4/17 января
Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумен Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербский (ок. 1285). Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933); сщмч. Николая пресвитера (1939); сщмч. Павла пресвитера (1941). Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III-IV).
Собор 70-ти апостолов: Иаков – брат Господень. Первый епископ Иерусалимский, посвященный Самим Христом во время Его жизни; убит евреями в Иерусалиме.
Марк – евангелист, написавший Евангелие под руководством апостола Петра, поставленный им во епископа Александрии, где и был убит во время мучений; имел явление Господа Иисуса Христа, Которому предал в руки свой дух.
Лука – евангелист, написавший Евангелие под руководством апостола Павла и книгу Деяний Апостольских; скончался мученически в Ахаи.
Клеопа – по некоторым преданиям младший брат Иосифа Обручника, трапезовавший со Христом в Эмманусе.
Симеон – «сродник Господень», второй епископ Иерусалимский, распят.
Варнава – с апостолом Павлом проповедовал в Риме; побит камнями на своей родине, о. Кипре; схоронен по своему завещанию с Евангелием от Матфея, с которым никогда не расставался и которое им было переписано.
Иосия (Иуста) – по преданию сын Иосифа Обручника, брат Иакова, Симона и Иуды, епископ Елевферопольский, в южной Палестине. Замучен.
Фаддей – ученик Иоанна, а потом Христа (не смешивать с Фаддем-Левием из 12-ти апостолов). Крестил Эдесского князя Авгаря; после многих трудов скончался мирно в Никийском городе Бейруте.
Ананий – епископ, крестивший апостола Павла; побит камнями.
Стефан – архидиакон, первомученик. Видел во время мучения отверстые небеса и Сына Человеческого одесную Бога.
Филипп – из 7 диаконов, епископ Тральский (в Лидии, в Малой Азии), мирно почил в глубокой старости.
Прохор – из 7 диаконов, спутник и сотрудник Иоанна Богослова, первый епископ Никомедийский; замучен в Антиохии.
Никанор – из 7 диаконов, с двумя тысячами уверовавших во Христа был убит в день убиения великомученика Стефана.
Тимон – из 7 диаконов, епископ. Был брошен в разожженную печь, и остался невредим, затем мирно почил.
Пармен – из 7 диаконов, сотрудник апостола Павла, замучен, похоронен на о. Кипре.
Тимофей – ученик апостола Павла, епископ Ефесский, замучен.
Тит – сотрудник апостола Павла, епископ на о. Крите, скончался мирно в глубокой старости.
Филимон – епископ Газский, почтен посланием к нему апостола Павла, замучен в царствование Нерона.
Онисим – проповедник из Испании, Греции и Малой Азии, побит камнями в Риме.
Епафрас – содержался с апостолом Павлом в Риме в узах.
Архипп – был после Епафраса епископом в Колоссах, где был замучен.
Сила – ближайший сотрудник апостола Павла; претерпел раны, тюрьму и страдания. Впоследствии был епископом Коринфским, почил мирно.
Силуан – сотрудник апостолов Петра и Павла, епископ Солунский.
Крискент (Криск) – епископ в Галатии, проповедовал в Галлии, был замучен в царствовании Траяна.
Крисп – епископ Эгинский (у Пелопоннеса).
Епенет – епископ Карфагенский.
Андроник – сродник апостола Павла, епископ Паннонский (в Венкрии).
Стахий – первый епископ Византийский.
Амплий – епископ Диоспольский, замучен.
Урван – епископ Македонский (в Греции), замучен.
Наркисс – епископ Афинский.
Апеллий (Апелл) – епископ Смиранский.
Аристовул – епископ Британский.
Иродион (Родион) – епископ Патрасский (нынешняя турецкая Анатолия), замучен в Риме.
Агав – имевший дар пророчества.
Руф – епископ Фивский (Греция).
Асинкрит – епископ Гирканский (Малая Азия), замучен.
Флегонт – епископ Марафонский (Греция).
Ерм – епископ Филипопольский (Греция), замучен.
Патров – епископ Неапольский.
Ермий – епископ Далматский.
Лин – епископ Римский после ап. Петра.
Гай – епископ Ефесский.
Филолог – епископ Синопский (Южный берег Черного моря).
Лукий – епископ в Лаодокии Сирской (Малая Азия).
Иасон – епископ Тарский (Малая Азия).
Сосипатр – епископ Иконии (Малая Азия).
Олимпан (Олимп) – свидетель страданий апостола Петра в Риме, обезглавленный Нероном.
Тертий – писавший послание ап. Павла к Римлянам, епископ Иконийский, замучен.
Ераст – диакон и казначей Иерусалимской церкви, епископ в Панеаде (Палестина).
Куарт (Кварт) – епископ Бейрутский (Сирия)
Евод – епископ Антиохийский, замучен.
Онисифор – епископ в Колофоне, в Малой Азии, замучен.
Климент (Клим) – епископ Сардикский (Лидия, Малая Азия).
Сосфен – епископ Колофонский (Лидия, Малая Азия).
Аполлос – епископ Кесарийский.
Тихик – епископ Колофонский.
Епафродит – епископ Адриаский (Фракия, Греция).
Карп – епископ из Берии Фракийской (Греция).
Кодрат – епископ Афинский, замучен.
Марк (Иоанн) – спутник ап. Павла и Варнавы, епископ Вивлосский (Финикия). Одна его тень исцеляла больных.
Зина – епископ Диоспольский (Палестина).
Аристарх – епископ в Сирии.
Пуд – Римский сенатор, принимавший у себя в доме апп. Петра и Павла.
Трофим – сопутствовал в гонениях ап. Павлу, вместе с ним казнен при Нероне.
Марк – племянник Варнавы, епископ в Вифинии (Малая Азия).
Артема – епископ Литрийский (Малая Азия).
Акила – епископ Галаклейский, замучен.
Фортунат – проповедник и мученик.
Ахаик – приходил к ап. Павлу вместе с Фортунатом в Ефес.
Дионисий Ареопагит – епископ Афинский, проповедовал Христа в Галлии (нынешняя Франция) и здесь обезглавлен.
Симеон Нигер.
Хотя собор меньших апостолов включает 72 мужей, но называется «собором 70-ти», потому что это число было первоначально избрано Господом (Лк., X,1).
Празднование собора святых семидесяти апостолов было установлено Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из них и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. Вслед за ближайшими учениками – апостолами из 12-ти – они были избраны Господом Иисусом Христом для благовестия Евангелия всей Вселенной.
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах; некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого Иоанна Богослова апостол Прохор. Многие из них были узниками за Христа и приняли венец мученической смерти.
Прп. Феоктист, игумен Кукума Сикелийского (800). Преподобный Феоктист жил при императоре Феодосии Малом. Он был учеником Евфимия Великого, от которого и принял ангельский образ. Прп. Феоктист подвизался в монашестве в Кукуме (Сицилия). Город Кукум отстоял от Панормы (ныне Палермо) в 24 мили и находился при подошве горы. На окраине ее был монастырь, основанный прп. Феоктистом.
Свт. Евстафий I, архиеп. Сербский (ок. 1285). Этот святой жил во второй половине XIII века при благочестивом сербском крале Стефане Уроше II. Он родился в благочестивой семье, отличался любовью к родителям, с раннего детства избегал суетных забав, постоянно ходил в церковь. Премудрость грамоты далась ему очень скоро, так что он еще отроком сделался мудрее многих известных учителей.
Едва достигнув зрелости, он почувствовал, что чужд миру. В жажде подвигов он покинул свой родительский дом и пошел в монастырь архангела Михаила, расположенный в нынешней Черногории. Там, приняв постриг, повел он строгую жизнь в великом воздержании, богомыслии, милосердии и молитве. Такая жизнь возбуждала общее удивление, и слух о праведности Евстафия прошел по всей стране.
В ответ на его затаенное желание Господь дал ему счастье побывать в Святой Земле в Иерусалиме. Долгое время ходил он, утоляя духовную жажду, в местах, где произошло столь много незабвенных, величайших в жизни Спасителя и всего человечества, событий. Из Святой Земли Евстафий поехал на Афон, чтобы изучить ближе тамошнюю иноческую жизнь. На Афоне он поселился в сербском монастыре Хиландарском, основанным святым Симеоном (в миру правитель Сербии Стефан Неманя) и его сыном Саввой, первым архиепископом Сербии. Он продолжал ту же подвижническую жизнь, что и раньше, но не мог скрыться от всего света яркий светильник благочестия. Многие древние старцы, наряду с молодыми иноками, приходили к нему за советом. Братия мечтала видеть его своим игуменом, на что он согласился лишь после долгих отказов и усердных уговоров. Теперь он стал подвижничать еще усерднее. Известность его и любовь, которою он повсеместно пользовался, все увеличивались.
Затем он был возведен в епископы Зетской епархии и по кончине архиепископа сербского единогласно избран собором епископов, игуменов и бояр на архиепископский престол.
Тепло заботился святитель Евстафий о преуспеянии его паствы и о церковных делах. Семь лет правил он сербской церковью, как Господь призвал его в Себе на отдых и вечное ликование. Кончина его была величественна.
Вскоре после погребения Евстафия в Жиче в мраморной раке, от нее стали совершаться чудеса и исцеления больных. По чудесному видению одним из иноков ангела рака была торжественно вскрыта. Тело святителя было найдено нетленным. Спустя некоторое время, для безопасности от неприятельского нашествия, мощи святого были перенесены от Жичи в Ипек.
Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых и 30 августа вместе с Собором Сербских святых.
Сщмчч. Александр (Скальский), Стефан (Пономарев) и Филипп (Григорьев) пресвитеры (1933): Новомуч.
Священномученик Александр родился в 1867 г. в Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского. В 1886 г. он был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске Волынской губернии. В 1891 г. епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская (ныне город Чилик) и законоучителем церковноприходской школы. 8 августа 1893 г. он был рукоположен во диакона и впоследствии служил в Александро-Невском храме в городе Маргелане.
21 февраля 1899 г. диакон Александр был рукоположен во священника и в 1900 г. назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. Будучи настоятелем приютской церкви, о. Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен.
В 1907 г. о. Александр был назначен настоятелем Николаевской, что на Кучугурах, церкви в городе Верном, где он прослужил до ареста. Отец Александр был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами. Когда-то о. Александр был женат, но жена оставила его, а детей у них не было, и священник жил один в одной из комнат в доме при Николаевской церкви, все свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. Вместе с о. Александром в храме служил протоиерей Стефан, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем.
Священномученик Стефан (Степан Константинович Пономарев) родился 14 декабря 1880 г. в городе Верном. В 1895 г. Степан окончил церковноприходскую школу, в 1904-м – назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском (ныне село Тургень) Верненского уезда и учителем пения в церковноприходской школе. Женился на девице Прасковье, но по обоюдному согласию жить они стали по-монашески как брат и сестра. В 1909 г. Степан Константинович был рукоположен во диакона, а затем во священника. С 1914 г. по 1917-й он был священником в полевом военном госпитале на фронте. Во время боевых действий ему пришлось много времени провести в окопах; здесь он тяжело заболел и едва выжил. С этого времени он стал сильно страдать от головной боли, особенно трудно было зимой, когда стояли морозы, и инеем покрывалась металлическая богослужебная утварь.
Впоследствии о. Стефан был направлен служить в Николаевский храм в городе Верном, и возведен в сан протоиерея. Он служил ежедневно и жил как строгий монах, душа его всегда была погружена в молитву. Службы его были тихими, неторопливыми, проникновенными и благоговейными.
Видя, что о. Александру трудно жить одному, о. Стефан и Прасковья Кузьминична уговорили его перейти к ним. Они стали жить в одном доме. Отец Стефан в небольшой комнате, рядом в такой же комнате о. Александр. У о. Стефана стол, табурет и кровать, заправленная солдатским сукном, и у о. Александра в комнате то же. У каждого в углу комнаты висели иконы, а у о. Александра на стене еще и фотографии архиереев. Прасковья Кузьминична жила в нижней части дома и как могла своими заботами облегчала пастырям тяжелый в советское время повседневный быт.
В 1923 г. на архиерейскую кафедру в Семиречье был назначен епископ Николай (Федотов), который в том же году перешел в обновленческий раскол. 3 августа 1923 г. в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты обновленцами был избран епископом Семиреченским вдовый протоиерей ташкентского собора Алексей Марков. Активная деятельность Алексея Маркова привела к тому, что Семиречье почти целиком стало обновленческим. На сторону обновленцев перешел весь клир кафедрального Вознесенского собора. Влияние обновленцев в городе было столь велико, что в 1927 г. протоиерей Александр Скальский начал склоняться перейти к обновленцам и стал вслух говорить, что испытывает сильное томление духа, не зная, куда пристать. Отец Стефан в противоположность ему держался твердо и однажды, по воспоминаниям прихожан, сказал о. Александру: «Я в обновленчество не пойду. Я буду служить по-старому в Пантелеимоновском приделе. Но и тебя никуда не пущу. Выбирай себе любой придел и служи в нем как знаешь. Ты настоятель, это твой храм, и ты должен быть здесь». Одна из старушек-прихожанок также укорила священника за эти колебания.
В ближайший праздничный день о. Александр перед литургией принес покаяние перед духовенством и паствой и стал служить вместе с о. Стефаном.
К 1929 г. здание Вознесенского кафедрального собора было отдано под исторический музей, а бывшие в соборе обновленцы перешли в Троицкую церковь. В это время почти все церкви в Алма-Ате были захвачены обновленцами и одна григорианцами. Николаевская церковь оставалась единственной православной церковью, и служивший ранее в Троицкой церкви протоиерей Филипп Григорьев, не пожелавший остаться с обновленцами, перешел служить в Николаевский храм.
Священномученик Филипп (Филипп Михайлович Григорьев) родился 6 ноября 1870 г. Окончив Омскую учительскую семинарию, он служил псаломщиком в храмах Омской епархии. 22 июня 1898 г. он был рукоположен во диакона, а 24 октября 1902 г. – во священника. В 1906 г. о. Филипп стал служить в храме села Копьевское Тарского уезда Омской губернии, с 1911 г. – в храме села Ново-Рождественское Омского уезда, с 1913-го – в храме поселка Божедаровский того же уезда; после 1917 г. о. Филипп служил в храме села Александровка Семиреченской области, а после его закрытия – в Троицком храме в Алма-Ате и затем – в Николаевской церкви.
10 декабря 1932 г. ОГПУ арестовало протоиереев Александра, Стефана и Филиппа. В тюрьме они заболели сыпным тифом. Когда положение священников стало безнадежным, их перевезли в специально устроенный тифозный барак, но пробыли они здесь недолго. 17 января 1933 г. скончался протоиерей Филипп Григорьев, 18-го – протоиерей Стефан Пономарев, 20-го – протоиерей Александр Скальский. Все три священника были погребены на кладбище, на котором хоронили в то время сосланных в Алма-Ату крестьян.
Сщмч. Николай (Маслов) пресвитер (1939): Новомуч. Сщмч. Николай (в миру Николай Иванович Маслов) родился в 1874 г. в Твери. После окончания духовного училища и пастырских курсов в 1924 г. он был рукоположен в сан священника. Служил в Твери, в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина за Волгой.
После того как в городе закрыли почти все храмы, и в частности Вознесенский собор, где служил тогда святой архиепископ Фаддей (Успенский) (память ему 18 декабря), владыка перешел служить к о. Николаю в храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
Незабываемо для о. Николая было служение со святым архиепископом Фаддеем, само присутствие которого ощущалось как благодатно очищающее душу, обличая в ней все греховное и недостойное. При жизни он был ангелом-хранителем города, после смерти – великим за него молитвенником.
Лютое гонение на Церковь в 1937 г. не оставило на свободе почти никого из духовенства Твери. 3 ноября 1937 г. сотрудники НКВД арестовали о. Николая. Ему было тогда шестьдесят три года, здоровье у него было весьма слабое, он часто болел, может быть, поэтому НКВД решил его не расстреливать, а ограничиться концлагерем – сам вскоре умрет. Сразу после ареста состоялся допрос, на котором отец Николай подтвердил свое знакомство с архиепископом Фаддеем Успенским и с другими священниками, свою принадлежность к монархистам и вел агитацию за выборы в Верховный Совет СССР верующих людей для поддержки религии. Свое участие в контрреволюционной деятельности о. Николай решительно отрицал. Однако «дежурные свидетели», обновленцы, подписали составленные следователем лжесвидетельства.
2 декабря Тройка НКВД приговорила священника Николая Маслова к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Во время заключения в тюрьме о. Николай болел, и состояние его здоровья все время ухудшалось. В июле 1938 г. он был переведен из Твери в тюрьму в Лыкошино, находясь в которой, долго и тяжело болел и 17 января 1939 г. скончался.
Сщмч. Павел (Фелицын) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Павел родился в 1894 году в семье священника Иоанна Фелицина. В то время они жили в селе Карпово Дмитриевского уезда Московской губернии.
После окончания школы и ремесленного училища Павел Иванович был призван в армию, где служил рядовым с 1915 по 1916 год. В 1916 году он попал в австрийский плен и находился там до 1918 года.
В 1923 году умер отец Павла Ивановича, и в том же году, несмотря на разворачивающиеся гонения на Церковь, он стал священником.
Первоначально местом служения отца Павла было село Горки Дмитриевского района Московской области, а с 1931 года он стал служить в селе Леоново Ростокинского района (сейчас это территория Москвы) в храме Ризоположения. У отца Павла не было своей семьи, своего дома, он снимал квартиру у вдовы священника села Леоново Смирновой Александры Ивановны.
Священник Павел был арестован 15 ноября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Таганскую тюрьму.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника Павла Фелицина к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался 17 января 1941 года. Место его захоронения неизвестно.
Прмч. Зосима, пустынник Киликийский, и мч. Афанасий комментарисий (III-IV). Св. Зосима при Диоклетиане был подвергнут мучениям, но чудесно сохранен Богом. Св. Афанасий – комментарисий (смотритель за узниками), увидев Зосиму невредимым после мучений, уверовал во Христа. Оба потом подвизались в пустыне (память его также 19 сентября).
Прмч. Евфимий, игумен Ватопедский, и с ним 12 монахов (ок. 1275 – 1281) пострадали за обличение их в ереси в XIII веке: игумен был утоплен в море, а иноки повешены.
Прп. Ахила, диакон Печерский (XIV). Прославился как великий постник, долгое время проведший в затворе. Предание гласит, что он не ел ни вареной, ни сладкой пищи, овощи употреблял редко и в малом количестве, а во время поста вкушал только одну просфору в неделю.
Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прмч. Онуфрий Хиосский (1818). Св. Онуфрий, в крещении Матфей, происходил из богатой болгарской семьи, родился в Габрове, Терновской епархии; получил хорошее образование. В зрелом возрасте он ушел на Афонскую гору и принял иночество.
Его преследовало одно тяжелое воспоминание из юности. Как-то отец наказал его за шалость; в ответ он в гневе закричал, что потурчится. Это словесное преступление, угроза отречься от Христа, не давало ему покоя; и он жаждал искупить свой грех мученической смертью. Многочисленными подвигами готовился он к этому в монастыре, принимал пищу иногда через два-три дня, иногда через неделю, клал до трехсот пятидесяти поклонов в сутки, постоянно плакал. Закалив свой дух, он, по совету своего старца, отправился в Хиос. Здесь у него было видение Господа, Который звал его, указывая прекрасное место, для него уготованное. Потом он сам пошел к судье, исповедал истинность христианства и гибельность Корана. Раздраженные его обличительными речами, мусульмане заключили его в тюрьму и после разных унижений приговорили к смерти. Его обезглавили, а тело и одежду бросили в воду. Святой Онуфрий пострадал на 32-ом году жизни, в 1818 г.
Прп. Евфимий Новый и с ним 5 мчч. Мчч. Хрисанф и Евфимия. Мч. Александр еп. Мч. Аллма.