали собирать сведения для ареста священника. Некоторые свидетели, вызванные на допрос, показали, будто о. Сергий говорил, что «обильный урожай 1937 г. вызван не успехами экономической системы новой власти, а милостью Божией, так как Господь увидел, что народ голодает девятнадцать лет при советской власти, и этому голодному народу послал урожай». Представитель местных властей, плохо знавший о. Сергия, ничего о нем не мог показать, и тогда следователь сам заполнил протокол допроса и прочитал его вслух. Но свидетель не согласился с прочитанным, однако ему «убедительно» было доказано, что протокол необходимо подписать, и он его подписал.

8 октября 1937 г. о. Сергий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и в течение пяти дней беспрестанно допрашивался.

Виновным себя в контрреволюционной деятельности священник не признал.

13 октября следствие было закончено, и 25 октября тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Гусев был расстрелян 31 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мц. Елисавета (Крымова) (1937): Новомуч. Мученица Елизавета родилась в 1877 г. в городе Серпухове Московской губернии в семье рабочего Николая Крымова. Семья была бедная. Отец вскоре умер, мать, работая прачкой, не могла прокормить детей, поэтому вынуждена была отдать Елизавету в приют.

До 1917 г. Елизавета Николаевна жила в приюте, где работала белошвейкой. После 1917 г. Елизавета стала проживать в городе вместе с братом, который был инвалидом и нуждался в постоянной помощи. Несмотря на слабость здоровья, он устроился на фабрику конторщиком, и сестра жила на его иждивении, занимаясь хозяйством.

До закрытия в 1924 г. Владычнего Алексеевского серпуховского женского монастыря она ходила туда молиться, на протяжении всей жизни поддерживая самые близкие отношения с монахинями этого монастыря и, чем могла, помогая им.

19 мая 1931 г. в Серпухове были арестованы более тридцати священнослужителей и монахинь Владычнего монастыря, а вместе с ними и Елизавета Крымова. Их обвинили в том, что они «имели целевую установку – создание недовольства среди населения различными мероприятиями, проводимыми советской властью… Для своей контрреволюционной деятельности использовали церкви и свои квартиры, где вели организованную антисоветскую обработку верующего населения».

На вопросы следователя Елизавета Крымова ответила: «Проживая в городе Серпухове, я ходила в церковь Успения. За богослужением в нашей церкви поминаются митрополиты Петр Крутицкий и Сергий, а также епископ Иоасаф. С политикой советской власти в религиозном вопросе я не согласна, ибо это оскорбляет мои религиозные чувства. В 1929 году у меня дома монахини проживали».

16 июля 1931 г. тройка ОГПУ приговорила Елизавету Крымову к трем годам ссылки. Этапом она была направлена из Бутырской тюрьмы в Казахстан.

 Елизавета Николаевна вернулась в Серпухов в 1934 г.

В это же время из ссылки вернулся иеромонах, который был назначен служить в городе Серпухове в храм святителя Николая. Не имея жилья в городе, он обратился к Елизавете Крымовой и ее брату за помощью, и те любезно приютили его в своем доме.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь Елизавета Крымова 2 октября 1937 г. была вместе с проживавшим у нее иеромонахом арестована и заключена под стражу в Серпуховской тюрьме. Во время следствия, не выдержав натиска следователей, иеромонах оговорил Елизавету, что она якобы вместе с ним занималась антисоветской деятельностью.

В предъявленном ей обвинении виновной себя она не признала.

Елизавете Николаевне было в это время шестьдесят лет, и, по заключению тюремных врачей, она была совершенно неспособна к физическому труду из-за старческой дряхлости и миокардита.

Вскоре Елизавету Николаевну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила ее к расстрелу.

Елизавета Николаевна Крымова была расстреляна 31 октября на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

 

Сщмч. Мнасон, еп. Кипрский (I). Был учеником святого апостола Павла.

Мч. Марин Тарсийский (IV). Старец, родом из Киликии, пострадал при Диоклетиане. Правитель Тарса, Лисий, за христианскую веру приказал сечь его розгами, затем, повесив на дерево, резать ножами и палить огнем и, наконец, умертвить мечом.

Прп. Иулиан Пустынник (IV). Преподобный Иулиан родился от незнатных и небогатых родителей. В юности своей он не получил внешнего образования, но приобрел истинное познание Христовой веры не на словах только, но и на деле.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иулиан удалился из мира, и поселился в одной пещере, находившейся в Парфянской пустыне. Здесь он старался по возможности обуздать все свои житейские похоти и возвыситься над всем скоропреходящим и тленным, для чего он только однажды в неделю принимал хлеб с солью и водой. Утешением же и духовным питанием для него служили псалмы Давида и непрерывное размышление и молитвенная беседа с Богом.

Молва о святом подвижнике скоро широко распространилась среди людей, и вскоре к Иулиану собралось много лиц, желающих проводить свою жизнь под его руководством и по примеру жизни святого. Они поселились около его пещеры в палатках и стали подвизаться под руководством мудрого наставника.

Но через некоторое время, желая проводить жизнь в полном уединении и молитве, он оставил братию и удалился за 50 верст в глубь пустыни, лишь изредка приходя к ним.

Однажды его, после такого посещения, умолил взять с собою в пустыню один юноша по имени Астерий, воспитанный в неге, но имевший стремление к благочестию. Возражения старца не смогли переломить его желания, и преподобный взял его с собою. По прошествии же трех дней юноша ослаб и стал изнемогать. Наконец, обессиленный, он стал умолять старца, чтобы тот сжалился над ним и облегчил его положение. Святой позволил ему идти назад, но Астерий был настолько обессилен, что не мог идти и к тому же не знал дороги назад. Тогда человек Божий, тронутый страданием своего спутника, преклонив колена, так усердно молился Богу о спасении юноши, что даже оросил землю слезами. Молитва святого была услышана: капли слез его, упавшие на землю, вызвали водный источник. Со временем Астерий сам стал подвижником и руководителем других.

Не мало трудов положил св. Иулиан для борьбы с распространившейся тогда арианской ересью. С этой целью он даже оставил пустыню, чтобы не умолчать об истине.

Ариане, для распространения своего лжеучения, распустили в Антиохии молву, что преподобный Иулиан держится догматов, проповедуемых ими. Тогда Акакий и Астерий, ученики святого, побуждаемые благочестивыми мужами Флавианом и Диодором, отправились к Иулиану, чтобы он пришел на помощь к православным, погибающим от обольщения. Старец тотчас отправился в Антиохию. По пути он остановился на ночь у одной благочестивой женщины, но именно этим же вечером семилетний сын ее упал в колодец, и старец спас его.

В Антиохии святой поселился в той же пещере, где некогда скрывался святой апостол Павел. Большая толпа собралась около пещеры, чтобы получить утешение и благословение от святого.

Здесь святой подвижник производил не только телесные, но и духовные врачевания словом своим, и вскоре клеветники были им обличены и посрамлены, а приверженцы истины – успокоены и обрадованы.

Затем он возвратился в свою пустыню и, пребыв там до глубокой старости, мирно отошел ко Господу.

Свв. Симеон, Феодор и Евфросиния, обретшие икону Божией Матери, написанную евангелистом Лукой (IV).

Свт. Дионисий Грек, Ростовский, архиеп. (1425). Святитель Дионисий, родом югослав, был афонским иноком. Он прибыл в Москву при вел. кн. Димитрии Донском и был поставлен настоятелем Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере в пределах Вологодских.

В его обитель собралось много братии, потому что он знал человеческое сердце, умел наставлять ко спасению и сам опытно прошел путь, указанный святыми отцами и подвижниками, наставлениями коих был сам обильно напоен.

Среди братии особой ревностью отличались послушники Димитрий и Алексий, в иночестве Дионисий (память его 1 июля) и Александр (память его 9 июля). Когда же скончался архиеп. Ростовский, то на его место был поставлен архимандрит Спасо-Каменного монастыря Дионисий и рукоположен митрополитом Московским Фотием (1407-1431; память его 2 июля). Когда же он прибыл в Ростов, там был мор, и новый архиепископ совершил со всем духовенством крестный ход по всему городу, окропляя его святой водой, и мор прекратился.

Потом пришли к нему ученики его Дионисий и Александр, и он благословил им основать монастырь на Глушице и на Куште и снабдил их иконами и всей церковной утварью.

Свт. Дионисий почил 18 окт. в 1425 г. «Он был первый святитель у нас из земли Заволошской», – пишет составитель жития его старец Паисий Ярославов, друг и сотаинник прп. Нила Сорского (память его 7 мая).

Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Прп. Давид Серпуховской (1520). Прп. Давид полагал начало монашескому житию под надзором прп. Пафнутия Боровского (память его 1 мая), в его обители. Потом подвизался в безмолвном уединении. В 1515 г. построил на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова, храм Вознесения Господня и тем положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни. Мощи старца, почившего 18 октября 1520 г., почивают в соборном каменном храме обители, где хранится и гроб прп. Моисея Угрина, подвижника Печерского.

Мчч. Гавриил и Кирмидол Египетские (1522). Пострадали в Египте.

Святая Злата (Хриса) Мегленская Преставление вмц. Златы (Хрисы) (1795) (Болг.). Память ее празднуется также 13 октября (см. о ней там же).

Мч. Аристовул префект.

Мчч. 40 отроков, мечем убиенные.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz