31 октября / 13 ноября
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Сщмч. протоиерея Иоанна (1917). Прмч. Леонида (1918); сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия, Алексия, Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937); прмч. Иннокентия (1938).
Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Прп. Мавры (V).
Апп. от 70-ти Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий (Апеллес) и Аристовул (I). Св. ап. Стахий, о котором упоминает, называя «возлюбленным», св. ап. Павел (Рим. XVI, 9), был поставлен епископом в Византии св. ап. Андреем Первозванным. Вместе с ним св. Стахий воздвиг в Аргирополе (предместье Константинополя) церковь. Собрав здесь много верных, он поучал их заповедям Христовым. Так трудился он шестнадцать лет и после таких подвигов предал Господу свою душу.
Св. ап. Амплий, о котором упоминает св. ап. Павел (Рим. XVI, 8), также был рукоположен св. ап. Андреем в сан епископа (в Диосполе), где ревностно проповедовал слово Божие и истреблял идолов. При этом у него происходили частые столкновения с язычниками – эллинами и иудеями, которые везде старались воспрепятствовать распространению слова Божия. Среди этих столкновений св. ап. Амплий принял мученический венец: умерщвлен в городе Осиссе язычниками.
В своем послании к Римлянам св. ап. Павел называет ап. Урвана своим сотрудником во Христе (Рим. XVI, 9). Св. Урван был апостолом в Македонии и мученически там скончался.
Св. ап. Наркисс был епископом в Афинах, поставленный на это служение св. ап. Филиппом, из 12-ти. Здесь он деятельно проповедовал Христа, несмотря на многие невзгоды и преследования со стороны иудеев и язычников. О нем упоминает ап. Павел как о близком и дорогом ему человеке (Рим. XVI, 11).
О св. Апеллесе св. ап. Павел говорит как об испытанном апостоле (Рим. XVI, 10). Он был епископом в Ираклии.
Св. ап. Аристовул, о котором упоминает св. ап. Павел (Рим. XVI, 10), происходил родом из Кипра и был братом св. ап. Варнавы. Ап. Павел поставил его епископом Британии, где он и трудился во благовести Христовом. При этом ему пришлось много пострадать от свирепых мучителей из язычников. Несмотря на все невзгоды и страдания, св. ап. Аристовул просветил Британию светом Христова Евангелия, многих обратил ко Христу, устроил и упорядочил Британскую церковь, поставил пресвитеров и диаконов и по многих трудах мирно отошел ко Господу. Память его празднуется также 16 марта.
Мч. Епимах (ок. 250). Мученик Епимах происходил из Египта. Благочестивые родители воспитали его в вере, и он в молодости ушел в пустыню, на Пелуссийскую гору. Жил он в пустыне совершенно один, не имея советников, а уповая лишь на помощь Божию. Услышав, что воздвигнуто гонение на христиан в Александрии, и что одни из христиан с радостью принимают венец мученический, а другие, боясь мучений, убегают в горы или изменяют Христу, он оставил пустыню и отправился туда, чтобы ободрять христиан. В Александрии он вошел в капище, где язычники праздновали свой праздник, и ниспроверг жертвы и самих идолов. Язычники тотчас же схватили св. Епимаха и отвели к своему начальнику Апеллиану. Апеллиан приказал заключить святого в темницу. Здесь св. мученик нашел много христиан и всех их укрепил в вере, так что они смело шли на мучения. Наконец предали жесточайшим мучениям и его самого. Повесив, бросали в него камнями так сильно, что раздроблялись кости. Затем отсекли ему голову.
Сщмч. Иоанн (Кочуров), Царскосельский, протоиерей (1917): Новомуч. С именем русского православного пастыря, протоиерея Иоанна (Кочурова), связана новая страница в истории русской святости – святости новомучеников XX в.
Отец Иоанн родился 13 июля 1871 г. в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. Его отец, иерей Александр (Кочуров), ярко запечатлел в сознании своих сыновей, и в особенности духовно чуткого из них Иоанна, образ исполненного глубокого смирения и вместе с тем высокого вдохновения приходского пастыря.
