29 октября / 11 ноября
Прмц. Анастасии Римлянины (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077). Сщмч. Николая пресвитера и с ним мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павел, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1930); сщмч. Евгения пресвитера (1937); мц. Анастасии (после 1937); сщмч. Леонида пресвитера (1941).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Прмц. Анастасия Римлянина (III). В дни царя Декия недалеко от города Рима находился один небольшой женский монастырь. В нем подвизались несколько постниц, в числе которых находилась, престарелая летами и совершенная в добродетелях, игумения София. В монастыре том проживала также блаженная дева Анастасия, родом из Рима, оставшаяся здесь с трех лет по смерти своих родителей. София воспитала ее в своем монастыре и научила всем добродетелям. Достигнув двадцатилетнего возраста, Анастасия стала очень красивой, так что некоторые из знатных римских граждан, узнав о том, желали взять ее в жены. Но святая дева, вменив все в ничтожество, сделалась Христовой невестой и, для Него соблюдая свое девство, день и ночь проводила в молитвах. Дьявол не раз покушался склонить Христову невесту к жизни в миру, смутить ее нечестивыми мыслями, соблазнами лукавых уст. Но он нисколько не преуспел в этом. Тогда дьявол явно восстал на нее, воздвигнув лютых мучителей. В то время было сильное гонение на христиан, и святая дева была оклеветана неверующими перед военачальником Провом. Тот немедленно послал своих слуг привести ее. Воины ворвались в монастырь и в церковь, где молились игумения София и дева Анастасия. Они схватили Анастасию, наложили железные цепи на ее шею, и потащили в город к военачальнику. Увидев и оценив красоту девы, военачальник стал соблазнять ее льстивыми речами, склонял отречься от Христа, поклониться языческим богам и, выйдя замуж за высокородного мужа, наслаждаться всеми благами мира. Святая дева отвечала ему: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселье – есть Господь Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня своими соблазнительными словами…»
Военачальник приказал бить ее в лицо, затем он приказал раздеть ее донага, растянуть и привязать к четырем столбам вниз лицом. Под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее внизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Святая Анастасия терпела и вместо стона произносила псалом Давида «Помилуй мя Боже». Когда палачи изнемогли, то сняли ее и привязали к колесу, вращая которое, переломали ей все кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу, и колесо вдруг остановилось и святая мученица, отвязанная невидимой силой, оказалась совершенно невредимой и здоровой. Все изумились этому, но военачальник с еще большей свирепостью начал мучить ее: он приказал, повесив ее, строгать ребра и терзать тело ее. Она же по-прежнему молилась ко Господу. Ей отрезали сосцы, вырвали с пальцев ногти, отсекли руки и ноги, выбили все зубы, отрезали язык.
Народ стал возмущаться. Военачальник же приказал вывести святую за город и отсечь мечем ее честную голову. Святое тело ее было брошено без погребения на съедение птицам и зверям, но, ночью игумения София с помощью двух христиан, собрала все части расчлененного тела святой девы Анастасии и с честью похоронила его.
Прп. Аврамий затворник и блж. Мария, племянница его (ок. 360). Преподобный Аврамий с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возраст, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Аврамий женился, но через неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители вскоре нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, – говорил он родителям, – прославляйте Бога, что Он избавил меня от суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения». Родители вынуждены были оставить его, и он затворился в своей келье и через небольшое отверстие принимал пищу от родителей. Епископ города, узнав о святом, вызвал его к себе с тем, чтобы отправить его для обращения язычников в один из городов, где никто из посылаемых епископом пресвитеров или диаконов не мог обратить ни одного человека. Аврамию не хотелось оставлять свое уединение, и он долго отказывался; но когда епископ сказал ему: «Живя в уединении, ты заботишься о спасении только себя одного, а в городе можешь спасти многих», – решился идти. Язычники долго не хотели слушать проповеди Аврамия, несколько раз били его; но святой не переставал проповедовать и молиться за них. Тогда язычники уразумели в нем человека Божия и сами пришли и просили научить их вере в проповедуемого им Бога, и скоро весь город стал христианским. После того Аврамий вновь удалился в свою келью. Сюда привели его семилетнюю племянницу, сироту Марию. Он поселил ее во внешней своей келье и учил Псалтири и прочим книгам, и при этом посту, молитве и другим иноческим подвигам. Когда Мария достигла совершеннолетия, то некто, ходивший к Аврамию за советом, обольстил ее. Марии показалось стыдно после того оставаться в келье дяди, и она скрылась от него. Придя в отдаленный город, она предалась худой жизни и поселилась в гостинице. Узнав об этом св. Аврамий оделся в одежду воина и отправился в город для спасения своей племянницы. Найдя Марию в гостинице, он приказал приготовить себе обед. За обедом, сняв воинскую шапку, открылся ей и склонил ее к раскаянию. Мария воротилась в келью, каялась в своих грехах и проводила время в посте, молитве и трудах, так что Господь удостоил ее дара исцелять болезни. Аврамий скоро умер; недолго жила после него и Мария.
Прп. Аврамий, архим. Ростовский (1073-1077). Время жизни прп. Аврамия в точности неизвестно. По одним сведениям, скончался он в 1010 г., по другим – в 1117 г. Родился он в городе Чухломе в Ростовском краю, в то время когда край этот был еще языческим, от языческих родителей. Имя его было Иверик. До 18 лет он был неподвижно больным.
О Христе он услышал впервые от новгородских и псковских купцов, посетивших его родителей, и дал обет креститься, если получит исцеление. Он исцелился и сейчас же оставил родительский дом. Семнадцать лет он странствовал, посетил Новгород и, наконец, в Свято-Троицком монастыре на Ладожском озере принял святое Крещение и постриг с именем Аврамий, – на одном из островов, окружающих Валаамский монастырь, где воздвигнут в прошлом веке Аврамиевский скит.
Через много лет, избегая славы человеческой, прп. Аврамий ушел в город Ростов и поселился около озера Неро. Здесь он удостоился явления ему св. апостола Иоанна Богослова. Данным им жезлом преподобный, по воле св. Иоанна Богослова, в прах сокрушил идола Велеса. На этом месте он основал Богоявленский монастырь и был в нем настоятелем, разделяя труды братии и служа им примером своими подвигами и смирением. На месте же явления ему св. апостола преподобный воздвиг во имя его храм.
Много потрудился прп. Аврамий в деле просвещения и утверждения в святой Христовой вере Ростовского края.
Святые мощи его почивали нетленно в основанном им Богоявленском монастыре до наших дней.
Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
Сщмч. Николай (Пробатов) пресвитер и с ним мчч. Косма, Виктор (Краснов), Наум, Филипп, Иоанн, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мц. Агафия (1918): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1874 г. в селе Игнатьеве близ города Кадома Тамбовской губернии. Он был младшим сыном священника этого села Александра Николаевича Пробатова и его жены Еликониды.
Образование Николай получил в Касимовском духовном училище, а затем в Тамбовской Духовной семинарии. Учился он, находясь в условиях большой материальной нужды: иногда одежда изнашивалась настолько, что товарищи смеялись над ним.
По окончании семинарии он женился на младшей дочери священника села Темирево Елатемского уезда Варваре Алгебраистовой. После венчания Николай и Варвара, по существующему тогда благочестивому обычаю, отправились в свадебное путешествие в Саровский монастырь.
В 1899 г. Николай был рукоположен в сан пресвитера и определен вторым священником в храм села Темирево. Но он очень хотел служить один. Желание его вскоре сбылось, в 1906 г. он получил приход в селе Агломазово, где был деревянный Богоявленский храм, выстроенный в 1779 г. В 1910 г. о. Николай обновил обветшавший иконостас. При храме был хор, и трудами о. Николая было устроено прекрасное общее пение. Перед служением литургии священник всегда долго и усердно молился, служил он с вдохновением и благоговением.
Стараниями о. Николая было выстроено просторное деревянное здание церковноприходской школы, в котором свободно могло обучаться двести детей. Талантливый проповедник, он усердно проповедовал в храме, а в школе преподавал Закон Божий. Семья священника жила бедно, но он за требы деньги не брал.
Началась Первая мировая война. Священников в армии не хватало, и епархиальный архиерей, епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), обратился к духовенству епархии с просьбой пойти священниками в действующую армию. Охотников нашлось немного. И хотя у о. Николая с женой было трое детей, старшему сыну четырнадцать лет, младшим, сыну и дочери, по году, он пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк, сражавшийся против австрийцев. Здесь, на фронте, в полку он увидел, как мало остается в людях веры. Вернувшись в 1917 г. домой, он с нескрываемой скорбью говорил об этом близким.
Совершилась революция. Нравственная болезнь коснулась и крестьян.
После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к о. Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги. Но священник отказался этого сделать без разрешения начальства или решения схода крестьян. Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали солдат.
В феврале 1918 г. большевики объявили мобилизацию в Красную гвардию. Крестьяне, ждавшие от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевицкое начальство. Перед выходом попросили о. Николая отслужить для них напутственный молебен. После молебна священник сказал краткую проповедь, которую заключил словами: «Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой».
Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпушена очередь из пулемета. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. Инцидент был исчерпан, но большевики никогда не прощали тем, кто выступал против них, и в Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и священник благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены о. Николая. Тревожные предчувствия томили его душу.
Ко времени прихода карателей о. Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь воле Божией. Крестьяне просили его бежать, чтобы не убили, но он отказался. Домашние ушли, остался только старший сын Александр, не желая оставить отца.
Каратели расположились неподалеку от храма, в большом кирпичном доме. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель, местный безбожник, не любивший храм и священника.
После ареста о. Николая в доме был произведен обыск. Присутствовал лишь сын священника. Каратели перерыли все вещи, но ничего не нашли.
Арестованных допрашивали с побоями и издевательствами. Отца Николая били шомполами по пяткам, заставляя плясать. Но он отказывался это делать. Некоторые палачи еще помнили слова молитв и, используя их, старались всячески оскорбить священника. На все поношения о. Николай отвечал: «Христос терпел, будучи безгрешен, а мы терпим за свои грехи».
Учитель, составляя список, включил в него нескольких женщин, но начальник карательного отряда имена женщин вычеркнул, оставив лишь одну – Агафью; она была совершенно одинока, и за нее некому было просить. Долго и изощренно издевались над ней палачи, но она все переносила молча. Наконец было объявлено, что все арестованные будут расстреляны. Перед смертью все исповедались. В седьмом часу вечера красногвардейцы вывели из подвала восемнадцать, осужденных на смерть, и повели к реке Цне. У реки их разделили на две партии, одну повели по берегу реки налево, другую – направо. Вскоре раздалась команда красногвардейцам построиться и приготовиться к стрельбе. Приговоренные столпились напротив. Отец Николай, воздев руки, молился, произнося слова громко, раздельно: «Господи, прости им, они не знают, что делают».
Раздался залп. Хотя уже совсем стемнело и каратели, похоже, не собирались проверять, кто жив, кто мертв, но о. Николай, собрав силы, поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…»
Вторым залпом он был убит.
Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них и стали известны подробности расстрела. Убиты были староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.
На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр. Тело священника уже закоченело – с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения.
Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов – о. Павел Мальцев из села Усады и о. Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с о. Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить. Похоронили о. Николая глубокой ночью на местном кладбище.
Сщмч. Иоанн (Рудинский) пресвитер (1930): Новомуч.
Сщмч. Евгений (Ивашко) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Евгений родился 26 августа 1899 г. в семье священника Минской епархии Александра Ивашко. В 1920 г. он окончил восемь классов Минской Духовной семинарии. С 1 августа 1920 г. по 20 января 1923 г. был учителем в одной из школ Минской губернии. В августе 1922 г. Евгений Александрович выдержал экзамены перед Минской епархиальной комиссией, необходимые для получения сана священника.
1 апреля 1924 г. митрополит Минский Мелхиседек (Паевский) рукоположил его в сан священника к Павловичской церкви Бобруйского уезда. В 1926 г. епископ Бобруйский Филарет (Раменский) переместил его к Лошницкой церкви Борисовского уезда, а в 1927 г. – к Юрьевичской церкви Игуменского уезда.
В 1927 г. власти арестовали о. Евгения и приговорили к трем годам ссылки. В 1930 г. епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии, Сергий (Никольский) назначил о. Евгения в село Погромное Бузулукского района. Власти в это время любыми средствами стремились закрыть и разрушить храмы; о. Евгений лишь только начал служить, как храм был закрыт. Архиепископ Самарский Александр (Трапицын) назначил его в храм села Медведцкое того же района. 19 февраля 1931 г. скончалась его супруга, Антонина, и о. Евгений остался с двумя детьми – пятилетней дочерью и сыном, которому исполнилось год и одиннадцать месяцев. Священнику стала помогать в воспитании детей сестра его матери Мария Адамовна Жуковская.
В 1932 г. епископ Ржевский Никон (Пурлевский) направил о. Евгения в село Воскресенское Ржевского района. В том же году епископ Муромский Макарий (Звездов) назначил его к Успенской церкви города Мурома. Здесь он прослужил недолго – девять месяцев, но даже краткое его служение оставило самые теплые воспоминания в душах прихожан, которые при расставании вручили ему благодарственный адрес.
Местом его нового служения стал сначала храм в селе Завидове Оленинского района, а затем храм в селе Спас-Береза того же района. В это время епископом Ржевским, в чье викарианство входило село Спас-Береза, был преосвященный Палладий (Шерстенников). Епархия находилась в состоянии непрекращающейся войны с обновленцами, большая часть которых послушно выполняла волю ОГПУ – НКВД, неизменной поддержкой которого они тогда пользовались. Отпадение их от Церкви и нравственное разложение обновленческого духовенства отвращало от них прихожан и лишало их поддержки народа, что, в свою очередь, не позволило им захватить все храмы, а в некоторых районах даже вынудило отдать храмы православным.
Епископ Палладий назначил о. Евгения благочинным. В благочинии остро стоял вопрос о взаимоотношениях с обновленческим духовенством. Епископ Палладий имел по этому поводу четко сформулированное суждение, которое он записал в 1929 г. Владыка дал переписать это письмо о. Евгению, чтобы облегчить ему борьбу с обновленцами.
Летом 1937 г. власти под предлогом аварийного состояния храма потребовали его закрытия, утверждая, что священник не может собрать необходимых денежных средств и отремонтировать здание, – они знали, насколько разорены крестьяне государственными поборами и займами. Видя, что храму грозит закрытие, о. Евгений обратился к прихожанам, объясняя им, что если они сейчас не дадут денег на ремонт храма, то власти его закроют, и им негде будет молиться. В самый короткий срок необходимые средства были собраны, и храм удалось отстоять.
Несмотря на гонения и пристальное внимание к Церкви НКВД, о. Евгений вел активную миссионерскую деятельность среди крестьян. В храме у него был немало молодежи, и священник предполагал при новых выборах двадцатки привлечь молодых людей, которые могли бы содержать храм в порядке и вовремя ремонтировать, чтобы таким образом отвести от него угрозу закрытия.
На примере о. Евгения и подобных ему священников, которых было тогда почти двадцать пять тысяч, становилось ясно, что никакими хитростями и ухищрениями не сломить веры народа и не уничтожить Церковь, если не прибегнуть к тотальному уничтожению, к которому власти готовились почти двадцать лет.
Летом 1937 г. сотрудники районного отдела НКВД стали вызывать на допросы жителей села Спас-Береза и соседних, составлять протоколы, цель которых – доказать виновность священника. Вызывался на допросы и сам о. Евгений, но он категорически отвел все обвинения.
5 октября 1937 г. сотрудник Оленинского отдела НКВД составил обвинительное заключение на священника, где тот был признан виновным в контрреволюционной деятельности на основании показаний «дежурных свидетелей», хотя сам виновным себя не признал. Дело священника было передано на рассмотрение тройки НКВД.
Отец Евгений был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова 22 октября.
5 ноября состоялся последний допрос, на котором следователь намеревался письменно оформить показания священника относительно предъявленных ему обвинений, так как все другие допросы он не оформлял, надеясь сломить волю священника, уговорив сжалиться над детьми, остающимися без отца круглыми сиротами (дочери о. Евгения было тогда двенадцать лет, а сыну – восемь). Но о. Евгений не согласился на предложение следователя и виновным себя не признал.
Отцу Евгению было тогда всего тридцать восемь лет, оставались сиротами дети, но он более всего полагался на Бога, словно преподавая своей жизнью пример другим.
Через несколько дней после последнего допроса, 9 ноября, тройка НКВД постановила расстрелять священника. Священник Евгений Ивашко был расстрелян 11 ноября 1937 г.
Мц. Анастасия (Лебедева) (после 1937): Новомуч.
Сщмч. Леонид (Муравьев) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Леонид родился 18 апреля 1868 г. в селе Алешино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Владимира Ивановича Муравьева. Отец Владимир прослужил в Космодамианской церкви в селе Алешино сорок три года. В 1888 г. Леонид Владимирович окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать учителем. В 1896 г. он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви в селе Марьинка Бронницкого уезда, в которой прослужил сорок два года, до дня своего ареста.
В 1931 г. сотрудники НКВД решили арестовать и осудить о. Леонида, обвинив его в том, что он нанес вред колхозной собственности: в колхозе умерли поросята, а поскольку колхоз поместил их на скотный двор к священнику, в гибели животных обвинили его. Однако, несмотря на все показания нужных свидетелей, этого не удалось доказать, так как из показаний выходило, что в гибели животных виноваты сами колхозники и ветеринар. Тогда власти потребовали от священника исполнения твердого задания, то есть он должен был сдать определенное количество сельскохозяйственной продукции, чего он исполнить не смог, потому что у него ее не было. В 1932 г. суд поначалу приговорил о. Леонида к конфискации всего имущества, но впоследствии приговор был отменен.
Когда в конце 30-х годов ужесточились гонения на Русскую Православную Церковь, председатель сельсовета, составляя характеристику на священника, написал 16 марта 1938 г.: «Муравьев… среди населения ведет антисоветский разговор. Ходит по домам, крестит новорожденных в грязных бочках». А один из местных жителей написал заявление в НКВД, что о. Леонид крестит на дому в присутствии учащихся и это может плохо повлиять на их учение.
В марте 1938 г. следователь допросил дежурных свидетелей и местных начальников, которые стали говорить, будто о. Леонид занимался антисоветской агитацией и крестил местных жителей. К этому делу были приобщены протоколы допросов свидетелей за 1931 г., в которых священник обвинялся в гибели колхозной живности. 31 марта 1938 г. о. Леонид был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире. Виновным себя в антисоветской деятельности он не признал.
Отец Леонид не попал в волну массовых репрессий и три с половиной месяца просидел в заключении, ожидая приговора. 16 июля 1938 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения. Врач, освидетельствовавший его, назвал болезни, добавив в заключение, что священник здоров. Отец Леонид был отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области, но не долгим было его там пребывание. Священник Леонид Муравьев скончался в заключении 11 ноября 1941 г. и был погребен в безвестной могиле.
Мчч. Клавдий, Астерий, Неон и Феонилла Киликийские (285). Они были родственниками и пострадали при императоре Диоклетиане в III в. Их предала начальнику Киликии Лисию мачеха из-за тяжбы о наследстве, потому что ей не хотелось давать им никакой части из отцовского имения. После ужасных мучений первых троих распяли на кресте, а Феониллу засекли ремнями.
Мчч. Кирилл, Мина и Миней (249-259). [Сведений не найдено. Возможно, здесь поминается Кирилл, который во время тяжких мучений св. Анастасии Римлянины (см. выше) подал ей воду на ее просьбу, и она ответила ему: «Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: “кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей” (Мк. IX, 41)». Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу, и подумав, что он христианин (это была правда), приказал немедленно убить его мечом.]
Прп. Анна (Евфимиана) (826). Преподобная Анна подвизалась в одной из вифинийских обителей. Была дочерью диакона Влахернской церкви, была замужем и имела детей. Лишившись их всех, Анна оделась в мужское платье и поступила в монастырь. Память ее празднуется также 13 июня (см. о ней там же).
Прп. Аврамий, затворник Печерский (XII-XIII). Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прмч. Афанасий Мунтанский (1653). Пострадал от турок.
Прп. Феодосий Сийский (1687).
Прмч. Тимофей Есфигменский, Афонский (1820).
Мц. Мелитина.