1/14 января
Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадакийской (379). Прмч. Иеремии (1918); сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938).
Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
Обрезание Господне. На 8-й день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, что значит «Спаситель», возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лук. II, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения (Кол. II, 11 – 12), прообразом которого он являлся. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон праздника написан преподобным Стефаном Савваитом.
Свт. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадакийской (379), родился около 330 года в городе Кесарии Каппадакийской в Малой Азии, в христианской семье у благочестивых родителей Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики (искусства речи). В семье было десять детей, пятеро из которых причислены Церковью к лику святых: сам святитель, его сестра Макрина, святители Григорий Нисский и Петр Севастийский и праведная диакониса Феозва. С 17-ти лет Святой Василий Великий учился разным наукам вначале в Кесарии, потом в Константинополе, а затем в Афинах. Какое-то время он провел в аскетических подвигах в египетской пустыне. Богатство его было – не иметь ничего. Он почти не вкушал пищи; у него был один хитон и одна верхняя риза. Спал он на голой земле, хлеб и соль служили ему пищей, вода – питием. Суровый и невзыскательный для себя, Василий был щедр для других. Церковь хранит вместе с внутренним обликом и внешний образ Василия. Он был с детства слаб телом, высок ростом, с черным лицом, был хил и кроток. Мы видим у него возвышенное чело, крутой нос, длинную редкую бороду. Голос его был слаб.
За благочестивую жизнь и знание св. книг он был поставлен в епископы города Кесарии; защищал православную веру от еретиков-ариан, которые при покровительстве императора Валентина имели внешнее господство в империи; помогал бедным, больным и странникам. За свою недолгую жизнь великий святитель успел написать много догматических, нравственных, экзегетических сочинений, молитв церковных и божественную литургию. Как толкователь Священного Писания он особо известен своими беседами на Шестоднев. Имя свт. Василия часто произносится в церковных богослужениях наряду с именами неразрывно с ним вспоминаемых церковью Григория Богослова и Иоанна Златоуста – «вселенских великих учителей и святителей». Скончался Василий Великий 1 января 379 г.
Прмч. Иеремия (Леонов) (1918): Новомуч. Преподобномученик Иеремия (в миру Иван Михайлович Леонов) родился 1 января 1876 г. в селе Гаврилопольском Зарайского уезда Курляндской губернии. Он окончил Виленское техническое училище и монастырскую богословскую школу и 12 февраля 1908 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. Иван Михайлович был зачислен в послушники и 4 августа 1912 г. пострижен в монашество с именем Иеремия. Послушание проходил в слесарной мастерской и был некоторое время ее смотрителем. В 1917 г. он был отпущен в отпуск и находился в Центральной России. По сведениям, полученным вскоре насельниками обители, монах Иеремия был убит безбожниками-большевиками в 1918 г. во время начавшихся в России гонений на Русскую Православную Церковь.
Сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, и с ним Михаил (Блейве) и Николай (Бежаницкий) пресвитеры (1919): Новомуч.
Священномученик Платон родился 13 июля 1869 г. в мызе Подис Перновского уезда Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи и наречен был Павлом. В 1884 г. Павел окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м – Рижскую Духовную семинарию; как лучший воспитанник, он был послан для продолжения образования в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1894 г. со степенью кандидата богословия.
Учась в академии, Павел Петрович вступил в Общество религиозно-нравственного просвещения и стал вести активную миссионерскую работу среди проживавших в Санкт-Петербурге эстонцев.
5 декабря 1894 г. Павел Петрович был рукоположен во священника, а 31 декабря того же года указом Святейшего Синода в Санкт-Петербурге был учрежден эстонский приход, и первым его настоятелем стал о. Павел; впоследствии он был назначен благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Для богослужений эстонскому приходу было отведено помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне.
Став во главе прихода, о. Павел приступил к организации сбора средств на постройку приходского храма. Первым, кто откликнулся на просьбу молодого пастыря, был протоиерей Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на постройку церкви 300 рублей и написал: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма. 21 октября 1896 г. стараниями о. Павла в столице была открыта первая эстонская церковноприходская школа.
29 ноября 1898 г. в Санкт-Петербурге состоялось открытие эстонского Братства во имя священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского, на котором о. Павел Кульбуш прочел доклад об истории народов Прибалтики, о тяжелом их положении во время немецкого господства и об их современном положении.
Выполняя обязанности пастыря эстонских приходов, о. Павел не только проповедовал в храме, но неизменно участвовал в чтениях, которые устраивались Обществом религиозно-нравственного просвещения. За несколько лет в своих беседах он прочел курс лекций по истории Православной Церкви, о ее учениях и таинствах.
В 1901 г. Санкт-Петербургская городская Дума безвозмездно передала эстонскому приходу участок земли в городе под постройку эстонского православного храма и школы. Отец Павел обратился в Святейший Синод с просьбой об организации проведения всероссийских пожертвований для этих целей. 24 августа 1903 г. состоялась закладка храма, а 21 декабря того же года был тожественно освящен временный храм. В освящении участвовал также протоиерей Иоанн Кронштадтский.
В 1917 г. о. Павел, возведенный к тому времени за ревностную церковную деятельность в сан протоиерея, был избран членом исполнительного комитета по созыву епархиального собрания для избрания архиерея на Петроградскую кафедру. В результате выборов Петроградскую кафедру возглавил владыка Вениамин (Казанский).
Летом 1917 г. в городе Юрьеве состоялось собрание духовенства и мирян Рижской епархии, на котором были избраны делегаты на Всероссийский Поместный Собор. Представители эстонских приходов на этом собрании внесли предложение: образовать в Рижской епархии Ревельское викарианство, в состав которого должны войти все эстонские приходы. Собрание выдвинуло протоиерея Павла Кульбуша как наиболее достойного кандидата на эту архиерейскую кафедру.
В декабре 1917 г. Священный Синод постановил возвести протоиерея Павла в сан епископа Ревельского по предварительном пострижении его в монашество. 24 декабря о. Павел был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 декабря митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) (сщмч., память его 31 июля) и епископ Лужский Артемий (Ильинский) хиротонисали его во епископа Ревельского. Хиротония была совершена в Александро-Невском соборе города Ревеля. Сразу же после хиротонии епископ Платон отправился в Москву для представления Патриарху Тихону.
Ввиду чрезвычайных обстоятельств, заключавшихся в стремительном продвижении германских войск внутрь Прибалтики, Патриарх поручил епископу Платону ведение всех приходов Рижской епархии, и владыка немедленно отправился к месту своего служения. Многие правительственные и церковные учреждения, в связи с военными действиями и наступлением германцев, еще в самом начале войны были перенесены в Юрьев, и потому владыка обосновался здесь.
Деятельность преосвященного Платона в Прибалтийском крае совпала с занятием всей территории Эстляндии германцами. Везде были введены германские законы и порядок управления. Жизнь Православной Церкви в крае была также поставлена в зависимость от германского управления. Она была взята под особый бдительный надзор. И преосвященному Платону, как главе местной Церкви, пришлось быть на страже православно-церковных интересов и также проявить особенную бдительность и осторожность в своих действиях и распоряжениях. Пользуясь юридическим аппаратом, преосвященный Платон иногда достигал благоприятных для Церкви результатов. Но иногда отношения с германскими властями у него обострялись.
Несмотря на противодействие оккупационных властей, епископ Платон в мае 1918 г. посетил Ригу, где в течение 11 дней ежедневно совершал богослужения в различных церквях, ободрял угнетенный дух пасомых, устраивал пастырские собрания, при всех храмах учредил приходские советы.
Из Риги владыка Платон предполагал совершить объезд ряда латышских приходов, но оккупационные власти не разрешили ему этого, а впоследствии вообще запретили пользоваться железнодорожным транспортом. Тогда он в сопровождении трех человек частью на лошадях, частью пешком посетил почти сорок приходов, где его проникновенные богослужения и проповеди поддерживали верующих.