Учился о. Иоанн сначала в Данковском Духовном училище, затем в Рязанской Духовной семинарии, по окончании которой поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию (1891). В период обучения в академии определилась его склонность к пастырско-приходскому служению, которое он связывал с возможностью миссионерской деятельности. В 1895 г. о. Иоанн был направлен на служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.
Приезд в протестантскую Америку привел о. Иоанна в соприкосновение с жизнью, во многом не схожей с жизнью в православной России. Если в местах компактного проживания православных христиан, как в Калифорнии или на Аляске, где приходы существовали уже 100 лет, приходская жизнь была налажена, то открытие приходов в других штатах предполагало миссионерскую работу. О. Иоанн был определен правящим архиереем в Чикаго, в церковь Св. Владимира. Паства прихода была малочисленной и многонациональной, от настоятеля требовалось умелое сочетание пастырско-литургического и миссионерско-просветительского делания. О. Иоанн, опираясь на лучшие традиции североамериканской православной епархии, организовал приходские братства, вошедшие в «Православное общество взаимопомощи», которое вскоре он сам возглавил по прибытии в епархию святителя Тихона (память его 25 марта). На средства, собранные на родине, о. Иоанн построил новый приходской храм в Чикаго; много времени уделял он выполнению епархиальных поручений, в течение 10 лет возглавляя Цензурный комитет. В 1906 г. указом Священного Синода за подвижнические труды в Алеутской и Североамериканской епархиях священник Иоанн был возведен в сан протоиерея.
По благословению свт. Тихона о. Иоанн был назначен благочинным Нью-Йорского округа восточных штатов, в мае 1906 г. он принимал участие в первом Соборе Североамериканской Православной Церкви, ознаменовавшего преобразование Алеутской и Североамериканской епархии в Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь.
Многолетнее служение вне России и болезнь тестя, священника Санкт-Петербургской епархии, побудили протоиерея Иоанна подать прошение о переводе его на родину. В 1907 г. на основании указа Петербургской Духовной Консистории о. Иоанн был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и назначен исполнять обязанности законоучителя мужской и женской гимназий. 6 мая 1912 г. он был награжден орденом св. Анны II степени, а еще через 4 года – орденом св. Владимира IV степени.
На приходское служение батюшка вернулся только в ноябре 1916 г. – в Екатерининском соборе Царского Села. Долгожданная возможность служить в приходе осуществилась, но события Февральской революции стали втягивать Царское Село в свой водоворот. В эти тревожные месяцы звучало вдохновенное слово пастыря Иоанна, старавшегося умиротворить православных христиан и призывавшего всех к осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен.
Захват власти в Петрограде большевиками отозвался в Царском Селе. Стремясь вытеснить из него казачьи части генерала П.Н. Краснова, вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат двинулись к Царскому селу. Прихожане и просто жители собрались в Екатерининском соборе, чтобы за богослужением обрести молитвенное успокоение. Священнослужители откликнулись на вопрошание паствы и приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани.
Когда революционные красногвардейцы 31 октября вошли в Царское Село, которое казачьи части оставили, чтобы предотвратить уличные бои, то одной из первых жертв стал протоиерей Иоанн. Его отвели на окраину города – к Феодоровскому собору – и там убили за то, что священники будто бы молились за победу казаков.
Для русской церковной жизни большое значение имел тот глубокий духовный отклик, который вызвала в сердцах людей и священноначалия Русской Православной Церкви первая в XX в. мученическая кончина русского православного священника. Отпевание и погребение о. Иоанна состоялось в усыпальнице Екатерининского собора, а на девятый день была совершена архиерейская панихида в Казанском соборе по протоиерею Иоанну и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным.
26 ноября, в престольный праздник Екатерининского собора, Божественную литургию в нем совершил будущий священномученик – митрополит Вениамин (память его 31 июля). Устами епархиального архиерея Русская Православная Церковь определяла гибель о. Иоанна как мученическую кончину.
Ровно через 5 месяцев, 31 марта 1918 г., когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской Духовной семинарии Святейшем Патриархом Тихоном в сослужении четырех архиереев и десяти архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX в. «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». Во время произнесения на заупокойной литургии и панихиде молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем – митрополитом Владимиром (память его 25 янв.) – поминался первый убиенный протоиерей – о. Иоанн (Кочуров), открывший своей страстотерпческой кончиной исповедническое служение сонма новомучеников Российских XX в.
Прмч. Леонид (Молчанов) (1918): Новомуч.
Сщмч. Всеволод (Смирнов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Всеволод родился 25 марта 1874 г. в селе Троицком Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Смирнова. В 1897 г. Всеволод Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в школу в село Бумерово Звенигородского уезда. Здесь он женился на Надежде Алексеевне Уваровой. В 1900 г. Всеволод Васильевич был рукоположен в сан священника к Успенской церкви в селе Дерменцово Волоколамского уезда. За безупречное служение о. Всеволод в 1926 г. был возведен в сан протоиерея.
Осенью 1929 г. в ОГПУ пришли сведения, будто священник в день празднования памяти Илии пророка сказал в проповеди: «Народ весь прегрешил перед Богом, Бог насылает разные кары на него. Ему надо покаяться, Бог простит. Когда жил на земле Илья пророк, народ также развратился, и Бог послал голод, и весь народ голодал. Так же и теперь, если народ не покается, будет голод и разные бедствия».
Основываясь на этом донесении, уполномоченный ОГПУ сделал вывод, что священник «систематически, как в проповедях, так и в частных беседах, проводит антисоветскую агитацию…». 19 октября 1929 г. он постановил арестовать о. Всеволода. В тот же день он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах, отвечая на вопросы следователя, протоиерей Всеволод сказал: «Антисоветской агитации я, ни при каких обстоятельствах, не вел…».
Отец Всеволод попросил вызвать некоторых свидетелей, которые подтвердили бы его невиновность. Следователь, однако, не стал никого вызывать, передав «дело» на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ. 18 ноября 1929 г. он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край и сослан в село Лешуконское Архангельской области.
Отец Всеволод здоровья был слабого и страдал в это время многими болезнями. В конце 1932 г. он был освобожден. 22 января 1933 г. протоиерей Всеволод получил назначение в храм в селе Дерменцово. Здесь он прослужил до гонений 1937 г.
10 октября 1937 г. власти арестовали протоиерея Всеволода по обвинению в том, что он «распространял гнусную клевету на советскую власть, выказывал пораженческие настроения, вел антисоветскую агитацию против проводимых на селе кампаний».
Виновным себя в «занятиях контрреволюционной антисоветской агитацией» священник не признал.
На этом допрос был закончен. 11 ноября тройка НКВД приговорила отца Всеволода к расстрелу. Протоиерей Всеволод Смирнов был расстрелян 13 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Александр (Воздвиженский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 29 августа 1876 г. в селе Ведерницы Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Воздвиженского. Окончил в 1892 г. Дмитровское духовное училище, в 1899 г. – Вифанскую Духовную семинарию; в 1901 г. был рукоположен во священника ко храму в селе Богослово Богородского уезда Московской губернии, где служил до 1917 г., а затем был переведен в храм села Турово Серпуховского уезда. В 1931 г. он стал служить в храме в селе Казанское Павлово-Посадского района, а в 1935 г. был переведен в Никольскую церковь в селе Ново-Загарье того же района. В 1935 г. о. Александр был возведен в сан протоиерея.
Во второй половине 30-х годов безбожные власти приняли решение о начале самых беспощадных гонений за все двадцать лет своего правления. Чтобы подвергнуться аресту, достаточно было быть церковнослужителем.
7 октября 1937 г. о. Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске. На следующий день следователь допросил священника. Следователь добивался от священника признания вины в «систематическом высказывании контрреволюционных суждений» по вопросам политики советской власти, колхозного строительства, о конституции, налоговой политики, о преследованиях духовенства. Отец Александр вину свою в этом не признал, но подтвердил, что отзывался неодобрительно по поводу налогов и преследованиях духовенства.
Были допрошены свидетели, но они ничего убедительного в доказательство антигосударственной деятельности священника не показали.
