23 октября / 5 ноября
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (1544). Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии (1942).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Апостол Иаков, брат Господень по плоти (ок. 63). Был также апостолом от 70-ти, 1-й епископ Иерусалимский, священномученик, сын прав. Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы, спутник Иосифа и Пречистой Девы Марии во время бегства их в Египет, где они с Младенцем Иисусом укрывались от преследований иудейского царя Ирода. С юности Иаков отличался необыкновенным благочестием. После Воскресения Спасителя св. Иаков был удостоен особенного явления воскресшего Господа. После Пятидесятницы ап. Иаков стал первым епископом Иерусалима. Ап. Павел в Послании к галатам называет св. Иакова вместе с апп. Петром и Иоанном столпами Церкви. На соборе апостолов в Иерусалиме, бывшем около 50 г. по Р.Х., св. Иаков председательствовал. В Новом Завете ему принадлежит послание, написанное к христианам, обращенным из иудеев. Он также составил и первую Божественную литургию. Множество иудеев им было обращено в веру Христову. Недовольные этим фарисеи и иудейские старейшины задумали убить св. Иакова, который за свою праведную и добродетельную жизнь был почитаем не только христианами, но и многими из иудеев. Св. апостол часто молился в Иерусалимском храме. Здесь фарисеи, пользуясь отсутствием в городе римского проконсула, в день Пасхи, когда в Иерусалим стекалось особенно много народа, просили св. Иакова с крыши храма засвидетельствовать, что христиане заблуждаются в своей вере. Однако апостол вместо этого открыто исповедовал Иисуса Христа. Разгневанные фарисеи столкнули праведника вниз с крыши. Упав на землю, апостол молился Господу, прося Его не вменить им это во грех. Тогда один из иудеев убил св. Иакова, ударив белильным валиком по голове.
Память ап. Иакову празднуется также 4 января (в Соборе 70-ти апостолов) и в Неделю по Рождестве Христовом.
Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (1544). Был Светлый Вторник. Река Мста только что вскрылась. Против самых страшных Боровицких порогов, где стояло село Боровичи Новгородской области, крестьяне увидели быстро несущуюся против бурного течения огромную льдину. Густой пар, как дым, поднимался с нее. На ней стоял гроб без крышки, представлявший собой обгорелую дубовую колоду, а в ней лежал почивший отрок.
Крестьяне не поняли, что это явление благодатное. Они испугались судов и дознаний и поспешно оттолкнули льдину длинным шестом. Но льдина вернулась. Тогда они обвязали колоду веревкой и оттащили ее за две версты. Но утром она опять вернулась. Ее опять отвели, но она опять вернулась. Тогда ночью святой отрок явился некоторым сельчанам и сказал им: «Зачем вы, будучи христианами, гоните меня, христианина? Если вы хотите знать мое имя, то я – Иаков, единоименный св. апостолу Иакову, брату Господню по плоти». Тогда святые мощи были вынуты из воды и положены на берегу, и от них стали истекать исцеления. После же освидетельствования их духовными властями они были положены в Свято-Духовской Боровичской церкви, при которой был устроен монастырь.
При Патриархе Никоне мощи были перенесены в основанный им валдайский Иверский монастырь, где и почивали в открытой раке до нашего времени.
Существует предание, согласно которому св. праведный Иаков был усердный к своему делу судовщик и нес подвиг юродства ради Христа.
Память его празднуется также 22 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Сщмч. Николай (Агафонников) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 1 сентября 1876 г. в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафонникова и был назван в честь Николая Чудотворца.
По смерти своего последнего сына, младенца Иоанна, его мать дала обещание свт. Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что, если по молитвам его перед Господом у нее будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем.
Он рос в церковной и музыкально-певческой атмосфере с самого раннего возраста. В пять-шесть лет Николай стал вставать на клирос и пел сначала вместе с матерью, а затем и самостоятельно. Все церковное дело для него с ранних лет было родной стихией.
Вскоре семья переехала в село Медяны, находившееся неподалеку от Лекмы. Здесь родители отдали отрока Николая, которому было тогда семь лет, в первый класс Медянского мужского земского начального училища.
В 1887 г. Николай поступил в Вятское Духовное училище, а по его окончании – в Вятскую Духовную семинарию, в которой завершил образование в 1897 г. и поступил псаломщиком в Никольский собор города Слободского Вятской губернии. В 1899 г. Николай Владимирович женился на дочери священника Василия Федорова Нине и том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда. Здесь он прослужил семнадцать лет, став для крестьян любимым и уважаемым пастырем, помогая им в вопросах не только духовных, но и практических, зачастую являясь для них щедрым благотворителем. В 1910 г. священник был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой.
В 1916 г. о. Николай по избранию был определен наблюдателем церковноприходских школ Вятского уезда. В 1917 г. назначен священником при Вятском женском монастыре, где прослужил до февраля 1923 г., когда был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, которая, по мнению советских властей, заключалась в противодействии обновленцам. После нескольких месяцев нахождения в заключении о. Николай был освобожден и направлен священноначалием настоятелем Царево-Константиновской церкви в городе Вятке и возведен в сан протоиерея.
В 1926 г. он был вынужден покинуть епархию из-за незаслуженного подозрения временного управляющего Вятской епархией в его сочувствии к обновленцам.
В декабре 1927 г. о. Николай был назначен в храм в селе Ворсино Подольского района Московской области, а в 1928 г. – в Покровский храм в селе Ерино того же района, где он прослужил до своего ареста. В 1930 г. протоиерей Николай был назначен настоятелем храма и благочинным Подольского округа, в 1933 г. награжден митрой.
15-16 сентября 1937 г. сотрудники НКВД допросили свидетелей, знавших о. Николая. Один из них, крестьянин, показал о том, что священник высказывал ему свои контрреволюционные убеждения относительно жизни при советской власти. Другой свидетель, псаломщик храма, где служил о. Николай, сам к тому времени арестованный, рассказал о том, что ему известно о высказываниях священника в беседах с братом Александром антисоветских взглядов о плохой жизни при советской власти.
Протоиерей Николай был арестован спустя месяц после этих показаний, 16 октября 1937 г., заключен в тюрьму в городе Серпухове и в тот же день допрошен.
Виновным себя в ведении контрреволюционной агитации он не признал.
3 ноября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Агафонников был расстрелян 5 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Владимир (Амбарцумов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир родился 20.09/03.10.1892 г. в Саратове в семье Амбарцума Егорьевича Амбарцумова. Его отец, армянин, был одним из основоположников системы обучения глухонемых в России. Мать, Каролина Андреевна Кноблох, происходила из немцев Поволжья. В роду ее были миссионеры. Семья придерживалась лютеранского вероисповедания.
После окончания Московской Петропавловской гимназии будущий о. Владимир поступил на физико-механический факультет Берлинского университета. В июне 1914 г. на одном из последних поездов, пришедших в Россию перед началом войны с Германией, он возвращается в Москву, где заканчивает свое обучение в Московском университете. Еще в Берлине он знакомится с Христианским студенческим движением, а, приехав на родину, становится активистом Христианского студенческого кружка в России. Вскоре он переходит из лютеранства в баптизм. Смыслом его жизни становится проповедь Евангелия среди учащейся молодежи.
В годы гражданской войны из-за голода Владимир Амбарцумов вместе с семьей переехал в Самару, но в 1920 г. за активную деятельность в Христианском студенческом кружке его арестовали и отправили в Москву, где освободили с подпиской о невыезде. Но он продолжал заниматься проповедью Слова Божия. По его инициативе создается Центральный комитет христианских студенческих кружков в России. В.А. Амбарцумова избирают председателем Комитета.
В 1923 г. скоропостижно умирает его жена, Валентина Георгиевна, урожденная Алексеева, оставив ему двоих малолетних детей. После запрещения в 1924 г. деятельности студенческих кружков и начала репрессий против кружковцев Владимир Амбарцумов был вынужден перейти на нелегальное положение. Не имея постоянного места жительства, он ночует у друзей, снимает на короткое время комнату, продолжает работу в кружке, занятия в группах, организуя подпольные всероссийские съезды.
