24 января / 6 февраля
Прп. Ксении (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX). Мч. Николая (1918).
Свт. Герасима, еп. Великопермского, Устьвымского (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Прп. Македония, Сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина (VII).
Прп. Ксения Миласская (V). Диакониса. В миру она носила имя Евсевия, была дочерью римского сенатора. В молодости она покинула родительский дом с двумя верными служанками и назвалась Ксенией, что значит «странница». Переодевшись в мужское платье, тайно скрылись они из Рима и на корабле прибыли в Александрию. Затем переплыли на остров Ко, что в пятидесяти верстах от Карийского города Гали-Карнаса. Здесь, наняв дом, Ксения жила со служанками, как с сестрами, взяв с них слово никому не говорить, кто она. «Я странница для Господа», – говорила она. Пребывание их на острове оказалось для них, беззащитных слабых женщин, небезопасным. Но Господь послал им помощь по их молитвам.
Однажды Евсевия встретилась со старцем-странником и просила принять ее и сестер в духовное общение с ним. «Я думаю, – прибавила она, – что ты епископ Божий». Старец спросил, кто они. «Мы из далекой страны, – отвечала Ксения, – и ищем одного – спасения души». «Поверьте мне, - сказал старец, - я не епископ, я сам странник, иду из
Святой Земли в свою обитель св. апостола Андрея, что в Карийском городе Миласе». Ксения умоляла старца взять их с собою и укрыть своею защитою от искушений беззащитного одиночества.
Старец согласился. В Миласе, вблизи соборного храма, Евсевия купила дом, устроила небольшой храм во имя архидиакона Стефана и составила общину дев. Блаженный старец Павел усердно заботился о новой общине и постриг в монашество Ксению и ее подруг.
Спустя недолгое время, почил епископ Миласа, Кирилл, и на его место поставлен был игумен Андреевой обители, старец Павел. Новый епископ посетил общину Ксении и в виде отличия предложил ей сан диаконисы.
Жизнь Ксении была высоко духовна. Она принимала пищу через день-два, а иногда через неделю и ела лишь один хлеб; она не касалась даже овощей и масла. Жизнь свою она проводила в покаянии, слезах и молитвах. Не довольствуясь молитвами в храме, она всю ночь стояла на молитве в своей келье, с поднятыми к небу руками. Она скрывала свои подвиги, но подруги ее, желая подражать ей, видели это. Одежда на ней была самая простая. Строгая к себе самой, она была весьма милосердна ко всем, тиха, добра к сестрам, внимательна и к малым их потребностям. Никому не говорила она слова жестокого, согрешивших сестер вразумляла с кроткой любовью.
Когда приблизилась кончина высокой подвижницы, она созвала сестер в монастырский храм и сказала им: «Вы оказали мне много любви, сестры; пребывайте и далее в любви и молитесь за меня – я умираю». Отпустив сестер, она осталась в храме на молитве и на утро была найдена уснувшей вечным сном.
Преподобная Ксения скончалась 24 января не позже 467 года. Предание гласит, что в момент ее смерти виден был над храмом прекрасный венок, как бы из звезд. При гробе Ксении-диаконисы совершались во славу Божию многие исцеления больных.
Блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XIX). Никто не знает точно, когда родилась (между 1719 и 1730 гг.) блаженная Ксения и когда скончалась (†1794-1806 гг.), но все знают ее имя, помнят жизнь, которую она проводила во славу Божию, и с благоговением посещают ее могилку в часовне на Смоленском кладбище, заказывая молебны по своим нуждам или оставляя записочки с прошениями между кирпичами, если часовня закрыта. И все посетители, с верой прибегающие к ее помощи, получают просимое. Свой спасительный подвиг блж. Ксения несла в Петербурге. Она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым, который внезапно умер без должного христианского приготовления. Памятуя, что Господь соединяет супругов в таинстве брака в одно целое, 26-летняя вдова решилась жизнью искупить нераскаянные грехи мужа, совершенно отверзлась своего мира и принесла в жертву свой разум. В день похорон она надела на себя одежду своего супруга и назвалась Андреем Федоровичем. Раздарив оставшиеся ей дом и имущество, она начала скитаться по улицам города, подвергаясь нападкам и насмешкам. Мало-помалу к блаженной привыкли и стали замечать в ней нечто особенное. Милостыню она брала только у людей добродетельных и тут же отдавала нищим. Ночью уходила за город и до утра пребывала в молитве. В словах и поступках ее обнаруживался некий глубокий смысл, и ее стали почитать за прозорливую. Матери приметили, что если она приласкает больного ребенка, то тот выздоровеет. Вскоре выяснилось, что Ксения помогает честным людям устраивать их личную жизнь и счастливые браки, а недобросовестных обличает и наказывает. Подвизалась блаженная в подвиге юродства 45 лет.
Святые мощи блаженной Ксении находятся в Санкт-Петербурге в часовне на Смоленском кладбище рядом с храмом Смоленской иконы Божией Матери, на строительство которого святая тайно каждую ночь носила камни. До сих пор не прекращается ее всенародное почитание. Верующие просят у блаженной Ксении помощи в устроении брака и укреплении семьи. Возле ее мощей ежедневно совершаются молебны как просительные, так и благодарственные.
Мч. Николай (Цикура) (1918): Новомуч. Был экономом преосвященного Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского, сщенномученика (память ему 13 февраля). В этот день, 24 января, св. Николая убил выстрелом из револьвера главарь отряда карателей-матросов во время ареста владыки Сильвестра.
Мчч. Вавила Сицилийский и ученики его Тимофей и Агапий (III). Св. Вавила из Антиохии, отшельник и священник, избегая гонения, оставил Рим и удалился в Сицилию с двумя учениками, где за проповедь они были взяты, и все трое после истязаний скончались от меча в конце III века.
Мчч. Павел, Павсирий и Феодотион (III). Родные братья, пострадали в Египте при Диоклетиане в 290 г.
Прп. Македоний, Сирийский пустынник (ок. 420). Подвизался близ Антиохии Сирийской. Прожил отшельником 45 лет; изгонял бесов и исцелял больных.
Свт. Филон, еп. Колпастийский (V). На о. Крите, посвящен во епископа св. Епифанием (память 12 мая) по откровению свыше, толкователь Священного Писания.
Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина (VII). Память прмч. Анастасия Персянина отмечается 22 января (там же приведено его житие).
Свт. Герасим, еп. Великопермский, Устьвымский (1441). Священномученик. Когда в 1393 г. скончался свт. Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его свт. Герасим. В это время новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих – диких вогуличей. Несчастные скрывались в лесах. Все время своего епископства свт. Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто бы смягчились, но в одной из своих поездок его задушил омофором слуга-вогулич, которого святитель крестил и хотел сделать проповедником.
Память свт. Герасиму отмечается также 29 января в Соборе.
Мч. Иоанн Казанский (1529). Мученик Иоанн пострадал за Христа в Казани 24 января 1529 г. В княжение вел. кн. Василия Иоанновича татары напали на Нижний Новгород. Многие жители города были взяты в плен и уведены в Казань. Среди них был и богобоязненный Иоанн. При разделе пленников он достался ханскому родственнику Алей-Шнуру. Днем Иоанн честно служил своему господину, а ночами молился Богу, благодаря Его и прося сил перенести насмешки и обиды.
Хозяин Иоанна, видя его набожность, решил сделать своего невольника поклонником Магомета. Иоанн твердо сказал, что исповедует Господом Богом Иисуса Христа и не пойдет ни на какие сделки со своею совестью. Тогда татары повели Иоанна на русское кладбище и смертельно изранили его мечами. Очнувшись ночью, мученик смог добраться до двора живущих в Казани русских людей. Он попросил позвать священника причаститься Святых Таин. После причастия Иоанн провел время до утра в молитве, после чего мирно отошел к Богу.
Прп. Дионисий Олимпийский (XVI). Чудотворец. Подвизался сначала на Афоне, а потом на Олимпийской горе, где устроил обитель; творил много чудес; скончался в глубокой старости.
Сщмч. Филиппик пресвитер.
Мч. Варсима с двумя братьями – избиты в монастыре св. Саввы.
Прп. Зосима, монах Синайский.
Мц. Хрисоплока.