9/22 января
Мч. Полиевкт (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Сщмч. Павла пресвитера (1943).
Прор. Самея (X до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX). Прп. Пахомий Кенский (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении).
Мч. Полиевкт (259). Святой мученик Полиевкт был язычником, а его близкий друг Неарх – христианином. Оба они были уважаемыми воинами города Мелитины. Неарх старался обратить друга ко Христу, часто читал ему Священное Писание и доказывал мерзость идолопоклонства, но сердце Полиевкта не было еще готово, хотя делами своими он жил как христианин.
Цари объявили гонение на христиан и повсюду глашатаи стали возвещать повеление поклониться богам, причем страшные муки угрожали неповинующимся. Неарх стал готовиться к смерти, глубоко скорбя о том, что его единственный верный испытанный друг не разделит с ним его участи. Понял умный Полиевкт, что Неарх всеми силами души желает его видеть христианином. Тут он припомнил о сне, бывшем ему за несколько дней до этого и поведал его другу. Он видел во сне Христа, которому служил, как и Неарх. И Христос, приблизившись к нему, сказал: «Ты христианин, Полиевкт», затем снял с него бывшую на нем одежду, облек его в другую, прекрасную, одежду и дал ему крылатого коня. Радостно выслушал Неарх рассказ друга и объяснил ему, что прекрасная одежда означает новую жизнь и новую веру Полиевкта, а крылатый конь – скорый переход к небу. Полиевкт признался другу, что в душе он уже давно ощущает себя христианином и тут же выразил готовность доказать свою верность Христу на деле. Он пошел на площадь, где был вывешен государственный указ, плюнул на царскую грамоту и всенародно разорвал ее. Затем, встретив идолов, которых несли в капище, перехватил и сокрушил о землю 12 из них. Свидетелем этого поступка был его тесть Феликс, исполняющий поручение царей. Он сразу понял, что зятя ждет неминуемая казнь, и предложил ему единственно возможное сейчас – пойти и попрощаться с женой и с детьми. Но тот отказался, сказав: «Если дочь твоя захочет идти за мной, то будет счастлива, а нет – пусть остается с вашими богами».
Полиевкта схватили и стали бить по устам. Мученика поволокли на суд, грозили, прельщали и, наконец, произнесли, за его упорное исповедание Христа, смертный приговор.
Он шел с ликованием в душе на казнь и рассказывал народу, бежавшему за ним, что лучезарный юноша спустился к нему и велит забыть все, что есть в этом мире. На месте казни Полиевкт спокойно приклонил голову, и душа его вознесена была к небу, крещенная в его мученической крови.
Свт. Филипп, митр. Московский и всея России, чудотворец (1569). Митрополит Филипп II (в крещении Феодор) (1507-23.12.1569), родился в Москве, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Отец Феодора готовил сына к государственной службе. Великий князь Василий III приблизил ко двору молодого боярина. С Феодором сдружился будущий царь Иоанн Грозный. Когда Феодору исполнилось тридцать лет, он принял решение оставить светский мир и удалиться в Соловецкий монастырь, где постригся в иноки с именем Филипп. В 1546 г. Филипп был поставлен игуменом Соловецкой обители. Он много заботился о процветании монастыря. Во время его игуменства были воздвигнуты трапезный храм Успения Божией Матери и Собор Преображения Господня. Св. Филипп и сам много трудился вместе с монахами как простой рабочий, укладывая стены Преображенского Собора. 25 июня 1566 г. – по настоянию царя Иоанна Грозного – св. Филипп был посвящен в Московского и всея Руси митрополита. Это были тяжелые годы затянувшейся Ливонской войны, годы опричнины. Святитель не боялся говорить царю правду и обличать за жестокость. Поначалу Иоанн прислушивался к советам свт. Филиппа, позже, не перенеся обличений, приказал взять митрополита под стражу. Свт. Филипп был схвачен во время богослужения в Успенском соборе. Преданный суду, он был приговорен к пожизненному заключению. Целый год святитель провел в заточении в тверском Отрочь Успенском монастыре. Здесь же он был задушен опричником Малютой Скуратовым. Предвидя свою кончину, свт. Филипп за три дня до этого приготовился к ней причащением Святых Таин. По приказу сына и наследника Грозного царя – благочестивого царя Феодора Иоанновича – останки священномученика были доставлены в Соловецкий монастырь, где он и был погребен в месте, указанном им самим в бытность свою игуменом. Тогда же было обнаружена нетленность его мощей. Отмечены также случаи исцеления придавленного деревом рабочего и болящего золотых дел мастера после явления им святого в сонных видениях.
В 1648 г. святитель Филипп был причислен к лику святых, а в 1652 г. прибыло в Соловки посольство во главе с митрополитом Новгородским Никоном от имени царя Алексея Михайловича – испросить у святителя прощения в грехе его предшественника, царя Иоанна Грозного, и просить его вернуться в свой кафедральный град – Москву. Встретил святые мощи царь с сонмом духовенства и огромной толпой народа; и во время торжеств, которые продолжались от 9 до 17 июля, ни один день не проходил без исцелений.
Память свт. Филиппу отмечается: 9 января; 3 июля; 5 октября.
Сщмч. Павел (Никольский) пресвитер (1943): Новомуч. Священномученик Павел родился 8 сентября 1896 года в городе Зарайске Рязанской губернии в семье псаломщика Дмитрия Павловича Никольского и его супруги Анастасии. Павел окончил Рязанскую Духовную семинарию в то время, когда началась Первая мировая война, и в 1916 он был взят на фронт и служил в чине прапорщика. В 1918 году он вернулся из армии и направился к отцу, служившему диаконом в Богоявленском храме в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии. Он приехал к отцу в тот момент, когда в нескольких уездах Рязанской губернии вспыхнуло крестьянское восстание; и, хотя Павел в нем никакого участия не принимал, после подавления восстания он был арестован и просидел полтора месяца в тюрьме. После признания его невиновным он был мобилизован в Красную армию, где, как человек грамотный, стал учителем и секретарем военкома.
В 1922 году Павел Дмитриевич был рукоположен во священника к Ильинскому храму в селе Лобково Михайловского уезда; с 1928 года он стал служить в храме в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Трасна Зарайского района.
В июне 1929 года о. Павел обратился к уполномоченному местного земельного общества с просьбой выделить ему землю в аренду. Вопрос был поставлен на решение общего собрания, и крестьяне проголосовали за выделение земли священнику. Это привело безбожников в гнев, и они обвинили священника в подкупе крестьян и оказании на них морального давления; 5 января 1930 года о. Павел был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. На допросах он виновным себя не признал и опроверг все обвинения.
У следователя не было никаких доказательств преступной деятельности священника, но когда 29 января он составил обвинительное заключение, то охарактеризовал священника как бывшего офицера царской армии, принимавшего будто бы участие в кулацком восстании в Михайловском уезде, за что он будто бы отбывал наказание; он обвинил о. Павла «в том, что, используя религиозные чувства верующих», тот «вел среди них контрреволюционную агитацию, преследуя цель вызвать массовое недовольство по поводу обложения духовенства налогом».
3 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Павла к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в распоряжение Управления северных лагерей особого назначения. Вернувшись из заключения в 1932 году, о. Павел поселился сначала в городе Серебряные Пруды, а в 1938 году переехал в Зарайск.
В 1940 году ему, как бывшему ранее в заключении, было предложено покинуть город, и он переехал в Рязань. В храме он не служил, но ходил молиться в Скорбященскую церковь, духовенство которой знало его как отбывшего заключение священника. Через некоторое время один из священников, также ходивший молиться в этот же храм, написал донесение в НКВД, будто о. Павел говорил ему, что на советскую должность он поступать не будет, потому что не хочет работать на советскую власть.
Отец Павел был арестован спустя неделю после начала Великой Отечественной войны, 30 июня 1941 года, и заключен в рязанскую тюрьму.
Во время допросов священник не признал себя виновным в «антисоветской деятельности» и не дал показаний против других священников, с которыми общался.
6 июля 1941 года следствие было закончено. 22 сентября того же года Особое Совещание при НКВД приговорило о. Павла к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 17 октября 1941 года он был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 года и был помещен в 4-й лагпункт Вятлага. Тяжелые условия жизни и работы в лагере стали непосильны для больного, истощенного заключением священника. Священник Павел Никольский скончался от голода 22 января 1943 года и был погребен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 12-17.]
Прор. Самей (X до Р.Х.). Происходил из города Силома. Жил в конце царствования Соломона, при царях: иудейском Ровоаме, которому он от лица Божия воспретил воевать против десяти колен, отделившихся от потомков Давидовых; израильском Иеровоаме, обличал его нечестие.
Свт. Петр, еп. Севастии Армянской (IV). Святой Петр был братом свв. Василия Великого и Григория Нисского (память их 1 и 10 января). Став епископом, св. Василий рукоположил Петра в пресвитеры. А затем, уже по смерти св. Василия, он был поставлен епископом Севастии Армянской (ныне Савас) в 380 г. Св. Петр был членом II Вселенского Собора, бывшего в 381 г. по поводу ереси Македония, утверждавшего, что Дух Святой не есть лицо Божественное, а творение Божие. Скончался св. Петр в конце IV в. Замечательна благочестием семья, из которой он вышел. Отец их Василий и мать, св. Емилия (память ее 1 янв.), – благочестивые; дед их и бабка, св. Макрина, – исповедники; братья – все иноки, из них три: свв. Василий, Григорий и Петр – епископы; шесть сестер, брачные и безбрачные, – все добродетельные; две – Макрина (память ее 19 июля) и Феозва (память ее 10 янв.) – причислены к лику святых.
Прп. Евстратий чудотворец (IX). Прп. Евстратий происходил от богатых и благочестивых родителей, живших в Тарсе. Двадцатилетним юношей он тайком ушел из родительского дома в Авгаровскую обитель (на малоазийском Олимпе), где вел строгую подвижническую жизнь: носил власяницу, питался только хлебом и водой и спал на голых досках. Со временем он был избран в настоятели обители. Много чудес совершил св. Евстратий. Перед смертью, дав наставление братии не прилепляться к земным благам, но постоянно думать о будущем, скончался со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой». Ему было 95 лет от роду.
Мчч. Никандр (Ниарх) и Захария. Мч. Пантелеимон. Воспоминание трясения (землетрясения), бывшего в Сигме (869).
Прп. Пахомий Кенский (XVI). Прп. Пахомий (род. в 1450 г.) был учеником и сомолитвенником прп. Александра Ошевенского (память его 20 апр.) и вышел из его обители после его смерти. Строгий постник, молитвенник, он уединился для безмолвия на том же месте, где был потом Кеноезерский приход Каргопольского уезда. Узнав о нем, местные жители стали постепенно приходить к нему за советом и благословением, а ревнители иночества стали просить его принять их под свое руководство. Устроили храм в честь Преображения Господня и оградили обитель оградой, а над вратами поставили икону престольного праздника обители. Братия, вместе с настоятелем, копали землю, сеяли и убирали хлеб, очищали лес под поля, ловили рыбу. Здесь принял иночество прп. Антоний Сийский (память его 7 дек.), который подвизался в монастырской больнице для немощных старцев.
Прп. Пахомий почил в глубокой старости в чине игумена, в схиме. Жил он, как полагают, в 1450-1525 гг. На могиле его творились чудеса, и он был причислен к лику святых. В 1800 г. обитель его сгорела, и нетронутыми остались только три доски над его могилой. Прп. Пахомий был похож на Сергия Радонежского.