11/24 октября
Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Прп. Льва Оптинского (1841). Собор преподобных Оптинских старцев. Сщмч. Филарета и Александра пресвитеров (1918); Сщмч. Иувеналия, архиеп. Рязанского (1937).
Прп. Феофана, постника Печерского (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I).
Ап. Филипп от 70-ти, единый от семи диаконов (I). Святой апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. По вступлении в брак, он имел четырех дочерей, которые пророчествовали (Деян. XXI, 9). Впоследствии он был избран святыми апостолами во диакона и, по рукоположении одновременно со святым первомучеником архидиаконом Стефаном, стал со всем усердием служить верующим, имея попечение об убогих и вдовах (он принадлежал к числу семи диаконов, на которых было возложено апостолами заботиться о вдовах и сиротах и служить при общественных христианских трапезах) (Деян. VI, 1-5). После того, как во время гонений на Иерусалимскую церковь св. Стефан был убит, и все христиане, за исключением 12-ти апостолов рассеялись, в Самарию прибыл св. Филипп. Здесь он проповедовал Христа. Проповедь свою св. Филипп подтверждал многочисленными чудесами, исцелением всяких болезней. Он изгонял из людей лукавых духов, кои при этом громко вопили. Находился же там и некий прославленный волхв, по имени Симон, который удивлял всю Самарию своим волшебством, и все считали его за кого-то великого. Видя великие знамения и чудеса, совершаемые руками Филиппа, и слыша благовестие св. апостола о Царствии Божием и об Иисусе Христе, Симон уверовал и крестился вместе с другими (Деян. VIII, 5-13).
Однажды ап. Филиппу явился ангел Господень, повелевая ему идти на юг, на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу. Идя по ней, св. Филипп встретил евнуха Кандакии, царицы эфиопской, возвращавшегося из Иерусалима, куда он ездил на поклонение, в Газу, которая находилась под его управлением. Сидя на колеснице, евнух читал пророческие книги. Апостол научил его вере в Господа Иисуса Христа и, продолжая с ним путь, тут же на пути крестил его.
После крещения евнуха, ап. Филипп был восхищен ангелом и перенесен в Азот (недалеко от Газы), затем он пошел с проповедью слова Божия по всем городам пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе со своими четырьмя дочерьми, девами-пророчицами. После этого он снова возвратился в Иерусалим. Здесь он был поставлен святыми апостолами во епископа, затем послан для проповеди в Малую Азию в город Траллию. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, ап. Филипп отошел ко Господу в глубокой старости.
Прп. Феофан исповедник, творец канонов, еп. Никейский (ок. 850). Преподобный Феофан родился от благочестивых родителей, живших в Палестине. Они были люди богобоязненные и особенно усердствовали в страннолюбии. Феофан имел брата Феодора, наименованного впоследствии «Начертанным», за понесенные им и Феофаном от иконоборцев начертаний раскаленными иглами на лицах надписей (память его 27 дек.). Братья обучились всякой книжной премудрости и были искусными философами. Постигнув суету и непостоянство настоящего мира, оставив все, братья пришли в Лавру св. Саввы Освященного и посвятили там себя иноческой жизни, преуспевая в молитвах и во всех добродетелях. За свою добродетельную жизнь Феофан был удостоен сана пресвитера.
В то время началось безбожное гонение на святые иконы, которое волновало всю Церковь Божию, и многие христиане за почитание святых икон подверглись мучениям. Тогда эти премудрые учители и защитники Православия были посланы Иерусалимским патриархом св. Никифором (память его 2 июня), как бы агнцы к волку, к императору-иконоборцу Льву Армянину (813-820) для обличения его нечестия.
В Константинополе они предстали перед ним, но обличение его привело братьев-философов к страданиям не только от императора Льва Армянина, но и от последующих императоров Михаила Балбы (820-829) и Феофила (829-842). Они претерпели различные мучения, раны и оковы, голод и жажду, ссылки, клеймение лиц, заточения и др. В течение более двадцати лет (817-842) они были мучимы и гонимы иконоборцами. Среди этих бедствий св. Феодор преставился († ок. 840), а Феофан дожил до наступления мира в Церкви. Сын Византийского императора Феофила Михаил, приняв вместе с матерью своею Феодорой скипетр Византийских императоров (с 842 г.), восстановил почитание святых икон (на Константинопольском соборе в 842 г.) и возвратил из заточения всех святых мужей, пострадавших за иконопочитание. Тогда же был возвращен из заточения и св. Феофан. Он был рукоположен Патриархом Константинопольским Мефодием (842-846), уничтожившим иконоборческую ересь, в сан епископа и назначен на митрополичью кафедру Никейской церкви.
Св. Феофан составил торжественный канон о почитании св. икон и оставил после себя Церкви Христовой много и других полезных писаний в защиту Православия. В особенности он стал известен как составитель канонов, число коих достигает 148. Кроме того, св. Феофан писал стихиры на некоторые дни.
Прп. Лев Оптинский (1841). Преподобный Лев (в миру Леонид Данилович Наголкин) родился в 1768 г. в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.
В 1797 г. преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережскую пустынь. Там он был пострижен в монашество с именем Леонид, рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха, а с 1804 г. стал настоятелем. Ища уединения со старцами Феодором и Клеопой, преподобный переселился в Валаамский скит, где подвизался в безмолвии 6 лет и принял пострижение в схиму с именем Лев.
В 1829 г. вместе с шестью учениками вернулся в Оптину пустынь. Настоятель прп. Моисей (память его 16 июня), зная духовную опытность прп. Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и прп. Макарий (память его 7 сент.). Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с прп. Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования прп. Льва.
Прп. Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. И он изгонял из них бесов.
Победа над бесами, конечно, была одержана прп. Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Прп. Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» – преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».
Старчество прп. Льва продолжалось 12 лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им, как мог, помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Не без скорби приближался прп. Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В сентябре 1841 г. он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного служили всенощную в память Святых отцов VII Вселенского Собора. А сам день праздника встретил прп. Лев уже на небесах.
Память его празднуется также 11 окт. вместе с Собором Оптинских прпп. отцов и старцев.
Собор преподобных Оптинских старцев. Дары духовного делания раскрылись и приумножились в Оптиной пустыни: дар духовничества и наставления, дар врачевания душ и исцеления, дар прозорливости и дар пророчества. Все эти дары присутствовали в служении Оптинских подвижников: духовничество первых старцев, пророчество живших накануне великих испытаний, исповедничество и мученичество в эпоху гонений на Русскую Православную Церковь.
Кроме соборной памяти местно чтятся дни памяти преподобных подвижников: иеросхимонаха Льва (Наголкина) – 11 окт. (†1841), иеросхимонаха Макария (Иванова) – 7 сент. (†1860), схиархимандрита Моисея (Путилова) – 16 июня (†1862), схиигумена Антония – 7 авг. (1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева) – 18 окт. (†1873), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) – 10 окт. (†1891), иеросхимонаха Анатолия Старшего (Зерцалова) – 25 февр. (†1894), схиархимандрита Исаакия (Антимонова) – 22 сент. (†1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) – 9 мая (†1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) – 1 апр. (†1913), иеросхимонаха Анатолия Младшего (Потапова) – 30 авг. (†1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) – 29 мая (†1928), иеромонаха Никона (Беляева) исповедника (†1931), архимандрита Исаакия (Бобрисова) преподобномученика – 26 янв. (†1938).
Сщмч. Филарет (Великанов) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмч. Александр (Гривский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Александр родился 25 мая 1874 г. в погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского. Представители рода Гривских оставили заметный след в истории Псковской губернии. Они подвизались на ниве образования, народного просвещения и культуры, многие становились священнослужителями.
Протоиерей Симеон служил в Христорождественской церкви с. Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья – Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии.
В годы гонений XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Старший в семье, священник Александр Гривский, был расстрелян ЧК в 1918 г.; священник Никандр Гривский скончался в заключении 2 октября 1940 г. (см. о нем в день памяти его 24 сент.). Младший из братьев, священник Сергий Гривский, на допросах, не выдержав давления следствия, признал свою «вину» по ложно возведенному на него обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности, был расстрелян по приговору 3 декабря 1937 г. в застенках Псковской тюрьмы.
Служба о. Александра в духовном ведомстве началась с первой ступени посвящения: в 6-м классе семинарии он был облачен в стихарь, причем происходило это в алтаре Свято-Троицкого Собора. Семинарию он закончил по второму разряду и был определен псаломщиком в церковь погоста Дубки, где служил около года. В 1900 г. правящий архиерей перевел его в Христорождественскую церковь села Чирская. В этой церкви находилась чудотворная, особо чтимая псковичами, икона Божией Матери Одигитрия-Чирская. 7 лет служил и возрастал духом будущий пастырь-мученик под сенью этой великой святыни Псковской земли.
В 1907 г. Александр принял сан священника с назначением в погост Сине-Никола Опочецкого уезда, где служил около 1 года. Затем с благословения высокопреосвященного Арсения (Стадницкого) архиепископа Псковского и Порховского, он был переведен в село Подоклинье к церкви Богоявления Господня.
Подоклинье располагалось на Петербургском почтовом тракте к северу от Порхова, недалеко от Никандровой пустыни, которая привлекала к себе огромное количество богомольцев, шедших поклониться мощам великого молитвенника Псковской земли прп. Никандра-пустынножителя. Отец Александр, принимая богомольцев, предоставлял им пищу и кров в своем доме.
Чуть ли не ежедневно о. Александр совершал крещения, венчания, отпевания в своем приходе, насчитывающем около 3-х тысяч человек. В семье Гривских детей не было, Поэтому о. Александр мог отдаваться пастырскому служению с тем большим усердием. Богоявленская церковь неизменно собирала множество прихожан. Уровень народного благочестия был весьма высок в этой глубинке.
К Подоклинному приходу было приписано 9 часовен: 1 каменная и 8 деревянных. Проведение богослужений в часовнях и попечение об их благоустройстве также входило в круг забот Подоклинского батюшки.
Жизнь большого прихода заставляла о. Александра пребывать в непрестанной духовной бодрости и молитве. Как и всякий священнослужитель своего времени, о. Александр преподавал Закон Божий в близлежащих учебных заведениях. Кроме того, нес епархиальные послушания – был членом Правления Порховского Духовного училища. Во внимание к пастырским трудам о. Александра Духовная Консистория 6 мая 1911 г. наградила его набедренником.
Наступил роковой 1917 г. Начались расправы богоборцев с «классовым врагом» – православным духовенством и церковнослужителями. Отец Александр не мог молчать, взирая на беззакония, творившиеся повсеместно. С амвона стало звучать его смелое слово в защиту веры и народных святынь, осквернявшихся представителями богоборческой власти. Его слово приобрело обличительный характер. Многим было ясно, что большевики не простят священнику его проповедей, раскрывающих суть происходящего в стране.
Так оно и случилось. Осенью 1918 г. о. Александр был арестован и препровожден в тюрьму г. Порхова. При аресте он был сильно избит.
11 октября 1918 г. о. Александра расстреляли за городом, в так называемых «Песках». Подробности расстрела неизвестны. Могила священномученика Александра не обнаружена.
Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский (1937): Новомуч.
Священномученик Иувеналий, епископ, Рязанский и Шацкий (в миру Масловский Евгений Александрович) родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом Крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целе-устремлённым характером. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие.
В 1900 году Евгений поступил в Казанскую Духовную Академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе — 10 февраля 1901 года — он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея.
После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую Академию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо-Елиазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена, а 16 октября назначается в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита.
Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Незадолго до Октябрьских событий 1917 года (28 июля) его назначили на Тульскую кафедру, где вскоре, как практически во всех других епархиях, открылась волна жестокого преследования Церкви.
В 1923 году Владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым были осуждены за отправление молебна перед иконой Божьей Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить.
17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств.
В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий концлагерь и сам Владыка — к тому времени на Соловецком архипелаге находилось уже более 120-ти священнослужителей, 25-ть из которых были архиереями.
Будучи известным литургистом и обладая исключительной памятью на церковные песнопения, Владыка начал в условиях лагеря трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц. Владыка сделал попытку связать практику древне-русских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. К сожалению, рукопись была утрачена в 1935 году.
После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключённых священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, Владыка смог вернуться из заключения. По возвращении в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений. Рязанцы помнят его как любящего и доброго пастыря. Его молитвенная настроенность сообщалась всем присутствовавшим на богослужениях: паства и Святитель в это время были «единыя усты и едино сердце». Даже глубокой ночью прихожане спешили к своему Владыке в Иерусалимский храм на монашеские богослужения и сразу по окончании шли в собор, куда Владыка, не замечая ни времени, ни усталости, должен был придти для совершения Литургии Преждеосвящённых Даров.
В мае 1928 года митрополит Серий направил Владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, Владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием.
Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме Владыки. Так он помогал скрываться и другим. В декабре 1934 года им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки протоиерей Александр Турлевский, будущий епископ Читинский.
22 января 1936 года Владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей. Вот что значится в документах по его обвинению: «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея (имеется в виду двадцатилетие с архипастырского служения — Сост.), он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь...» (сохранена орфография и фразеология подлинника).
Эти слова легли дорогим мученическим венцом на могилу доброго пастыря и патриота, положившего, по слову Спасителя, «душу свою за овцы своя» (Ин. 10:11).
Заключение Святитель проходил в Сиблаге (Томская ж. д.), работая сторожем, счетоводом и на общих работах по десять часов в день. Летом 1937 года он был переведён в лагерь для инвалидов. 30 сентября 1937 года Святитель был осужден и приговорен к расстрелу. Владыку расстреляли в ночь с 11 на 12 октября (24 н. ст.) 1937 года.
В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам». Даже находясь в заточении Святитель не забывал поздравить всех своих близких с праздниками и именинами.
Прославлен в Соборе Рязанских святых 10 (23) июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Мцц. Зинаида и Филонилла Тарсийские, ученицы ап. Павла (I). Святые сестры Зинаида и Филонилла были родом из Тарса Киликийского и приходились родственницами апостолу Павлу. Оставив свою мать и отказавшись от своего имущества, они обучались врачебному искусству и совершали истинно апостольское дело. Они пришли в город Деметриаду, в окрестностях которого и поселились в одной пещере. Здесь Зинаида врачевала всевозможные недуги, а Филонилла, предавшись посту и бдениям, совершала великие чудеса.
Язычники, придя к ним ночью, побили их обеих камнями.
Свтт. Нектарий (381-397), Арсакий (404-405), Аттик (406-425) и Сисиний (426-427), Патриархи Константинопольские.
Прп. Феофан, постник Печерский (XII). Мощи преподобного Феофана Постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках лавры. Прозвание Постник, с которым известен прп. Феофан указывает, что строгий пост был тем путем, которым он приблизился к Господу.
Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Св. Викторина.
Воспоминание чуда от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Бейруте (ок. 765). В городе Берите (ныне Бейрут) близ еврейской синагоги жил один христианин, имевший икону Господа Иисуса Христа. По прошествии некоторого времени он купил себе другой дом, куда и переселился со всем своим имуществом, но икона Господа осталась в прежнем доме. После христианина занял тот дом еврей и стал жить в нем, не замечая иконы.
Однажды он позвал на обед к себе своего друга, также еврея. Во время обеда гость заметил висевшую на стене дома икону и сказал хозяину: «Как ты, будучи евреем, держишь в своем доме эту икону?» Хозяин стал клясться, что до сего времени не замечал ее. Гость же, уйдя, оклеветал в синагоге своего друга.
Тогда все, бывшие в синагоге, сильно возмутились. Наутро народ еврейский, священники и старцы, собравшись, отправились в тот дом, где находилась святая икона. С шумом войдя в дом, они схватили икону и вынесли ее наружу. Здесь они встали вокруг иконы и решили надругаться над ней. Они начали плевать на икону и ударять по изображению Лика Иисуса Христа, а затем решили распять икону на дереве, как распяли Господа их предки.
Взяв гвозди, они прибили икону к дереву в тех местах, где были изображены руки и ноги. Затем, надев на трость губку с оцтом (уксус с желчью), они приложили к устам Господа и, наконец, принесли копье и велели одному из них ударить в ребро Господа. И как только он пронзил икону копьем, тотчас потекла из нее кровь и вода. При виде столь великого чуда всех присутствовавших объял великий страх. Собрав кровь и воду в сосуды, они решили привести слепых, хромых, бесноватых и помазать их этой кровью.
«Если приведенные получат исцеление, – говорили они, – мы все уверуем в Распятого».
Когда помазали этой кровью хромого от рождения, он тотчас выздоровел. Затем были приведены слепые и множество бесноватых, которые освободились от своего недуга после помазания кровью от иконы.
Узнав об этом, жители города поспешили посмотреть на такое дивное чудо. Они захватили с собою всех больных, расслабленных, прокаженных, которые и получили исцеление. Тогда весь народ еврейский, проживающий в том городе, уверовал в Господа Иисуса Христа. Пав перед образом Господа они каялись за грехи своих предков и просили Его принять их.
После этого все евреи того города пришли к епископу и умоляли его, чтобы он просветил их святым крещением. Они показали ему ту икону и рассказали обо всем случившемся. Епископ, увидев их искреннее покаяние, принял их с радостью и, научив святой вере, всех крестил, а синагогу их обратил в церковь Господа Иисуса Христа.