Краткие жития святых, православные праздники и события

26 января / 8 февраля

 

Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI). Мч. Иоанна (1938).

Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей прп. Феодора, игумена Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунский (830). Блгв. Давида III, Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.).

 

Преподобный Ксенофонт, Мария и их чада Иоанн и Аркадий Прпп. Ксенофонт, Константинопольский, Палестинский, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн (V-VI). Ксенофонт и Мария были знатными жителями Константинополя, вели благочестивую жизнь. Воспитав в благочестии своих сыновей Аркадия и Иоанна, они отправили их для образования в финикийский город Бейрут, но во время бури на море юноши были выброшены волнами на берег. Благодарные Богу за спасение, они приняли монашество. Через несколько лет родители по молитвам и Божьему милосердию нашли их в Иерусалиме и тоже приняли монашество. Все они угодили Богу святой жизнью.

 

 Мч. Иоанн (Попов) (1938): Новомуч. Мученик Иоанн родился 17 января 1867 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 г. Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892-м – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 г. он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане. В 1897 г. Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 г. Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 г. он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом.

В 1901-1902 гг. Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васильевич в 1903 г. был назначен на должность редактора «Богословского вестника», и с этого времени у него прибавилось много хлопот, связанных с публикацией различных статей и с цензурой. Особенно стало трудно, когда в 1905 г. в русском обществе разгорелись страсти, касающиеся политических вопросов. «Богословский вестник» был обвинен в либерализме, и в 1906 г. Иван Васильевич продал прошение о снятии с себя обязанностей редактора.

В 1904 г. Иван Васильевич опубликовал работу «Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского», в 1908-м – «Святой Иоанн Златоуст и его враги». В 1911 – 1912 гг. была издана его книга «Конспект лекций по патрологии».

С 1910 г., в связи с введением нового устава в Духовных академиях, он стал экстраординарным профессором по 1-й кафедре патрологии.

С 1894 по 1916 гг. Иван Васильевич «неоднократно участвовал в магистерских и докторских диспутах и давал отзывы на магистерские и докторские сочинения». С 1907 г. Иван Васильевич состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 г. он защитил докторскую диссертацию.

Один из исследователей историко-богословского наследия Ивана Васильевича Попова, характеризует его как человека, отличавшегося «кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью», он также пишет о нем: «был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. В своих патрологических трудах он умело сочетал богословский и философский анализ с исторической демонстрацией… Творения святых отцов для него были всегда живым выражением внутренней жизни Церкви, свидетельством ее неоскудевающей духовности в различных условиях исторического бытия и развития…»

Один из студентов, слушавших лекции Ивана Васильевича в академии, писал о нем в своих воспоминаниях: «…Пожилой мужчина с аскетически строгим, худым, окаймленным небольшой бородой лицом на первый взгляд не привлекал внимания, и только приглядевшись можно было увидеть в его глазах глубокую сосредоточенность и внутреннюю сил. Последнюю он мог вполне проявить позднее, во время своих неоднократных ссылок и в изгнаниях, когда в крайне трудных условиях жизни не терял стойкости и бодрости духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен…

Член Всероссийского Церковного Собора, доктор богословия, погруженный в древность…, он активно откликался на все современное, причем не только по вопросам церковной жизни. В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять причины, породившие их именно в данной форме, пытался предсказать то, что последует в дальнейшем…»

В 1917 г. Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. На Соборе он принимал активное участие в обсуждениях, касающихся высшего духовного образования.

После окончания деятельности Поместного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской Духовной академии и в Московском университете. В 1919 и в 1920 гг. на время каникул Иван Васильевич уезжал в село Самуйлово Гжатского уезда Смоленской губернии, где трудился, возделывая землю, как крестьянин.

После закрытия в 1920 г. Духовной академии Иван Васильевич продолжал до 1923 г. преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков.

В связи с обновленческим расколом, возникшим в 1922 г., и с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев – православных и находившихся в обновленческом расколе. Иван Васильевич попросил достать ему такой список своего ближайшего ученика, занимавшегося под его руководством церковной историей и патрологией, Антония Тьевара (прмч., память его 23 нояб.). Список этот оказался далеко неполон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Патриарх Тихон благословил Ивана Васильевича работать над полным списком канонических архиереев Русской Православной Церкви.

В 1923 г. Иван Васильевич стал хлопотать о получении визы, чтобы выехать для лечения в Чехословакию, но эти хлопоты окончились безрезультатно.

10 декабря 1924 г. Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. С этого времени закончилась его деятельность на поприще изучения церковной истории и преподавания патрологии. Сразу же после ареста его допросил начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучков. Его интересовали списки архиереев, якобы составленных с целью учета высланных и заключенных советской властью, а также цель посещения Чехословацкой миссии. Следователь также попросил профессора изложить свою позицию относительно советской власти. Иван Васильевич ответил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний отчасти может вытекать из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции предпочтителен методу революции и что задачи социалистической революции были бы  вернее разрешены первым путем. В общем же я, безусловно, подчиняюсь советской власти».

27 апреля Ивану Васильевичу было предъявлено обвинение в «сношении с представителями иностранных государств с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой цели Поповым давалась последним явно ложная и неправильная информация о гонениях… Церкви и епископата».

На обороте листа с обвинительным заключением Иван Васильевич написал, что с обвинением не согласен.

19 июня 1925 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь. Туда же был отправлен его ученик Антоний Тьевар.

Свидетель пребывания Ивана Васильевича на Соловках протоиерей Михаил Польский писал о нем: «Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере…»

Профессор Иван Васильевич Попов был автором текста обращения православных епископов к правительству СССР, известного как «Памятная записка Соловецких епископов», которое было принято всеми заключенными в Соловецком концлагере архиереями. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой советской властью за государственную доктрину, и церковным мировоззрением и каковы сложившиеся на тот момент отношения между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства.

Иван Васильевич Попов, благочестивый старец-аскет, профессор святоотеческой литературы, автор ценнейших печатных трудов, при составлении «Записки» руководился указаниями старшего среди архиереев на Соловках архиепископа Евгения (Зернова) (сщмч., память его 7 сент.).

4 ноября 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. С ним жил ссыльный епископ Онуфрий (Гагалюк) (сщмч., память его 19 мая), относившийся к нему с особенной любовью. Здесь Иван Васильевич трудился над сочинением о святителе Григории Нисском.

11 декабря 1930 г. истек срок ссылки, но Ивану Васильевичу выехать из Сибири не разрешили. В конце декабря против него было возбуждено новое дело, и 8 февраля 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. В тот же день он был вновь арестован и заключен в тюрьму в Сургуте по обвинению в проведении антисоветской агитации. В конце сентября следствие было закончено, после чего Иван Васильевич получил три года ссылки в Самарово Тобольской области. А затем он был переселен в село Реполово Тюменской области.

После опубликования в 1927 г. декларации митрополита Сергия (Страгородского) гонения на Церковь не только не уменьшились, но еще больше ожесточились, и у многих церковных людей осталось горькое чувство напрасности этой жертвы. Иван Васильевич довольно резко отрицательно высказался против этой декларации в своем письме к бывшему секретарю Святейшего Синода Михаилу Гребинскому. Впоследствии следователи весьма пристрастно допрашивали Ивана Васильевича об этом письме.

Вернувшись из ссылки в 1934 г., Иван Васильевич поселился в Люберцах под Москвой и восстановил связи с оставшимися в живых учениками и знакомыми по академии. Встречи чаще всего происходили на квартире Варфоломея (Ремова), который приглашал к себе архиереев, приезжавших на сессии Синода. В июне 1934 г. Иван Васильевич встретился здесь с митрополитом Арсением (Стадницким) и архиепископом Николаем (Добронравовым), с ними же он виделся и при обсуждении церковных вопросов в сентябре 1934 г. В феврале 1935 г. на одной из встреч присутствовал митрополит Анатолий (Грисюк).

По показаниям, данным на следствии арестованным архиепископом Варфоломеем, на этих встречах говорилось о том, что Русская Церковь находится в крайне тяжелом положении, высказывалось недовольство позицией митрополита Сергия, который вместо того, чтобы защищать интересы Церкви, ведет соглашательскую линию в отношении советской власти и тем самым ухудшает положение Церкви.

По одному делу с архиепископом Варфоломеем в феврале 1935 г. было арестовано двадцать два человека. 21 февраля 1935 г. Иван Васильевич был арестован. 26 февраля следователь допросил профессора. Следователь настаивал на признании, что на совещаниях архиереев, в которых участвовал Иван Васильевич, всеми присутствующими констатировалась гибельность для Церкви линии, проводимой митрополитом Сергием. На это профессор ответил, что они не касались этих вопросов.

На этом допросы были окончены. 26 апреля 1935 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича  Попова к пяти годам ссылки в Красноярский край. Через некоторое время Ивана Васильевича перевели в село Игнатово и поселили в доме пастуха. Ему выделили отдельную комнату, жена хозяина готовила ему пищу. В ссылке у него было много книг, присланных ему друзьями, так что в какой-то мере он мог продолжить свои научные занятия. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать. 9 октября 1937 г. был арестован и заключен в тюрьму в Енисейске и Иван Васильевич Попов. Один из допрошенных свидетелей привел ряд высказываний, якобы принадлежащих Ивану Васильевичу, которые, по его мнению, обнаруживают его враждебную настроенность к политике партии и советской власти. В тот же день был допрошен и хозяин дома, в котором жил профессор. Тот тоже сообщил следователю о некоторых высказываниях жильца контрреволюционного характера.

На следующий день, 12 октября, следователь допросил Ивана Васильевича, требуя ответов на обвинения, составленные на основе показаний лжесвидетелей. 2 декабря была устроена очная ставка профессора с лжесвидетелем, который подтвердил все данные им ранее показания, после чего следователь спросил профессора – подтверждает ли он эти показания. На это тот ответил отрицательно и виновным себя не признал.

3 декабря следствие было закончено. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения, ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февраля 1938 г. в 9 часов вечера, в канун празднования памяти вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустого, имя которого он, по-видимому, и носил.

 

Мученики Анания и Петр и с ними 7 воинов Мчч. Анания Финикийский, пресвитер; Петр, темничный страж, и с ними семь воинов (295). Св. Анания, с детства набожный и любитель духовного чтения, против воли был поставлен диаконом, а потом вскоре – пресвитером. В Диоклетианово гонение, по доносу одного идолопоклонника, он был предан судье. Всенародно он осмеял языческих богов в капище и дуновением ниспроверг идолов и разрушил капища. После видений, бывших ему в темнице, страж Петр обратился ко Христу. Ананию пытали на раскаленной сковородке, а после того тело его строгали и посыпали солью, а Петра клали на горячие уголья, и затем их заключили в горячую баню. Через три дня их нашли невредимыми. Тогда обратились ко Христу 7 воинов. Все 9 были брошены в огонь, но остались невредимыми. После долгих истязаний все они были утоплены в море, на пути к которому Анания крестил 7 воинов. 

Прп. Симеон Ветхий (ок. 390). Преподобный Симеон (именуемый Ветхим в отличие от Симеона Столпника, подвизавшегося в тех же местах) жил в Сирии в небольшой пещере в совершенном уединении. Жизнь его протекала в молитве и богомыслии. Когда же к нему начали приходить желавшие видеть его и воспользоваться его советом, тем самым, нарушая безмолвие подвижника, святой переселился на гору Аман; но и здесь его по Божьей воле нашли люди, и вскоре под руководством святого были устроены два монастыря.

Преподобный Симеон неустанно заботился о своей пастве, укрепляя ее в делах благочестия. За неустанные подвиги Бог даровал святому особенную благодать повелевать дикими зверями.

Скончался преподобный Симеон в глубокой старости.

Свт. Аммон (IV). Епископ. Приходил за советами к прп. Антония Великому.

Св. Павла вдова (404). Была одной из величайших женщин христианского мира, происходящая из чрезвычайно знатного рода, коренящегося в сказочной древности. Обладала богатством, превосходящим всякое вероятие. Все это она принесла в жертву Христу, у ног Которого провела всю свою жизнь.

По отцу происходившая от Агамемнона, по матери от Сципионов, она была счастливой супругой и матерью пятерых детей. Но 32 лет от роду она схоронила мужа и осталась неутешной. В облегчении горя других она искала облегчение и собственного горя. Она отыскивала бедных и содержала на свои средства сотни семей. Блаженный Иероним (память 15 июня), узнав о ее деятельности, нашел нужным заметить ей, нет ли излишества в этом милосердии. Но она ответила ему знаменательными словами: «Хочу быть нищею для Господа, обнищавшего для нас».

У Павлы была очень даровитая старшая дочь, овдовевшая после семимесячного брака. Она готовилась поступить в монастырь, но умерла. Это было страшным ударом для Павлы. Утешая ее св. Иероним сказал ей замечательные слова: «Подумай, что Спаситель говорит тебе, - Павла, зачем так скорбишь о том, что дочь твоя стала Моей?»

Ее сын Таксоний женился на дочери верховного языческого жреца. В Риме изумлялись этой свадьбе, но что же вышло? Старый жрец уверовал во Христа, и его внучка, сидя у него на коленях, пела детским голосом: «Аллилуйя».

Св. Иероним давно уговаривал Павлу посетить Святую Землю, и в 385 г., оторвавшись от родины, детей и родни, она с дочерью отправилась на Восток и там посещала памятные места. В Иерусалиме она поселилась в бедном домике и в слезах проводила долгие часы на местах, освященных земной жизнью Спасителя. Затем она отправилась в пустыню Египта, где посетила его великих отшельников. Оттуда Павла вернулась в Иерусалим, где устроила странноприимный дом и монастыри – мужской и женский.

