Краткие жития святых, православные праздники и события

16/29 января

 

Поклонение честным веригам ап. Петра. Прав. Максима, иерея Тотемского (1650). Сщмч. Иоанна пресвитера (1919).

Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180). Мч. Данакта чтеца (II).

 

Апостол Петр в темнице Святой и всехвальный апостол Петр (поклонение честным веригам (узам). Около 42 г. по Рождестве Христовом иудейский царь Ирод Агриппа начал гонения на христиан. По его приказу был убит брат апостола Иоанна Иаков. «Видя же, что это приятно иудеям…» взял и ап. Петра, бросил его в темницу и заковал двумя железными цепями. Его охраняли так зорко, что ночью по бокам его ложились два воина. Но ангел Господень разбудил его и вывел из темницы, причем железные вериги упали с его рук. Верующим были дороги эти «вериги» апостола, и они благоговейно их хранили, тем более, что эти «узы» Петра получили чудесные силы и в последствии поколения христиан передавали их из рода в род. Они хранились в Иерусалиме в течение четырех веков. Когда бывшая в Святой Земле царица Евдокия возвращалась в Царьград, то патриарх подарил ей много святынь и, между прочим, и эти святые вериги ап. Петра. Из них одну веригу Евдокия принесла в дар приделу ап. Петра в великом Софийском храме, а другую – послала своей дочери римской императрице Евдокии.

Евдокия Римская воздвигла в честь апостола храм и положила туда как эти иерусалимские вериги, так и другие вериги, которыми сковал ап. Петра в Риме Нерон.

После этого был установлен в честь этих вериг праздник.

Прав. Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый (1650). В течение 45-ти лет он служил священником в г. Тотьме, неся подвиг юродивого Христа ради, был при жизни чудотворцем. Скончался святой в глубокой старости. Его гробница находится в городской церкви Св. Параскевы Пятницы, на ней изображены некоторые из его чудес. Там же находится и икона праведника. Причислен св. Максим к лику святых в 1715 г.

 

Сщмч. Иоанн (Петтай) пресвитер (1919): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 1 января 1894 г. в местечке Каролен Верроского уезда Лифляндской губернии в семье православных крестьян-батраков, работавших в помещичьем имении Каролен, Михаила Яковлевича и Марии Константиновны Петтай. Завершив обучение в Рижском духовном училище, Иван в 1910 г. поступил в Рижскую Духовную семинарию, окончить которую помешала Первая мировая война. С приближением фронта к Риге многие учреждения, и среди них и Рижская Духовная семинария, были эвакуированы вглубь России; семинария была переведена в Нижний Новгород. Здесь студенты оказались лишены общежития, и им пришлось снимать жилье у частных хозяев, так что, бывало, вся стипендия уходила на оплату жилья. Родители Ивана помочь ему средствами не могли, и ему пришлось 1 мая 1915 г. прекратить обучение.

В сентябре 1915 г. он поступил на юридический факультет Юрьевского университета. Развернувшаяся широкомасштабная война в то время уносила множество жизней, и в армии стала ощущаться нехватка офицерского состава. 1 мая 1916 г. Иван Михайлович, несмотря на имеющуюся у него отсрочку от службы в армии, был мобилизован и зачислен юнкером во Владимирское военное училище. После полугода обучения он в чине прапорщика был отправлен на фронт в действующую армию и служил в 245-м и 99-м пехотных полках. В июле 1917 г. он был ранен. Выйдя из госпиталя в декабре 1917 г., Иван Михайлович вернулся домой в местечко Каролен и стал помогать родителям по хозяйству, не оставляя, однако, мысли посвятить свою жизнь служению Господу в сане священника. Летом 1918 г. он подал прошение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) (сщмч., память его 1 янв.) о рукоположении во пресвитера.

13 октября 1918 г. Иван Михайлович был рукоположен во священника к храму Всех святых в селе Пенуя Перновского уезда Лифляндской губернии. Приход был небольшой и объединял всех православных эстонцев окрестных деревень. Храм, выстроенный в 1875 г., вмещал не более трехсот человек. Для прохождения практики священника о. Иоанн был отправлен в соседнюю церковь в селе Каркси-Нуйя.

В декабре 1918 г. о. Иоанн получил письмо из дома, в котором сообщалось, что его мать находится при смерти, а отец болен. Отслужив Божественную литургию на праздник Рождества Христова, священник отправился из Пенуя в городок Валк, намереваясь оттуда добраться до дома родителей. В Валк он приехал к 11 часам вечера. Между тем вся местность еще накануне была занята частями Красной армии, и в городе был установлен комендантский час, так что, едва прибыв в город, о. Иоанн был сразу же арестован и отправлен в тюрьму для выяснения личности.

На следующий день следователь допросил священника и на основании его ответов послал запрос и вскоре получил ответ из Кароленского волостного исполкома, который подтвердил личность священника. Кроме того, от местной власти поступила на него положительная характеристика, а от рабочих прошение с просьбой освободить его.

Однако начальство приняло иное решение: близость к рабочим и принципиальность в выборе священнического пути были худшей характеристикой для пришедших к власти безбожников.

Священник Иоанн Петтай был расстрелян 29 января 1919 г. и погребен на Тартуском кладбище.

 

Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп Мчч. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп, бабка их Леонилла и с ними Неон, Турвон и Иовилла (161-180). Великий святитель Божий Поликарп, епископ Смирнский, ученик ап. Иоанна Богослова, узнал, что в Галлии (теперешней Франции) происходит великое гонение на христиан. Чтобы поддержать благоверных и приобрести новых верующих, он отправил в Галлию трех мужей: иереев Андохия и Венигна и диакона Фирса. Благословляя их, он предсказал, что они обретут себе много сподвижников.

Они прибыли на южный берег Галлии, близ теперешнего Марселя. В одном из ближайших городов они встретились с сенатором Фавстом, который сочувствовал христианам и, узнав, что они священники, просил окрестить его и его сына Симфориана (который впоследствии пострадал за Христа). Фавст рассказал священникам, что у него есть верующая во Христа сестра Леонилла, воспитывающая трех своих внуков-близнецов, еще мальчиков, которые были еще язычниками.

Андохий с Фирсом пошли в другой город, где обратили многих ко Христу, а Венигн пошел к Леонилле. Как раз молодые люди вернулись после жертвоприношения языческой богине Немезиде. Леонилла обратилась к ним с горячей и убедительной речью о Творце и Спасителе. Братья глубоко восприняли новую для них истину и приняли крещение, а Венигн пошел дальше и вскоре принял мученическую смерть.

Братья всей душой жаждали высказать свою преданность Христу. Они послали слуг разбить тот идол Немезиды, перед которым они приносили последние жертвы, а сами разбили 12 истуканов, стоящим у них в доме. Это произвело по всему городу страшный переполох. Выдающееся мирское положение юношей делало их поступок особенно заметным. Они были схвачены, представлены на суд, где без боязни исповедовали свою веру. Несмотря на угрозу неминуемой казни, бабка поддержала их.

Юноши были осуждены на сожжение. Казнь они приняли с великим мужеством.

Мч. Данакт чтец (II). Св. мученик Данакт родом был из Иллирии (часть Римской империи, занимавшее восточное побережье Адриатического моря), из города Авлона. Состоял он церковным чтецом. Во время нашествия язычников св. Данакт, после истязаний за отказ выдать неверным церковные сосуды, утварь и принести жертву идолам, претерпел мученическую кончину, пронзенный мечом.

Прмч. Дамаскин Новый (1771). Габровский чудотворец. Славянин, родом из с. Габрово, подвизался в Хилендарском монастыре, где был игуменом. По делам монастыря отправился в Болгарию и в селе Систове за исповедание Иисуса Христа был повешен турками 16 января 1771 г.

Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.

 

Св. Галатиан. Мч. Памва пустынник. Св. Варсонофий. Св. Еврет.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz