5/18 января
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Мч. Иосифа и с ним 37 мучеников (1921); мц. Евгении (1933); сщмч. Сергия пресвитера (1934); мч. Матфея (1938).
Прп. Симеона Псково-Печерского (1960). Прор. Михея (IX в. до Р.Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 410). Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI). Прп. Григорий Акритский (ок. 820).
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В просторечии этот день называется крещенским сочельником, вернее – сочевником, от особого кушанья, сочива, предписываемого церковным уставом для вкушения в этот день, – разварных зерен пшеницы или риса.
Сщмч. Феопемпт, еп. Никомидийский, и мч. Феона волхв (303). Св. Феопемпт подвергся различным мукам от ревностного язычника, гонителя христиан, царя Диоклетиана за отказ покланяться идолам. Но телесные казни и пытки – сожжение в раскаленной печи, ужасные ранения, не смогли погубить служителя Христа, защищенного Его силой. Тогда царь, приняв Феопемпта за волшебника, призвал мага из Египта, по имени Феона, чтобы он ниспровергнул христианское «волшебство». Сначала тот накормил Феопемпта отравленными лепешками, но яд не причинил святому вреда, тогда Феона положил в чашу с водой ядовитейшую траву, призвав на помощь могущественных духов, чтобы яд действовал сильнее, и дал выпить воду епископу. Тот выпил ее спокойно без всякого для себя вреда. Тогда раздался громкий крик мага: «Нет другого Бога, которому можно доверяться, кроме одного Иисуса!». И побежденный волхв упал к ногам епископа. Затем он заявил царю: «Я христианин и поклоняюсь Распятому».
Феопемпт и Феона были отведены в темницу; там епископ крестил мага, назвав его Синесием, что значит «полный разума». На другое утро царь, по-прежнему признавая в Феопемпте лишь волшебника, только более сильного, стал уговаривать его принять язычество и за ответный отказ подвергнул новым истязаниям, после которых святой остался невредим. Наконец, царь велел казнить его мечом. Радостно принял святой эту казнь, которая означала для него ликующее вступление в небесное отечество.
Вслед затем был замучен и бывший волхв Феона. Его покрыли землей, затем пустили по ней свирепых коней, которые затоптали его ногами.
Прп. Синклитикия Александрийская (ок. 350). Прп. Синклитикия принадлежала к числу тех многочисленных в первые времена христианства женщин, которые оставляли семью, ближних и мир, чтобы в великих подвигах нести за Христом свой крест.
Родилась она в Александрии, в благочестивой, богатой семье, где дети воспитывались под впечатлениями веры. Из двух братьев ее один умер ранее ее, другой, когда его приготовлялись женить, ушел в пустыню. Многие добивались руки Синклитикии, славившейся красотой и считавшейся выгодной невестой. Но сердце ее не лежало не только к браку, но и к миру вообще. Избегая светских собраний, презирая наряды, она любила больше всего молиться, смиряя тело свое постом и трудом. По кончине родителей она продала имущество и разделила деньги между бедными, взяла с собою слепую сестру и уединилась с ней в пустыне, расположенной близ города. Таким образом, из знатного этого рода мир не притянул к себе ни одного человека: брат и две сестры стали пустынниками.
С ранних лет Синклитикия, привыкшая к подвигам веры, удивляла всех суровостью жизни. Когда она чувствовала в себе борьбу, то питалась хлебом и травой, пила воду и спала на голой земле.
Так жаждала Синклитикия перейти от земной жизни к жизни небесной, совершить свои подвиги и погаснуть. Но Господь избрал ее орудием спасения многих людей. Ее стали посещать, чтобы выслушать от нее советы, некоторые женщины просились жить с ней. Долго она отказывалась, но, наконец, уступила настойчивым просьбам. Так складывалось первое общежитие дев, в котором она была наставницей и начальницей.
Великий святой Афанасий Александрийский установил общие правила для отшельниц. Саму Синклитикию считали источником мудрости. Ее советы были настолько драгоценны, что инокини записывали их, и многие из ее наставлений дошли до наших времен. Синклитикия относилась к сестрам с безграничной любовью и заботой. На иных она действовала строгостью, на других любовью и всех одинаково вела твердой рукой по пути к совершенству.
Ей было уже 80 лет, когда в ней случилась ужасная болезнь. В течение последующих трех лет и трех месяцев святая безропотно сносила страдания. Она предузнала день своей блаженной кончины и тихо отошла к Богу (около 350 г.).
Мч. Иосиф (Беспалов) и с ним 37 мучеников (1921): Новомуч. Мученик Иосиф (Иосиф Яковлевич Беспалов) был старостой в Никольской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области. 18 января 1921 г. он был расстрелян большевиками в станице Талгар вместе с тридцатью семью православными прихожанами.
Мц. Евгения (Доможирова) (1933): Новомуч. Евгения Петровна Доможирова родилась в 1871 г. в Риге в семье генерала. Пять лет она училась в институте благородных девиц в Варшаве и одновременно в школе Красного Креста. В 1896 г. она поступила на работу в военный госпиталь в Варшаве, где проработала несколько месяцев, затем перешла в Александро-Мариинский институт в Варшаве и здесь проработала одиннадцать лет, сначала сестрой, а затем заведующей госпиталя. Замуж Евгения не вышла, хранила себя в целомудрии, посвятив свою жизнь служению Богу и людям. В 1907 г. она переехала в Москву и работала сестрой милосердия в институте Московского дворянства.
Не отличаясь от природы крепким здоровьем, она стала в это время часто болеть и в 1912 г. оставила работу. Но как только началась Первая мировая война, она, несмотря на свое слабое здоровье, поступила сестрой милосердия в госпиталь на Западном фронте, располагавшийся тогда в г. Полоцке. Здесь Евгения работала до самого крушения государства и фронта в 1917 г. Происходящие события и постоянно дававшие о себе знать болезни побудили ее уйти из госпиталя; она уехала в Тверь и вскоре вышла на пенсию. Жила она в то время с сестрой и была знакома со всеми церковными деятелями и духовенством Твери.
На допросах после ареста 15 марта 1932 г. она не отказывалась от своего знакомства с также арестованными многими священниками и архиепископом Арсением Смоленцем, не видя ничего в том предосудительного.
9 июля 1932 г. тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского (память ему 22 ноября), Василия Куприянова, Квинтилиана Вершинского, Василия Болотова, Марию Мацневу, Марию Троицкую и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года.
В приговоре тройки оговаривалось специально, что высланные должны следовать на место ссылки этапным порядком, то есть, проходя через все тюрьмы России южного направления. Это было своего рода особое наказание, иногда такое путешествие по этапу было тяжелее заключения, и не все переживали его. 18 января 1933 г., в канун праздника Богоявления, в Алма-Атинской тюрьме Евгения Доможирова скончалась.
Сщмч. Сергий (Лавров) пресвитер (1934): Новомуч. Священномученик Сергий родился в 1872 г. в селе Кулики Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Николая Лаврова. По окончании в 1893 г. Тамбовской Духовной семинарии Сергей Николаевич был назначен учителем в школу в деревне Васильевщина Моршанского уезда. В 1894 г. он был рукоположен во священника ко храму в селе Вязовая Вершина Лебедянского уезда, а в 1897 г. был переведен в храм села Волхонщина Моршанского уезда, где прослужил двадцать лет. С 1903-го по 1911 г. о. Сергий занимался строительством нового каменного храма в селе Волховщина. В 1913 г. за построение этого храма он был награжден орденом святой Анны 3-й степени, в 1916 г. – награжден наперсным крестом и в 1917 г. переведен служить в тамбовский кафедральный собор.
В феврале 1917 г. на епархиальном съезде духовенства о. Сергий был избран председателем тамбовского свечного завода. Но деятельность его в этой должности оказалась непродолжительной в связи с приходом к власти безбожников-большевиков. В 1920 г. он был назначен священником Петропавловской церкви в городе Тамбове и избран членом Епархиального совета; в этой должности он пробыл до 1921 г. Активная деятельность о. Сергия раздражала власти, и в мае 1923 г. он был арестован по обвинению во взломе замков и краже церковных сосудов из храма. Обвинение, однако, не подтвердилось, и через две недели священник был освобожден.
В 1925 г. обновленцы предприняли ряд весьма яростных попыток изгнать православных из Тамбова и, в частности, захватить Петропавловскую церковь. Отец Сергий и прихожане отстояли храм от обновленцев, за что власти 19 августа арестовали священника и заключили в тюрьму в Тамбове, где он находился три с половиной месяца.
30 января 1926 г., когда о. Сергий вышел после всенощной из храма, на него было совершено нападение – неизвестный нанес ему три удара финским ножом. Раны оказались опасны, и около двух месяцев священник был при смерти. После того, как здоровье его несколько поправилось, он вернулся к служению в храме и был возведен в сан протоиерея.
В октябре 1927 г. епископ Козловский Вассиан (Пятницкий) получил от заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) распоряжение о поминовении его имени за богослужением, а также о поминовении властей. Получив это распоряжение, он его скрыл, так как был хорошо осведомлен о настроении духовенства в епархии, и объявил о существовании указа только через год, в июле 1928 г.
Церковный староста и многие прихожане Петропавловской церкви просили о. Сергия высказать свое суждение по этому поводу, на что о. Сергий сказал: «Раз такое поминовение внесло смуту и раскол в и без того мятежную жизнь, то мы, священники Петропавловской церкви, будем воздерживаться от его введения».
Дальнейшее служение при таких воззрениях стало затруднительно, и о. Сергий ушел в за штат. С этого времени он служил дома и в домах своих духовных детей, совершая по их просьбам требы, а также в храмах, где служили единомышленные с ним священники, каковых было немало тогда в Тамбове.
В 1932 г. ОГПУ приняло решение арестовать наиболее известных священнослужителей и авторитетных мирян в Тамбове, не согласных с позицией митрополита Сергия, и 20 июня 1932 г. протоиерей Сергий и некоторые другие священники были арестованы и заключены в городскую тюрьму.
Через неделю о. Сергий был допрошен. В составленном 22 ноября 1932 г. обвинительном заключении следователь написал, что о. Сергий «обвиняется в том, что вел систематическую антисоветскую агитацию, считая советскую власть незаконной властью…. В своей агитации использовал религиозные предрассудки масс».
1 января 1933 г. тройка ОГПУ приговорила протоиерея Сергия Лаврова к пяти годам ссылки в Северный край, куда он, однако, не был отправлен. Находясь в тамбовской тюрьме, протоиерей Сергий тяжело заболел и скончался в тюремной больнице 18 января 1934 г.
Мч. Матфей (Гусев) (1938): Новомуч.
Прор. Михей (IX в. до Р.Х.). Пророк Михей, сын Иемвлая, был современником великого пророка Илии и жил в царствование Ахава, царя израильского, и Иосафата, царя иудейского. Однажды Ахав стал склонять, прибывшего к нему в гости Иосафата, пойти сообща войною против Сирии, чтобы отнять у нее Рамоф, принадлежавший прежде израильтянам. Иосафат, прежде чем дать ответ, пожелал узнать предсказание пророка. Ахав, сидя во вратах Самарийских (Самария был главный город царства израильского) на великолепных престолах с Иосафатом, выслушал предсказание жрецов Валовых, которые все были благоприятны, но Иосафат интересовался узнать: нет ли тут какого-нибудь пророка Господнего. Ахав ответил, что есть пророк Михей, которого он не любил слушать, так как тот пророчил всегда дурное. Однако Иосафат настоял на том, чтобы позвали Михея, и Михей произнес свое пророчество:
– Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря; и сказал Господь: «Нет при них начальника. Пусть возвратится каждый в дом свой с миром!»
За это предсказание царь Израиля велел заключить пророка Михея в темницу, пока он сам не вернется с войны с миром.
– Если возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня, – сказал ему Михей.
Пророчество сбылось; в первом же сражении Ахав получил смертельную рану. Иосафат с войском благополучно вернулся в Иудею.
Прп. Аполлинария (ок. 410). По малолетству императора греческого Феодосия II царством правил мудрый и благочестивый вельможа Анфемий. У него было две дочери. Старшая из них, Аполлинария, отличалась чрезвычайной приверженностью к храмам и молитве, а младшая была одержима нечистым духом. Когда родители стали предлагать ей выйти замуж, она говорила, что единственное ее желание идти в монастырь и поступить в число непорочных дев. Она просила родителей, чтобы они познакомили ее с какой-нибудь инокиней.
Родители отыскали ей опытную инокиню, от которой она научилась разумению Священного Писания. Затем Аполлинария стала проситься у родителей в Святые Места, чтобы поклониться животворящему кресту и местам воскресения Христова. С трудом уступив ее упорству, они собрали ей много провожатых из числа своих рабов и рабынь, вручили ей большое количество золота и серебра и, считая, что Господь избирает ее инокиней, попросили молиться за них в Святых Местах.
Достигнув Иерусалима, молилась Аполлинария у гроба Господня о своих родителях. Она усердно посещала там женские монастыри, подавая щедрые жертвы. В то же время она постепенно отпускать своих рабов и рабынь, богато вознаграждая их за прежнюю службу. С оставшимися при ней рабами она отправилась в знаменитый город Александрию для поклонения мощам святого мученика Мины. Правитель области, в виду громадного положения в государстве ее отца, выслал ей навстречу почетных мужей, но она, отклоняя эту встречу, прибыла в город ночью и сама пришла в дом проконсула. Когда там изумились ее смирению, она высказала единственную просьбу, чтобы они отпустили ее немедленно, избавив от всяких почестей, так как она хочет свободно молиться мученику Мине. Ей поднесли богатые дары, но все дары Аполлинария раздала нищим. Затем она стала обходить церкви и монастыри Александрии и познакомилась с одной старушкой, которую просила купить ей тайно все нужное для инока мужского пола. Наконец она отпустила на волю последних своих рабов и рабынь, кроме двух стариков, и отплыла к месту упокоения мученика Мина. Достигнув на верблюдах места, Аполлинария проехала в крытой повозке в пустыню Скит и навестила живших там пустынников.
На обратном пути в Александрию поздним темным вечером Аполлинария, тайком от сопровождавших ее рабов, сняла с себя мирскую одежду, которую бросила тут же, на дне колесницы, и надела на себя иноческое мирское одеяние: «Господь, – думала она, – Ты дал мне облечься в этот образ, дай мне до конца нести его по Твоей святой воле». Несколько шагов и Аполлинария, знатнейшая дева Царьграда, будет навсегда оторвана от мира – исчезнет, умрет, упразднится; будет лишь свободная душа человеческая, ушедшая в подвиги.
Рано утром пришедшие в себя рабы заметили, что колесница пуста. Не найдя Аполлинарию, рабы прибыли в Александрию и объявили обо всем проконсулу. Тот послал рабов с одеждой Аполлинарии и письмом от себя к ее отцу в Царьград. Долго неутешно рыдали родители, но, наконец, покоряясь воле Божией, воскликнули: «Боже, Ты ее избрал, Ты ее утверди на новом пути!». Между тем Аполлинария осталась близ того места, где она вышла из колесницы в пустыне около болота. Место это было крайне неудобно для житья. Тучи комаров нестерпимо жалили ее тело, ее палил зной солнца, иссушали труды, посты и бдения. В этих трудах она убила в себе все зачатки страстей и победила дьявола. Господь хотел призвать ее к служению духовной пользе людей и во сне послал ей ангела с повелением идти в Скит и называться Дорофеем.
Как-то утром она оставила свое одинокое убежище, пошла из пустыни и встретилась с пустынником Макарием, которого просила она приютить ее в скиту. Старец, видя ее смирение, принял ее и дал ей послушание делать циновки из тростника. Она жила в суровых и постоянных подвигах, как жили все пустынные отцы. Господь за ее светлую жизнь и за ее самоотречение прославил ее дарами духовными: она имела благодать исцеления недугов. Имя подвижника Дорофея было у всех на устах.
А в Царьграде жили ее осиротелые родители в великой скорби о ее потере и в великой жалости над своей младшей дочерью, из которой не исходил злой дух. Злому духу Господь запретил говорить об Аполлинарии, но ему хотелось обнаружить место ее пребывания, и вот он стал кричать, что не выйдет из девы, пока ее не отведут в пустыню. И он стал сильнее мучить одержимую, чтобы добиться своего желания. В Царьграде знали святость скитских отцов, поэтому она была отправлена с торжественным поездом и множеством слуг.
Старец Макарий поручил мнимому иноку Дорофею помолиться об одержимой, чтобы Господь, даровавший ему благодать исцеления, услышал его. Долго молил Дорофей старца не возлагать на него этого дела, но Макарий не уступал.
– Да будет воля Господня, – произнесла, наконец, Аполлинария. Со слезами, воздев руки к небу, молилась она за сестру. Бес из нее вышел, и она стала здорова, прекрасна лицом и тиха. Но враг не оставлял своих козней. Чтобы досадить Аполлинарии, он опять вошел в ее сестру и создал видимость ее беременности. Удивленным родителям дева ничего не могла объяснить, тогда, обезумев от горя, они прибегли к побоям, требуя назвать имя того, с кем она была в связи. Тогда дьявол произнес ее устами: «Монах Дорофей опозорил меня в келье».
Цареградские посланцы явились с отрядом войск в Скит и стали требовать выдачи им виновного, предупреждая, что иначе Скит будет разграблен и пустынники убиты. Смело выступил мнимый Дорофей навстречу посланцам. Прочая братия не могла верить в его виновность и вызвалась идти с ним вместе, но Дорофей просил их остаться и молиться, обещая скоро вернуться.
И вот Аполлинария в Царьграде, городе, где она родилась и росла. Вот и ее добрые отец и мать. Инок стоял, потупив взор. Он сказал, что их дочь чиста и не подвергалась никакому насилию, но может открыть тайну только наедине, при условии, что, узнав дело, они отпустят его обратно. Они обещали. Тогда Аполлинария сорвала покров со своей головы и открылась своим родителям. Через некоторое время позвали ее сестру, которая признала чернеца, который ее исцелил силой Божией и, упав иноку в ноги, просила исцелить ее чрево. Подняв с земли больную, Аполлинария возложила на нее руки, и бес тотчас же бежал, а сестра приняла прежний вид.
Несколько дней провела Аполлинария в родительском доме, рассказывая о своей жизни во все эти годы. Родители умоляли ее остаться с ними, но она напомнила их слова и, отказавшись от предлагаемых ими даров и рабов, вернулась в скит.
В скиту осталось неизвестным, кто такой Дорофей, и ее по-прежнему продолжали считать за инока-чудотворца. Но не долго прожила она. Перед кончиной своей она просила авву Макария, чтобы по смерти ее не обмывали, но, когда она представилась братия, выполняя погребальный обычай, увидела, что перед ними женщина. Авве Макарию в видении было открыто происхождение, жизнь и имя блаженной Аполлинарии.
Мина (VI) – 50 лет подвизался иноком Синайского монастыря, строго исполняя устав монастырский, скончался мирно. На третий день после его смерти и того места, где он был погребен, распространилось благоухание. Когда открыли гроб, то увидели, что от ног святого истекает целебное миро.
Прп. Фостирий (IX) – подвизался на одной высокой пустынной горе, весь отдался Богу, проводя время в молитве, богомыслии и посте. Он так угодил Богу, что, как пророк Илия в пустыне питался хлебом, который приносили ему вороны, так и он питался хлебом, приносимым ему невидимой рукой. Когда приходили к нему один или два брата для беседы, то и хлебы являлись по числу лиц. К святому Фостирию стало стекаться много братьев, и он основал обитель, где братия питалась уже от трудов своих рук. Живя в обители, св. Фостирий боролся с заблуждениями своего времени и так сильно поражал заблуждающихся, что те обращались к истине.
Прп. Григорий Акритский (ок. 820) – родом с о. Крита, пастух. Вел строгую подвижническую жизнь сначала в Иерусалиме, где прожил 12 лет и где много претерпел от арабов и иудеев, а потом – в Риме, где принял схиму; затем прибыл в Царьград и в Акритской обители мирно скончался около 820 г.
Прмч. Роман из Карпенисия (1694). Грек родом, простолюдин по происхождению, человек не только не ученый, но и не грамотный, Роман обладал великим сокровищем веры. Воспитанный в благочестии набожными родителями, он с детства много думал о Боге и, придя в возраст, только к Нему и стремился. Горячим желанием его сердца было посетить Святую Землю, побывать в Иерусалиме и поклониться Гробу Господню. Бог помог ему осуществить это намерение. После паломничества в Иерусалим он пришел в лавру Саввы Освященного. В этой лавре он услышал о мучениках, которые охотно расставались с жизнью, чтобы приобрести будущие вечные блага.
Иноки рассказали ему о Христе, об искуплении, о будущей жизни и о небе. Удел мучеников стал тогда любимой мечтой простосердечного Романа. Он рассказал о своем желании принять мученичество за Христа иерусалимскому патриарху. Патриарх старался отговорить его от этого намерения, боясь, что он не стерпит мук и не достигнет, таким образом, своей цели. Из Иерусалима Роман отправился в город Солунь, находившийся тогда под властью турок. Турки предоставляли христианам мирно жить в их вере, но не допускали открытого против Корана восстания. Между тем Роман объявил себя открыто христианином и стал громко обличать Магомета в лживости и обмане. Судья велел бить за это Романа, но, видя его твердость, присудил его к казни. Один из капитанов солунских кораблей, который был случайным свидетелем происходившего, уговорил судью отдать Романа в его распоряжение, доказывая, что это будет для него хуже мгновенной казни, так как в тяжких корабельных трудах он будет мучиться долгие годы. Он некоторое время промучился на корабле, затем был выкуплен у капитана несколькими добрыми христианами и отправлен ими на Афон. На Афоне Роман принял иночество, но на этом не мог успокоиться – душа его жадно стремилась к мученическим подвигам. Приготовившись к этому долгим постом, он поплыл в Константинополь и опять открыто исповедовал христианство и обличал Коран. За это он был брошен в сухой колодец и остался сорок дней без всякой пищи. Но ничто не могло заставить его отречься от Христа, и он был замучен. Это было в 1694 году. Моряки англичане купили тело Романа и увезли в Англию.
Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.
Сщмч. Роман Лакедемонц (1695) – за веру и исповедание Иисуса Христа жестоко страдал и скончался от меча турок в 1695 году.
Прп. Симеон Псково-Печерский (1960).
Мчч. Феоид и Саис. Прп. Татиана. Свт. Лукиан еп. и св. Фома.