3/16 октября
Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928).
Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI).
Трубчевской иконы Божией Матери (1765).
Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделался членом Ареопага. Когда св. апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там, в Ареопаге, пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа (ок. 54 г.), тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова св. апостола, запечатлевал их в своем сердце. Он стал наедине рассуждать с ап. Павлом (Деян. XVII, 15-34). Однажды ап. Павел увидел в городе одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». Он спросил Дионисия, кто этот «Неведомый Бог»? Дионисий ответил, Тот, Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время; это тот Бог, Который будет царствовать над небом и землей, и царству Его не будет конца. Услышав это, ап. Павел стал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия. Он сказал Дионисию, что Сей Бог уже пришел, и поведал ему об Иисусе Христе.
Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и ап. Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После этого он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа.
Когда ап. Павел уходил из Афин, один слепец, а котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял апостола даровать ему прозрение. Св. апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, обратился молитвенно к Господу Иисусу Христу, и слепец тут же прозрел. Ап. Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать ему, чтобы он, согласно данному обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.
Слепец сделал так; вместе с тем он проповедовал о Божием благодеянии. Увидев прозревшего слепца, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе со своею женою Даммарою, с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к ап. Павлу и крестился от него. После этого Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к ап. Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал апостол. Чему научился Дионисий от ап. Павла, о том свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах». Впоследствии Дионисий был поставлен ап. Павлом во епископа, и из Солуня отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей. Дионисий слышал проповедь и всех прочих апостолов, когда находился в их сонме в то время, когда они были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного ап. Петра. Там же Дионисий видел Иоанна Богослова с учениками ап. Павла свв. Тимофеем (память его 22 янв.) и Иерофеем (память его 4 окт.) и с иными многочисленными братьями.
После своего обращения ко Христу Дионисий прожил в Афинах довольно долго. Затем он, подобно свв. апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – ап. Павел. Поставив Афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял св. Климент, еп. Римский (92-101, память его 25 нояб.). Прожив с ним недолгое время, св. Дионисий был послан Климентом, вместе с еп. Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией, в Галлию (нынешняя Франция) для проповеди здесь слова Божия язычникам. Проповедуя в той стране, св. Дионисий многих обратил от идолослужения к вере в Господа, в городе Париже он построил церковь (в последствии здесь был знаменитый монастырь «Сен-Дени», усыпальница древних французских королей).
В эти времена началось вторичное, после Нерона, гонение на Церковь Христову, воздвигнутое Домицианом (81-96). Этот император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Были схвачены свв. Дионисий, Рустик и Елевферий. Св. Дионисий в это время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Он с товарищами своими был приведен в узах к полководцу Сисинию. На вопрос Сисиния – кого он почитает за Бога – св. Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы. Но воевода был глух как аспид и, не слушая, спрашивал всех троих, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы? Они же исповедали себя христианами и отказались от жертв.
Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой же все терпел, и благодарил Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и Самим Богом, в терпении прославляли Христа. На другой день св. Дионисия мучители клали на раскаленное железо, бросали на растерзание зверям, но не могли этим причинить ему вреда. По прошествии некоторого времени свв. Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и вновь предстали перед военачальником, который снова призвал их принести языческие жертвы идолам. Святые не повиновались и их всех усекли мечом.
По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взяв в руки свою главу, прошло с нею два поприща (около 23/4 версты) до того места, где христианами была устроена церковь. Отдав затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Христиане с честью похоронили тело святого мученика.
Св. Дионисий пострадал на 90-м году своей жизни. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего.
Свт. Агафангел (Преображенский) исп., митр. Ярославский (1928): Новомуч. Святой Агафангел родился 27 сентября 1854 г. в селе Могилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую Духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1881 г. преподавал в некоторых духовных училищах. В 1882 г. вступил в брак, но через год потерял супругу и новорожденного младенца. В 1885 г. принял монашеский постриг и сан иеромонаха. В 1889 г. принимает хиротонию во епископа Киренского. Управлял поочередно несколькими епархиями. В 1922 г. св. Патриарх Тихон, будучи в заточении, передал святому грамоту на право замещения до созыва Собора. За сопротивление обновленцам святитель подвергся аресту. В 1922 г. больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом в ссылку в Томскую губернию.
В своем завещании св. Патриарх Тихон называет его вторым кандидатом на должность местоблюстителя Патриаршего престола. Однако митр. Сергий (Страгородский), по-видимому, под давлением властей отказался отдать права их законному владельцу. После издания им «Декларации» 1927 г., владыка выступил с обращением, в котором вместе с частью архиереев отказывался от административного подчинения митр. Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом св. Патриарха Тихона 1920 года. Все эти переживания сильно подорвали здоровье владыки и 3/16 октября 1927 г. он почил. Погребли его лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском кладбище. Лицо его было как в первый день кончины: светлым, покойным, а от гроба веяло благоуханием.
Мчч. Петр и Павел (264-265).
Прп. Иоанн Хозевит, еп. Кесарийский (VI). Преподобный Иоанн был родом из города Фив, что в Египте. В монашество он был пострижен своим дедом и, по его совету, ходил по святым местам в Иерусалим. По возвращении он провел со старцем несколько дней, а затем удалился от него в одно тесное ущелье, где нашел небольшую пещеру и жил там, питаясь одними кореньями и травами. В тех местах жил великий постник по имени Анания. Однажды к нему привели сына одного человека, мучимого нечистым духом. Анания не принял его, но с великим смирением сказал, чтобы пошли внутрь страны и поискали бы там Иоанна Египтянина, которых может исцелить отрока. Когда они нашли Иоанна, тот сначала отказывался, но, после долгой мольбы, согласился изгнать нечистого духа и помолился Богу. По слову святого нечистый дух вышел из отрока, и он стал здоров. Затем св. Иоанн должен был, против воли, принять епископство в Кесарии, но, будучи не в силах принимать почести и желая проводить иноческую жизнь, оставил Кесарию и вновь удалился в пустыню, где и пробыл до конца своей жизни.
Прп. Иоанн получил прозвище Хозевита от лавры Хузивской, в которой он провел большую часть своего иноческого жития. Эта лавра находилась в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном.
Бог прославил святого подвижника Своего славными чудесами. Св. Иоанн изгонял из многих людей бесов, исцелял от лютых болезней, изводил молитвою водные источники, сводил с неба дождь и много других чудес совершил силою Божией, и в глубокой старости с миром предал Богу святую душу свою.
Память его празднуется также 28 октября.
Блж. Исихий Хоривит, безмолвник (VI). Святой Исихий сначала совершенно пренебрегал спасением души. Но вот он заболел, и во время болезни раскаялся. Тогда он упросил всех окружающих оставить его и пробыл в затворе двенадцать лет, в полном безмолвии, питаясь только хлебом и водою, все время проводя в молитве и слезах.
Когда настало время его кончины, то братия обители вошли, сломав двери, и как не заговаривали с Исихием, слышали от него одно: «Простите! Кто хранит в душе память о смерти, тот не станет грешить».
Братия дивилась произошедшей с ним, по благодати Божией, перемене и, по смерти его, с честью погребли тело его. По прошествии некоторого времени, они стали искать св. его мощи, и не нашли. Через это Господь показал всем силу истинного покаяния для желающих исправиться, хотя бы и после долгого небрежения о спасении.
Прп. Дионисий, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XV). Прп. Дионисий, по прозванию Щепа, подвизался в Киево-Печерской обители в священном сане. В 1453 г. на Пасху он вошел в пещеру прп. Антония, чтобы покадить тела усопших, и сказал: «Святые отцы и братья! Сегодня есть великий день! Христос Воскресе!»
И отвечал ему от всех святых тел голос, как гром: «Воистину Воскресе!» С того дня прп. Дионисий затворился в пещере, где после многих трудов отошел ко Господу.
Мч. Феоген.
Мц. Феодосия.
Трубчевская икона Божией Матери (1765).