Краткие жития святых, православные праздники и события

20 октября / 2 ноября

 

Вмч. Артемия (362). Сщмч. Николай (Любомудров) пресвитер (1918);

Сщмчч. Германа, еп. Алатырского, Зосимы, Иоанна, Иоанна, Иоанна, Николая, Леонида, Иоанна и Александра пресвитеров, Михаила и Петра диаконов и мч. Павла (1937).

Прав. отрока Артемия Веркольского (1545).

 

Великомученик Артемий Вмч. Артемий Антиохийский (362). Святой Артемий был выдающимся военачальником в правление святого равноапостольного царя Константина Великого и его сына Констанция. За доблестную службу и отвагу император поставил его наместником Египта, где святой много сделал для укрепления христианства.

В правление императора Юлиана Отступника, пытавшегося возвратить язычество и боровшегося с христианством, святой Артемий обличил нечестивого царя и был подвергнут в 362 году в городе Антиохии жестоким пыткам: он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря на то, что св. Артемий оставался в этой пытке несколько суток, он «паче естества» остался жив и ходил. Он предрек императору, что вскоре тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное христианам. Не сломив воли святого, Юлиан Отступник повелел его обезглавить.

Пророчество великомученика Артемия вскоре сбылось: во время сражения с персами Юлиан Отступник был смертельно ранен. После его гибели мощи св. Артемия с почестями перенесли в Константинополь.

В Прологе в числе чудес св. Артемия рассказывается об исцелении им отекших внутренностей. Большая часть его чудесных исцелений – помощь страдающим желудочными заболеваниями.

 

Сщмч. Николай (Любомудров) пресвитер (1918): Новомуч.

Сщмч. Герман (Коккель), еп. Алатырский (1937): Новомуч. Священномученик Герман (в миру Кокель (Коккель) Григорий Афанасьевич) родился 23 ноября 1883 года в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашии) в семье крестьян-чувашей.

Брат известного чувашского художника Алексея Кокеля, ученика И.Е. Репина. Рано лишился родителей, учился в земской школе. В 1895-1898 годах работал учителем в церковноприходской школе села Батырева Буинского уезда (без диплома об образовании). В 1898-1900 годах служил писцом в имении Удельного ведомства. 12 марта 1901 года принят послушником в Симбирский архиерейский дом. 4 октября 1901 года сдал экзамен на звание псаломщика. 21 апреля 1903 года назначен псаломщиком в село Шерауты. 2 августа перемещен в село Батырево. 16 декабря 1903 года сдал экстерном экзамен на учителя чувашского инородческого училища в Казанской учительской семинарии. 26 января 1905 года посвящен в стихарь.

9 октября 1907 года поступил на Казанские миссионерские курсы, по окончании которых 26 июля 1909 года рукоположен во иерея. Служил в чувашских селах на юго-западе Буинского уезда, одновременно исполняя обязанности миссионера. Вел активную просветительскую деятельность среди чувашей, подверженных влиянию ислама и языческим суевериям. Переводил и издавал православные книги. Опубликовал в Симбирске на чувашском языке брошюры «Поучение для новокрещеных» и «Толкование на Катехизис» (без указания авторства и года издания). Открыл в селе Сюрбееве чувашскую школу псаломщиков. Имеются данные, что в конце 1917 года был арестован, освобожден по ходатайству крестьян. С 1921 года учился в Богословском институте в Петрограде, который окончил в 1924 году.

Осенью 1924 года выдвинут как кандидат в епископы группой чувашских священнослужителей (священники Василий Краснов, Николай Максимов, Иаков Турхан, диакон Евграф Павлов и др.). Они выступали за самостоятельную организацию чувашских приходов в связи с захватом церковной власти в Чувашии обновленцами. По прошению духовенства и мирян Патриарх Московский и всея России св. Тихон 9 декабря 1924 года возглавил хиротонию Германа (Кокеля), после пострижения в мантию, во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Ему было дано благословение на управление чувашскими приходами, входившими до образования Чувашской автономной области в состав как Симбирской, так и Казанской губерний.

17 декабря епископ Герман прибыл в поселок Ибреси. Он последовательно посещал все приходы, увещевая священников вернуться в Патриаршую Церковь. В течение нескольких месяцев бо́льшая часть православных Чувашии отошла от обновленцев. Обновленческий «архиепископ Чебоксарский» Тимофей (Зайков) написал донос на епископа Германа в ГПУ, в котором призвал принять решительные меры против его «контрреволюционной деятельности».

С весны 1925 года епископ находился под следствием по обвинению в «распространении провокационных слухов и присвоении административных прав религиозных общин». Ему было запрещено покидать Ибреси и принимать какое­-либо участие в делах приходов. 27 августа с разрешения ГПУ Чувашской АССР епископ Герман переехал в переданный Чувашии из Ульяновской губернии город Алатырь, но 28 августа был арестован представителем ГПУ Ульяновской губернии и отправлен в Ульяновск. В ноябре 1925 года переведен в тюрьму город Чебоксары, освобожден 30 ноября под подписку о невыезде. Проживал в Алатыре. После перехода епископа Виссариона (Зорнина) в григорианский раскол Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) поручил епископу Герману (Кокелю) управление Ульяновской епархией. Епископ Герман подвергался преследованию и физическим нападениям со стороны григориан. 4 июня 1926 года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам высылки за пределы Чувашской АССР. В дальнейшем получал назначения на служение в местах ссылки: епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии (1926-1927), епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1927-1928). В 1928 году выслан в Сибирь, назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии, временно управлял Томской епархией. В ноябре 1930 года переехал в Омск, управлял Омской епархией. С июля 1931 года епископ Никольск-Уссурийский, временно управлял Владивостокской и Хабаровской епархиями. С сентября 1931 года епископ Барнаульский, одновременно управлял Бийской епархией. 1 апреля 1932 года арестован в Бийске по обвинению в «антисоветских высказываниях» во время проповедей, освобожден 27 июля.

2 октября 1932 года назначен на Благовещенскую кафедру. Арестован 11 февраля 1933 года в Хабаровске, доставлен в Барнаул, затем переведен в Новосибирск. Проходил по следствию как один из руководителей «контрреволюционной церковно-монархической организации» на Алтае. 31 декабря по постановлению Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам ИТЛ. В январе 1934 года направлен в Бамлаг (близ города Свободный), работал счетоводом. В лагере не скрывал веры в Бога, молился, постился, обсуждал с близкими ему по духу соузниками-священниками духовные и церковные вопросы. За епископом Германом была установлена слежка, прикреплен осведомитель. На основании доносов о «контрреволюционной агитации» 17 октября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2 ноября 1937 года. Имя епископа Германа (Кокеля) внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Сщмчч. Зосима (Пепенин), Иоанн (Талызин), Иоанн (Речкин), Иоанн (Ганчев), Николай (Фигуров), Леонид (Никольский), Иоанн (Родионов) и Александр (Орлов) пресвитеры, Михаил (Исаев) и Петр (Кравец) диаконы и мч. Павел (Бочаров) (1937): Новомуч.

 (Сщмч. Иоанн Ганчев).

 

Прп. Матрона Хиосская (1462). Подвизалась на острове Хиосе.

Артемий Веркольский Прав. отрок Артемий Веркольский (1545). Св. прав. Артемий был сыном крестьян села Веркола Архангельской области – Космы и Аполлинарии. Они воспитывали его в благочестии и страхе Божием. С пяти лет он перестал играть, стал помогать, по своим силам, родителям в работе и полюбил молитву.

25 июня 1545 г. он, уже тринадцатилетним отроком, поехал с отцом в поле. Вдруг налетела страшная буря и гроза с громом, и ударом молнии Артемий был убит. Но крестьяне отказались его хоронить как умершего внезапной смертью, и положили в лесу, накрыв хворостом и окружив изгородью.

В 1577 г. над этим местом увидели таинственный свет. Тогда взяли тело святого отрока и положили его на церковной паперти, прикрыв берестой. В это время была повальная лихорадка, и один мальчик умирал. Отец его привесил к его кресту кусочек этой бересты, и мальчик исцелился. А когда крестьяне стали петь молебны и творить память по св. отроке Артемии, то прекратилась и лихорадка.

Было множество и других чудес. Тогда митрополит Новгородский Киприан приказал освидетельствовать (в 1619 г.) мощи новоявленного угодника Божия, положить их в созданном на месте их обретения монастыре и составить ему службу.

Память его празднуется также 23 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прп. Герасим Афонский (1579). Подвизался на Афоне и в Иерусалиме. Имел дар чудотворения, скончался в 1579 г.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz