20 января / 2 февраля
Прп. Евфимия Великого (473). Сщмч. Павла пресвитера (1940).
Прпп. Евфимия, схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII-XIV) Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Евфимия, Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мчч. Инны, Пинны и Риммы Новодунских (I-II). Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303).
Прп. Евфимий Великий (473). Этот подвижник родился в армянском городе Мелитины Никейской митрополии, прославленной подвигами свт. Николая, в благородной, благочестивой семье. Родился он после долгой бездетности родителей по их горячим молитвам. На 30 году жизни Евфимий ушел в Фаранскую Лавру, а затем он тайно вместе с другом своим Феоктистом удалился в Кутилийскую пустыню, где уединился в пещере для молитв и подвигов. Как всегда бывает, сияние их благочестия пробило чащу непроходимых лесов и привлекло к ним учеников. Став начальников иноков, прп. Евфимий все также строг был к себе. Один из учеников его вспоминает о нем: «Мы никогда не видели его едящим иначе как в субботу или в воскресные дни». Никогда не беседовал он с кем-либо без крайней необходимости, спал не иначе, как сидя, иногда предавался отдыху в стоячем положении, держась обеими руками за веревку, нарочно для того натянутую. Духовная слава Евфимия была распространена не только в Палестине, но и по другим местам. Он предугадал свою смерть и, в качестве последнего завета братии, говорил, чтобы монастырь всегда был открыт для странников. За это он обещал обители благословение Божие. Прп. Евфимий скончался 97 лет от роду 20 января 473 г.
Сщмч. Павел (Добромыслов) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Павел родился 17 июня 1877 г. в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Григорьевича Добромыслова. По окончании Рязанского духовного училища Павел, в 1891 г., поступил в Рязанскую Духовную семинарию, а в 1897 г. – в Московскую Духовную академию. В 1901 г. Павел Николаевич окончил Московскую Духовную академию и женился на Клавдии Алексеевне Шуваловой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впоследствии у них родилось шестеро детей.
1 октября 1901 г. епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Павла Николаевича во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. С 1902-го по 1906 год о. Павел состоял преподавателем Рязанского епархиального женского училища. С 1906-го по 1910 год он был членом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910-го по 1912 год о. Павел исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии. С 1911-го по 1914 год был заведующим и законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии. В 1912 г. священник был членом Рязанского отделения Епархиального училищного совета. В 1913 г. о. Павел был награжден наперсным крестом.
В 1914 г. о. Павел был назначен священником к Скорбященской церкви в богадельне имени Муромцевой в Рязани.
В 1918 г. во время начавшихся от безбожной власти гонений он был арестован и некоторое время содержался в одной из московских тюрем в качестве заложника как священнослужитель, пользующийся большим авторитетом среди населения. В 1923 г. о. Павел был определен в Благовещенскую церковь в Рязани и возведен в сан протоиерея.
В марте 1924 г. архиепископ Рязанский Борис (Соколов) назначил протоиерея Павла на должность Рязанского уездного благочинного. Будучи принципиальным противником обновленцев, о. Павел по поручению владыки написал историю обновленческого движения в Рязанской епархии.
Одним из первых действий архиепископа Бориса при вступлении на Рязанскую кафедру был распоряжение об упразднении епархиального совета и создании епархиальной канцелярии, через которую он осуществлял все управление епархией. Переписка через канцелярию со священниками епархии, обращения архиепископа к пастве со временем стали составлять целые сборники. Властями появление таких сборников было расценено как нелегальное издание религиозного журнала.
Архиепископ Борис (Соколов), его викарий епископ Глеб (Покровский) и группа духовенства города Рязани были арестованы в течение октября 1925 г. Протоиерей Павел Добромыслов был арестован 27 октября 1925 г. и заключен в рязанскую тюрьму.
Следствие было закончено 12 ноября 1925 г. Протоиерей Павел был обвинен в том, что, «являясь членом организованного Петром Алексеевичем Соколовым нелегального сообщества, выполнял, как член такового, все возлагаемые на него поручения. Способствовал размножению и распространению издававшегося Петром Алексеевичем Соколовым журнала “Циркуляры”, заведомо зная контрреволюционность его содержания. Своими действиями способствовал созданию библиотек с подбором литературы контрреволюционного характера. Принимал участие в издании распоряжений об установлении денежных сборов с религиозных общин Рязанской губернии, способствуя своими действиями принудительному взиманию таковых. Присваивал себе права юридического лица».
26 марта 1926 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Павла к трем годам заключения в концлагерь, и в том же году, после открытия навигации на Белом море, он был отправлен на Соловки.
По возвращении из заключения протоиерей Павел служил в храмах Рязанской епархии; в 1930 г. власти снова арестовали его, обвинив в хранении мелкой разменной монеты, и он был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Семипалатинске в Казахстане.
