10/23 октября
Мчч. Евлампия и Евлампии (303-311). Свт. Иннокентия, еп. Пензенского (1819). Прп. Амвросия Оптинского (1891).
Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Мч. Феотекна (III-IV). Прп. Вассиана (V). Прп. Феофила исп. (VIII).
Мчч. Евлампий и Евлампия Никомидийские (303-311). В царствование Максимиана, когда в Римской империи было воздвигнуто сильное гонение на христиан, жил один юноша, благородного происхождения, родом из города Никомидии, по имени Евлампий, христианин по вере и делам. Скрываясь от преследователей с прочими христианами, он был послан ими в город, купить хлеба и тайно принести его в пустыню. На городских воротах он увидел царский указ, повелевающий избивать христиан. Прочитав его, Евлампий посмеялся над таким безумным распоряжением царя, которое предписывает вооружаться не против врагов отечества, а против неповинных его граждан, и опустошать свою землю истреблением многочисленного христианского народа. Тотчас же Евлампий был взят, связан и приведен на суд неправедный. Беззаконный судья, видя перед собою молодого и красивого человека, начал лукавыми словами соблазнять его поклониться идолам, дабы не губить себя, но получить за это великие блага.
Св. Евлампий, исполненный благодати Святого Духа, отвечал судье, что его лукавые слова напрасны и не способны отвратить его от Христа. В ответ судья стал угрожать святому муками. Но Евлампий выразил готовность предать себя мукам за Христа Господа своего. Тогда судья повелел раздеть его и бить жилами. Святого долго и беспощадно били, но он мужественно претерпевал мучения. Видя это его терпение, мучители повесили святого мученика на дереве и терзали тело его железными орудиями, отчего через глубокие раны стали видны кости. Затем ему связали пальцы рук и ног тонким ремнем и крепко стиснули так, что все члены стали отделяться от своих суставов, вызывая нестерпимую боль. После этого мучитель повелел раскалить железный одр и положить на него святого, чтобы тело его сгорело, как воск. Когда одр был сильно раскален, святой Евлампий, осенив себя крестным знамением, взошел на него и лег на нем как на мягкой постели. Тело святого мученика начало таять и разрушаться. Но Всемогущий Бог поддерживал жизнь Своего раба и сверхъестественным образом сохранял душу его в теле, чтобы этим самым явились всем и сила Божия, совершаемая в немощи, и терпение мученика. Когда все уже полагали, что Евлампий непременно умрет, святой почувствовал в себе новую силу и, встав с постели, начал ходить здоровым. Но в то же время Евлампий сделал вид, как будто он отказывается от своего исповедания и соглашается с безбожием нечестивых язычников, поэтому он был приведен в идольский храм для поклонения богам рукотворным. Святой же по пути усердно молился Господу Иисусу Христу, чтобы Он явил силу Свою, просветил ослепленных людей и прославил Свое Имя святое. Войдя в храм, он подошел к самому величественному из всех идолу Марса и повелел ему именем Господа Иисуса Христа пасть на землю и обратиться в прах.
Идол тотчас рухнул на землю и разлетелся на множество мелких частей. И многие уверовали во Христа. Судья же пришел в большую ярость, повелел взять Евлампия и вести снова на мучения.
Сестра Евлампия девица, по имени Евлампия, услыхав, что брат ее страдает за Христа, прибежала на место его мучений и громко объявила себя христианкой, готовой пострадать и умереть за Христа.
Ее долго били. Потом был приготовлен сильно кипящий котел, в который святые мученики вошли сами, не дожидаясь насилия. И тотчас ослабела огненная сила, котел остыл, и святые остались невредимыми, воспевая и славя Бога. Люди, видя такое чудо, изумились, и уверовало двести мужей, которые исповедали себя христианами и были усечены за это мечом нечестивыми идолопоклонниками.
Святому Евлампию выкололи глаза, а его сестру повесили за волосы и били. Затем жарко растопили печь и ввели в нее слепого Евлапия, а сестра его сама вошла в пламя. Но и здесь святые остались невредимыми: жар обратился в холод. Не зная, что еще с ними делать, мучители отсекли мечом св. Евлампию голову, а св. Евлампия еще до его казни предала свою душу Господу.
Во времена св. Феофана Начертанного († ок. 850, память его 11 окт.), написавшего в честь их канон, от мощей святых мучеников совершались исцеления.
Свт. Иннокентий, еп. Пензенский (1819). Родился в 1784 г. в семье церковнослужителя. Ученый по призванию, он был человеком кротким, расположенным к молитвенному деланию и аскетической жизни. Будучи профессором Санкт-Петербургской Духовной академии, он написал двухтомный труд под названием «Начертание церковной истории от библейских времен до 18 века», который полстолетия служил руководством в церковных школах. Владыка был дружен с митрополитом Филаретом (Дроздовым) (память его 19 нояб.). Как деятельный противник модного тогда мистицизма, он был удален из Санкт-Петербурга на епископскую кафедру сначала в Уфу, а затем в Пензу. Народ его почитал за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству.
Святитель скончался 10 октября 1819 г. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.
Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти своего святого – Александра Невского, 23 ноября 1812 г., в Тамбовской губернии, в семье пономаря. При крещении ему дано было имя Александр.
По обычаю того времени, мальчик учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строго церковной и религиозной среде.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского Духовного училища, по окончании которого в 1830 г. он поступил в Тамбовскую Духовную семинарию. Благодаря своим способностям учился он хорошо, любимым занятием его было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук. За год до окончания семинарии Александр заболел, надежды на выздоровление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь. По завершении обучения в семинарии будущий подвижник не сразу решился поступить в монастырь, а некоторое время был учителем и занимал должность духовного наставника в городе Липецке. Летом 1839 г., по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, Александр посетил известного затворника о. Иллариона, св. подвижник дал ему определенное указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». У гробницы прп. Сергия, в горячей молитве испрашивая благословение на новую жизнь, он в своем решении оставить мир ощутил предчувствие какого-то громадного, захватывающего счастья. Осенью того же года он ушел в Оптину, там Александр застал при жизни таких столпов монашества, как игумен Моисей, старец Лев и старец Макарий. Вся иноческая братия под руководством старцев носила на себе отпечаток духовных добродетелей: простоты, кротости и смирения.
Духовным руководителем Александра был схиархимандрит Лев, и, когда из Калужской духовной консистории пришло определение о его зачислении в братство, он стал келейником и чтецом своего духовного наставника.
Новопослушник прошел в пустыне послушание с достоинством и смирением, посвящая свободное время молитве и работе над собой. Надо, чтобы не искушение побеждало человека, а чтобы человек побеждал искушение, – такова была цель работы.
В 1842 г. Александр был пострижен в мантию с наречение ему имени Амвросий, во имя св. Амвросия, еп. Медиоланского. В 1843 г. последовало иеродиаконство, в 1845 г. о. Амвросий представлен был к посвящению в иеромонаха. Но вскоре болезнь снова настигла его, и в 1846 г. он был выведен за штат и находился на иждивении обители. Отец Амвросий выполнял только посильный ему труд: так, на него возложена была переводческая работа и им была переведена «Лествица» Иоанна Синайского. Иноческая жизнь св. подвижника, несмотря на телесные недуги, была направляема ко все большему и большему совершенствованию духовному. Под руководством старцев у него вырабатывались та высота духа, та сила любви, которые потребовались ему, когда он принял на себя высокий и многотрудный подвиг старчества.
В это время духовному окормлению о. Амвросия были поручены относившиеся к оптинским старцам монахини Борисовской пустыни Курской губернии. Когда они приезжали в Оптину, он по обязанности немедленно отправлялся к ним в гостиницу. Ходил он, по благословению старца Макария, и к мирским людям. Когда же старец Макарий преставился, о. Амвросий стал на его место, ибо двенадцатилетнее старчествование под руководством своего духовного наставника подготовило его к этому.
Старец Амвросий по любви к Богу покинул мир и стал на путь нравственного совершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывна с подвигом любви к ближнему, так и подвиг усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от его подвига служения людям. Св. Амвросий, опытом познавший цену милосердия и сострадания к ближним, поощрял и детей своих духовных к этой добродетели, обнадеживая их в получении милости от Господа за милость, оказываемую ими ближним.
Кроме словесных, лично передаваемых старцем советов, множество рассылалось им письменно тем, которые не имели возможности приехать в Оптину. В письмах к мирским людям старец разрешал некоторые недоумения касательно веры, обличал еретиков и сектантов, подсказывал, как поступать на пути духовном и житейском.
Старец благословлял людей на богоугодные дела, его попечением была устроена женская община в Кромах (Орловская губ.), благоустроена Гусевская женская обитель в Саратовской губернии, Козельшанская община в Полтавской губернии, Пятницкая – в Воронежской. Последняя женская община, над устроением которой старец много потрудился, был Шамординская Казанская община.
Уже в начале 1891 г. старец знал, что ему предстоит скоро умереть, блаженное его представление произошло 10 октября.
Смерть старца была всероссийским горем, ко дню погребения в Шамордине скопилось до 8 тысяч народу. 14 октября гроб с телом почившего старца был внесен в Оптинский монастырь, 15 октября после литургии и панихиды старец был погребен рядом со своими предшественниками по старчеству – о. Леонидом и о. Макарием. К лику св. угодников Божиих старец Амвросий был причислен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г.
Память его празднуется также 3 октября в день обретения мощей, 11 окт. вместе с Собором Оптинских прпп. отцов и старцев.
Мч. Феотекн Антиохийский (III-IV). Нечестивый царь Римский Максимиан, придя однажды в Антиохию, устроил празднество в честь скверных своих богов и издал повеление, чтобы сначала воины приносили жертвы идолам, а затем и весь народ. В числе воинов было много христиан, которые, не желая повиноваться приказанию царя, сбрасывали с себя воинские пояса и шли на мучение за Христа. Среди них был известный в Антиохии муж, по имени Феотекн.
Убедившись лично в его верности Христу, царь приказал снять с него воинскую одежду, надеть женскую и заставить его прясть вместе с женщинами.
Через три недели Максимиан вновь призвал его и потребовал принести жертву богам, угрожая в противном случае смертью в страшных мучениях.
Феотекн не сказал на это ни слова. Тогда царь приказал привязать его к дереву, подложить под ступни раскаленное железо и железными прутьями надрезать все жилы его. Видя его и после всего этого непоколебимым, царь приказал приготовить котел с кипящей серой и смолой и бросить туда святого. Но, когда его бросили, тотчас силою Христовой огонь погас, котел остыл, и мученик остался невредимым. Его отвели в темницу, где отдали в распоряжение сотника по имени Зегнат. Здесь же находилась за исповедание Христа одна девица, по имени Александра. Зегнат дал им на размышление три дня, после которых обещал или помиловать их, если они отрекутся от Христа, или погубить в страшных мучениях. Святой девице было обещано прежде это надругательство со стороны воинов.
Феотекн, желая избавить ее от бесчестия, снял свою одежду и отдал ей, чтобы она в ней сбежала. Сам же он оделся в ее одежду и сел в ожидании воинов. Воины, войдя в темницу, нашли вместо девицы Феотекна, взяли его и привели к Зегнату. Тот сильно разгневался и приказал сначала вырезать у святого мученика язык, потом долго бить. Затем ему привязали на шею каменный жернов и бросили в реку. Честные мощи мученика найдены были близ города Роса в Киликии и с честью похоронены христианами.
Прп. Василий (Вассиан), чудотворец (V). Прп. Вассиан был родом из восточной Сирии. В царствование благочестивого Византийского царя Маркиана (450-457) он прибыл в Константинополь. Два именитых мужа Север и Иоанн дали ему средства построить в Константинополе монастырь. Преподобный еще при жизни прославился своими добродетелями и чудотворениями. Многие, внимая ему, отреклись от мира и приняли иночество. Число учеников прп. Вассиана достигло до 300 человек. Многих он избавил от власти дьявола и привел к Богу, изгонял бесов, исцелял недуги и творил другие бесчисленные чудеса. Преподобный почил в глубокой старости.
Прп. Феофил Тивериопольский, Константинопольский, исп. (VIII). Блаженный Феофил родился от благочестивых родителей близ Болгарского города Тивериополя (ныне город Струмица), и в три года был просвещен святым крещением. Однажды родители его пошли вместе с ним на Селентийскую гору, и получили благословение у святого отца Стефана. С тех пор отрок Феофил преуспевал в чтении и изучении Божественных книг и всегда был добронравным и кротким. Когда ему исполнилось тринадцать лет, Феофил опять пришел к прп. отцу Стефану. На вопрос святого о причине его прихода, отрок ответил, что он сам позвал его. Тогда прп. Стефан попросил рассказать ему – когда и что он ему сказал. Отрок ответил: «Когда я был в своем городе, ты, отец, явился ко мне и, взглянув на меня, сказал мне: Феофил! Ты удалился от Господа, говорящего: “возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. XVI, 24)”. Эти слова тронули мое сердце, и я пошел за тобой до самых ворот монастыря; когда дошли сюда, ты стал для меня невидим».
Преподобный удивился словам Феофила, зная, что он не выходил никуда из своей кельи и, благодаря Бога за такое чудесное призвание, взял его к себе. По прошествии трех лет, когда отрок хорошо научился всем иноческим подвигам от доброго наставника, прп. Стефан призвал игумена из лавры и отдал ему послушного и кроткого отрока. Игумен, взяв его, привел в лавру, где и совершил над ним пострижение. Феофил сделался опытным иноком, украшенным всякими добродетелями, живя среди братии, как ангел.
Через несколько лет его родители узнали, где находится их сын, но, не имея возможности вернуть его в мирскую жизнь, сами прониклись иноческим духом и решили построить монастырь, в который упросили игумена отпустить их сына с некоторыми из братий. По откровению свыше игумен разрешил иноку Феофилу с частью братии перейти в новый монастырь. К ним присоединилось еще много братии из других мест.
Много лет уже подвизался Феофил, как враг рода человеческого воздвиг гонение на святые иконы, а почитающих их подверг мучению от беззаконного царя Льва Исаврянина (714-741). Св. Феофил сильно противодействовал осквернению и уничтожению святых икон и всех учил подобающим образом чтить иконы и покланяться небесным жителям, на них изображенным. Царь, узнав об этом, послал воинов взять блаженного Феофила и приказал тому отречься от почитания святых икон. Когда же святой отказался повиноваться, царь велел бить его воловьими жилами, а затем, связав сзади руки, водить по городу как злодея с насмешками и ругательствами. К Феофилу же присоединился один из воинов по имени Лонгин, которого потом растянули на земле и сожгли на голове его множество икон. Святой Феофил, пройдя весь город, вновь был приведен на суд, где продолжал защищать святые иконы и обличать заблуждение беззаконного царя. Царь приказал раздеть и распять святого крестообразно на двух столбах и бить его сухими жилами. Потом он повелел раскалить железные сапоги, обуть его в них и гнать по дороге. Все эти мучения святой страдалец мужественно переносил. Один из царских сановников, видя это и удивляясь его мужественному терпению, взял его из рук мучителей и стал расспрашивать о его убеждениях. Св. Феофил, ссылаясь на Святое Писание, убедил сановника в необходимости чтить святые иконы. Тот смог добиться освобождения святого мученика.
После того св. Феофил возвратился в свой монастырь. Перед своей кончиной, о которой получил предсказание, св. Феофил составил беседы для своей паствы и с миром отошел ко Господу.
Свт. Амфилохий, еп. Владимиро-Волынский (1122). Святитель Амфилохий был иноком Киево-Печерского монастыря. В 1105 г. он был поставлен епископом Владимиро-Волынским. Паства его уже была просвещена святым Крещением, но вера еще не укоренилась в сердцах новых христиан, и труды святителя были просветительные. Ему много пришлось бороться с суеверием и обычаями языческими.
В 1122 г., после 17-ти лет управления владимиро-волынской паствой, святитель Амфилохий удалился на покой в Киево-Печерский монастырь и в том же году скончался.
Память его празднуется 10 октября вместе с Собором Волынских святых, 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Блж. Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский (1673). Св. блаженный Андрей родился в 1638 году в крестьянской семье, в селе Усть-Тотемском, расположенном в 50 верстах от Вологды. Хотя родители его были безграмотны, они научили его христианской жизни своим примером. Церковь, которую он посещал постоянно, закончила его воспитание.
Подвижническую жизнь он начал уже в отрочестве тем, что ушел на безмолвие. Во время его отсутствия родители его скончались. Тогда он поступил послушником в Галичский монастырь (Костромской епархии), но настоятель игумен Стефан, старец высокой подвижнической жизни, провидел его духовные силы: он направил его на путь юродства Христа ради. И Андрей оставил монастырь. Пока был жив его наставник, он часто посещал его; когда же тот скончался, он перешел в город Тотьму, где его никто не знал, и поселился около Воскресенской церкви.
Зимой и летом он ходил босой в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой, и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Ночи он проводил в молитве. Днем собирал милостыню и раздавал ее бедным. При жизни он был чудотворцем. Каждый год обходил окрестные святыни.
Раз он встретил начальника дикарей Ажибокая, больного глазами. Тот стал просить его об исцелении. Андрей убежал, но Ажибокай умылся снегом, на котором стоял блаженный, и исцелился.
От подвигов и лишений блаженный захворал. Он провидел день своей кончины и провел его в молитве, потом позвал священника, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн. Другу своему – пономарю Воскресенской церкви Иоанну, которому он предсказал монашество, он сказал: «Брат Иоанн, душа моя разлучается от тела, приготовь, что надо, для погребения». Иоанн поцеловал ему руку и вышел в слезах. Вернувшись, он нашел его скончавшимся, со скрещенными на груди руками. Вся комната была полна благоухания.
Погребение его собрало множество народа. Все вспоминали святую жизнь почившего. Похоронили его около церкви, и на могиле его стали твориться чудеса. Впоследствии на могиле его была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память его 19 авг.), имя которого он носил. В последнее время святые мощи его почивали в Успенской церкви.
У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Так он явился во сне женщине, больной лихорадкой, дал ей приложиться к Евангелию, которое держал в руке, и велел ей идти молиться на его могиле. Женщина эта проснулась здоровой.
Собор Волынских святых. В воспоминание о воссоединении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. празднуется Собор Волынских святых.
Великими и знаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви на Волыни. Современная первоначальному просвещению славян еще от времени свв. Кирилла и Мефодия, она в течение многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий: тяжелые смуты княжеских усобиц, жестокое татарское иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов. История Церкви на Волыни богата именами святых: святителей, князей, преподобных, праведных. Соборное празднование им установлено в день, когда вновь воссиял свет Православия на горе Почаевской.
Свт. Стефан, еп. Ефесский.
Мчч. 200, мечом усеченные.