В ноябре 1918 г., в то время когда епископ собирался выехать в Ригу, он заболел гриппом; болезнь осложнилась крупозным воспалением легких, и он вынужден был остаться в Юрьеве, к которому стремительно приближались войска Красной армии. 21 декабря эстонские войска Красной армии вошли в Юрьев. 2 января большевики арестовали епископа Платона. Тогда же были арестованы протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве и еще 15 человек, известные в городе как видные религиозные и общественные деятели. Все они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка, который большевики использовали в качестве тюрьмы.
Сохранились описания современников последних дней и мученической кончины епископа и священников. Владыка Платон утешал и ободрял всех других заключенных, читал по возможности вслух Евангелие, особенно часто – 24 главу от Матфея.
В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».
В то время состоялась высадка войск Антанты на Балтийское побережье и началась организация эстонских войск, противостоящих большевикам. 13 января эти войска приблизились к Юрьеву.
Наступил вечер, канун нового года по старому стилю. Епископ Платон, находясь в заключении, собрал своих близких на молитву, прочел тропари, приветствовал всех с наступившим новолетием, сказав, что нужно благодарить Господа, подобно Златоустому, за все – и за то, что мы живы! Последнюю ночь своего земного странствования епископ Платон провел в молитвенном настроении и, лежа на нарах, часто осенял себя крестным знамением и глубоко вздыхал. В эту ночь заключенным пришлось очень мало спать, так как около полуночи стали отчетливо слышаться звуки приближающейся канонады.… С девяти часов утра к узникам стали приходить родные и благожелательно относящиеся лица со своими приношениями, жаждущие хоть издали увидеть дорогих для них людей, ободрить их. Преосвященный заповедал, кто первый освободится, передать его и всех заключенных общую им благодарность. Спустя немного времени явился красноармеец и грубо приказал епископу одеться, забрать свои вещи и следовать за ним, не дав даже времени совершить последнее святительское благословение оставшимся. Через несколько минут послышались звуки выстрелов, которые, казалось, исходили откуда-то из-под камеры. Снова через несколько минут тот же комиссар вернулся и выкрикнул имена двух православных священников, которые ушли с ним, и опять же послышались те же звуки. Это были протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве.
В тот же день эстонские войска вошли в город, а большевики бежали. Осмотр подвала, где производились казни и где лежали казненные, позволил в точности восстановить всю картину мучений епископа и священников. На правом виске епископа осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было семь штыковых ран и четыре пулевых. Одна из них осталась от разрывной пули, направленной в правый глаз. Протоиерей Николай был убит пулей, а все лицо его было изуродовано; протоиерей Михаил был убит разрывной пулей в затылок, отчего лица его нельзя было узнать.
Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве были погребены в Успенском соборе города Юрьева, а тело первого эстонского епископа – в Спасо-Преображенском соборе в городе Ревеле.
Священномученик Николай родился 14 декабря 1859 г. в Лифляндской губернии в семье священника Стефана Бежаницкого. Николай Степанович окончил Рижскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Ярославской епархии Иоанна Казаринова Марии. Был рукоположен во священника ко храму в Перновском уезде (ныне Пярнуский район), затем служил в храме в городе Феллин (ныне город Вильянди) и в Георгиевском храме в городе Юрьеве (ныне город Тарту). Возведен в сан протоиерея.
Об о. Николае сохранились воспоминания как о священнике, который много отдавал делу народного просвещения, благотворил нищим и обездоленным.
Во время революционных беспорядков 1905 г., когда по стране прокатилась волна кровавого террора, организованного революционерами, и многие из вдохновителей и участников беспорядков были арестованы, а некоторые приговорены к расстрелу, о. Николай стал добиваться изменения их участи, и для четырех приговоренных к расстрелу смертная казнь была отменена. Относительно облегчения участи других арестованных о. Николай обратился за помощью к епископу Рижскому и Митавскому Агафангелу (Преображенскому), и тот со своей стороны оказал необходимое содействие.
После захвата власти в Эстонии большевиками протоиерей Николай был арестован вместе с епископом Ревельским Платоном (Кульбушем) и 14 января 1919 г. принял мученическую кончину от рук безбожных революционеров.
Священномученик Михаил родился 29 октября 1873 г. в селе Оллустфере Феллинского уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика Иоанна Блейве. Первоначальное образование Михаил получил в Рижском духовном училище. В 1894 г. он окончил Рижскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в Иоанно-Предтеченской церкви в Риге, одновременно он был певчим в архиерейском хоре. 2 января 1900 г. Михаил Иванович был рукоположен во священника к Гарьельской церкви Верроского благочиния. С ревностью молодого пастыря принялся о. Михаил исполнять свои приходские обязанности. Он стал прекрасным проповедником, благоустроителем церковного пения, терпеливым преподавателем, благотворителем для всех неимущих и попавших в беду. В 1905 г. во время действия правительственных отрядов, занимавшихся подавлением революционного мятежа, он выступил в защиту осужденных на смертную казнь мятежников.
20 февраля 1908 г. о. Михаил был переведен служить в Ниггенскую церковь. 7 декабря 1910 г. священник был назначен благочинным Юрьевского первого округа. В 1915 г. он был назначен священником к Рингенской церкви, а в 1916-м – третьим священником в Успенский собор в городе Юрьеве.
Город Юрьев в то время оказался в прифронтовой полосе, сюда были переведены из Риги многие правительственные учреждения, через город шли на фронт войска из России, здесь скапливалось большое количество беженцев, много было людей обездоленных, которым о. Михаил старался помочь.
В 1917 г. император Николай II отрекся от престола, и начался повсеместный развал страны и фронта. В Эстонии была провозглашена советская власть, которая вскоре сменилась немецкой оккупацией. Русские в Прибалтике оказались в особенно тяжелом положении. Вместе с крушением империи прекратилась правительственная помощь всем русским приходам, и о. Михаил стал изыскивать средства для членов причта. Он организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу жить и в это тяжелое время.
В начале 1918 г. в Юрьев прибыл епископ Платон (Кульбуш), который много потрудился в деле укрепления веры и просвещения православных эстонцев. 7 (20) июня 1918 г. епископ Платон по ходатайству приходского совета назначил о. Михаила настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал центром русской духовной жизни в Юрьеве. С 1917 г. и до лета 1918-го о. Михаилу приходилось отстаивать перед оккупантами Свято-Исидоровскую церковноприходскую школу, которую первое время не желали признавать германские власти, как не желали признавать и всего русского, но священнику все же удалось ее отстоять.
В декабре 1918 г. Юрьев захватили большевики. Начались повальные обыски и аресты. Был арестован епископ Платон; этот арест весьма опечалил о. Михаила, и все помыслы его обратились к тому, чтобы освободить владыку. Домашние уговаривали его скрыться, уходить из дома, хотя бы на ночное время, но он эти предложения с возмущением отверг. Вскоре власти арестовали его. Протоиерей Михаил Блейве принял мученическую кончину вместе с епископом Платоном – 14 января 1991 г.
Сщмчч. Александр (Трапицын), архиеп. Самарский и иже с ним Иоанн (Смирнов), Александр (Иванов), Иоанн (Сульдин), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Вячеслав (Инфантов), Василий (Витевский) и Иаков (Алферов) пресвитеры (1938): Новомуч. Все эти новомученики 21 декабря 1937 года были приговорены Тройкой НКВД к расстрелу и приняли кончину от рук безбожников: первые семь – 14 января 1938 г., остальные – 8 февраля 1938 г. Они были погребены в общей безвестной могиле.
Сщмч. Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 г. в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волве Вятского уезда Вятской губернии. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.
Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее – в Вятской духовной семинарии. По окончании в 1884 г. курса семинарии он, как один из лучших воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию. Окончив ее в 1888 г. со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того, он состоял членом комитета школы приготовления псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы.
В 1891 г. разразился голод в России. Как и многие пастыри в это время, отец Александр откликнулся на бедствие народа, призывая людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию.
В марте 1892 г. у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги. В 1893 г. он был назначен законоучителем Вятского Александровского училища, а в 1896 г. – определен в состав Епархиального Училищного Совета. В июне 1897 г. он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии. После смерти супруги путь отца Александра стал определяться как стезя сугубого церковного служения, путь монашеский.
26 февраля 1900 г. преосвященным Алексием (Опоцким), епископом Вятским и Слободским, иерей Александр был пострижен в монашество в крестовой церкви. Ему было оставлено прежнее имя – Александр. Вскоре после пострига иеромонах Александр был назначен исполняющим должность ректора Вятской Духовной семинарии. В апреле 1900 г. указом Святейшего Синода он был награжден наперсным крестом.
28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода отец Александр был назначен ректором Калужской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. 12 декабря 1904 г. архимандрит Александр в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
Определением Священного Синода от 19-21 ноября 1905 г. преосвященный Александр был назначен на должность председателя Владимирского епархиального училищного совета, а в декабре 1907 г. – первым викарием Владимирской епархии.
В июне 1912 г. преосвященный Александр получил назначение на Вологодскую кафедру. Архиерейское служение в Вологодской епархии владыка начал с объезда монастырей и приходов и почти каждый день совершал богослужения.
В 1917 г. в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, и епископ Александр стал принимать деятельное участие, как в общих заседаниях Собора, так и в отделах: о церковной дисциплине, о церковном суде, о монастырях и монашестве, о правовом и имущественном положении духовенства, о благоустройстве прихода.
Во время начавшегося после революции 1917 г. гонения на Русскую Православную Церковь от пришедших к власти безбожников владыке почти сразу же пришлось испытать его тяжесть. 4 (17) апреля 1919 г. по распоряжению властей специально созданная для этой цели комиссия вскрыла раку с мощами прп. Феодосия Тотемского. Вскрытие раки вызвало бурю протестов православных жителей города, и епископ направил председателю Вологодского губернского исполкома письмо, в котором просил дать срочное распоряжение о прекращении кощунственных действий по отношению к мощам святого. Власти отказались удовлетворить просьбу епископа. Тогда он направил второе письмо, желая объяснить суть церковной позиции по отношению почитания святых мощей. Но и на это письмо был получен отрицательный ответ.
29 мая 1919 г., в день праздника Вознесения Господня, в монастырь собралось множество богомольцев из дальних и ближних мест. После окончания ранней литургии народ обратился к настоятелю Спасо-Суморина монастыря игумену Кириллу (Ильинскому) с просьбой – положить св. мощи в гроб. Когда игумен сообщил людям, что для этого требуется разрешение властей, они сами сорвали печати с футляра, в котором находились мощи. Игумен Кирилл переложил их и «в сослужении братии и городского духовенства с молебным пением Спасителю, Божией Матери и прп. Феодосию святые мощи были обнесены вокруг храмов обители и внесены в летний храм».
Сразу же после окончания вечерни власти арестовали и заключили в тюрьму настоятеля, казначея, духовника, благочинного, двух иеродиаконов и двух монахов. По этой причине богослужения в монастыре прекратились. 26 сентября 1919 г. мощи прп. Феодосия были тайно перевезены в Вологду, а монастырь закрыт.
В 1923 г. власти арестовали епископа Александра; он был обвинен «в связи с монашеством и агитации» и осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. По возвращении из заключения преосвященный Александр получил назначение на кафедру в Симбирск, а затем был назначен епископом Симферопольским и Крымским и на этой кафедре прослужил девять месяцев. В 1928 г. епископ Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.
В начале тридцатых годов власти Самарской области закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства. И владыка стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян. Некоторым из них он советовал устроить у себя в доме церковь, заранее собрав для этой цели иконы.
Летом 1933 г. продолжались аресты среди духовенства Самарской епархии. Против владыки Александра было возбуждено дело; архиепископу шел семьдесят первый год, и ОГПУ оставило его на время проведения следствия на свободе, взяв с него подписку о невыезде. Власти обвинили его в том, что он являлся «руководителем контрреволюционной группы церковников…Неоднократно руководил нелегальными сборищами в своем доме…, на которых давал антисоветские установки. Вел проповедническую работу в антисоветском духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов». 29 октября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку Александра к трем годам ссылки на Урал в Екатеринбургскую область. Вернувшись из ссылки, архиепископ поселился в Симбирске; в 1936 г. переехал в Самару, где служил по благословению правящего Самарского архиерея в Петропавловском храме.
В 1937 г. гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и почти все духовенство Самары было арестовано. 30 ноября 1937 г. был арестован и архиепископ Александр. Свободных мест в следственной тюрьме не было, и подследственных содержали в бараках исправительно-трудовой колонии.
Одновременно с архиепископом Александром было арестовано двадцать три священника и двое мирян. Некоторые из арестованных, несмотря на все усилия следователей принудить их к лжесвидетельству, держались мужественно, не оговорили ни себя, ни других и приняли мученическую кончину.
Сщмч. Иоанн (Сульдин) родился в 1880 г. в городе Ардатове в семье крестьянина Иосифа Сульдина. После окончания семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в городе Сызрани. В 1931 г. отец Иоанн был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. После отбытия заключения в 1933 г. он снова был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки отец Иоанн приехал в Самару. 30 ноября 1937 г. он был арестован.
Сщмч. Иоанн (Смирнов) родился в 1873 г. в селе Новые Рачейки Самарской губернии в семье священника Василия Смирнова. Окончил Духовную Семинарию и был рукоположен в сан священника; служил в храмах Самарской епархии. Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 г. отец Иоанн был арестован и заключен вместе с архиепископом Александром и другими священниками в исправительно-трудовой лагерь.
Сщмч. Александр (Органов) родился в 1873 г. в селе Туарин Самарской губернии в семье диакона Александра Органова. С 1894 по 1898 гг. Александр Александрович служил в 1-й дивизии 1-го Преображенского полка рядовым, а затем был назначен ротным писарем. Выйдя в отставку, он стал служить в храме псаломщиком, и в самый разгар послереволюционных гонений принял сан священника и затем служил в храмах Самарской епархии до ареста в 1937 г.
Сщмч. Трофим (Мячин) родился в 1888 г. в селе Брыковка Самарской губернии в семье крестьянина Григория Мячина. Образование получил в Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. В 1933 г. власти арестовали его, и он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. В 1936 г. отец Трофим был освобожден, а через год при усилении гонений на Церковь вновь арестован.
Сщмч. Александр (Иванов) родился в 1866 г. в Самарской губернии в семье священника Петра Иванова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. С 1909 по 1930 гг. отец Александр служил в храме села Кривая Лука. В 1930 г. власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в том, что он будто бы противодействовал устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.
После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода все сильнее слабел. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 г. отец Александр купил билет и сел в поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но все же он благополучно добрался до Самары. В 1937 г. НКВД снова арестовал отца Александра.
Сщмч. Вячеслав (Инфантов) родился в 1883 г. в семье писаря Александра Инфантова. Учился в Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен в сан священника. В 1930 г. власти арестовали его и продержали около полугода в Самарской тюрьме. В 1937 г. он вновь был арестован.
Сщмч. Василий (Витевский) родился в 1873 г. в селе Н.-Бинарадка Самарской губернии в семье священника Иоанна Витевского. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. В 1929 г. власти арестовали отца Василия и приговорили к трем годам ссылки в город Саратов, где он в 1931 г. снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. Незадолго до 1937 г. отец Василий был освобожден и вернулся в Самару, здесь 30ноября 1937 г. он был вновь арестован.
Сщмч. Иаков (Алферов) родился в 1878 г. в селе Шламка Самарской губернии в семье крестьянина Иоанна Алферова. До революции Иаков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 г. власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско-Балтийский канал. В 1937 г. отец Иаков вернулся на родину. При усилении гонений в 1937 г. он был вновь арестован.
Ни владыка Александр, ни вернувшиеся из ссылок и концлагерей священники, арестованные вместе с ним, не признали себя виновными и отвергли все обвинения, что не помешало 21 декабря 1937 г. Тройке НКВД приговорить их к расстрелу.
Продолжение »