По окончании ссылки в 1933 г., о. Павел вернулся в Рязанскую епархию и стал служить в Благовещенском храме в городе Рязани. В 1935 г. часть причта этого храма перешла в обновленчество; о. Павел был вынужден покинуть приход. Он был назначен настоятелем Казанского храма в селе Солотча. Но послужить ему здесь пришлось недолго. 16 марта 1938 г. сотрудники НКВД вызвали на допрос в качестве лжесвидетеля служившего вместе с о. Павлом диакона, который показал, что священник часто говорил в храме проповеди и в них призывал прихожан быть более ревностными в приготовлении к таинствам. Он предупреждал, что не прибегающие к таинствам могут оказаться вне Церкви и быть осужденными на вечные мучения. Священник в своих проповедях призывал к покаянию, призывал «отказаться от классовой борьбы», говорил, что если кто обижен, то должен простить и примириться, не ссориться.
26 марта 1938 г. протоиерей Павел был арестован и заключен в рязанскую тюрьму. Допросы шли в течение полутора месяцев; следователи требовали, чтобы священник охарактеризовал суждения своих знакомых с политической стороны. Отец Павел на все обвинения отвечал отрицательно и виновным себя в проведении «контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации» не признал.
29 мая 1938 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Павла к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в один из Карагандинских лагерей, куда прибыл 16 июля того же года. Протоиерей Павел Добромыслов скончался 2 февраля 1940 г. в 8-м Чур-Нуринском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле.
Мчч. Инна, Пинна, Римма Новодунские (I-II). Эти святые мученики, которых по ошибке древних переписчиков считали долгое время за женщин-мучениц, происходили из славян, из древней Скифии и были учениками Андрея Первозванного. Они проповедовали Христа, крестили варваров и за это были схвачены и подвергнуты пыткам. Была зима. Толстые слои льда сковали реки и стоячие воды. Святых мучеников привязали к бревнам, заколоченным в лед, пустили на них громадное количество воды, которая замерзла вокруг них, так что они оказались во льду по шеи.
Память св. мчч. отмечается также в день обретения их мощей 20 июня.
Мчч. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид Никомидийские (303). Эти знатные цареградцы уверовали во Христа, видя твердость св. священника Феопемпта (память 5 янв.), епископа Никомидийского, от которого приняли крещение; пострадали в 303 г. в Никомидии с пятью своими рабами.
Блгв. Лев Великий, царь (474).
Прп. Лаврентий, затворник Печерский (XIII-XIV). Подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Заточник. Жил в темной пещере. Других сведений о житие не найдено.
Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Евфимий, патриарх Терновский, Болгарский (XIV).
Прп. Евфимий, схимник Печерский (XIV). Подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Иеросхимонах. По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.
Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Евфимий, Сянжемский, Вологодский (ок. 1465). Игумен. Начало своей иноческой жизни полагал в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. В отшельничестве он подвизался в двух верстах оттуда, на берегу реки Кушты, где водрузил крест в месте, окруженном непроходимыми болотами и лесами. Когда же к нему пришел с берегов р. Сянжемки прп. Александр Куштский, то они обменялись пустынями. Св. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий, подарив ему свой крест, удалился на Сянжемку. Туда к нему пришел прп. Харитон (скончался в1509) и другие ученики. Они основали монастырь во имя Вознесения Христова, упраздненный в 1764 г.
Прп. Евфимий Архангелогородский (ок. 1523). О преподобном Евфимии ничего не было известно до обретения его мощей 7 июля 1643 г.
Житель города Холмогоры, кузнец Остафей Трофимов, роя яму для установления кузнечного горна во дворе своего боярина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, обнаружил гроб, который принял за клад. Пытаясь выкопать его, Остафей позволил себе «выговорить невежливо», за что был поражен болезнью (расслаблением). Остафей молился у гроба и получил исцеление. Боярин Буйносов и другие лица, бывшие свидетелями происшедшего, поняли, что они обрели мощи неизвестного им чудотворца. Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления. Мощи его были перенесены в архангельскую церковь в честь происхождения Честного Креста Господня, над ними была построена гробница, к которой собирался народ для поклонения и моления об исцелениях. У гроба совершались молебны со звоном и панихиды; местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца. В 1644 г. старец Архангельского монастыря Иосиф составил и подал боярину Буйносову запись о чудесах преподобного, а боярин устроил «расспрос», свидетелями которого явились некоторые духовные лица Архангельска. Были собраны устные и письменные свидетельства о чудесах преподобного. Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл своего имени, хотя обычно указывал местонахождение своих мощей. Имя услышали только Косьма Игнатьев, служитель Архангельского монастыря, и некая Ксения из Емецкого погоста.
Внешность и одежду преподобного все описывают согласно: это был человек высокого роста, с длиной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде или в светлых, сверкающих ризах. Еремею Несторову преподобный сообщил, что «представился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия.
Почитание чудотворца продолжалось. В 1829 г., на основании «Дела об обретении мощей» (записей и рассказов о чудесах), была написана служба.
Мч. Захария (1782) – из отступников. Снова обратился в христианскую веру, за что пострадал от турок в древних Патрах в 1782 г. – был растянут на дереве за ноги и в этих муках скончался.
Мч. Фирс и Агна.