22 января / 4 февраля
Ап. Тимофея (ок. 97). Прмч. Анастасия Персянина (628). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Сщмчч. Иоанна, Иакова, Иоанна, Николая, Иоанна, Петра, Иоанна и Евфимия пресвитеров (1938).
Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми (ок. 817).
Ап. Тимофей (ок. 97) – был родом из Ликаонии, в Малой Азии. Обращенный к вере св. апостолом Павлом, он стал его ревностным учеником, а затем и неотлучным спутником и помощником в проповеди Евангелия. В 65 г. он стал епископом Ефесской церкви, которой управлял 15 лет.
Жизнь св. апостола окончилась мученически. Ефесские язычники совершали праздник в честь идолов, с песнями носили их по городу. Святой епископ Тимофей старался остановить идолопоклонников, обращаясь к ним со словами назидания; тогда язычники в озлоблении бросились на него, били, влачили по земле, и, наконец, побили камнями.
Прмч. Анастасий Персянин (628). Святой Анастасий был сыном персидского волхва и носил имя Магудант. В 614 г., находясь в войске царя Хозроя II, Магудант попал в Иерусалим, где увидел Животворящий Крест Господень. Когда Магудант узнал, что на этом Кресте распяли Самого Иисуса Христа, то начал знакомиться с истинами христианской веры. В Халкидоне, где остановилась армия Хозроя, Магудант крестился, а затем принял монашество с именем Анастасий.
Семь лет провел св. Анастасий в иноческих подвигах и трудах. Это был инок добродетельный, кроткий и трудолюбивый; но и ради дневных трудов он никогда не оставлял молитвы. День у него проходил в постоянных трудах: то он трудился в поварне или в пекарне, то работал в монастырском саду, то исполнял иные иноческие послушания. Несмотря на все это и на утомление от постоянных трудов, святой Анастасий никогда не оставлял и общественной молитвы в храме, и ни разу не случалось, чтобы он оставлял положенное келейное правило. Кроме того, он находил время читать Священное Писание, читал сказания о святых мучениках и обливал при этом слезами книгу, горя сердцем подражать житию и делам их.
Господь услышал его молитву и удостоил преподобного Анастасия венца мученика, причислив его к лику святых. В Кесарии Палестинской св. Анастасия схватили и подвергли пыткам, желая, чтобы он отрекся от Христа. От мученика требовали только одного – сказать, что он не христианин. Св. Анастасий ответил: «Да не будет этого со мною… Я не отрекусь от моего Господа ни тайно, ни явно». Тогда мученика приказали умертвить, и он был удавлен персами-язычниками в 628 г.
Память прмч. Анастасия отмечается также 24 января в день перенесения его мощей.
Прп. Макарий Жабынский, Белевский чудотворец (1623). Иеросхимонах (1539-22.01.1623). Жабынский монастырь был воздвигнут в 1585 г. недалеко от г. Белева (в нынешней Тульской обл.) и много пострадал от татарских и польских нашествий. Прп. Макарий был его возобновителем. Через несколько лет он отказался от настоятельства, принял схиму и поселился около источника, который сам сотворил в Смутное время, ударив своим жезлом о землю, чтобы напоить изнемогавшего от жажды солдата. Память о преподобном была утрачена после его кончины надолго. Но в 1814 г. св. мощи его были обретены нетленными, а в 1902 почитание прп. Макария было восстановлено.
Память прп. Макарию отмечается также 22 сентября.
Сщмчч. Иоанн (Доброхотов), Николай (Бухарин), Иаков (Зяблицкий), Петр (Зяблицкий), Иоанн (Коржавин), Иоанн (Розанов), Иоанн (Успенский) пресвитеры (1938): Новомуч. Во времена лютых гонений в конце 30-х годов XX столетия, получая срок заключения, нельзя было быть уверенным в том, что через месяц-два безбожники-большевики не обвинят тебя еще в чем-нибудь и не приговорят вновь. Осенью 1937 г. все семь священников были арестованы и затем свезены из разных тюрем в Ивановскую тюрьму и помещены в одну камеру. В эту же камеру с ними поместили четырех осведомителей из заключенных, которые писали донесения каждый день. Священники беседовали между собой на религиозные темы и, конечно, высказывали надежу на восстановление в будущем разрушенных церквей и монастырей, что трактовалось следствием как контрреволюционная и антисоветская агитация.
22 января / 3 февраля 1938 г. Тройка УНКВД по Ивановской области приговорила священников к расстрелу. На следующий день они были расстреляны.
Сщмч. Иоанн (Иоанн Александрович Доброхотов), протоиерей, родился в 1870 г. в селе Чихачево Пестяковского уезда Владимирской губернии. В этом же селе он, по-видимому, и служил.
Сщмч. Николай (Николай Евгеньевич Бухарин), протоиерей, родился в 1871 г. в г. Костроме в семье чиновника Костромского окружного суда. Окончил Духовную семинарию. Служил в селе Маврино Кинешемского уезда. С 1935 г. служил в храме города Гаврилов Посад. В октябре 1937 г. он был арестован и приговорен к десяти годам заключения.
Сщмч. Иаков (Иаков Алексеевич Зяблицкий) родился в 1878 г. в селе Димитровский Погост Владимирской губ. Служил священником в селе Талица. Осенью 1937 г. был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря.
Сщмч. Петр (Петр Алексеевич Зяблицкий) родился в 1873 г. в селе Димитровский Погост Владимирской губ. Осенью 1937 г. был арестован и в декабре приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря.
Сщмч. Иоанн (Иоанн Петрович Коржавин) родился в 1866 г. в селе Дунилово Шуйского уезда Владимирской губ. Перед арестом в конце 1937 г., вероятно, был уже по возрасту за штатом.
Сщмч. Иоанн (Иоанн Андреевич Розанов) родился в селе Бабаево Владимирской губ. в 1873 г. в семье священника. В 1901 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1930 г. был арестован и приговорен к трем годам лагеря. По возвращении из заключения служил в селе Мостцы Ковровского района Владимирской области. 20 октября 1937 г. был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря.
Сщмч. Иоанн (Иоанн Алексеевич Успенский) родился в 1870 г. в селе Большие Соли Ярославской губ. Окончил духовное училище и был рукоположен в 1890 г. в сан диакона, а затем – священника. Служил в храме села Введенского Кинешемского уезда. В начале ноября 1937 г. он был арестован и приговорен к десяти годам лагеря. В тюрьме против него было начато новое дело.
Самому молодому из арестованных и затем расстрелянных священников было шестьдесят лет, самому старшему – семьдесят два.
Сщмч. Евфимий (Тихонравов) пресвитер (1938): Новомуч. Родился 17 апреля 1881 г. в городе Шуе Владимирской губ. По некоторым свидетельствам, его отец, Сергей Тихонравов, был священником. Евфимий Сергеевич окончил церковно-приходскую школу. В 1904 г., женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преображенского храма села Доронино, он переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в Преображенском храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом. У Евфимия Сергеевича и Татьяны Александровны родилось трое детей.
В 1917 г. в России установилась безбожная власть, которая сазу же начала гонения на Русскую Православную Церковь. Местные власти в Доронино были жестко, непримиримо настроены к Церкви и пригрозили служившему здесь священнику, что, если он не перестанет служить, то все его имущество будет конфисковано. У него была большая семья, много детей, и ради них священник оставил храм. Епархиальный архиерей направил в Доронино другого священника, но и он прослужил недолго, так как власти к нему приступили с различными угрозами. Приход снова остался без священника, и Евфимий Сергеевич, соболезнуя оставшимся без пастыря верующим, подал прошение архиерею о рукоположении в сан священника. Здоровья он был от рожденья слабого, и некоторые из родственников отговаривали его. Но он был решителен в своем намерении, и в 1933 г. его рукоположили к Преображенскому храму в селе Доронино. Жена священника, Татьяна Александровна, сама пекла просфоры дома, но в 1935 г. она тяжело заболела, ослепла и в том же году умерла. Вместо нее отцу Евфимию стала помогать его младшая дочь, Антонина; другие же дети еще раньше уехали из села и жили отдельно.
В селе многие жители были крайне враждебно настроены к храму и требовали его закрытия. Когда отец Евфимий проходил по улице, то ему вслед часто неслись ругательства и смех. В 1935 г. отец Евфимий не смог уплатить назначенных ему властями налогов. За неуплату его имущество было конфисковано, а храм закрыт. После закрытия храма безбожники стали его разорять, вынося иконы и уничтожая их. Один из таких безбожников вытаскивал иконы, бросал их на землю и с ожесточением одержимо топтал. Впоследствии он отморозил руки и ступни ног и лишился возможности двигаться; у сына, который родился у него вскоре после кощунства руки и ноги были от рождения калечными. Местные власти устроили в храме склад для зерна, затем – конюшню, а после нее превратили помещение храма в склад для удобрений и этим почти разрушили здание.
После закрытия храма отец Евфимий еще некоторое время прожил в селе, совершая по просьбе верующих требы. Жить становилось все трудней, и он переехал в Иваново, где устроился работать сторожем в одном из лечебных учреждений, но так же, как и раньше, совершал требы по просьбам верующих. Он снимал комнату в рабочем поселке, но через некоторое время, в разгар самых свирепых гонений, властям донесли, что в доме «нелегально» проживает священник. 1 января 1938 г. отец Евфимий был арестован и заключен в тюрьму в г. Иванове.
На допросах ему вменялось принадлежность к «нелегальной контрреволюционной группе заштатного духовенства, проводившей антисоветскую агитацию среди своего окружения». Это обвинение и прочие лжесвидетельские показания доносчиков отец Евфимий не признал.
21 января / 3 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила отца Евфимия к расстрелу. На следующий день священник Евфимий Тихонравов был расстрелян в городе Иванове и погребен в безвестной могиле.
Мчч. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий (Леон) епископы, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод пресвитеры и прочие 377-ми Адрианопольские (ок. 817) – славяне из разных стран. Все они были взяты в плен болгарским князем Грубошем (Крумом) под Одрином (Адрианополем) и приняли мученическую кончину.
Прмч. Анастасий диакон Печерский (XII) – был другом прп. Тита (память его 27 февр.). Святые мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. В службе Собору отцов Ближних Пещер св. Анастасий называется преподобномучеником и имевшим также дерзновение к Богу, что получал все просимое.
Память его празднуется также 28.09 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Свв. Анания и Агафон.