25 октября тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Воздвиженский был расстрелян 13 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Сергий (Розанов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился в 1905 г. в семье псаломщика Алексия Розанова, служившего в Михаило-Архангельской церкви в селе Белый Раст Московского уезда Московской губернии. Сергей Алексеевич поступил в Духовную семинарию, но проучиться в ней ему пришлось всего два года: обучение было прервано революцией 1917 г. и начавшимися после нее гонениями на Русскую Православную Церковь. С 1923 по 1925 г. Сергей Алексеевич работал сторожем храма Архангела Михаила в родном селе, а с 1926 г. служил в нем псаломщиком.
В 1927 г. Сергей Алексеевич был рукоположен в сан диакона ко храму села Ильинского Дмитровского района. В 1931 г. о. Сергий был призван в армию в тыловое ополчение. Вернувшись через год, он вновь стал служить диаконом в храме села Ильинского. В 1933 г. он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви села Якоть Дмитровского района. В 1936 г. его перевели в Покровский храм в селе Кикино. Здесь он прослужил полгода и был переведен в Ильинский храм села Ильино.
10 октября 1937 г. власти арестовали священника и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Обвинения в контрреволюционной деятельности священник отверг.
После допроса священника следователи стали допрашивать лжесвидетелей. Они говорили о том, что «Розанов отвлекал от работы колхозников», используя религиозные чувства; что «ходил по селу с молебном по домам» и при этом призывал сплотиться вокруг Церкви, так как «подходит 1 мая и Пасха, большевики будут показывать свою мощь, и нам следует Пасху продемонстрировать, как мощь церковную»; стыдил пионера за то, что он надел красный галстук, а в церкви его не видно.
11 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Розанов был расстрелян 13 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Алексий (Сибирский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 17 марта 1870 г. в селе Козлово Тверской губернии в семье священника Василия Сибирского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника ко храму родного села, где прослужил всю свою жизнь до последнего ареста и мученической кончины. На его глазах в 1918 г. произошла беспощадная расправа большевиков над крестьянами, заступившимися за церковь Божию в селе Николо-Гнездово. Он помнил, какими торжественными были похороны первых тверских мучеников нашего века – православных мирян Петра Жукова и Прохора Михайлова (память их 11 апр.).
В 1929 г. о. Алексея арестовали за то, что он не смог вовремя выполнить план хлебозаготовок. На выполнение этого плана власти давали всего двадцать четыре часа, и поскольку священник не успел за это время привезти хлеб на хлебосдаточный пункт, то был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь и двум годам ссылки, а все его имущество, включая личные вещи, было конфисковано.
По возвращении о. Алексия из ссылки святой архиепископ Фаддей (память его 18 дек.) назначил его священником в село Козлово и определил благочинным. Власти искали повод, чтобы опять арестовать священника. Во время весеннего сева в 1936 г. кто-то донес, что священник молился в храме «за стахановскую весну», что было расценено властями как нарушение закона об отделении Церкви от государства. Отец Алексий немедленно был вызван для объяснений по этому поводу в районное отделение НКВД. Священник сказал, что он молился об изобилии плодов земных, и эти слова были взяты им из служебника.
29 августа 1937 г. НКВД арестовал священника, и он был заключен в Тверскую тюрьму. Несмотря на беспощадные допросы с применением пыток, о. Алексей держался мужественно и отрицал все возводимые на него следователями напраслины. Допросы шли каждый день в течение месяца, время от времени следователи оформляли их в виде протоколов.
Недовольный ответами священника следователь устроил очную ставку о. Алексия с одним из тех, кто согласился подписать лжесвидетельства. На вопрос следователя, что тому «известно о принадлежности к контрреволюционной фашистско-монархической организации обвиняемого Сибирского Алексея Васильевича и о составе этой организации», лжесвидетель перечислил множество людей и среди других о. Алексия. Потом он добавил: «Задачей фашистско-монархической организации являлось свержение советской власти и реставрация капитализма при помощи иностранных фашистских государств через интервенцию Советского Союза и вооруженное восстание антисоветских сил из кулацких и бывших элементов и крестьянства, недовольного советским строем».
Священник категорически отверг свою принадлежность к такой организации и участие в сборищах.
11 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила благочинного храмов Козловского благочиния священника Алексея Сибирского к расстрелу. Он был расстрелян через день после постановления тройки, 13 ноября 1937 г.
Вместе со священником были расстреляны лжесвидетельствовавшие о нем, о себе и других, те, кто не смог вынести тяжести следствия.
Сщмч. Василий (Колоколов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 19 января 1873 г. в селе Варварино Московской губернии в семье псаломщика Иоанна Колоколова.
После окончания в 1898 году Духовной семинарии Василий Иванович устроился работать учителем. В 1900 г. он был рукоположен во священника и всю жизнь прослужил в Иоанно-Предтеченском храме села Грибаново Лотошинского района Московской области.
В 1922 г. о. Василий был первый раз арестован в связи с делом об изъятии церковных ценностей и осужден на восемь месяцев лишения свободы условно.
В 1929 г. за невыполнение хлебозаготовок священник Василий Колоколов был приговорен к трем годам ссылки. После отбытия четырех месяцев наказания областной суд отменил приговор.
17 октября 1937 г., в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, о. Василий был арестован. Следователь допросил двух лжесвидетелей. Они привели примеры якобы имевших место высказываний со стороны священника о неправильности обложения налогами на церковь и на него самого, о сталинской конституции и свидетельствовали о ведении им по колхозам антисоветской агитации.
На предъявленное следователем обвинение о. Василий ответил отрицательно. При последующих допросах он не отрицал полностью высказываний со своей стороны по поводу конституции и налоговой системы, но не признавал контрреволюционную направленность разговоров на эти темы.
22 октября священника Василия Колоколова перевели в Волоколамскую тюрьму, а затем в Таганскую тюрьму в Москве.
11 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Колоколов был расстрелян 13 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Петр (Воскобойников) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился в 1867 г. в селе Покровское Новосельского уезда Тульской губернии в семье священника Алексея Воскобойникова, служившего в Казанском храме села Баткополье Каширского уезда.
Петр Алексеевич окончил Тульскую Духовную семинарию. После рукоположения во священника он был определен на служение в село Баткополье, в храм, где служил его отец. В декабре 1933 г. о. Петр был возведен в сан протоиерея. Вся пастырская жизнь о. Петра прошла в этом селе, здесь же он был и арестован в 1937 г.
В августе 1937 г. органы НКВД приступили к массовым арестам духовенства и мирян, стремясь физически уничтожить Русскую Православную Церковь.
9 сентября 1937 г. о. Петр был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. 11 сентября священник был допрошен начальником Каширского отделения НКВД. Виновным себя «в занятиях антисоветской агитацией» священник не признал.
Сотрудник НКВД приступил к опросу свидетелей. 16 сентября председатель сельсовета рассказал, что ему известны антисоветские настроения священника, что он «…ведет антисоветскую деятельность, активно помогает из средств церкви семьям репрессированных советской властью… очень активно ходит по деревням с исполнением церковных треб без разрешения сельского совета… С целью развала колхозов и с целью сокрытия своей враждебности успешно рекомендует всем посещать церковь…»
Считая обвинение на священника в антисоветской деятельности доказанным, следователь передал дело на рассмотрение тройки НКВД, которая 11 ноября 1937 г. приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Воскобойников был расстрелян 13 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Василий (Архангельский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 г. в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. В 1884 г. Василий Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с супругой родилось четверо детей. Был рукоположен во священника и с 1885 по 1891 г. служил в храме в селе Матвеевском Подольского уезда. В том же году он был переведен в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитровского уезда. В деревнях своего прихода он организовал три церковноприходских школы. В 1914 г. о. Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 г. – возведен в сан протоиерея.
После прихода к власти безбожников о. Василий в 1920 г. был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 г. протоиерей Василий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1929 г. – палицей.
В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь в 1929 г., сотрудники ОГПУ с помощью осведомителей стали собирать сведения об о. Василии и на их основании выдвинули против него обвинение в том, что «священник использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 г. о. Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
На вопросы следователя священник сказал: «Никакой антисоветской агитацией среди крестьян я не занимался, и разговоров с крестьянами на политические темы я не вел… Заявляю, что политическими вопросами я не интересуюсь…».
12 сентября следователь допросил диакона, Алексея Архангельского, служившего раньше в Хотьковском монастыре, с которым о. Василий ходил служить молебны, и тот показал: «В разговоре со мной священник Архангельский действительно выражал недовольство советской властью, говоря, что власть находится в руках жидов…, правительство, объявив свободу вероисповедания, всех верующих притесняет…, говорил, что те дома, которые не принимают священника, лишаются Божьего благословения. Это оттого, что они наслушались большевиков».
23 ноября 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия к трем годам ссылки в Северный край по обвинению в «антисоветской и антисемитской агитации». Отец Василий был сослан в город Барабинск в Западной Сибири, а затем переведен в Вологодскую область.
Когда он освободился из ссылки в 1932 г., ему не позволено было селиться ближе ста одного километра к Москве, и таким образом он назначен был служить в храм Рождества Богородицы в село Тимашево Волоколамского района Московской области. В 1935 г. протоиерей Василий был награжден митрой.
В 1937 г. начался период самых беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь. Протоиерей Василий был арестован 22 сентября 1937 г. и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время обыска, который был проведен очень тщательно, ничего не нашли кроме 17 серебряных советских монет по 50 копеек, которые и были изъяты.
На следующий день сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета. Он показал, что протоиерей Василий, «отбыв срок наказания, проживает в селе Тимашево, систематически занимается контрреволюционной антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых советской властью и партией…».
Следователь на допросе потребовал от о. Василия дать показания о своей контрреволюционной антисоветской деятельности. Священник не признал себя виновным в этом.
На этом допросы были закончены. 11 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Архангельский был расстрелян 13 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Прмч. Анатолий (Ботвинников) (1937): Новомуч. Преподобномученик Анатолий (в миру Анатолий Иванович Ботвинников) родился 15 октября 1881 г. в деревне Копани Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, умер отец, и мать с сыном переехали в Тобольскую губернию, им дали землю, они обзавелись хозяйством, и Анатолий стал крестьянствовать, как когда-то его отец.
Началась Русско-Японская война, и Анатолий был призван рядовым на действительную военную службу. Во время военных действий он оказался в Порт-Артуре, был ранен; попал в плен, где пробыл около года; последствия ранения остались на всю жизнь – у него была ограничена подвижность руки и спины.
После заключения мирного договора с Японией Анатолий Иванович был отпущен из плена и вернулся домой. Он никогда раньше не помышлял о служении Церкви, но война, близость смерти, ранение, жизнь в плену среди язычников произвели переворот в душе молодого человека, выделив главное – спасение своей души; и он принял решение – если останется жив, то станет монахом.
В апреле 1906 г. он поступил в один из сибирских монастырей. Здесь в течение нескольких лет он выполнял самые различные послушания. В 1912 г. он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год он вернулся в Россию и поступил в Николо-Теребенский монастырь Тверской губернии и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени. В 1920 г. монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через год советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 г. направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области, где его застали гонения начала тридцатых годов.
27 октября 1930 г. помощник уполномоченного ОГПУ допросил комсомольцев Сорогожского сельсовета – юношу двадцати четырех лет и девушку двадцати лет, которые дали показания против приходского священника. В частности утверждалось, что священник «в проповеди жаловался, что ему стало плохо жить, что советская власть обижает служителей церкви налогами… Верующие как будто бы пустили подписной лист по оказанию помощи “пострадавшему батюшке”». Также: «В феврале месяце я была на почте, куда пришел Ботвинников, где заявил, что “советская власть при раскулачивании грабит, вот и меня ограбила тоже”».
Сотрудник ОГПУ счел подобного рода «показания» вполне достаточными, и 5 ноября иеромонах Анатолий был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Поскольку никаких других сведений о нем ОГПУ не имело, уполномоченный, не уточняя, за что его арестовали, попросил священника рассказать о себе.Продолжение »