В середине двадцатых годов Владимир Амбарцумов знакомится с известным московским священником отцом Валентином Свенцицским, настоятелем храма свт. Николая «Большой Крест» на Ильинке. В начале 1926 г. он принял решение принять Православие. В декабре 1927 г. по рекомендации о. Валентина епископом Ижевским и Боткинским Виктором (Островидовым) Владимир Амбарцумов был рукоположен во диакона, через несколько дней – во священника, а в начале следующего года назначается настоятелем храма Святого кн. Владимира в Старосадском переулке.
О. Владимир впервые появился в храме свт. Николая (на «Соломенной Сторожке») летом 1928 г., когда его настоятель о. Василий Надеждин (память сщмч. Василия 06/19.02), во время обострения туберкулеза, поехал «на кумыс», доверив другу своих духовных чад. Прихожане оценили деликатность о. Владимира, который не стремился «завоевать» их сердца, принадлежащие другому пастырю.
На следующий год о. Владимир откликнулся на предсмертную просьбу своего друга о. Василия и возглавил после его смерти осиротевший приход. Он был высокого роста, с длинными спускающимися на плечи волосами и черной густой бородой. Обладая музыкальным слухом и красивым голосом, он любил петь духовные песни, аккомпанируя себе на фисгармонии. В молодости он играл на скрипке. Хорошо знал и любил церковные песнопения. Его проповеди были содержательны и поучительны.
Вслед за о. Владимиром в «Соломенную Сторожку» пришел его друг о. Михаил Шик, с которым они чередовали служения в храме, сменяя друг друга через неделю.
В 1932 г. благочинный округа, в который входил и этот храм, предложил духовенству признать декларацию митрополита Сергия от 1927 г. и поминать его как местоблюстителя Патриаршего Престола. В случае несогласия с этим предлагалось выйти за штат. О. Владимир, сомневаясь в каноничности этого местоблюстительства, решил уйти на покой.
Между тем о. Владимир и о. Михаил не оставили духовное поприще, хотя были вынуждены искать работу для содержания семей. О. Владимир работал научным сотрудником в исследовательских учреждениях, разрабатывая и конструируя различные приборы и установки, и получил множество авторских свидетельств. Уходя из «Соломенной Сторожки», о. Владимир направил своих прихожан к знакомым священникам, которые еще имели возможность служить в храмах, но оставил за собою руководство наиболее близкими духовными чадами. Своего дома у о. Владимира не было. Дети вместе с крестной матерью жили в Подмосковье, снимая комнаты то в одном, то в другом месте, а он сам скитался по московским друзьям.
Он активно помогал семьям репрессированных священников. Как лишенцы они не имели права на продовольственные карточки, на поступление в высшие учебные заведения, то есть были, по сути, вне закона. Сам, испытывая тяготы лишенства, он разыскивал семьи репрессированных священников, раздавал им значительную часть своего неплохого заработка. Своей семье оставлял минимум, не допуская никаких излишеств. Того же он требовал и от своих духовных детей, имеющих достаток, наблюдая, чтобы они регулярно, в строго определенный срок отдавали прикрепленной к ним семье лишенцев определенную сумму денег. Также он не оставлял без заботы и помощи семью отца Василия Надеждина, в которой было пятеро детей, младший из которых родился уже после смерти своего отца.
В апреле 1933 г. о. Владимир был арестован и обвинен в участии в контрреволюционной религиозной организации. Арест его был связан с непризнанием декларации митрополита Сергия. По этому делу были арестованы около ста человек – духовенства и мирян. О. Владимир был условно осужден на 3 года ссылки, но благодаря ходатайству АН СССР, освобожден и оставлен в Москве.
Но 25.09.1937 г. в Малоярославце был арестован о. Михаил Шик, а 08.09.1937 г. в Никольском-Архангельском арестовали о. Владимира Амбарцумова. Родственникам сказали, что они осуждены на 10 лет без права переписки. Лишь недавно в управлении КГБ удалось выяснить, что оба священника были расстреляны в 1937 г. на полигоне НКВД, вблизи пос. Бутово: о. Михаил – 27 сентября, о. Владимир – 05 ноября.
Священномученики иерей о. Василий Надеждин и протоиерей о. Владимир Амбарцумов прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16.08.2000 г.
Память их празднуется также в воскресенье 25 янв. или в ближайшее воскресенье после 25 янв. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Сщмч. Александр (Соловьев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 5 августа 1893 г. в селе Богородском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Соловьева. Окончил два класса Московской Духовной семинарии и стал служить псаломщиком в Покровской церкви села Таширово Верейского уезда Московской губернии, затем был переведен на должность псаломщика к Преображенскому храму в селе Слепушкино того же уезда, где прослужил до июля 1916 г.
Александр Иванович был женат на дочери священника Иннокентия Грузинова, служившего в храме в селе Рождественском Московской епархии, Зое; у них родилось пятеро детей. В 1916 г. Александр Иванович был рукоположен во диакона к Ильинской церкви погоста Стребуково Московской епархии. В феврале 1919 г. он был переведен служить в Покровскую церковь села Покровского Самарской епархии. 30 августа 1921 г. диакон Александр был рукоположен во священника к Богородице-Казанскому храму села Королевка Мелекесского уезда Самарской губернии.
В 1924 г. о. Александр был определен к Преображенскому храму села Сляднево Волоколамского района Московской области, где прослужил до мученической кончины. Для прихожан он был пастырем строгим, но справедливым. Гонения от безбожных властей и условия жизни в этом селе и в окружающих селах оказались настолько суровы, что не хватало средств на пропитание, и о. Александр с детьми вынуждены были ходить в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб.
В 1933-1934 годах наступило голодное время. В школе помогали только детям колхозников, а детей лишенцев, к которым относились и дети священников, не кормили. Детям колхозников, хоть в каком-то количестве, на обед кашу и картошку давали, а детям о. Александра – ничего. Бывало, в то время, когда другие ели, они голодные плакали.
Зимой детей колхозников везли на санях, а детей о. Александра не допускали сесть в сани, и они брели пешком. После школы дети трудились, добывая хлеб заготовкой грибов. Когда хлеб появился в свободной продаже, его продавали только в Волоколамске, и за ним выстраивались огромные очереди.
В 1936 г. власти закрыли храм в селе, и на некоторое время богослужения прекратились, но после больших хлопот о. Александру удалось настоять на открытии храма, и в 1937 г. службы в храме возобновились, что было большой отрадой.
Отца Александра арестовали 9 октября 1937 г. в двенадцатом часу ночи. Забрали все немногие принадлежащие ему вещи – книги, и среди них Евангелие, и серебряный крест. Когда священнику объявили, что он арестован и должен последовать за сотрудниками НКВД, выяснилось, что обуть ему нечего, так как в семье были лишь одни сапоги, в которых ушел восемнадцатилетний сын священника Георгий. Когда сын вернулся, о. Александр обул сапоги и под конвоем сотрудников НКВД был уведен к ожидавшей его машине, где уже сидел один из арестованных жителей села. Машина тронулась с места, и никто больше священника на земле уже не увидел. Отец Александр был заключен в тюрьму в городе Волоколамске.
После ареста священника стали вызываться свидетели. 22 октября следователь допросил председателя колхоза в селе Сляднево, который рассказал, что он давно замечал, что священник Соловьев антисоветски настроен… Среди колхозников ведет агитацию, направленную на срыв работы в колхозе… Обращался за помощью к колхозникам, чтобы они помогли храму, так как он разрушается… В результате отдельные колхозники помогали ему… Выказывал недовольство непомерными налогами.
23 октября следователь допросил священника. Обвинение в ведении антисоветской агитации священник не признал, но согласился с тем, что просил верующих оказать ему помощь на ремонт храма и для уплаты налогов.
На этом допросы были окончены. 3 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Соловьев был расстрелян 5 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Николай (Архангельский) пресвитеры (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 7 ноября 1878 г. в городе Верее Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского. В 1893 г. Николай Александрович окончил Перервинское духовное училище, в 1899 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в церковноприходскую школу.
В 1915 г. Николай Александрович был рукоположен во священника к Александро-Невской церкви Аббакумовой пустыни Верейского уезда Московской губернии. В 1918 г. он был назначен в храм в село Константиново Бронницкого уезда. Затем в связи с закрытием храмов служил в разных храмах Московской епархии.
В январе 1930 г. власти арестовали священника по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью обвинения через месяц освободили.
В 1931 г. о. Николай был возведен в сан протоиерея. В 1934 г. протоиерей Николай был назначен в Троицкий храм погоста Чижи Павлово-Посадского района.
6 октября 1937 г. о. Николай был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.
Ему предъявили обвинение в систематическом ведении антисоветской агитации, в высказываниях о скором падении советской власти и недовольства высокими налогами. Священник не признал себя виновным в этих обвинениях, но не отрицал того, что высказывался по поводу трудности выплаты им налога.
На этом допрос был окончен, и дело было передано на решение тройки НКВД. 3 ноября 1937 г. тройка приговорила о. Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Архангельский был расстрелян 5 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Емилиан (Гончаров) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Емилиан родился 5 августа 1882 г. в селе Старо-Полтавка Саратовской губернии в семье крестьянина Антона Гончарова. Окончил в 1904 г. учительскую семинарию в городе Владимире. С 1914 г. Емельян Антонович исполнял послушание псаломщика. В 1921 г. он был рукоположен в сан диакона и затем в сан священника. Вначале он служил в храмах Саратовской епархии В 1932 г. знакомый о. Емельяну священник Константин Сперанский предложил ему перевестись в храм Рождества Христова в селе Рождествено Ново-Петровского района Московской области, где он сам когда-то служил и где теперь умер священник. Отец Емельян согласился и, получив благословение священноначалия, начал служить на новом месте. В 1933 г. о. Емельян был награжден набедренником, в 1936 г. – скуфьей.
7 октября 1937 г. власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Волоколамске. При обыске в амбаре, который ранее принадлежал церкви, а ко времени служения здесь о. Емельяна он стал принадлежать школе, было найдено двадцать пять патронов к винтовке. На основании того, что священника видели заходившим в этот амбар, ему приписали хранение этих патронов и участие в контрреволюционной деятельности.
В тот же день был вызван на допрос в качестве свидетеля председатель сельсовета, который сказал: «В августе 1937 г. священник, придя в сельсовет, говорил: “Почему вы мне не разрешаете ходить с иконами по домам верующих? В конституции пишут, что можно ходить, а вы не разрешаете”. Тогда я ему ответил, что без справки от врача мы вам не разрешим. На эти слова Гончаров заявил: “Советская власть выпустила конституцию для обмана народа, в конституции пишут одно, а на деле делают другое”».
Свою виновность в контрреволюционной деятельности о. Емельян не признал.
3 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Емельяна к расстрелу. 5 ноября 1937 г. священник Емельян Гончаров был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Созонт (Решетилов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Созонт родился 21 сентября 1894 г. в селе Кочержинцы Уманского уезда Киевской губернии в семье крестьянина Федора Решетилова. По окончании церковноприходской школы он поступил послушником в монастырь, где пробыл до 1915 г., когда был призван в действующую армию. Он прослужил в ней в звании младшего унтер-офицера до 1918 г.
В 1918 г. Созонт Федорович женился на Екатерине Степановне Таргонской, глубоко верующей девушке из благочестивой семьи. Решив избрать служение священника, он окончил пастырские курсы и в 1921 г. был рукоположен во диакона к Александро-Невскому собору в городе Умани. В декабре 1921 г. диакон Созонт был рукоположен во священника к Свято-Николаевской церкви села Коряжево-Кут Бабанского уезда Киевской губернии. В 1924 г. он был переведен в село Томашовка Черкасской области. В 1928 г. власти арестовали его за неуплату налогов и осудили на три месяца тюремного заключения. В 1930 г. церковь была властями закрыта и о. Созонт остался без прихода. В 1931 г. он был назначен служить в храм села Сычовка Христиновского района Киевской области, а затем стал служить в родном селе Кочержинцы. Но здесь он пробыл недолго, причиной чего послужили усилившиеся гонения на Церковь, а также конфликт с семьей горячо им любимой сестры, которая вышла к этому времени замуж за одного из партийных руководителей района. Не раз о. Созонт беседовал о вере с мужем сестры, но, несмотря на все усилия священника, тот остался непреклонен в своем безбожии.
В 1932 г. о. Созонт переехал в Московскую область и стал служить в Никольском храме в селе Мишино Зарайского района. По свидетельству всех, знавших о. Созонта, он был человеком, убежденным в вере, и ревностным, праведной жизни пастырем.
После принятия безбожными властями решения о беспощадных гонениях на Русскую Православную Церковь сотрудники НКВД в Зарайске стали собирать лжесвидетельства против священника. Один из таких лжесвидетелей показал, будто о. Созонт публично возражал против закрытия храма и говорил о возложенных советской властью на церковь непосильных налогах с целью ее закрытия и обращался к народу с просьбой оказать помощь в уплате налога.
21 октября 1937 г. около часа ночи в дом к священнику пришли три сотрудника НКВД и арестовали его. Отец Созонт встретил их спокойно, он был давно уже готов к аресту. В течение трех дней священника допрашивали в тюрьме города Зарайска. На допросах о. Созонт все выдвинутые против него обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности категорически отверг. После допросов он был перевезен в тюрьму в городе Коломне.
3 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Созонта к расстрелу. 5 ноября 1937 г. священник Созонт Решетилов был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прмц. Евфросиния (Тимофеева) (1942): Новомуч.
Прп. Никифор Харсианский (V). Подвизался в Царьграде в 408-450 годах.
Свт. Игнатий, патриарх Константинопольский (877-878). Святой Игнатий был сын императора Михаила Рангава (811-813) и императрицы Прокопии, брат Феофила (829-842) и внук императора Никифора. Пятнадцатилетним отроком он был заключен в монастырь по приказанию императора Льва Армянина (813-820), который свергнул отца его Михаила с престола. В последствии св. Игнатий сделался игуменом монастыря Архангела, называвшегося сначала восточным, а потом – Сатира. Затем он был поставлен патриархом Константинопольским в 846 г. и оставался на патриаршем престоле 11 лет и 5 месяцев, пока не был изгнан императором Михаилом. Он был свержен с престола за то, что отказался выполнить желание Варды, который управлял империей за малолетством Михаила, постричь в монашество Феодору, мать Михаила, стеснявшую действия Варды. Св. Игнатий при этом даже самого Варду отлучил от святого Причащения.
Вместо св. Игнатия на патриарший престол был поставлен св. Фотий (память его 6 февраля), протоспафарий и протосинкрит [знатные чины при дворе греческого царя] Константинопольской церкви, ранее бывший простым монахом. После изгнания Фотия императором Василием в 867 г., св. Игнатий вновь патриаршествовал, на этот раз 10 лет, и опять был изгнан императором Никифором (в 877 г.), убитым впоследствии болгарами. Его место занял св. Стефан (память его 17 мая), сын императора Василия, а св. Игнатий удалился в монастырь Сатира, где вскоре с миром скончался 89-ти лет от роду.
Прп. Елисей Лавришевский (ок. 1250). Св. Елисей, в миру князь литовский Римунд, был наречен во святом Крещении именем Лавр, или Лаврентий. Он основал Лаврищенский монастырь, принял в нем постриг с наречением имени Елисей и сподобился принять мученический венец.
Отец его, князь Тройден, был убежденным и свирепым язычником, и когда он, после убиения князя-инока Войшелка, вокняжился, то многие знатные литовцы должны были оставить свою родину. Между ними был князь Довмонт-Тимофей Псковский (память его 20 мая) и прп. Харитина Новгородская, литовская княжна (память ее 5 окт.).
Но три брата Тройдена – Лисий, Сурпунтий и Солкений – были образцовыми христианами и подвизались в кротости, смирении и делах милосердия.
Мч. Максим.
Мчч. 2 отрока, огнем сожженные.