14/27 октября
Мчч. Назария, Гервасия, Протасия и Келсия (54-68). Прп. Параскевы-Петки (XI). Сщмч. Михаила пресвитера (1921); сщмч. Петра пресвитера (1937); прмч. Максимилиана (1938).
Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мч. Сильвана, пресвитера Газского (IV).
Яхромской иконы Божией Матери (XV).
Мчч. Назарий Римлянин, Гервасий, Протасий и Келсий Медиоланские (54-68). Св. Назарий родился в Риме. Отец его был по вере еврей, а мать, по имени Перпетуя, христианкой. Святое крещение она приняла от самого ап. Петра. Придя в отроческий возраст, Назарий долго размышлял, какой держаться ему веры – отцовой или матерней. Наконец он решил стать подражателем своей матери, молитва которой много способствовала его просвещению, и был крещен епископом Лином (первый епископ в Риме после апостола Петра).
Когда Назарий достиг совершенного возраста, то оказался совершенным и в добродетелях: усердно служа Господу, он заботился не о своем только спасении, но и о спасении других, ибо многих неверующих обратил ко Христу. Но скоро Назарий ушел из Рима, взяв от родителей приходившуюся ему часть имения. Придя в Медиолан, он раздал там все, что имел, творя милостыню убогим и служа своим имением узникам, страдавшим за Христа. Тогда в царствование нечестивого Нерона (54-84) было великое гонение на христиан, и многие исповедники Христовы подвергались мучениям в оковах. Св. Назарий, служа им, утверждал их в вере и укреплял на мученический подвиг. В это время правителем Анулином были взяты и заключены в темницу некие святые мученики Гервасий и Протасий. Св. Назарий часто приходил к ним и утешал их своею благочестивой беседою: он весьма полюбил их, ибо видел, что они исполнены Божественной любви и пламенно желают положить души свои за Господа. Правителю той области вскоре стало известно, что Назарий, посещая узников, не только приносит им все необходимое, но и утверждает их в христианской вере. Поэтому он велел взять Назария и привести к нему. Узнав, что Назарий по происхождению римлянин, а по вероисповеданию христианин, он стал убеждать его не отвергаться отечественных богов. Святой же не только не хотел слушать его советов, но говорил ему совершенно противное. Тогда правитель повелел бить его в уста, но, не достигнув желаемого, его стали бить палками, потом с бесчестьем изгнали из города. Но св. Назарий скорбел только о том, что его разлучили с Гервасием и Протасием, возлюбленными его друзьями, вместе с которыми он желал и умереть за Христа.
В следующую же ночь ему явилась в видении блаженная мать его и повелела ему идти в Галлию и там трудиться в проповеди Христа. Так он и поступил. Когда он был в городе, называемом Мелия (близ нынешней Ниццы), он взял здесь от некой благородной и верующей женщины трехлетнего отрока, по имени Келсий, крестил его и воспитал в благочестии. Отрок возрастал летами и разумом, исполняясь Божией благодатью. Когда же он пришел в возраст, то последовал за своим учителем, св. Назарием. Отрок был настолько мудрым во Христе, что сравнялся со своим учителем и равно с ним служил спасению людей. Проповедуя Христа, он также терпел гонения и мучения.
Диновий, правитель той страны, узнав, что Назарий распространяет христианство по многим городам, тотчас взял его вместе с Келсием и обоих заключил после побоев в темницу, намереваясь предать их по утру всевозможным мучениям. Но утром жена правителя, увидев как Келсия, красивого отрока, вели на казнь, умолила своего мужа помиловать их и отпустить. Правитель уступил и отпустил их. Но мученики скорбели о том, что не достигли желаемого мученического венца и не окончили земного поприща, чтобы разрешиться от тела и жить со Христом. По дороге оттуда они пришли в город Тимир, распространяя там по обыкновению Евангельское учение, и приобрели Христу много душ. Идолопоклонники же взяли их и отослали к своему лютому царю Нерону. Святые, встав перед царем, исповедали Христа Бога, за что Назария повергли на землю и попирали ногами, Келсия же били розгами. Потом их отдали на съедение зверям, но они не причинили им вреда. Затем их ввергли в море, но они пошли по водам, как посуху.
Свв. Назарий, со своим учеником Келсием, вновь пришел в Медиолан и нашел святых мучеников Гервасия и Протасия еще живыми, но томившимися в темнице. Когда он стал проповедовать здесь Евангелие, то опять был взят правителем Анулином. Тот вновь стал принуждать его поклониться идолам, но св. Назарий не только не захотел сделать это, но хулил языческих богов. Приняв с учеником своим Келсием много побоев, он был ввергнут в темницу, где встретился со своими друзьями Гервасием и Протасием.
В то время правитель Анулин известил письмом царя Нерона о Назарии. Царь, узнав, что Назарий жив, весьма разгневался на своих слуг, которые должны были утопить их, но не нашел тех для совершения над ними кары, так как они бежали от мира и посвятили себя служению Христу. Царь написал правителю Анулину, чтобы он тотчас же умертвил Назария. Анулин, получив царское письмо, вывел из темницы св. Назария с учеником его, св. Келсием, и отрубил мечом их честные главы.
Вскоре после этого пришел в город военачальник Астазий, шедший на войну против Моравов. Жрецы идольские научили его, чтобы он умертвил оставшихся в темнице св. мучеников Гервасия и Протасия. Гарвасий был избит оловянными прутьями, и скоро скончался. Протасий же окончил мученический подвиг через усекновение главы мечом.
Мощи всех четырех мучеников оставались скрытыми в земле, под спудом, и никто не знал о сем до самого времени св. Амвросия, епископа Медиоланского (память его 7 дек.). Мощи Гервасия и Протасия он нашел, по откровению Божию, в царствование Феодосия Великого (379-395), мощи же Назария и Келсия – в царствование Аркадия (395-408) и Гонория (395-422). Мощи всех свв. мучеников не подверглись тлению.
Когда эти святые мощи были вынуты из земли, больные стали получать исцеления, бесы были изгоняемы из людей, слепые прозревали.
Прп. Параскева-Петка Сербская (1050). Святая Параскева родилась в Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын, который принял постриг с именем Евфимий, затем стал епископом в Мадите, где прославился добродетельной жизнью и при жизни и по смерти сотворил множество славных чудес.
По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и порабощала его духу. Покинув все мирское, она скрылась от мира и стала проводить подвижническую жизнь в пустыне Иорданской. Она питалась только пустынными злаками, употребляя их в малом количестве по закату солнца.
Но лукавый враг позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее. Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая невеста Христова при помощи Его отгоняла врагов знамением святого креста.
Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно в образе пресветлого юноши она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал: «Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою перейти к Господу». Преподобная повиновалась воле небесной.
Прибыв в Константинополь, она вошла в прекрасный храм Премудрости Божией, побывала во Влахернской церкви и, поклонившись пред чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига – поста и молитв. Когда же наступило время ее отхода к Богу, Параскева помолилась усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она.
Бог, восхотевший прославить свою угодницу, через много лет, открыл мощи ее, явив чудесное видение сразу двум людям – некоему Георгию и одной благочестивой женщине по имени Евфимия. В сновидениях им явилась светлая царица, которая назвалась преподобной Параскевой, родом из Епивата, и просила вынуть из могилы ее мощи и положить в достойном месте.
Поутру они оба рассказали всем о том, что видели. Благочестивый народ отправился с зажженными свечами к мощам преподобной Параскевы и с благоговением были вынуты они из земли. Святые мощи были с торжеством положены в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам св. Параскевы, от них подавались многие исцеления болящим.
В 1238 г., во время владычества крестоносцев в Царьграде мощи прп. Параскевы были перенесены митрополитом Марком в престольный город Болгарии Тернов (ныне Тырново). После завоевания Болгарии мусульманами в XIV в. святые мощи были перенесены в Валахию, а после завоевания ее турками – в сербский город Белград. В 1521 г. турецкий султан, взяв Белград, похитил оттуда также св. мощи прп. Параскевы и привез их в Константинополь, где через какое-то время передал их христианам, а те с честью положили их в патриаршей церкви. В 1641 г. благочестивый государь молдавский Василий-Лупул, узнав о месте нахождения мощей св. Параскевы, пожелал перенести их в Молдавию и, получив согласие своего освященного собора и соизволения иных патриархов, перенес их в город Яссы. Здесь в храме Трех Святителей святые мощи были положены 14 октября 1641 г.
Сщмч. Михаил (Лекторский) пресвитер (1921): Новомуч.
Сщмч. Петр (Лебедев) пресвитер (1937): Новомуч.
Прмч. Максимилиан (Марченко) (1938): Новомуч.
Мч. Сильван, пресвитер Газский (IV). Священномученик Сильван происходил родом из Газы, где он был пресвитером. За свою ревность к распространению веры Христовой, был сослан на работы в Рудниках Фена (в Палестине). Впоследствии он был обезглавлен вместе с 40 христианскими воинами.
Память св. Сильвана совершается еще 4-го мая. В рудниках он сделался епископом, почему в Прологах называется еще епископом Кесарийским.
Прп. Никола Святоша (Святослав), кн. Черниговский, Печерский чудотворец (1143). Прп. Никола, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (Святоша было уменьшительное имя Святослава: так звали его родные) черниговский, родился ок. 1080 г. и был сыном князя Давида Святославича, прославившегося своей благочестивой кончиной, и внуком вел. князя Святослава Ярославича, покровителя Печерских иноков. Он первый из князей принял постриг (1106) с наречением ему имени Николай и прошел послушание привратника, трапезаря и повара, после чего уединился в келье ради безмолвия и непрестанной Иисусовой молитвы. Около кельи своей он развел сад. Золото, которое братья посылали ему, он отдавал настоятелю, и на него были приобретены для монастыря книги.
Эта смиренная жизнь бывшего князя раздражала его братьев. У него был друг Петр, бывший его врач, приехавший с ним из Чернигова. Раз Петр заболел, но по совету преподобного не стал лечиться, и он исцелил его своей молитвой. Он очень желал, чтобы Петр стал монахом. Раз заболел он сам. Петр в страшном горе выказал желание умереть за него. «Пусть будет так, если ты этого хочешь, – ответил преподобный. – Помолимся вместе Богу, чтобы свершилась Его святая воля. Только помолимся как монахи». Тогда Петр решил постричься. Через три месяца он умер, а прп. Никола исцелился и прожил еще 33 года.
Когда же он скончался (14 окт. 1143 г.), то огромная огорченная толпа собралась на его погребение. Более всех плакали его братья. Игумен подарил старшему из них, Изяславу, крест его, подушку и скамейку, на которой он молился. Когда же князя Изяслава разбил паралич, и он лишился языка, послали в монастырь за святой водой. Но настоятель приказал сначала облить этой святой водой гробницу прп. Феодосия и с нею вместе послать власяницу прп. Николы. Когда посланец подходил к городу, больной пришел в себя и проговорил: «Идете все за город навстречу прпп. Феодосию и Николе!» Когда же посланец вошел, он воскликнул: «Никола, Никола Святоша!» Его напоили святой водой, облекли во власяницу, и он исцелился. С тех пор в боях он стал носить эту власяницу на кольчуге. Однажды он впал в грех и не посмел надеть власяницу. В этом бою он был убит. Погребли его, по его завещанию, во власянице прп. Николы.
Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Воспоминание чуда св. Параскевы на острове Хиосе (1442).
Сщмч. Игнатий, митр. Мефимнский (1566).
Сщмч. Игнатий Новый, еп. Мефимнский (1814).
Яхромская икона Божией Матери (XV). Во Владимиро-Суздальской земле, недалеко от г. Владимира, в конце XV в. возникла небольшая обитель, прославленная деяниями двух святых – прп. Космы Яхромского, основоположника монастыря, и свт. Митрофана Воронежского. Главной святыней Косминой обители была Яхромская чудотворная икона. Эта икона была чудесным образом явлена 14 октября 1482 г. ее основателю прп. Косме Яхромскому (память его 18 февраля; см. об этом в его жизнеописании за этот день). После нескольких лет иноческих подвигов Косма по откровению Божию, взяв с собой явившуюся ему икону, вернулся на то место, где обрел святой образ, и здесь соорудил церковь во имя Успения Богоматери, в которой поставил чудотворную икону. Сам он поселился возле храма, при котором вскоре образовалась Косьмина обитель.
В XVII столетии, вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неясна.
В XVIII-XIX веках «Яхромской» в Космином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения – и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14 окт.) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.
В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого прп. Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII столетии вместе с явленным «чудотворным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.
В дни гонений древняя Косьмина обитель была закрыта, но удивительным образом монастырские каменные храмы и братский корпус, построенный в XVII веке свт. Митрофаном Воронежским, стоят и доныне. В то время как десятки церквей в окрестных селах навсегда были стерты с лица земли, остались почти невредимыми храм Нерукотворного Образа и древняя соборная церковь Успения, избежал разрушения надвратный храм Святителя Николая. В 1990-е годы жители села Небылова, в центре которого стоит Успенская обитель, начали возрождать церковно-приходскую жизнь, а вскоре здесь появились и немногочисленные насельники. Главные святыни монастыря по-прежнему мощи прп. Космы Яхромского и копия чудотворной Яхромской иконы Божией Матери.