Краткие жития святых, православные праздники и события

28 января / 10 февраля

 

Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Св. Феодора исп., пресвитера (1933); сщмч. Игнатия, еп. Скопинского, Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея, мц. Ольги (1938); прп. Леонтия исп. (1972).

Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).

 

Прп. Ефрем Сирин Прп. Ефрем Сирин (373-379). Едесский, иеродиакон, великий и богоносный учитель покаяния, внутреннего очищения, обретения подлинного духовного состояния. Родился в начале IV века в семье земледельца из г. Назибии в Месопотамии, в юности он был вспыльчив, легко шел на ссоры, мог и богохульствовать. Однажды был даже посажен в темницу, обвиненный в краже овец. И вот тут-то с прп. Ефремом произошло духовное преображение: Господь призвал юношу к покаянию, и оно было настолько глубоким, что переродило все его духовное существо. Прп. Ефрем поселился в сирийской пустыне (отсюда его наименование Сирин). Там он вел аскетическую жизнь, питался только растениями. Будучи учителем покаяния, он всякое наставление начинал с сурового обличения собственных грехов. Св. Ефрем написал многие замечательные молитвенные молитвословия, до сих пор употребляемые в Православной Церкви. Среди них, особенно известное, «Господи и Владыко живота моего». Его глубоким содержанием восхищался А.С. Пушкин. Прп. Ефрем Сирин скончался, предузнав свою кончину, в глубокой старости, погребен в обители в пустыни в пределах Едесских.

Преподобный Феодосий Тотемский Прп. Феодосий Тотемский (Суморин) (1568). Игумен, родился в Вологде, по воле родителей вступил в брак. Однажды во время богослужения Феодосий был поражен словами Спасителя, записанными в Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня» (Мф. X, 37). После смерти родителей и, вероятно, супруги, о которой ничего не известно, Феодосий упросил родственников взять дочь на воспитание и оставил им все свое состояние с тем, чтобы удалиться в Спасо-Прилуцкий монастырь. Он часто молился у гроба св. Димитрия Прилуцкого и, желая подражать преподобному, употреблял в пищу только хлеб и воду. Как самого надежного из всей братии, игумен послал Феодосия в Тотьму на соляной завод для присмотра за монастырскими солеварнями. Никогда рабочие не были так обеспечены и довольны, как при прп. Феодосии. Подолгу наблюдая за пламенем в солеварнях, св. Феодосий приводил себе на ум геенский огонь. Пожелав создать новую обитель вблизи соляного завода, прп. Феодосий получил разрешение игумена и в 1554 г. основал монастырь в честь Преображения Господня. Из Спасо-Прилуцкого монастыря прп. Феодосий получил в благословение икону Пресвятой Богородицы, ставшую известной под именем Суморинской, или Тотемской. Святой много заботился о братии, поучая ее словом и примером, всегда был приветлив и радушен. Он оставил духовное завещание, где просил о поминовении усопших. Мощи св. Феодосия прославились чудотворениями, а в 1798 г. он был причислен к лику святых.

 

Св. Феодор (Богоявленский) исп., пресвитер (1933): Новомуч. Священноисповедник Феодор родился 26 февраля 1881 г. в селе Сеславино Ярославского уезда Ярославской губернии в семье священника Павла Богоявленского и его супруги Екатерины. В 1904 г. он окончил Ярославскую Духовную семинарию и 21 января 1905 был назначен учителем в Оболтинскую церковноприходскую школу. 24 октября 1905 г. Федор Павлович перешел в земскую школу. 20 декабря 1907 г. он был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское в Жарах Даниловского уезда.

В 20-х годах о. Феодор служил настоятелем в храме в селе Осенево Гаврилов-Ямского района. В начале февраля 1930 г. до села дошли слухи, что многие священники этого района арестованы и высланы, а все имущество их конфисковано. Беседуя об этом с диаконом храма Сергием Урусовским, о. Феодор предложил отслужить службу в ближайшую субботу, 8 февраля, так как это день памяти его почившей родственницы, а может статься, что уже больше не придется служить.

7 февраля 1930 г. в село прибыла из города бригада для организации колхоза. Состоялось собрание жителей села, был принят устав колхоза, группа бедноты подняла вопрос о выселение кулаков за пределы района.

8 февраля состоялось богослужение, на котором присутствовало более сорока прихожан. После утрени они исповедовались, но во время литургии пришло еще больше народу, так как день был базарный, многие крестьяне съехались из соседних деревень, до всех дошел слух, что церковь могут закрыть, и многие причащались. Некоторые из них не успели исповедаться, и о. Феодор пришедшим во время литургии предложил приготовиться к исповеди и причастию на следующий день, в воскресенье.

После литургии о. Феодор, по показаниям свидетелей, будто бы сказал: «Настало время нам с вами проститься, нас всех и вас советская власть выселит и угонит неизвестно куда. Причаститесь в последний раз, православные, и будьте готовы ко всему».

10 февраля священник Феодор Богоявленский, диакон Сергий Урусовский и четверо прихожан были арестованы. Отвечая на вопросы следователя, о. Феодор виновным себя в «антисоветской деятельности» не признал.

16 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила о. Феодора и других, арестованных с ним, к трем годам ссылки в Северный край. Отец Феодор был сослан в город Тотьму Вологодской области, где и умер от воспаления легких 10 февраля 1933 г.

 Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (1938): Новомуч. Священномученик Игнатий (в миру Сергей Сергеевич Садковский) родился 21октября 1887 года в Москве в семье священника Сергея Максимовича Садковского, служившего в Георгиевской на Всполье церкви. Впоследствии отец Сергий был переведен в Петропавловский храм на Новой Басманной улице, а затем, уже будучи в сане протоиерея, в Софийскую церковь на Лубянке. В 1901 году Сергей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1907 году – Московскую Духовную семинарию и поступил  в Московскую Духовную академию. В академии он с особенным усердием изучал творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Изучение трудов благодатного и опытного в духовной жизни святителя, частые поездки в Зосимову пустынь, в которой в то время жили духоносные старцы и подвижники, воспитание, полученное в благочестивой семье, собственное устремление к благочестию и почести высшего звания Христова привели Сергия, в конце концов, к решению принять монашество.

11 декабря 1910 года он был пострижен в мантию с именем Игнатий. 3 января 1911 года монах Игнатий был рукоположен в сан диакона. В том же году он окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия. 31 июля 1911 года иеродиакон Игнатий был рукоположен в сан иеромонаха.

7 августа 1911 года он получил направление в Томскую Духовную семинарию, где должен был преподавать гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей, но, заболев, он не смог приступить к этому служению и был утвержден в должности помощника библиотекаря академии.

В конце 1917 года иеромонах Игнатий поступил насельником в Смоленскую Зосимову пустынь. 13 января 1918 г. он был зачислен в число братии Московского Данилова монастыря. Вскоре отец Игнатий был назначен духовником братии с несением одновременно послушания гробового иеромонаха у мощей святого благоверного князя Даниила Московского.

5 апреля 1920 года отец Игнатий, по возведении в сан архимандрита, был хиротонисан во епископа Белевского, викария Тульской епархии.

Город Белев, куда был направлен служить епископ Игнатий, имел в то время 12 тыс. жителей, занимавшихся по большей части небольшими кустарными промыслами. Здесь было два монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Крестовоздвиженский женский, 14 церквей и городской собор. Через два года против Церкви выступили многочисленные и коварные враги. Прежде всего, это были обновленцы, которые, устранив от управления Патриарха Тихона, стали захватывать епархиальные управления и епископские кафедры. Не миновала этих насилий и Тульская епархия. Узнав об аресте епископа Тульского Иувеналия (Масловского) (память ему 11 окт.), владыка отправился в Тулу.

В июне 1922 года духовенство города Тулы избрало на Тульскую кафедру епископа Виталия (Введенского), который вскоре присоединился к обновленцам. После этого еп. Игнатий был вынужден уехать в Белев, откуда он управлял викариатством, находясь в каноническом подчинении Патриарху Тихону.

Для борьбы с Православной Церковью в Белев был послан уполномоченный ВЦУ по Тульской епархии протоиерей Василий Никольский, который 16 сентября 1922 года на съезде священнослужителей и мирян уезда пытался уговорить их подчиниться обновленческому епархиальному управлению, стараясь убедить всех в правоте позиций обновленчества. Ему возражал епископ Игнатий. В конце концов, собравшимися обновленчество было осуждено как явление еретическое. В ответ началась беспощадная борьба обновленцев с Православной Церковью. 14 октября обновленцы отправили в ГПУ рапорт о том, что епископ Белевский Игнатий открыто и решительно заявляет, что единственный законный руководитель Церкви – Патриарх Тихон. Все же другие появившиеся в настоящее время при поддержке советской власти органы управления он определил считать незаконными и еретическими.