Смирение Павлы было невообразимо. По приемам и поведению ее можно было принять за простолюдинку. Спала она на голой земле, вкушала самое малое количество пищи, «питаясь более слезами». Она говорила, что должна расплатиться за прежние годы жизни, проведенные в угождении миру. Между прочим, в ее монастыре спаслась и достигла святости одна грешная женщина, которая хотела соблазнить преподобного старца Мартиниана, придя к нему в келью. Старец тогда встал на огонь, говоря себе: «Это не огонь геенский, хочешь огня геенского – подойди к этой женщине!». Твердость пустынника поразила женщину, она покаялась, и старец отвел ее в монастырь св. Павлы.

Последние годы св. Павлы были полны разных испытаний. Она скончалась от тяжелой болезни на 58-м году жизни. 

Прп. Гавриил, игумен Иерусалимский (V).

 Свт. Иосиф Студит, архиеп. Солунский (830), брат прп. Феодора Студита (826). Феодор и Иосиф – дети благородных и богатых родителей из Константинополя. Оба брата были писателями.

За подвижническую жизнь преподобный Иосиф был единогласно избран архиепископом города Солуни. Вместе с братом он выступил против незаконного брака императора Константина (780 - 797), за что после мучений был заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил Рангав (811 - 813) освободил святителя Иосифа из заточения. При императоре Льве V Армянине (813 - 820) святитель вновь пострадал вместе с братом, прп. Феодором, за почитание святых икон. В темнице его подвергали пыткам, но святитель был непоколебим в своей вере. Император-иконоборец потребовал, чтобы он подписался под иконоборческим исповеданием веры. За отказ святителя бросили в другую, смрадную темницу. При императоре Михаиле Косноязычном (820 - 829) святитель Иосиф, вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание, был освобожден. Последние годы он провел в Студийском монастыре, где преставился в 830 году.

Свт. Иосиф, архиепископ Солунский, известен как духовный песнописец. Им составлены трипеснцы и стихиры Триоди Постной, канон покаянный в Неделю блудного сына и другие песнопения. Им написаны несколько слов на праздники, из которых наиболее известно Слово на Воздвижение Честного Креста Господня.

Прп. Феодор Студит Перенесение мощей прп. Феодора, игумена Студийского (845). Брат свт. Иосифа Студита прп. Феодор, посвятивший себя иноческой жизни, также пострадал за обличение иконоборца императора Льва Армянина. Он был сослан в заточение, где и скончался в 826 году. В 845 году его св. мощи были перенесены в Студийский монастырь. Память прп. Федору отмечается 11 ноября.

Свв. братьям Феодору и Иосифу приписывается составление Триоди постной, употребляемой в св. Четыредесятницу.

Прп. Климент Столпник (1111).

Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии Блгв. Давид III, Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Благоверный царь Давид принадлежал к роду Багратидов, который, по сохранившемуся преданию, происходил от еврейского царя Давида. Он был весьма благочестив. Блгв. Давид возобновил Грузию, разоренную турками, привел в благоустройство грузинскую Церковь, удалив с занимаемых мест недостойных епископов и священников и на их место поставив достойных и благочестивых. Часто, отправляясь в поход против врагов, св. Давид держал в руках книгу Слова Божия и читал ее, сидя на коне. Был весьма милостив и добр, сооружал больницы и богадельни. Отличался он великой силой: собственноручно носил громадные камни для строительства храмов Божиих. Св. великомученик Георгий, которого очень чтил царь Давид и который помогал ему в битвах, явился ему и указал место для храма, который царь Давид хотел соорудить в честь его. Скончался св. Давид на 53 году своей жизни в созданной им Гелатской обители в 1125 г.

Прп. Ксенофонт Робейский Прп. Ксенофонт Робейский (1262). Прп. Ксенофонт был иноком Хутынского монастыря, где он подвизался под руководством основателя его, прп. Варлаама (память его 06 ноября). После его кончины и отказа от настоятельства прп. Антония Дымского (память его 24 июня) он стал его третьим настоятелем. Скончался прп. Ксенофонт в основанном им Робейском монастыре. Святые мощи его почивали в монастырской церкви, ставшей впоследствии приходской.

Память его отмечается в день (26 января) тезоименитства с прп. Ксенофонтом Константинопольским (V-VI), а также 28 июня в день его представления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.   

2 мчч. Фригийских.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz