13/26 октября
Иверской иконы Божией Матери (перенесение в Москву в 1648 г.). Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (251). Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937).
Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия (I-II). Мч. Вениамина диакона (421-424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Иверская икона Божией Матери (перенесение в Москву в 1648 г.). Об этой иконе сведения приведены в день ее празднования 12 февраля. В царствование Алексея Михайловича, при Патриархе Никоне, в бытность его тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 г. был привезен в Москву список с этой иконы, совершенно сходный с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями. Этот образ находится ныне в Иверской часовне, в Воскресенских воротах Китай-города и является одной из святынь русского народа. По традиции православные русские люди, пришедшие в Москву, обязательно отправлялись помолиться в часовню перед иконой Иверской Божией Матери.
В 1929 г. часовня была разрушена еврейскими большевиками, восстановлена по воле Божией в 1990-х годах.
Мчч. Карп, еп. Фиатирский, Папила диакон, Агафодор и мц. Агафоника (251).
Святые мученики Карп и Папила родились в городе Пергаме (в северо-западной части Малой Азии) от благочестивых родителей и вели добродетельную жизнь. Оба они довольствовались в пищи и питии только самым необходимым, да и необходимого они употребляли столь мало, что отличались от ангелов только плотью. За добродетельную жизнь им было вручено церковное управление. Карп был поставлен епископом, и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры (город в Лидии). Папила же, которого Карп почтил степенью диакона, обнаружил ревность в трудах, согласно своему званию.
Слава о святых Карпе и Папиле распространилась по всем окрестным странам. Поэтому к ним стало стекаться великое множество народа, который, слушая их учение, обращался в христианство. Но по козням дьявола, на святых был сделан донос нечестивому царю Декию (249-252). Декий, услышав, что Карп и Папила не только не покланяются, но проклинают их богов и следуют христианскому учению, сильно разгневался и послал в Азию советника своего Валерия – ревностного язычника и жесткого человека. Валерий, получив полную власть над судьбой святых, прибыл на место, где они жили, и решил принести жертвы богам своим. Для этого он повелел, чтобы все жители Фиатирской страны немедленно собрались на место жертвоприношения для поклонения богам, но среди них не оказалось двух христиан, Карпа и Папилы. Валерий приказал привести их к нему и потребовал от них принесения жертвы богам. Они отказались и выразили свою верность Богу истинному. Тогда на шеи их возложили железные цепи и стали водить их нагими по всему городу, но сломить не смогли. Мучитель приказал отдать на разграбление клеветникам их имения, а самих их привязать к коням и гнать в Сардис (город в Лидии, в западной части Малой Азии). Тяжел был путь тот для доблестных страдальцев. Следовал за ними и раб святых мучеников, блаженный Агафодор. В Сардисе они провели ночь в молитвах и в видениях их укрепляли ангелы.
Валерий прибыл в Сардис в надежде, что страдальцев после мучений, которые они претерпели в пути, будет легче склонить к безбожию. Но, увидев, что они остались духом крепки и сердцем безбоязненны, отдал Карпа и Папилу под стражу, а славного Агафодора, растянув на земле, стали беспощадно бить воловьими жилами. Но он переносил мучения с твердостью, укрепляясь мыслью, что он страдает за Христа, и Господь принял его душу во время этих мучений. Тело святого мученика было брошено на съедение зверям, но с наступлением ночи верующие предали его погребению.
Не устрашив святых Карпа и Папилу мучением и смертью их слуги св. Агафодора, мучитель приказал опять привязать их к коням и гнать в город Пергам. И снова они претерпевали великие мучения и страдания. Ночью, в темнице, страдая от ран и тяжелых оков, они возносили молитвы Богу. И Господь вновь благоволил посетить их ангелу, который исцелил им от раны и наполнил сердца Божественной радостью. На следующий день мучитель, видя их терпение, обложил тела святых тяжкими железными оковами и погнал мучеников в еще более далекий путь. После этого мучитель устроил снова судилище, но, по-прежнему не сумев принудить к поклонению идолам св. Карпа, стали его бить терновыми розгами, ему опаляли свечами раны, посыпали их солью. Но святой видел в это время небеса отверстыми, Господа, сидящего на престоле, Херувимов и Серафимов вокруг Него, и видение это укрепляло его.
Вызвав на суд св. Папилу, Валерий начал расспрашивать его о происхождении и роде занятий. Папила, помимо прочего, сообщил, что он владеет искусством врачевания тела и души, которое подается свыше от Бога. Судья сказал в ответ, что искусство врачевания может исходить только от изучения учения Галина и Гиппократа, которым оно было дано от богов. Тогда Папила предложил постичь истину испытанием на деле. Он предложил исцелить одного из приближенных советника, слепого на один глаз, силою богов. Призванные жрецы не смогли выполнить этого. Тогда раб Божий, Папила, возвел к небесам очи телесные и душевные и призвал милосердного Господа; потом прикоснулся своею рукою к слепому оку, сотворил над ним крестное знамение, и око тотчас прозрело. Человек тот просветился также и душевными очами, уразумев силу Единого Бога, Иисуса Христа, и уверовал в Него. Также уверовали и многие другие, наблюдавшие это чудо. Но Валерий напротив воспылал еще большим гневом и велел привязать Папилу к дереву и бить нещадно. Видя его терпение, мучитель велел опалять его раны огнем и бросать в него камнями. Но Христос исцелял раны мученика.
Через некоторое время, не добившись от мучеников покорности, мучитель повелел рассыпать по земле черепки и железные гвозди; на них положили их обоих, и начали влачить, осыпая ударами. После этого он собрал лютых зверей и устроил зрелище. На мучеников была сначала выпущена медведица, а затем лев, но звери не тронули их.
Наконец, убедившись в напрасности своих усилий, мучитель обул их в железные сапоги, наполненные острыми гвоздями, и заставил бегать в них. Потом разожгли печь и бросили в нее святых. Вместе с ними вошла в печь и блаженная Агафоника, сестра св. Папилы, пожелав быть участницей в тех же подвигах и умереть за Христа. Но огненная печь не только не опалила их, но, силою Христовою, обратилась в прохладное место, ибо сошел великий дождь, погасил огонь и остудил печь. После этого их всех усекли мечом, а тела выброшены. Верующие взяли их и с честью похоронили.
Сщмчч.
Николай (Ермолов) пресвитеры (1937): Новомуч.
Мч. Флорентий, ученик апостольский из Солуни (I-II). Св. мученик Флорентий родом был из Солуни. Будучи христианином и ревнителем истинного благочестия, он порицал и обличал веру в ложных языческих богов и проклинал служение им. В то же время, наставляя всех истинной вере Христовой, он утверждал в ней христиан и убеждал их исполнять заповеди Божии. За это Флорентий взят был на суд к начальнику страны той, но на допросе открыто исповедал веру в Господа Бога нашего Иисуса Христа, а языческих богов называл деревом, камнями, золотом, серебром, медью и железом, бездушными и бесчувственными идолами. Этим он привел в ярость правителя той страны и был осужден им на мучения. Его подвергли жестокому биению, строгали острыми орудиями его тело, после чего он был брошен на разожженный под ним большой огненный костер, в котором он с радостью, молясь и благодаря Бога, скончался.
Мч. Трофим (251).
Мч. Диоскор (284-305).
Мч. Вениамин диакон (421-424). Св. диакон Вениамин жил в царствование персидского царя Издигерда (399-420). Обратив в христианство многих персов-язычников, он был оклеветан, схвачен, подвергнут жестоким биениям и посажен в темницу, в которой провел два года. Один грек, посланный к персидскому двору, узнав о постигшей Вениамина участи, просил царя отпустить его. Царь согласился исполнить эту просьбу, если Вениамин даст обещание не обращать персов в христианство. Проситель от лица Вениамина дал это обещание. Но Вениамин, узнав о том, отверг его. Тогда царь приказал заострить двадцать спиц и вонзить их святому Вениамину под ногти рук и ног. После этого, видя, что святой вменяет себе эти страдания как бы в некую радость, царь подверг его еще большим и нестерпимым мучениям, и, наконец, велел пронзить его толстым суковатым колом, после чего этот доблестный подвижник предал дух Богу.
Память его празднуется также 31 марта.
Прп. Никита исп. (ок. 838). Св. Никита родился в Пафлагонии (в северной части Малой Азии) от благочестивых родителей. Он был дальним родственником императрицы Феодоры, жены императора Феофила иконоборца. После обучения, 17 лет от роду, Никита пришел в Константинополь. В то время императорский престол занимала супруга умершего императора Льва IV (775-780) Ирина за малолетством своего сына Константина VI Порфирородного (780-802). Принятый на царскую службу Никита в скором времени возвысился, возведен был в патрицианское достоинство и сделан смотрителем над всем царским дворцом, а потом поставлен начальником войск в Сицилии. Но в то же время Никита сознавал всю тщету и суетность мирских званий и благ, и возымел желание принять иноческий постриг. Но император Никифор (802-811), ценя заслуги Никиты перед государством, не хотел отставить его от занимаемой должности. Когда же вступил на царство Михаил Рангав (811-813), Никита выпросил у него дозволение оставить свою службу и постричься в монашество (около 813 г.). Однако ему не позволено было при этом удалиться из столицы. Но император велел дать ему помещение в так называемой Хрисоникии (в азиатской части Константинополя), где он должен был находиться постоянно. В этой обители св. Никита оставался безвыходно до царствования императора-иконоборца Льва Армянина (до 820 г.). Когда же св. Никита увидел поругания, каким подвергались святые иконы от этого беззаконного царя, то оставил Константинополь и вступил в число низшей братии одного пригородного монастыря. Между тем иконоборцы, проведав, что у него есть икона Спасителя, которую он приобрел в Риме, донесли о том императору. К Никите посланы были чиновники, которые угрозами принуждали его выдать эту икону. Но, так как св. Никита отказался выдать ее, то они разыскали одного инока, который указал им, где находится святая икона. Тогда они вошли в церковь и, взяв св. икону, всячески надругались над ней. Кощунство это привело Никиту в великую скорбь. Не довольствуясь тем, царские посланцы, уходя из обители, запретили ему выходить оттуда под, каким бы то ни было, предлогом. Впоследствии, когда на царский престол вступил другой иконоборческий государь – Феофил (в 829 г.), к преподобному послан был один царедворец, по имени Феодосий, который при всех собравшихся, под угрозой изгнания, требовал от него признания иконоборческого патриарха Антония I (821-832) и отвержения иконопочитания. Но святой ответил: «Не перестану никогда покланяться иконе Христа и Бога моего, а Антония назову не патриархом, а прелюбодеем и преступником… Ты же делай, что хочешь».
За этот мужественный подвиг веры, св. Никита был тотчас изгнан из обители. Воздав благодарение Богу и взяв с собою троих из братии, он отправился в другую обитель, где провел великий пост и время до Пятидесятницы, а затем оставил и эту обитель. После многих скитаний и невзгод, он поселился, наконец, в одном приморском монастыре, где и окончил жизнь свою на 76-м году от рождения. Как при жизни, так и по смерти он совершил много чудес.
Прп. Вениамин Печерский (XIV). В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Притч. XIX, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. XIX, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты.
Свт. Мелетий (Пигас), патриарх Александрийскй (1601).
Свт. Антоний, архиеп. Чкондидский (1815), и его ученик св. Иаков.
Прославление вмц. Златы (Хрисы) Могленской (1912). Святая великомученица Злата Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии. Болгария в это время находилась под игом турок.
С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но, ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой. За это она была изрублена турками на мелкие части в 1795 г.
Память ее празднуется также 18 октября в день преставления.
Мч. Антигон.
Седмиезерная икона Божией Матери (XVII). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы находилась в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от Казани. По изображению своему она есть Смоленская («Одигитрия»). В царствование Михаила Феодоровича, в 1615 г., она перенесена была из Великого Устюга в пустынь основателем этой обители, монахом Евфимием. От монастыря икона Смоленская получила свое название Седмиезерной. Память этого перенесения ознаменована празднованием в честь Седмиезерной иконы 13 (26) октября. Со времени принесения иконы, которая прославлена чудотворениями еще в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев. Здесь икона ознаменовала себя многими чудотворениями, по молитвам перед нею народа прекращались эпидемии моровой язвы в Москве и Казани. Празднование образу осуществляется также 26 июня (9 июля) и 28 июля (10 авг.). Сейчас чудотворная икона находится в Петропавловском кафедральном соборе г. Казани.