31 октября президиум обновленческого ВЦУ постановил уволить епископа Белевского Игнатия на покой с определением ему местожительства в Саровской пустыни. В ноябре 1922 года среди верующих стало широко известно об этом и, чтобы защитить архиерея от нападок обновленцев, верующие решили обратиться к владыке с просьбой не выезжать из города и принять православную общину под свое руководство. Владыка согласился.

Власти, однако, уже приняли решение об аресте епископа Игнатия, его брата – иеромонаха Георгия, наместника Спасо-Преображенского монастыря, а также наиболее близких к епископу людей, что и было ими осуществлено в январе 1923 года. Члены Спасо-Преображенской общины сразу же обратились к властям с прошением об освобождении владыки Игнатия по состоянию его здоровья, но безрезультатно. После допросов в Белевском отделении ГПУ все арестованные были переведены в тюрьму в город Тулу.

13 июня следствие было закончено. Епископа Игнатия обвинили в том, что он скрыл у себя брата, бывшего белого офицера, по подложным документам, а также рукоположил его во иеромонаха с целью «замести следы». Следствие также обвинило его и в том, что он «является ярым сторонником бывшего Патриарха Тихона…». 24 августа 1923 года епископ Игнатий и его брат иеромонах Георгий были приговорены к трем годам заключения, а помощница архиерея двадцатилетняя Татьяна Стогова – к одному году.

После приговора епископ был этапирован в Таганскую тюрьму, где вместе с другими заключенными стал ожидать этапа на Соловки. 14 сентября заключенные были отправлены в Соловецкий концлагерь.

По окончании срока заключения, в 1926 году еп. Игнатий был освобожден и вернулся на Белевскую кафедру. Сразу же после его возвращения к нему пришли обновленцы, выяснить позицию епископа, но он оказался их принять, передав, что не желает общаться с неправославными. После этого обновленцы повели с ним беспощадную борьбу, и снова посыпались доносы на епископа в ОГПУ. В конце 1926 года ОГПУ арестовало еп. Игнатия. В заключении он пробыл около двух месяцев и затем был освобожден. Но обновленцы снова начали писать на него доносы, и в 1927 году ОГПУ снова арестовало епископа. После двух месяцев заключения он был вновь освобожден. Так продолжалось до 1929 года, когда безбожное государство приступило к следующему этапу уничтожения Русской Православной Церкви.

Начиная с апреля 1929 года, ОГПУ стало целенаправленно собирать доносы на епископа Игнатия и вызывать на допросы лжесвидетелей. 13 ноября против епископа и его брата иеромонаха Георгия было начато дело. Владыку обвинили в том, что он 4 февраля собрал после службы в Георгиевской церкви нелегальное собрание духовенства из 17 священников, где обсуждались вопросы о притеснении духовенства советской властью, о невыдаче духовенству продуктов, о недопущении детей духовенства к обучению в школах, и что на этом собрании выступил с речью, поддерживая священников.

26 декабря 1929 года владыка Игнатий и отец Георгий были арестованы и заключены в тюрьму в Туле. В предъявленных обвинениях владыка виновным себя не признал, требуя призвать политических клеветников и лжецов к очной ставке с ним.

19 января 1930 года сотрудники Тульского ОГПУ переслали материалы дела на владыку Игнатия и отца Георгия в 6-е отделение секретного отдела ОГПУ в Москву.

 2 июля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа и архимандрита Георгия к трем годам заключения в концлагерь.

2 июня 1932 года он был освобожден из заключения с запрещением жить в определенных городах.

Владыка вернулся в Тулу, где до начала 1933 года жил у знакомых священников. В начале 1933 года епископ встретился с заместителем патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским), и тот определил владыку епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии, где правящим архиереем в то время был архиепископ Иувеналий (Масловский), с которым он разделил несколько лет заключения в Соловецком концлагере.

В 1935 году еп. Игнатий был арестован и приговорен к году исправительно-трудовых работ за привлечение к участию в богослужении молодого человека.

В 1936 году начались аресты архиереев. Был арестован архиеп. Рязанский Иувеналий, а некоторое время спустя, 3 февраля 1936 года, еп. Игнатий и с ним некоторые священнослужители и миряне г. Скопина. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы продолжались в течение месяца. Владыку обвиняли в создании контрреволюционной организации из духовенства и мирян Скопинского района, а также в том, что он определял на священнические места бывших узников лагерей. В предъявленных обвинениях владыка себя виновным не признавал.

16 марта 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило еп. Игнатия к пяти годам ссылки в Северный край. Ссылку епископ был отправлен отбывать в Архангельск.

В 1937 году еще более ужесточились гонения на Русскую Православную Церковь, и 3 августа 1937 года еп. Игнатий в ссылке был арестован и заключен в тюрьму г. Архангельска. Его вновь обвиняли в контрреволюционной деятельности, но он это отрицал.

15 октября 1937 года еп. Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Многократные ссылки, заключения в тюрьмы, допросы, каторжная работа в лагере окончательно подорвали его здоровье. Епископ Игнатий скончался в Кулойлаге Архангельской области 9 февраля (27 янв. ст. ст.) 1938 года и погребен в безвестной могиле на территории лагеря.

Сщмч. Владимир (Пищулин) пресвитер  (1938): Новомуч. Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 г. Витебскую гимназию, Владимир решил последовать занятиям своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета. Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 г. со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу.

После февральской революции 1917 г. Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград.

24 декабря 1919 г. Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 г. – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и в храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем был в то время будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский. В 1921 г. о. Владимир был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 г. о. Владимир снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорен к трем годам ссылки в Оренбург; здесь он перешел к обновленцам.

Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 г. в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.

14 августа 1926 г. он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью, с оставлением в сане священника.

6 апреля 1928 г. о. Владимир был арестован по обвинению в том, что он состоял членом нелегального религиозного кружка, и заключен в тюрьму в Петрограде. 8 октября 1928 г. Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании ссылки он переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был арестован 5 июля 1937 г. и заключен в тюрьму в Симферополе.

На вопросы и обвинения со стороны следователя о. Владимир, в частности, сказал: «Врагом советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики советской власти я стою на резко отрицательных позициях, то есть я являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии».

10 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

Прмч. Варфоломей (Ратных)  (1938): Новомуч. Преподобномученик Варфоломей родился в 1894 г. в селе Матренки Киевской губернии в крестьянской семье. Окончил церковноприходскую школу. В 1913 г. он поступил послушником в один из монастырей Киевской епархии. Через два года его призвали в армию и отправили на Румынский фронт, где он воевал до окончания войны в 1918 г. Вернувшись из армии, он снова поступил послушником в монастырь и через некоторое время был пострижен в мантию с именем Варфоломей и рукоположен в сан иеромонаха.

С 1927 по 1934 год иеромонах Варфоломей служил в одном из храмов города Переяслава. В 1936 г. он был арестован и некоторое время содержался под следствием, но затем был освобожден. В том же году он переехал в город Феодосию в Крыму и поселился в доме своего дальнего родственника. Здесь он жил замкнуто, почти ни с кем не общался, ведя переписку лишь со своими духовными детьми.

13 июля 1937 г. сотрудники НКВД арестовали иеромонаха Варфоломея. На допросе его спрашивали и об одном из его писем, найденном ими во время обыска, упрекая в том, что он в письме возводит клевету на советскую власть. В частности, в письме были такие слова: «…Нас же, христиан, лишают всего – жизни, но не бойся, малое стадо, ибо Господь благоволил дать нам Царство Небесное!.. Претерпевший до конца той спасется. Радуйтесь о Господе…». Отец Варфоломей не согласился, что в письме содержится клевета на власть, заявив, что все написанное есть сущая правда и ничего более.

10 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Варфоломея к расстрелу. Иеромонах Варфоломей (Ратных) был расстрелян 10 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.

Мц. Ольга (Евдокимова)  (1938): Новомуч. Мученица Ольга (Ольга Васильевна Евдокимова) родилась 11 июля 1896 г. в селе Ново-Рождественское Раменской волости Бронницкого уезда Московской губернии. Отец Ольги работал лесником в имении помещика Ильина. Ольга окончила сельскую школу и вышла замуж за крестьянина Петра Матвеевича Евдокимова; во время войны 1905 г. он был призван в армию, после войны стал работать на фабрике в Раменском, а с 1914 г. стражником в селе Михнево; он умер в 1921 г., и Ольга осталась с двумя детьми. Она с детства была прихожанкой храма Иоанна Предтечи в селе Ново-Рождественском и принимала активное участие во всех событиях, которые касались храма.

После того как храм в 1937 г. был закрыт, Ольга Васильевна была 4 сентября 1937 г. арестована вместе со священниками, псаломщиком и старостой храма, заключена в Таганскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошена.

На вопросы следователя о ее связях с церковнослужителями прихода Ольга Васильевна ответила, что связь эта выражалась лишь в том, что она активно посещала церковь, принимала у себя на квартире священников и считает церковнослужителей своими духовными наставниками. Следователь потребовал от нее рассказать о том, кто «внушал ей, стать на путь открытой антисоветской агитации с призывом борьбы против советской власти относительно решений советского правительства закрыть церковь?» На это Ольга Васильевна ответила: «Это мне никто не внушал, я сама сознательно стала на этот враждебный путь, потому что советское правительство неверно поступило, закрыв церковь в нашем селе».

10 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила Ольгу Васильевну к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Ольга Васильевна Евдокимова скончалась в заключении 10 февраля 1938 г. и была погребена в безвестной могиле.

Сщисп. Леонтий (Стасевич), Михайловский Прп. Леонтий (Стасевич) исп. (1972): Новомуч. Преподобноисповедник Леонтий родился 20 марта 1884 г. в посаде Тарноград Белгорайского уезда Люблинского воеводства Холмской губернии в благочестивой крестьянской семье Фомы и Екатерины Стасевичей и в крещении был наречен Львом. У родителей он был единственным ребенком и родился, когда отцу было 44 года, а матери 32 года. Детство Лев провел дома, работая вместе с родителями в крестьянском хозяйстве.

Окончив двухклассное училище и четырехклассную прогимназию в селе Замостье, Лев поступил работать писарем в Тарноградский суд; в это время ему исполнилось 15 лет. Христианское воспитание, полученное в благочестивой семье, зло мира и страдания людей от этого зла – то, что он увидел, присутствуя на заседаниях суда, – все вместе склонило его к лучшему выбору – служению церковному. Окончив Холмскую Духовную семинарию, Лев Фомич в 1910 г. поступил в Яблочинский Онуфриевский монастырь.

Это был единственный монастырь в западнорусских землях, который не принял ни католицизма, ни унии. Монастырь издавна славился как миссионерский центр православия. На престольный праздник, в день памяти преподобного Онуфрия Великого (Ин. 12), в обитель сходилось до двенадцати тысяч человек.

В 1912 г. настоятель монастыря архимандрит Серафим (Остроумов) постриг послушника Льва в мантию с именем Леонтий, в честь Леонтия, святителя Ростовского, и в том же году он был рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем монастыря. В этой должности он состоял до 1915 г. В монастыре о. Леонтий узнал и полюбил на всю жизнь монастырский устав и истовое богослужение.

В 1914 г. началась Первая мировая война, Яблочинский монастырь, как находящийся вблизи линии фронта, был эвакуирован вглубь России, и иеромонах Леонтий в 1916 г. был определен в Московский Богоявленский монастырь. В том же году он был награжден наперсным крестом. В 1917 г. о. Леонтий поступил в Московскую Духовную академию, но окончить ее не успел, ввиду ее закрытия в 1920 г. В том же году он был возведен в сан игумена.

В 1922 г. Патриарх Тихон назначил о. Леонтия настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в городе Суздале. В это время жизнь монастыря, частью от внутренних, а частью от внешних причин, пришла в расстройство. Новый наместник попытался направить жизнь монастыря в должное русло, но столкнулся с упорно враждебным отношением к этим попыткам со стороны братии. Но все разрешилось иным способом – в 1923 г. безбожные власти закрыли обитель, приспособив ее помещения под тюрьму. Отец Леонтий был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм святителя Иоанна Златоуста в Суздале. В приходском храме о. Леонтий восстановил ежедневное уставное богослужение и ежедневную проповедь, чем привлек сердца многих верующих, которые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии. В 1924 г. Патриарх Тихон возвел о. Леонтия в сан архимандрита.

В 1929 г. власти предприняли очередную попытку закрыть храмы в России. Были приняты новые законы, еще более ограничивающие права Русской Православной Церкви в безбожном государстве, среди прочего был запрещен и колокольный звон; начались массовые аресты священнослужителей и мирян.

3 февраля 1930 г. архимандрит Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире. 13 февраля следователь допросил священника. Отец Леонтий не признал себя виновным в предъявленном ему обвинении и пояснил, что ни в какие антисоветские группировки не входил и о существовании их не слышал.

2 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила архимандрита Леонтия к трем годам заключения в концлагерь. Заключение он был отправлен отбывать в Коми область. В лагере о. Леонтий работал фельдшером.

По возвращении из заключения о. Леонтий был направлен служить в храм в селе Бородино Гаврило-Посадского района Ивановской области.

5 ноября 1935 г. архимандрит Леонтий был вновь арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. На этот раз его обвиняли в том, что он «входил в состав группы активных церковников “ИПЦ” (Истинно Православная Церковь – название, данное аппаратом ОГПУ для удобства) и являлся ее вдохновителем. Поддерживал связи с юродствующим элементом, ардатовским старцем Иоанном и выдавал последних за “прозорливцев” и “святых”; втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путем раздачи последним разного рода подарков; распространял провокационные слухи о кончине мира, пришествии антихриста и падении советской власти».

Отец Леонтий ответил следователю, что ни по одному пункту предъявленного ему обвинения виновным себя он не признает.

Священника стали вызывать на очные ставки, спрашивая, согласен ли он с показаниями некоторых свидетелей. Но священник все свои поступки, особенно по отношению к детям, отказался признать как антисоветские.

15 февраля 1936 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архимандрита Леонтия к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 22 февраля о. Леонтий с очередным этапом был отправлен в лагерь в Караганду.

В легкие для него периоды времени в заключении о. Леонтий работал фельдшером, в тяжелые – на общих работах. Жизнь в заключении знаменовалась постоянными издевательствами охранников над узниками. Все тюремные скорби о. Леонтий переносил со смирением и кротостью и о том времени говорил: «Я в раю был, а не в тюрьме».

В 1938 г. закончился срок заключения, и о. Леонтий вернулся в Суздаль. Жил он то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных детей, совершая в их домах богослужения. К этому времени большинство храмов было закрыто, служить было негде, почти все священники были арестованы. В 1944 г. советское правительство из тактических соображений изменило свое отношение к Церкви, не изменив его по существу. Оголтелая, безбожная пропаганда затихла, но власти, как и прежде, собирали сведения для ареста священнослужителей, в том числе такие сведения и об о. Леонтии.

В июне 1947 г. епископ Ивановский и Кинешемский Михаил (Постников) назначил архимандрита Леонтия настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района. Спустя некоторое время о. Леонтий был назначен благочинным храмов Пучежского района, которых было тогда на весь район четыре. В это время власти несколько изменили форму преследований Русской Православной Церкви. Они стали прибегать к экономическому давлению, облагать приходы заведомо неуплатными налогами, превышающими доходы храмов. Кроме того, власти стали требовать, чтобы храмы и священники в обязательном порядке подписывались на государственные займы.

Несмотря на жестокое давление властей, приходская жизнь в Воронцове постепенно налаживалась, был отремонтирован храм, вокруг которого стал складываться крепкий приход, собравший многих ревнителей благочестия, так как это был единственный в области храм, где совершалось ежедневное богослужение. Кроме того, о. Леонтий совершал в Троицком храме службу по монастырскому уставу. Властям, однако, не понравилось оживление церковной и духовной жизни в селе, и они приняли решение об аресте священника. Отец Леонтий почувствовал, что снова близятся узы, и за три дня до ареста стал раздавать духовным детям и прихожанам имущество, включая келейные иконы, раздавать и рассылать переводами деньги.

Архимандрит Леонтий был арестован 2 мая 1950 г. в 11 часов утра после литургии и вечером допрошен. На допросах он показал редкое мужество и благородство.

После очередного допроса 4 мая архимандрит Леонтий был доставлен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иваново, и с этого времени допросы продолжались почти без перерыва в течение трех месяцев. В тех же числах были арестованы три наиболее близкие к о. Леонтию духовные дочери: Ольга Кряжева, Екатерина Романова и Агриппина Дмитриева.

Священник упорно отрицал свою причастность к какой-либо антисоветской деятельности, несмотря на приводимые следователями показания лжесвидетелей.

17 августа 1950 г. следствие было закончено, и управление МГБ по Ивановской области потребовало для всех обвиняемых десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. В тот же день следователь выписал постановление о направлении о. Леонтия в «особые лагеря МВД СССР».

25 октября 1950 г. о. Леонтий был приговорен к десяти годам заключения и отправлен в исправительно-трудовой лагерь в город Братск Иркутской области.Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz