1/14 октября
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Ап. от 70-ти Анании (I). Прп. Романа Сладкопевца (ок. 556). Прп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Сщмч. Алексия пресвитера (1918); сщмч. Михаила пресвитера (1920); сщмч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937); прмч. Феодора (1940).
Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780-790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.).
Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник установлен в XII в. Русской Церковью. Им знаменуется чудесное видение св. Андрею Константинопольскому (память его 2 окт.) во Влахернском храме в Константинополе. Оно описано в его житии следующим образом: после длительного моления на всенощной св. Андрей и его ученик Епифаний остались молиться в опустевшей церкви. Около 4-х часов утра явилась в куполе Богоматерь, окруженная ангелами и святыми, сняла свой мафорий (покров) и благословляющее простерла его над церковью. Св. Андрей указал на видение Епифанию, и он тоже увидел Владычицу.
Св. Андрей жил в X в., в дни царствования византийского императора Льва Мудрого (886-911). Родом славянин, он был по тому времени высокообразованным человеком и оставил ряд «Собеседований» со своими учениками. Но избрал себе самый трудный подвиг святости – Христа ради юродивого. Эти блаженные юродивые чтились народом и известны в истории как безбоязненно говорившие правду самым грозным правителям. Знаменитый собор Василия Блаженного построен на могиле такого же юродивого во времена царя Ивана Грозного. Интересно отметить, что собор его имени посвящен Покрову Богоматери, т.е. видению св. Андрея, и этим как бы объединяет св. Андрея Константинопольского, юродивого, с московским Василием Блаженным, а Влахернский храм, в котором явилась Богоматерь, – с Покровским собором в Москве.
Ап. от 70 Анания (I). Святой ап. Анания, один из семидесяти, был епископом в городе Дамаске. Он известен тем, что совершил крещение над ап. Павлом. Однажды ему явился в видении Господь и сказал ему: «Встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме тарсянина, по имени Савла; он теперь молится».
Анания отказывался от сего, зная, сколько зла причинил Савл иерусалимским христианам, и что он пришел в Дамаск с намерением заключить в узы всех, исповедующих имя Господа Иисуса Христа. Господь же увещал Ананию: «Иди, ибо Савл избран Мною, чтобы возвещать Имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Имя Мое».
Следуя Божественному повелению, Анания пошел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: «Брат, Савл! Господь Иисус, явившийся тебе в пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!»
Савл тотчас прозрел, и Анания крестил его. Спустя некоторое время, когда иудеи согласились между собою умертвить Павла за то, что он из гонителя стал проповедником Имени Христова, Анания, вместе с прочими учениками Христовыми, спустил его по городской стене в корзине (Деян. IX, 10-25). Сам же Анания, входя в иудейские сонмища, смело проповедовал имя Господне. И не только иудеям, но и язычникам, благовествовал он веру Христову. Из Дамаска он пошел в Елевферополь и там, указывая народу путь к спасению и исцеляя больных, обратил многих к вере во Христа.
В те дни в Елевферополе правил Лукиан, покланявшийся твари, а не Творцу. Диавол возбудил его против христиан и внушил ему разослать по всей своей области указ о предании смертным мучениям христиан, отступников же от веры Христовой он обещал удостаивать даров и почестей.
Идолопоклонники схватили св. Ананию и привели к правителю Лукиану, который различными средствами стал принуждать его к принесению жертвы идолам. Но Анания отверг его предложения. Тогда правитель стал угрожать ему, но тот, как непоколебимый столп, был тверд в исповедании Христа. Правитель повелел положить его на землю и бить. Но, видя непреклонность святого, стали терзать его тело железными когтями и жечь свечами его раны. Но святой претерпевал мучения и молился.
В ярости мучитель повелел народу взять св. Ананию, вывести его из города и побить камнями. Беззаконные слуги мучителя вывели его на место казни и побили камнями, как нового Стефана (первомученика, память его 27 дек.). Он же громко воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Предаю в руки Твои дух мой!»
Так он скончался, после всех мучений, и перешел в небесные обители. Тело его было перенесено христианами в Дамаск, где его и похоронили. [Впоследствии мощи св. ап. Анании были перенесены в Константинополь, где покоились еще в начале XIII в.]
Прп. Роман Сладкопевец (ок. 556). Святой Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем в одной из церквей города Берита (ныне Бейрут), а потом, в царствование императора Анастасия (491-518), удалился в Константинополь и служил при Кировой церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. Затем он был поставлен пономарем к храму Святой Софии. Св. Роман не знал грамоты, но был искусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников. Разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего. За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий (490-496) и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходить свое послушание, давал ему равную часть с клириками (чтецами и певцами).
Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды, в Навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел царь, клирики схватили Романа, потащили на амвон, говоря, что раз ты получаешь равную с нами часть, то пой, как и мы.
Претерпев такое унижение от клириков при царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц перед иконой Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. И вот дома во сне явилась ему Пресвятая Богородица, держа в руке небольшой книжный свиток, и сказала Роману тихим голосом: «Открой уста!»
Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее – своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний (Лк. XXIV, 27). Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет.
Наступил час всенощного бдения, и св. Роман, радуясь дарованной ему благодати, пошел в церковь. Когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, св. Роман взошел на амвон и воспел сладким голосом свой кондак, который сложил он в уме своем: «Дева днесь…».
Все, видевшие и слышавшие это, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же он окончил свою песнь, патриарх спросил, откуда у него такая премудрость. Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать. Патриарх тотчас поставил его диаконом, и из уст его премудрость потекла как река. Он составил множество кондаков на праздники Господские и Богородичные и на память многих святых, так что их насчитывалось у него более тысячи. И был он всеми любим и почитаем. Проведя жизнь свою Богоугодно и праведно, он переселился в вечные обители.
Прп. Савва Вишерский, Новгородский (1461). Прп. Савва (Бороздин), сын кашинского боярина, с ранней юности подвизался в разных тверских монастырях. Последним убежищем его был так называемый Саввин монастырь в 20 верстах от Твери, где братия избрала его игуменом (1397). Тогда преподобный ушел надолго на Афон. Впечатление от Святой горы осталось неизгладимым в его душе. Вернувшись в Россию под видом бедного странника, он поселился на берегу реки Сосницы, в Новгородских пределах, в глухом дремучем лесу. Он водрузил крест, поставил шалаш и начал подвизаться.
О пришельце узнали в Новгороде, и архиепископ решил разведать, что он за человек. Он послал к нему доверенное лицо спросить его, как он смел без его благословения поселиться в Новгородской земле. Преподобный ответил так: «Нам подобает особенно внимать себе и охранять себя на том пути, по которому мы пошли. Мы живем не тебя, пастыря, избегая, а удаляясь от мира. Молитв же твоих и благословения мы всегда желаем, чтобы они всегда пребывали с нами». Архиепископ понял его высокое духовное устроение и пожелал видеть его. Преподобный встретил его далеко от своего жилища, но скрыл свое имя, и они пошли вместе. Однако же беседа его привлекла внимание архипастыря, а у входа в свою келью святой старец открыл ему, кто он. И они беседовали еще несколько часов. С тех пор святитель стал чтить его и помогать ему.
Однажды, когда преподобный строил свою келью, подошли разбойники. Прозорливый старец попросил их помочь ему поднять бревно, причем взялся за толстый конец, а им дал тонкий. Но они никак не могли поднять свой конец, а он легко поднял все дерево. Разбойники поспешили уйти.
Среди братии соседнего монастыря нашлись монахи, которые не желали, чтобы он жил близ них. Тогда, чтобы не было у них из-за него смуты, прп. Савва ушел на реку Вишеру, где с разрешения властей основал монастырь во имя Вознесения Господня, а сам усилил подвиги.
Устроив монастырь, Савва взошел на столп. По субботам он его оставлял, причащался Святых Таин, а в воскресенье после литургии трапезовал с братией, поучал ее и снова возвращался на столп.
Перед смертью прп. Савва обитель свою поручил старейшим и любимым ученикам, Ефрему Перекомскому (память его 16 мая) и Андрею, о котором известно, что от поста и бдения у него остались только кожа да кости. Предсмертное поучение свое братии прп. Савва окончил словами: «В чем меня видели подвизающемся, то и сами творите». Скончался прп. Савва 1 октября 1460 г. и был погребен между церковью и столпом. Впоследствии обитель сгорела, сгорел и столп, но гроб преподобного уцелел.
Вскоре прп. Савва явился брату Захарии, готовящемуся к постригу, благословил его и сказал несколько назидательных слов. А после исцеления игумена Геласия (1464) была по благословению архиеп. Ионы – автора его жития – написана его икона и составлена служба. К лику святых, под именем Новгородского чудотворца, прп. Савва был причислен в 1549 г. Святые мощи его почивали до нашего времени в монастырской Вознесенской церкви.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.
Сщмч. Алексий (Ставровский) пресвитер (1918): Новомуч. Сразу после расстрела протоиерея Иоанна Восторгова (память его 23 августа) в Петербурге оплакивали другого мастистого пастыря – протоиерея Алексия Ставровского, почти 90-летнего старца. После убийства Урицкого он был арестован как заложник. Из Петербурга его вместе с другими привели в Кронштадт, а там арестованных вывели на плац, выстроили и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Урицкого, а остальных отпустят!» Рядом со старцем стоял совсем юный священник, на которого выпал страшный жребий. Тогда отец Алексий сказал ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить, в жизни я получил все, что было можно. Жена моя старуха, дети мои все на ногах. Иди себе с Богом, а я стану на твое место!» Он был расстрелян, а останки его брошены в воды Финского залива. Спасенного священника скоро снова задержали и убили.
Сщмч. Михаил (Вологодский) пресвитер (1920): Новомуч.
Сщмч. Александр (Агафонников) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 3 декабря 1881 г. в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафонникова. По окончании в 1905 г. 5-го класса Вятской Духовной семинарии Александр Владимирович поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу.
18 июня 1904 года он был рукоположен во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии, а 29 октября 1906 года – во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда и назначен преподавателем Закона Божия в Тойкинском земском училище. В 1911 г. отец Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году – депутатом на окружной училищный съезд.
В 1914 г. о. Александр был переведен в храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. В 1915-1917 гг. о. Александр избирался депутатом на епархиальные съезды, а в 1917 г. был избран благочинным 1-го округа Орловского уезда. С 1917 г. о. Александр стал служить в городе Вятке, а с 1919 г. – в Спасо-Троицком соборе в городе Котельничи и вскоре был назначен благочинным. На состоявшемся в 1923 г. благочинническом собрании было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельничах отдельного викарианства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре в Москве.
В начале 1924 г. иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. По приезде в Котельничи епископ Флавиан был вызван в уездный исполнительный комитет, где у него спросили, собирается ли он создавать при себе епархиальное управление, на что он ответил отрицательно. В этот период о. Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викарианством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал о. Александру, что попал в чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ о. Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.
В это время в Котельничах развязалась борьба обновленцев с православными; обновленцы были активно поддержаны советской властью, и ОГПУ стало собирать сведения обо всех наиболее непримиримых противниках обновленцев. В конце 1926 г. сотрудники ОГПУ составили свое заключение о деятельности о. Александра Агафонникова, о котором писали, что он, «будучи благочинным, в 1925 г. сгруппировал вокруг себя реакционный элемент из духовенства города Котельничи и монашек и повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда “старого православия” для более усиленной борьбы с так называемой группой обновленческого духовенства.… Будучи реакционно-настроенным против советской власти, Агафонников в церкви устраивал посвященные “страдальцам за веру” молебны… тем самым натравливал на существующий государственный строй…».
Отец Александр был арестован в сочельник Рождества Христова – 6 января 1927 г. 20 января следователь зачитал ему постановление о предъявлении обвинения. 25 января священник был допрошен.
20 марта 1927 г. уполномоченный секретного отделения 6-го отдела ОГПУ Казанский, составляя окончательное заключение по делу священника Александра Агафонникова, охарактеризовал его как «наиболее активного антисоветского церковного деятеля города Котельничи, агитировавшего во время Кронштадтского мятежа среди церковников “о конце власти”, создателя и руководителя реакционных мирянских объединений, организатора помощи высланному за антисоветскую деятельность епископату».
27 марта 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по одному делу митрополита Кирилла (Смирнова) и священника Александра Агафонникова к трем годам ссылки в Сибирь. По окончании срока ссылки о. Алексанру было запрещено жить в ряде крупных городов, в которые, однако, не входила Вятка, куда он и приехал и где жил под надзором ОГПУ три года.
Когда срок надзора окончился, и о. Александр мог ехать куда пожелает, он принял предложение своего брата, протоиерея Николая, переехать в Московскую область и был назначен в Ильинскую церковь в селе Лемешево Подольского уезда.
14 сентября 1937 г. о. Александр был арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и на следующий день допрошен. На убеждения следователя признать себя виновным он ответил отказом. В тот же день были допрошены лжесвидетели.
Они дали показания о якобы слышанных ими высказываниях священника враждебных взглядов на советскую власть, о плохой жизни при советской власти.
После этих «показаний» следователь снова допросил о. Александра.
Виновным себя в предъявленных обвинениях священник не признал.
10 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Агафонников был расстрелян 14 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Георгий (Архангельский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Георгий родился в 1872 г. в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Федора Архангельского. После окончания духовного училища он поступил в семинарию, проучился в ней один год, а затем стал служить псаломщиком в храме.
В 1908 г. Георгий Федорович был рукоположен в сан диакона, а в 1917-м – в сан священника; служил до самого ареста в храмах Наро-Фоминского района. В 1935 г. он служил в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево; незадолго до своего ареста он был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Руднево. Вокруг этого храма собралась небольшая община монахинь из закрытой Зосимовой пустыни. Монахини помогали о. Георгию в храме, а также пели на клиросе.
В 1937 г. председатель сельсовета в Рудневе, по требованию начальника Наро-Фоминского отдела НКВД, составил об о. Георгии справку, где написал, что священник Георгий Архангельский объединил монахинь закрытого монастыря Зосимова пустынь и является их руководителем. Все монахини, проживающие в окрестных селах, каждый воскресный день посещают церковь, а также бывают на квартире священника. Пение монахинь в церкви отвлекает верующих от колхозной работы; политика Архангельского заключается в том, чтобы привлечь как можно больше верующих в храм.
4 сентября 1937 г. о. Георгий был арестован и заключен в Наро-Фоминскую тюрьму, где его жестоко избивали, принуждая к тому, чтобы он оговорил себя. Были вызваны лжесвидетели, священник и псаломщик, которые подписали показания, нужные следователям.
Обвинение в контрреволюционной деятельности в свой адрес священник отверг.
На этом следствие было завершено, и священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу. Священник Георгий Архангельский был расстрелян 14 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Николай (Кулигин) пресвитер (1937): Новомуч.
Мч. Иоанн (Артемов) (1937): Новомуч. Мученик Иоанн родился 25 марта 1887 г. в селе Санино Покровского уезда Владимирской губернии в семье сельского плотника Ивана Андреевича Артемова. Получив техническое образование, Иван Иванович многие годы работал строителем, специалистом по сметам. Переехав на работу в Москву, он продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека.
В 1935 г. местные власти в селе Санино сделали попытку закрыть храм, по причине того, что старая церковная двадцатка распалась, но это тут же было опротестовано верующими, была собрана новая двадцатка, куда вошел Иоанн Артемов. Члены двадцатки отправили жалобу в Областной исполнительный комитет, и тот, рассмотрев ее, нашел все просьбы верующих законными и отписал в местный исполнительный комитет, чтобы немедленно открыли церковь, зарегистрировали священника и не чинили препятствий.
Храм в селе был открыт, но поскольку община попала в трудное материальное положение, – так как ей пришлось платить налоги, несмотря на то, что службы в храме не совершались, – то Ивана Ивановича просили оказать помощь храму и собрать у православных знакомых в Москве какие-нибудь средства, что было с успехом им выполнено. Впоследствии это было поставлено ему в вину.
В Москве в квартире Ивана Ивановича зачастую жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие, а также и в его доме в селе жил священник. На это обратили внимание сотрудники НКВД, которые скоро выяснили, что он ведет среди строительных рабочих религиозные беседы, а также собирает деньги для храма. Это было по тем временам вполне достаточно для ареста, и 22 августа 1937 г. Иван Иванович был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
В начале сентября следователь, чтобы собрать материал, допросил его соседей по квартире, а после этого допросил и самого обвиняемого. На прозвучавшие обвинения Иван Иванович ответил: «Против советской власти я ничего не говорил и виновным себя не признаю».
7 октября тройка НКВД приговорила Ивана Ивановича к расстрелу. Иоанн Артемов был расстрелян 14 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прмч. Феодор (Абросимов) (1940): Новомуч. Преподобномученик Феодор (†2.08.1940) с 16 лет угождал Богу в обители прп. Трифона, был арестован фактически за верность монастырю, в котором нес послушание. В 1940 году Феодор твёрдо и мужественно держался на допросах; умер в лагере.
Память ему празднуется также 15/28 декабря вместе с Собором Кольских святых.
Мч. Домнин Солунский (IV). Св. Домнин был родом из Солуня. Когда царь Максимиан (305-311) строил себе дворец в Солуни, св. Домнин был схвачен как христианин и приведен к царю на суд. Тот потребовал от святого принести жертву богам, угрожая в противном случае смертью. Так как святой не повиновался, то царь приказал терзать тело его; а потом, видя в терпении святого порицание и укор себе, велел вывести его за город и отсечь ему ноги по колена. С отсеченными ногами святой мученик прожил в страданиях семь дней, не вкушая пищи, а потом, вознося благодарение Богу, Коего он так возлюбил, предал Ему свою блаженную душу.
Мчч. Приск, Крискент, Евагрий, Денеготия, Фавстин, Марциал, Ианнуарий, Александр, Евпроб, Дигна, Готия, Сатурница, Вера, Каст, Прим, Донат, Пассик, Проп (Преп) и другая Дигна (320).
Блгвв. равноап. царь Мариан (342) и царица Нана (IV), Иверские, и свв. Сидония и Авиафара (IV).
Прмч. Михаил, игумен Зовийский, и с ним 36 прмчч. (780-790). Преподобный Михаил вместе с другими иноками подвизался, в царствование Константина (VI Порфиродного – 780-797) и Ирины в монастыре, называемом Зовия близ Севастии. Агарянский эмир Алим напал на ту страну и захватил их. Укрепляемые силою Христовой, преподобные отцы не склонились на увещания неверных отречься от Христа. Став посреди иноков, прп. игумен Михаил возвысил голос, убеждая их умереть за Христа. Сначала они, преклонив главы, были усечены мечом, а затем и прп. Михаил.
Прп. Иоанн Кукузель (XII) и Григорий доместик (ок. 1360), Афонские.
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего - храмовой праздник Мцхетского патриаршего собора в честь 12 святых апостолов, именуемого Свети-Цховели (что означает в переводе с грузинского "Животворящий Столп"). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень - нешвенное одеяние Спасителя (Ин. 19, 23) - попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом.
Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 - 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и об ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. X. - 55 г. по Р. X.), не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.
Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар - потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265 - 342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе "Прославление Грузинской Церкви". Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.
Свт. Петр еп.
Свт. Кирьюк иерей.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Люблинская (IX). Этот пречистый образ Богоматери находился в городе Люблине, в городском Спасо-Преображенском соборе. Пожертвована сюда эта икона ревнителями православия на Волыни князьями Острожскими Константином и Иоанном.
Предание возводит историю этого образа к временам жизни первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия, утверждая, что святые братья принесли эту икону с собою в Моравию в IX в., а отсюда уже ученики их, спасавшиеся от преследования немецких католических миссионеров, перенесли икону в Россию. Этот образ пользовался великим почитанием среди всего западного православного населения.
Псково-Покровская (1581). Поводом к празднованию этой иконе Богоматери послужила осада города Пскова. 26 августа 1581 года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Псковский владыка незадолго до этого отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося его придти в Псков с чудотворными иконами Богоматери Успения и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступничество Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались. 27 августа за несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову одному благочестивому старцу Дорофею предстало дивное видение: в лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, сопровождаемую прпп. Антонием Печерским и игуменом Печерской обители Корнилием. Перед Владычецей Небесной предстали также многие святые земли Русской, которые молили ее о заступничестве. Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца Дорофея и сказала ему: «Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к Печерскому игумену и в собор Пресвятой Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов».
Дорофей исполнил повеление Владычицы, и игумен Печерский вместе с согражданами начал ежедневно совершать крестные ходы на городскую стену.
Продолжение »