Краткие жития святых, православные праздники и события

18/31 января

 

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла, архиепископов Александрийских (444). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Сщмч. Михаила пресвитера (1919); сщмч. Евгения пресвитера (1930); сщмчч. Владимира, Николая, Сергия, Александра пресвитеров (1938).

Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (ок. 1550). Прав. Афанасия Наволоцкого (XVI – XVII). Прп. Маркиана Кирского (ок. 388). 

 

Святители Афанасий и Кирилл Свтт. Афанасий (373) и Кирилл, архиепископы Александрийские (444). Совместное празднование этим двум светилам церкви установлено по особым заслугам их для церкви. Раздельно празднуются, соответственно, 2 мая и 9 июня.

Преподобные Кирилл и Мария Прпп. схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (ок. 1337), родители прп. Сергия Радонежского. Семья жила близ Ростова Великого, где отец прп. Сергия, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия) и Петра. По церковным правилам, ныне почти забытым, ожидающие ребенка родители должны вести целомудренный образ жизни, пребывая в воздержании и усиленной молитве. Так и поступали прав. Кирилл и Мария, а их дети еще до появления на свет как бы предочищались, освящались и тем самым посвящались Господу. Особенно явственно это проявилось с Варфоломеем. Своих сыновей супруги воспитывали в законе Божием, благочестии и чистоте. Неудивительно, что они взрастили верными служителями Церкви и Отечества не только будущего игумена земли Русской прп. Сергия, но и Стефана, который, овдовев, также избрал монашескую стезю и был соработником сначала брату, а затем свт. Алексию, митрополиту Московскому. Состарившись, Кирилл и Мария приняли схиму в Покровском монастыре в Хотьково, где и провели остаток своих дней в приготовлении к вечной жизни. В давние времена верующие, шествующие в Троице-Сергиеву лавру, прежде чем попасть к раке прп. Сергия, молились у гроба его родителей, сила заступничества которых проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним.

Память прпп. Кириллу и Марии отмечается также 28 сентября и 6 июля (Собор Радонежских святых).   

 

Сщмч. Михаил (Каргополов) пресвитер (1919): Новомуч. Священник села Петровского Ачинского уезда Красноярского края Михаил Каргополов до принятия сана был офицером казачьих войск. Он был арестован большевиками 18/31 января. На передней подводе ехали арестовавшие его красноармейцы, на задней – священник. Отъехав немного более километра от села, красноармейцы остановили подводы, вытащили священника из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился: «Не ведают бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили. 17 марта в Благовещенской церкви города Красноярска было совершено торжественное отпевание в сослужении архиепископа и духовенства. Тело пастыря-мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью.

Сщмч. Евгений (Исадский) пресвитер (1930): Новомуч.

 Сщмч. Владимир (Зубкович) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Владимир родился 26 марта 1863 г. в селе Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье священника Гавриила Зубковича. В 1885 г. Владимир окончил Минскую Духовную семинарию и в течение двух лет служил младшим контролером в Минском акцизном управлении. В 1887 г. Владимир Гаврилович был назначен псаломщиком к Старчицкой Церкви Игуменского уезда Минской губернии. 29 июня 1888 г. он был рукоположен во диакона, а 3 июля того же года – во священника и направлен служить в храм в селе Смолевичи и назначен законоучителем Смолевичского народного училища. За успешное преподавание Закона Божия, безвозмездное преподавание пения и устройство хора при Смолевичском народном училище о. Владимиру был объявлена благодарность от Минской дирекции народных училищ и попечителя Виленского учебного округа.

С 11 марта 1893 г. он был включен в состав благочиннического совета 1-го округа Борисовского уезда, а 30 августа 1896 г. – назначен наблюдателем церковноприходских школ Борисовского уезда. С 12 октября 1900 г. о. Владимир стал преподавать Закон Божий в Минском женском училище и служить в церкви при училище. 11 мая 1901 г. он был назначен настоятелем храма в Смолевичах.

С 15 августа 1907 г. священник стал исправлять должность помощника инспектора Минской Духовной семинарии. 19 марта 1909 г. он был награжден наперсным крестом. 30 января 1914 г. назначен на штатную должность помощника инспектора Минской Духовной семинарии. Инспектор семинарии характеризовал о. Владимира как человека, «глубокая религиозность и благонастроенность которого являлись фактором, усугублявшим его благотворное влияние на воспитанников», а ревизовавший семинарию в 1911–1912 учебном году Петр Федорович Полянский (сщмч., память его 27 сент.) писал о нем, что он «человек сердечный, скромный, внимательный к воспитанникам».

Ревностное служение священника отрицательно сказалось на его здоровье, он стал все чаще болеть и 21 июля 1915 г. по состоянию здоровья вынужден был уволиться с должности помощника инспектора семинарии и подать документы для оформления пенсии. Однако выяснилось, что для получения пенсии ему не хватает двух лет службы, и он снова направил прошение начальству о назначении его на службу по духовному ведомству.

10 июня 1916 г. о. Владимир был назначен помощником инспектора Тамбовской Духовной семинарии. Через год в России произошли одна за другой две революции, к власти пришли безбожники, и о. Владимир вернулся служить в храм в Смолевичах.

Священник Владимир Зубкович был арестован 29 декабря 1937 г., приговорен к расстрелу и 31 января 1938 г. расстрелян.

Сщмч. Николай (Красовский) пресвитер (1938): Новомуч. Сщмч. Николай родился 7 мая 1876 г. в селе Воинова Гора Московской губернии в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом селе. Николай Константинович окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 г. был учителем в Городищевской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села. В связи с началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в село Городищи. В 1922 г. храм в с. Городищи был закрыт и превращен в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был из школы уволен.

В 1924 г. Николай Константинович был рукоположен в сан диакона к Успенскому храму в селе Воинова Гора. Священником в храме служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 г. он тяжело заболел и вскоре скончался. Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм отца Николая Поспелова (сщмч., память ему 4 февр.), но власти по совету обновленцев отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай, несмотря на угрозы заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался служить с обновленцами, и был направлен в храм великомученика Никиты в село Кабаново, где служил благочинный церквей Орехово-Зуевского района протоиерей Василий Максимов.

В 1932 г. диакон Николай по послушанию архиерею был рукоположен в сан священника к той же церкви. В 1936 г. отец Николай был назначен в храм великомученика Никиты в село Дровосеки Орехово-Зуевского района.

Священник Николай Красовский жил один, проводя от дней юности целомудренную жизнь. Это был инок без пострига, исполнявший монашеские правила без внешних обетов. Он с особенным усердием прилежал к молитвенным трудам, украшая свою душу в посте и бдении, любовью к людям, состраданием к бедствующим и нуждающимся, поспешением в оказании благодеяний.

18 января 1938 г. отец Николай отслужил всенощную под Богоявлением и в ту же ночь был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Ему предъявили ложные обвинения в антисоветской агитации, в распространении клеветы на колхозы и другие, которые священник решительно отверг.

25 января 1938 г. Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Красовский был расстрелян 31 января 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Сергий (Лебедев) иерей (1938): Новомуч. Священномученик Сергий родился 16 сентября 1895 г. в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии. В 1910 г. Сергей окончил Донское духовное училище, а в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 г. В 1920 году Сергей Петрович был рукоположен во священника. В это время его отец служил в храме Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве Московского уезда; в 1927 г. отец Петр скончался, и в Воздвиженском храме стал служить его сын. В 1929 г. хозяйство отца Сергия было записано, как кулацкое, и все имущество реквизировано, но затем после хлопот и просьб оно было возвращено.

В 1937 г. в связи с приказом НКВД о начале массовых репрессий оперуполномоченный Мытищинского отделения НКВД, в территориальное подчинение которого входило в то время село Алтуфьево, начал оформлять документы на арест отца Сергия. В декабре 1937 г. и в начале января 1938 г. он вызвал к себе несколько свидетелей. Протоколы и показания у него были записаны заранее, и требовалось только их подписать. Свидетелям он объяснял, что дело на священника уже составлено и только требуется всего лишь его дооформить. Говорил он это, впрочем, таким тоном, что свидетелю казалось, что если он не подпишет протокол с предложенными показаниями, то его самого непременно арестуют. Некоторые свидетели были дежурными и подписывали, не читая, свидетельские показания не только на священника, но и на других жителей села. Один из дежурных свидетелей был инициатором создания колхоза и корреспондентом местной газеты, впоследствии он стал председателем сельсовета в Алтуфьеве.

Отец Сергий Лебедев был арестован в самый праздник Богоявления, 19 января 1938 г., и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь вызвал его на допрос, и затем священника допрашивали в течение двух дней беспрерывно.

От него требовали признания в контрреволюционной деятельности. Священник такого признания не дал. На этом следствие было закончено. 26 января 1938 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Сергий Лебедев был расстрелян 31 января 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Сщмч. Александр (Русинов) протоиерей (1938): Новомуч.

 

Прп. Маркиан Кирский (ок. 388). Преподобный Маркиан родился в г. Кире в Сирии от благородных родителей, отличался красотой и силой. Удалившись в пустыню, он построил себе маленькую хижину, в которой много лет провел в уединении, непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Он никогда не зажигал свечи при ночной молитве, потому что Господь освещал келью Божественным светом. Не покидая своего затвора, преподобный Маркиан поучал приходивших к нему за наставлениями. Многих, искавших его духовного совета, он отвратил от ересей и привел к православной вере.

Молва о его святой жизни собрала к нему многих ревнителей духовных подвигов, и преподобный Маркиан основал для них обитель.

Благодать Божия почивала на святом, он имел дар чудотворений. Однажды к нему в келью вползла змея, но преподобный сотворил крестное знамение, и змея погибла, опаленная пламенем. Много и других чудес было совершено преподобным Маркианом.

Перед кончиной он завещал своему ученику Евсевию похоронить его тайно, вдали от кельи, чтобы избежать посмертной славы. Святой мирно скончался около 388 г.

Память прп. Маркиану отмечается также 02/15.11.

Свт. Ефрем, еп. Миласский (V) – был епископом в Карии (Малая Азия).

Свт. Максим Новый, Сербский, митрополит (1516). Деспот, митрополит Угровлахийский. Родом серб, сын деспота св. Стефана. Скончался 18 января 1516 г. Мощи его находятся в Крушедоле с мощами отца и брата.

Афанасий Сянжемский Вологодский Прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (ок. 1550). Преподобный начал иноческое житие на о. Валаам под руководством прп. Александра Свирского и последовал за ним на берега р. Свирь. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи г. Олонец, на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рошанское озера. За ним последовало несколько учеников прп. Александра, и через некоторое время они поставили там часовню и несколько келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю. Прп. Афанасий был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в родную обитель. Последние годы своей жизни святой проводил в строжайшем уединении на Святом острове Сяндемского озера. Погребен он был на Рошанском озере, на его могиле воздвигнута церковь во имя свт. Кирилла и Афанасия Александрийских. После пожара в монастыре в XVIII в. погибли все письменные памятники его времени. При возобновлении обители были обретены нетленные мощи прп. Афанасия с четками и разрешительной молитвой в руках. Они были погребены в той же могиле.

Прп. Афанасий Наволоцкий (XVI – XVII). Св. праведный Афанасий Наволоцкий подвизался не позднее XVII в., он пришел из Каргопольских пределов в район Шенкурска на Северной Двине, где и представился близ Верхоледской слободки. Места, в которых подвизался святой, находились в Новгородской земле. Ныне это Шенкурский р-н Архангельской обл. (Архангельская епархия). Никаких подробных сведений о святом нет.

Мц. Ксения – скончалась за веру Христову после мучений в огне.

Прпп. Иларион, Емилиан и Димитрий. Мч. Кириак. Мц. Феодосия.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz