22 октября / 4 ноября
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроков иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408-450). Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937); сщмчч. Николая, Николая пресвитеров и прмчч. Григория (1937).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II-III).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Об этой иконе см. в день ее празднования 8 июля.
В 1611 г., зимой, св. чудотворная икона была отправлена обратно из Москвы в Казань, но на пути туда ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский. Пресвятая Богородица явила свою милость – взяла под Свой Покров верных сынов Отечества, и с Ее помощью Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с кн. Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий.
Решившись на последнюю попытку освободить дорогое Отечество от врагов, но, не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвой к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об Отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков в занятом ими Московском Кремле больному архиеп. Елассонскому Арсению явился во сне прп. Сергий Радонежский и объявил, что по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении Своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостной вестью русские воины призвали на помощь Царицу Небесную, мужественно приступили к Москве и 22 октября 1612 г. освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.
В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его митрополита, в последствии Патриарха, Филарета установлено Церковью ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.
Равноап. Аверкий, еп. Иерапольский, чудотворец (ок. 167). Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский прославился в II веке во Фригии. Город Иерополь населяли в то время, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святой пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову. Он умер, достигнув мастистой старости, 72 лет от роду, в городе Иераполе.
Семь отроков иже во Ефесе: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Константин (Ексакустодиан) и Иоанн (ок. 250; 408-450). О семи отроках (†250) сказано под 4 августа.
Сщмчч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский, и с ним Владимир (Соболев), Александр (Лебедев), Василий (Богоявленский), Александр (Андреев) пресвитеры и прмчч. Герман (Полянский) и Мина (Шелаев) (1937): Новомуч.
Священномученик Серафим родился в 1881 г. в Миргороде Полтавской губернии. Окончил Полтавскую Духовную семинарию и получил место учителя Уналашкинской школы на Аляске. В 1905 г. в Ситке был пострижен в монашество и рукоположен. В 1907-1908 годах преподавал в Ситкинской Духовной семинарии. Был сподвижником св. Тихона, будущего Патриарха. В 1909 г. вернулся в Россию, в 1920 г. хиротонисан во епископа Угличского. Владыка входил в так называемый «Параллельный Синод». Это было, так называемое, предсоборное совещание, главная цель которого – подготовка тайного Поместного Собора. После освобождения из тюрьмы, в которой он провел 2 года, был возведен в сан архиепископа.
В 1926 г. вступил в должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Через год передал управление Церковью освобожденному из заключения митрополиту Сергию (Страгородскому). После выхода его «Деклации» святитель примкнул к «Ярославской оппозиции». В 1928 г. митр. Сергием был лишен кафедры и запрещен в служении. Вскоре последовал его арест и заключение на Соловки. Таская кирпичи, владыка упал с лесов и переломал себе ребра и стал инвалидом. В марте 1932 г. он был освобожден из лагеря и сослан на три года в Северный край. В мае 1934 г. святитель снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании «новой контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорен к пяти годам лагерей. Расстрелян в лагере вместе со священномучениками архимандритом Миной (Шелаевым), священниками Борисом Ивановичем Полянским, Владимиром Евгеньевичем Соболевым, Александром Капитоновичем Лебедевым, Александром Александровичем Андреевым.
Владимир Евгеньевич Соболев родился в 1874 году в селе Дитятево Вологодского уезда Вологодской губернии в семье священника. Окончил Духовную семинарию. 11 августа 1935 года был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации», приговорен Северным краевым народным судом к 10 годам ИТЛ.
В 1937 году о. Владимир был арестован в Сусловском отделении Сиблага вместе со священномучеником архиепископом Серафимом (Самойловичем), преподобномучениками архимандритом Миной (Шелаевым) и Германом (Полянским), священномучениками Александром Лебедевым, Василием Богоявленским, Александром Андреевым. Арестованных обвинили в участии в «контрреволюционной группе», проводившей «антисоветскую агитацию». Священник Владимир Соболев виновным себя не признал. Расстрелян 4 ноября 1937 года по приговору тройки НКВД от 28 октября. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Василий Афиногенович Богоявленский родился в 1879 году в селе Красная Мета Новгородской губернии. Из семьи священника. После окончания Духовной семинарии был рукоположен во иерея, служил в Новгородской епархии. Арестован 30 декабря 1934 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 10-12 июня 1935 года выездной сессией специальной коллегии Ленинградского областного суда приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Сусловский пункт Сибирского ИТЛ (Новосибирская область).
В сентябре 1937 года о. Василий был арестован в лагере вместе с архиепископом священномучеником Серафимом (Самойловичем) и группой духовенства, обвинен в том, что «состоял в контрреволюционной группе, возглавляемой з/к Самойловичем». Отец Василий виновным себя не признал. Расстрелян 4 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД по Новосибирской области от 28 октября 1937 года. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Сщмчч. Николай (Богословский), Николай (Ушаков) пресвитеры и прмчч. Григорий (Воробьев) (1937): Новомуч.
(Сщмч. Николай (Богословский)).
Мчч. Александр еп., Ираклий воин и жены Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские (II-III). Святой Александр многих обратил и крестил в веру Христову. Он был взят игемоном и, понуждаемый принести жертву идолам, претерпел много мучений, но не повиновался. Видя его терпение, воин Ираклий уверовал во Христа и, после жестоких мучений, был усечен мечом. Святой же Александр благодатью Божией был внезапно исцелен от ран. После того он обратил ко Христу четырех женщин: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию, которые также предстали перед игемоном и за обличение суетности идолов были усечены мечом. После всех скончался от усечения же мечом и святой Александр и предал свою святую и блаженную душу Господу.
Прп. Лот Египетский (V). Подвизался в Египте в IV веке.
Прпп. Феодор (1409) и Павел (XV) Ростовские. В середине XV в. в глухом лесу, в 8 верстах от Ростова, поселился в шалаше никому не известный инок Феодор. Он повесил на дереве у проезжей дороги кузов, и прохожие, догадываясь, что неподалеку живет пустынник, клали в него хлеб и милостыню, а пустынник делился всем этим с нищими.
Вскоре к нему присоединился инок Павел. В 1363 г. город Ростов посетил прп. Сергий Радонежский (память его 25 сент.). Узнав об этом, пустынники пришли в город просить разрешения воздвигнуть церковь, а преподобного они просили избрать и благословить для нее место. Прп. Сергий благословил церкви быть во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба и предсказал новому монастырю славную будущность.
Когда отшельники очищали для нее место, явились два светлых воина и сказали: «Трудитесь на сем месте, Бог и Пречистая Богородица не оставит места сего, и мы будем на сем месте в помощь тем, кто будет после вас устраивать место сие!» Отшельники вопросили: «Кто вы, господа наши?» Но воины стали невидимы, и только слышался голос, назвавший их Романом и Давидом (христианские имена Бориса и Глеба).
Первым игуменом был прп. Феодор, но в старости он передал монастырь прп. Павлу, а сам основал в Белоезерском краю, на берегу реки Ковжи, Свято-Николаевскую обитель.
22 октября 1409 г. он скончался в Борисоглебском монастыре. Прп. Павел также скончался в глубокой старости. Святые покровители обители не оставляли ее.
В Смутное время Борисоглебский монастырь прославил прп. Иринарх (память его 13 янв.).
Память их празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
Прп. Руф. Скончался мирно.
Мч. Захария. Был утоплен в море.
Мц. Анфуса и родители ее.
Чудотворные иконы Божией Матери:
Андрониковская (1281-1332). Сведения об этой иконе приведены под 1 мая.
Якобштадтская (XVII). Сведения об этой иконе приведены под 8 июля.