17/30 января
Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Сщмч. Виктора пресвитера (1931); сщмч. Павла пресвитера (1938).
Прп. Антония Черноезерского (XVI).
Прп. Антоний Великий (356). Родился в Египте около 250 года от богатых родителей – христиан. Восемнадцати лет он оставил дом, чтобы жить уединенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, затем переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Начались «искушения святого Антония». Враг рода человеческого – Диавол – то склонял его к плотскому греху, то запугивал явлением страшных чудовищ, то наносил тяжкие телесные раны. Но святой все эти напасти побеждал силой молитвы к Богу.
В течение долгих лет преподобный страдал от голода и жажды, от холода и зноя, тоски по миру и волнения помыслов, прельщений и ужасов от демонов. Через 12 лет старец сделался отцом и наставником многих. Вокруг него возникли обители иноков; множество людей постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний заботился о том, чтобы укоренить в учениках благочестие, преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного. Он изгонял бесов из людей, одержимых ими, исцелял, всем помогал, как мог. Но когда Святая Церковь воззвала к нему, он сошел в многолюдную Александрию, дабы обличить бушевавших там язычников и еретиков – армян.
Умер прп. Антоний в глубокой старости, прожив 105 лет. «Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом и потом со святыми, да примут они вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых» – таким было посмертное слово святого подвижника.
Прп. Антоний Дымский (ок. 1224). Преподобный (1157-1224) родился в Новгороде и с юности полюбил уединение и молитву. Повинуясь влечению сердца, он решил оставить мир и принял монашеский постриг от прп. Варлаама Хутынского в основанном им монастыре, близ Новгорода. Спустя некоторое время св. Антоний был послан по монастырским делам в Константинополь. Тогда же он посетил и Святую Землю, оказавшись одним из первых русских паломников у святынь Иерусалима. Через пять лет прп. Антоний вернулся в родную Хутынскую обитель и принял управление ею по благословению умирающего св. Варлаама. Прп. Антоний достойно продолжил дело основателя, но впоследствии, избегая людской славы, тайно к городу Тихвину и поселился в пещере на берегу Дымского озера, на высоком холме, окруженном глухими лесами. К нему начала собираться братия, а спустя некоторое время по разрешению новгородского князя Александра Невского здесь был создан монастырь. Получив при постриге имя основателя монашества прп. Антония Великого, Антоний Дымский стремился устроить иноческую жизнь по заветам своего небесного покровителя и ему же посвятил храм в новой обители. До конца своей жизни подвизался святой в богомыслии и молитве и мирно отошел к Господу в возрасте 67 лет в день своего тезоименитства. В 1330 г. были обретены его нетленные мощи, с того времени прославленные многими чудесами. В нашествии хана Едигея (1408 г.) монахи скрыли их от поругания. В 1585 г., во время нашествия шведов, прп. Антоний дважды спасал свою обитель от неприятеля, являясь в видении настоятелю и пробуждая его ночью во время опасности.
Память прп. Антонию совершается также 24 июня.
Сщмч. Виктор (Европейцев) пресвитер (1931): Новомуч. Священномученик Виктор родился в 1885 г. в селе Малая Азась Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье священника Андрея Европейцева. По окончании Духовной семинарии он был рукоположен во священника и с 1906 г. служил в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Хлыстовка Краснослободского уезда. Здесь он прослужил до конца 1929 г., пользуясь среди прихожан большим авторитетом, что сказалось впоследствии на его участи и предопределило мученическую кончину.
В ноябре 1929 г. в дом священника явились представители сельсовета и ОГПУ и заявили, чтобы семья священника покинула село, и, хотя супруга священника была в то время больна и лежала в постели с высокой температурой, пришедшие были неумолимы. Отобрав то, что с их точки зрения представляло какую-то ценность, все остальное они изломали и изорвали, все свои действия сопровождая угрозами и бранью.
В 1929 г. местные власти, исполняя распоряжение коммунистического правительства о создании государственных коллективов, организовали в селе Хлыстовка колхоз, причем выборы его руководства были, поначалу, вполне свободными, и крестьяне избрали из своей среды наиболее хозяйственных крестьян. Это властям не понравилось, и в начале 1930 г. колхоз был распущен и стал создаваться заново, причем все хозяйственные крестьяне были записаны в лишенцы, в колхоз не принимались, а их имущество отбиралось в общую собственность.
В декабре 1929 г., спустя месяц после престольного праздника святых бессребреников Космы и Дамиана, местными властями был закрыт в селе храм, и о. Виктор переехал в Краснослободск. Отнятие имущества, закрытие храма – все это вызвало возмущение у крестьян, которое достигло предела, когда крестьяне оказались лишенными богослужения на Великий пост и Пасху. В апреле 1930 г., незадолго до Пасхи, крестьяне созвали собрание, в котором участвовало около ста человек, в основном женщины, и приняли решение добиться от властей разрешения на назначение в храм священника. Затем все собравшиеся пришли к сельсовету и потребовали от председателя, чтобы и она присоединилась к ходатайству населения перед областным начальством об открытии храма, что та категорически отказалась сделать.
Крики и возмущение ни к чему, однако, не привели, и через некоторое время все разошлись. Власти все же разрешили о. Виктору служить в храме, и на Пасху состоялось богослужение, и еще после Пасхи он служил, и все в храме молились три дня.
21 ноября 1930 г. местный уполномоченный ОГПУ, собрав некоторые сведения о крестьянах-лишенцах и о священнике от местных коммунистических активистов, испросил разрешения у своего начальства на проведение арестов. На следующий день о. Виктор, шестеро крестьян и две монахини были арестованы и заключены в тюрьму в городе Саранске.
Через день следователь допросил священника. Выслушав предъявленные обвинения, о. Виктор заявил, что никакой антисоветской агитации он не проводил, что все его внимание и силы отдавались чисто духовным вопросам и, когда в селе проводились какие-либо собрания, он о них совершенно не знал.
5 декабря, предъявив священнику обвинение в антисоветской агитации, следователь снова его допросил. Отец Виктор вины своей в этом не признал.
10 января 1931 г. тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 г. в Саранской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.
Сщмч. Павел (Успенский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Павел родился 21 января 1874 г. в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника Никиты Успенского. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, он вернулся в родное село и стал прислуживать алтарником в храме, где его отец был настоятелем. 22 мая 1897 г. Павел Никитич был рукоположен к этому храму священником. Впоследствии, уже во времена гонений на Церковь, он был переведен служить в храм в селе Вашка Петровского района, а с 30 сентября 1936 г. стал служить в храме в селе Соломидино Переславского района.
Отец Павел был еще на свободе, когда тройка НКВД 14 октября 1937 г. приговорила его к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 17 октября 1937 г. священник был арестован и на другой день допрошен.
Следователь потребовал от священника признания вины, как участника антисоветской церковно-монархической организации в проведении антисоветских сборищ, в распространении среди крестьян-колхозников провокационных слухов о войне и в склонении их к выходу из колхозов. Священник отказался признать в этом свою вину.
19 октября был допрошен член церковного совета, который подписал протокол с показаниями, подсказанными следователем.
Священник Павел Успенский был приговорен к восьми годам заключения в концлагерь. Он умер через три с половиной месяца после вынесения приговора, 30 января 1938 г., и был погребен в безвестной могиле.
Блгв. царь Феодосий Великий (395).
Прп. Ахила исповедник (V). Отшельник скитский.
Свт. Иоанн, еп. Ростовский (1213 или 1214). Свт. Иоанн II (1190-1213) был духовником вел. кн. Всеволода III Юрьевича и в 1190 г. был хиротонисан в епископа Ростовского митрополитом Никифором. В том же году он установил празднование обретения мощей святителя Леонтия (память его 23 мая), которому и написал канон, помещенный в майской Минее.
Из жизни свт. Иоанна мало что известно: он венчал во Владимире вел. князя Константина Всеволодовича, св. благоверного вел. князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (память его 4 марта), освящал Успенский собор во Владимире.
Епископ Иоанн представился в Суздале, в Космо-Дамиановском монастыре, где и погребен в 1213 г. В старинных святцах он считается святым. В Вознесенской церкви Ростова на иконе Ростовских святых чудотворцев есть образ святителя.
Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.
Прп. Антоний Краснохолмский (1481). В 1461 г. иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний основал вблизи города Краснохолмска в Тверском княжестве Свято-Николаевский монастырь на средства боярина Нелединского. Братию свою он назидал как словом, так и примером своей жизни. Прп. Антоний Краснохолмский скончался в 1481 г. после освящения монастырской церкви.
Память его празднуется также в 1-ю Неделю после праздника свв. апп. Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших.
Прп. Антоний Черноезерский (XVI) – был основателем монастыря на берегу Черного озера, на Новгородском севере. Св. мощи его покоятся в церкви упраздненной его обители, ныне приходской. Сведения о жизни его не сохранились. Почитание святого началось задолго до постановления Святейшего Синода, последовавшего в 1712 г.
Мч. Георгий Янинский (1838) – родился в селении Чуркли, в Албании, от бедных поселян землевладельцев. За неприятие ислама после истязаний повешен турками в Янине 17 января 1838 г.
Прп. Антоний Новый (в Веррии Македонской).
Св. Антонина.
Св. Мартирий - черноризец. Жил в земле Саворской и был нищелюбив и милостив.