11/24 января
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456). Сщмчч. Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919); св. Владимира исп., пресвитера (1932).
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).
Елецкой иконы Божией Матери (1060).
Прп. Феодосий Великий, общих житий начальник (529). Преподобный Феодосий родился в Каппадокии в 424 г. Он обладал великолепным голосом и принес его в дар Богу, усердно трудясь в церковном пении и чтении. Но преподобный жаждал истинного подвижничества. Тогда он совершил паломничество во Святую Землю – в Палестину. Прп. Феодосий стал вести сугубо отшельническую жизнь в той самой пещере, где останавливались волхвы, пришедшие поклониться Родившемуся Богомладенцу. Вскоре к подвижнику стали собираться другие иноки, ищущие духовного спасения. Пещера уже не могла вместить всех, и св. Феодосий стал искать новое место для устройства обители. Господь Сам указал его: когда преподобный шел по пустыне, держа в руках кадильницу с потухшими углями, они вдруг загорелись. Здесь прп. Феодосий и решил основать монастырь. Число монахов в нем превышало семь сотен. В своем монастыре прп. Феодосий устроил странноприимный дом и больницу, кормил нуждающихся, непрестанно молился о путешествующих – и его молитва спасла многих. Когда возникла ересь Евтихия, православные были гонимы от императора Анастасия (491-518). Прп. Феодосий боролся с ересью и за это его содержали в заточении. Святой прожил большую и праведную жизнь, почив в Бозе, когда ему исполнилось 105 лет.
Прп. Михаил Клопский, Новгородский (ок. 1453-1456). Прп. Михаил, Христа ради юродивый был сыном знатных родителей и родственником вел. кн. Димитрия Донского. Скрыв свое имя и происхождение прп. Михаил принял на себя тяжелый подвиг юродства, покинул Москву и пришел в Клопский Свято-Троицкий монастырь под Новгородом. Неизвестно, каким образом попал он в запертую дверь одного иеромонаха: там его застали переписывающим книгу Деяний св. Апостолов. Пришельца оставили в монастыре, где он стал нести послушание чтеца в храме и на трапезе, не открывая по-прежнему своего имени. Однажды на праздник Преображения Господня в обитель приехал кн. Константин Дмитриевич Новгородский (1389-1433), младший сын Димитрия Донского. Услышав чтение нового инока, он узнал его и назвал своим родственником Михаилом Максимовичем. Сорок четыре года прожил в обители прп. Михаил, являя братии добрый пример праведного иноческого жития и подвигов аскетизма. Он наложил на себя строгий пост, вкушая только хлеб с водой один раз в неделю, спал на голой земле, изнурял плоть бесчисленными трудами и великими молитвенными подвигами. Неустрашимо обличал святой сильных мира сего и пороки людские. За святую жизнь Господь наградил его даром чудотворения. Так, преподобный предсказал рождение вел. кн. Иоанна III и взятие им Новгорода, обличал кн. Шемяку за то, что тот ослепил своего брата Василия Темного. Во время сильной засухи и последовавшего за ней голода по молитвам подвижника близ монастыря начал бить источник, и запасы хлеба в монастырских кладовых не уменьшались, несмотря на то, что зерно обильно раздавалось голодающим. Предсказав место своего погребения, прп. Михаил мирно отошел ко Господу и был похоронен на правой стороне соборного храма.
Сщмчч. Николай (Мациевский), Феодор (Антипин) и Владимир (Фокин) пресвитеры (1919): Новомуч. Священники села Юма Пермского уезда Николай Мациевский и Феодор Антипин были расстреляны большевиками 11 января.
Священник Владимир Фокин служил в селе Ново-Еловском вблизи г. Ачинска Красноярского края. Он был истинным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, почему и пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех знавших его. 24 января 1919 г. он был схвачен отрядом красногвардейцев и расстрелян в полутора километрах от деревни Лодочная. На теле его, кроме огнестрельных ран, оказалось три штыковых. Ввиду того, что эти места были захвачены большевиками, тело священника было вывезено из села Ново-Еловского и перевезено в г. Ачинск, где и состоялось отпевание. Священник был погребен рядом с ачинской Казанской церковью. В погребении, кроме духовенства, участвовало почти все население города.
Св. Владимир (Хираско) исп., пресвитер (1932): Новомуч. Священноисповедник Владимир родился 11 января 1874 г. в городе Петровске (ныне Подольск) Киевской губернии в семье священнослужителя Григория Хираско. По окончании Духовной семинарии Владимир Григорьевич работал учителем в церковноприходских школах. В 1899 г. он был рукоположен во священника ко храму Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда Минской губернии. Здесь он прослужил восемь лет, а затем был переведен в Георгиевскую церковь в село Юревичи того же уезда. В 1911 г. о. Владимир был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске. Храм был построен при училище слепых. В Минске о. Владимир преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях. Кроме того, он был членом Минского епархиального попечительства о бедных духовного звания. Возведен в сан протоиерея. В 1919 г. о. Владимир был арестован, но вскоре освобожден. Вторично протоиерей Владимир был арестован 29 декабря 1925 г. по обвинению в связи с Польским Генеральным консульством.
Прихожане, стараясь поддержать священника, писали ему ободряющие теплые письма, высказываясь нелицеприятно по адресу гонителей Церкви – безбожников.
Следователи, найдя эти письма, потребовали от священника, чтобы он назвал имена писавших, но о. Владимир категорически отказался. В марте 1926 г. он был приговорен к трем годам ссылки, которую был отправлен отбывать в город Орел. Весной 1929 г. он вернулся в Минск и стал служить в той же церкви. Вскоре в газете «Рабочий» появилась статья, в которой о. Владимир обвинялся в контрреволюционной деятельности.
26 марта священник был арестован. Давая показания на следствии, он отрицал присутствие в сказанных им с амвона проповедях какого-либо антисоветского смысла, а также свою причастность к контрреволюционной деятельности.
В 1929 г. протоиерей Владимир Хираско был приговорен к трем годам заключения. Из заключения священник освободился в 1932 г. тяжело больным и через несколько месяцев скончался.
Прп. Феодосий Антиохийский (ок. 412). Преподобный Феодосий с юных лет оставил богатый дом своих знаменитых родителей и вступил на скорбный путь подвижничества, поселившись в малой келье на берегу Исского залива, близ Антиохии. Непрерывными постами и молитвами он победил плотские и духовные страсти. На своей родине преподобный основал монастырь Скупель. Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь Бога «Феодосиева», его боялись и чтили разбойники и просили его молитв. Уходя от мирской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней великий подвижник и окончил мирно дни своей жизни.
Св. Ромил пустынник (XIII).
Свт. Феодосий, митр. Трапезундский (XIV). Игумен Афонский, почил мирно.
Свв. Стефан, Феодор и Агапий архимандриты.
Мч. Маир. Мч. Терентий иже в Кесарии. Пострадали при Диоклетиане.
Елецкая икона Божией Матери (1060). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1060 г. близ Чернигова и была обретена прп. Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы были Елецкими. Празднование этой иконе, под названием Елецкой Черниговской, осуществляется 5 февраля.
Чтимый список с чудотворной иконы, о которой здесь идет речь, находится в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери г. Ельца Липецкой области. Елецкая икона Божией Матери была написана в память о событии, которое произошло в городе Ельце в 1395 г., во время нашествия татаро-монгольских полчищ на русскую землю. Тамерлан взял тогда город Елец и двигался на Москву, но прекратил наступление и повернул обратно после того, как увидел во сне лучезарную Деву, окруженную тьмой Ангелов с огненными мечами в руках (об этом см. 26 августа в день памяти Владимирской иконы Божией матери).
Списки Елецкой иконы Божией матери дважды, в 1883 и 1895 годах, преподносились царской семье. Икона прославилась чудесами, но записи о них не сохранились, как и сам образ.
Египетская икона Божией Матери (1060). Об этой иконе сохранилось очень мало сведений – только то, что она была обретена в 1060 г. и является чудотворной.