13/26 января
Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеазара Анзерского (1656).
Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).
Мчч. Ермил и Стратоник (ок. 315). Святые мученики Ермил и Стратоник, по происхождению славяне, жили при гонителе христиан императоре Ликинии (307-324), и были друзьями. Святой Ермил служил диаконом в городе Сингидоне (Белграде). Осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго, и жестоко, мучим за Имя Христово, но остался непреклонным. Святой Стратоник был тюремным надзирателем и тайным христианином. Видя страшные мучения своего друга, он открыл себя как христианина, и его также подвергли мучениям. После истязаний мучеников зашили в сети и бросили в Дунай. Тела святых на третий день нашли христиане на берегу и погребли близ Сингидона. Честные главы их находились в Константинополе, где их видел в 1200 году русский паломник Антоний.
Прп. Иринарх, затворник Ростовский (1616). В миру – Илия, был сыном благочестивых крестьян Анкидина и Ирины из с. Кондакова Ярославской губ. В детстве он сказал родителям, что станет монахом и будет носить на груди железо, трудясь ради Бога. После переселения в Ростов у Илии появился духовный друг – купец Агафоник, с которым они вместе читали Божественные книги и посещали церковь. Вскоре преподобный решил уйти в Борисоглебский монастырь, что на р. Устье. Там его отдали в послушание, а затем постригли с именем Иринарх, но молодой монах помышлял о более строгом монастыре – Кирилло-Белозерском или Соловецком. Много монастырей прошел Иринарх: и Авраамиев Богоявленский, и Св. Лазаря (где три года был в затворе). Господь сподобил прп. Иринарха даром прозорливости: он предсказал кончину своих родителей. Слава о святом разнеслась по округе. Люди приносили прп. Иринарху разные железные и медные вещи – цепи, вериги, кресты, – и он сделал из них себе тяжести, которые называл «трудом», и стал в них подвизаться. Св. Иринарх в своем подвиге часто бил себя железной палкой, спал по два часа в сутки, но при этом всегда творил Иисусову молитву. Перед своей кончиной святой встал на молитву, долго молился и тихо отошел ко Господу. Погребли его в пещере, им же самим уготованной.
Память ему отмечается также 23 мая (в Соборе Ростово-Ярославских святых).
Прп. Елеазар Анзерский (1656). Преподобный родился в конце XVI в. в Козельске. Отец его был купцом. С детских лет Елеазар отличался любовью к книжному учению и молитве. По благословению родителей юноша поступил в Соловецкий монастырь, где принял иноческий постриг. В монастыре основным послушанием прп. Елеазара была резьба по дереву, ею он украшал главный храм обители – Преображенский собор. В 1612 г. св. Елеазар, получив благословение игумена монастыря, прп. Иринарха Соловецкого, удалился отшельником на безлюдный Анзерский остров. Вырезанную из дерева посуду, он оставлял на берегу, а, проплывающие мимо, купцы ее забирали и оставляли взамен съестные припасы. Услышав о подвижнике, на остров стали стекаться другие иноки. Они образовали скит, для которого прп. Елеазар составил строгий устав по древним образцам. Среди учеников прп. Елеазара был и иеромонах Никита, будущий знаменитый патриарх Никон. В 1616 г. прп. Елеазар принял великую схиму. Слух о его духовных подвигах достиг Москвы. Царь Михаил Федорович вызвал преподобного в столицу и просил молитв о даровании сына. Св. Елеазар открыл царю о будущем рождении наследника – царевича Алексия. В благодарность Михаил Федорович помог в создании на острове каменного храма в честь Пресвятой Троицы. Вернувшись на остров, прп. Елеазар долгие годы продолжал управлять скитом. Св. Елеазар занимался также книгописанием, составив сборник старинных душеполезных повестей и толкование на чин иноческого келейного правила. Скончался в глубокой старости, мощи его были обретены в 1757 г.
Мч. Петр Анийский (Авессаломит) (309-310). Мученик Петр был родом из селения Анеи в Палестине. Во время гонения на христиан был схвачен и доставлен к правителю Палестины. Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы избавиться от мучений. "Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от Евангелия и не принесу жертвы идолам", - отвечал святой, и был сожжен на костре.
В некоторых месяцесловах память его помещается дважды: 12 января как мученика Петра Авессаломита, а 13 января - как Петра Анийского, так как ошибочно полагают, что это - разные лица.
Прп. Иаков, еп. Низибийский (350). Святой Иаков родился в Низибии (Месопотамия), где в последствии стал епископом. Выросши, он удалился в пустынные места в горах. Жил под открытым небом и только зимой укрывался в пещере. Питался пустынник лишь тем, что давала сама природа: плодами с разных деревьев, съедобными кореньями. Суровая жизнь и постоянная молитва стяжали ему великие дары духовные: способность к чудотворениям, прозорливость. Он не боялся обличать сильных людей.
Высокая жизнь, общее уважение, выдающиеся дела, твердость души и сила слова давно указывали на Иакова, как на драгоценного человека для епископства. И жители родного города избрали его на кафедру, на что он после уговоров, наконец, согласился.
Теперь к прежним подвигам прибавилась ему забота о пастве. Он питал голодных, призирал сирот и вдов, вступался за угнетенных.
Он присутствовал на Первом Вселенском Соборе, который защитил Православие от ереси Ария и установил Божество Господа нашего Иисуса Христа.
Родной город был обязан ему избавлением от пленения Сапором, великим царем персидским (310-381). Защитники города, воодушевленные молитвенной помощью своего пастыря не уступили его врагу даже тогда, когда Сапор разрушил стену города накопленной выше по течению реки водой. Однако натиск вражеского войска по-прежнему был страшен, и жители города просили св. Иакова проклясть неприятеля. Взойдя на крепостную стену св. Иаков помолился, и Господь наслал на врагов тучи комаров и песьих мух. Войско пришло в страшное замешательство. Кроме того, с городских стен Иаков казался им царем, на котором в виде чудного знамени горела царская порфира, а на голове сиял венец. Сапор снял осаду и отступил.
Святой Иаков почил в глубокой старости. Вскоре по его смерти Назибия перешла к Персии. Верующие, оставляя родину, взяли с собой его мощи.
Прп. Максим Кавсокаливит, Афонский (1354) – подвизался на Афоне. Приняв на себя подвиг юродства, он переходил с места на место и, где останавливался, там устраивал себе из травы каливу (вид шалаша); уходя с этого места, он сжигал ее, за что и получил прозвание Кавсокаливита, то есть «сжигателя калив».
Мчч. Афанасий, Пахомий и Папирин.
Прпп. Никодим и Никифор.