13/26 декабря
Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305). Мц. Лукии (304). Сщмч. Александра пресвитера и мч. Иоанна (1920); сщмчч. Владимира, Александра, Иакова, Алексия, Григория пресвитеров (1937); сщмч. Николая пресвитера (1938); сщмчч. Емилиана, Василия пресвитеров (1941).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения (VIII-X). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.).
Мчч. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест Севастийские (284-305). Эти святые мученики пострадали во время жестокого гонения на христиан при Диоклетиане и Максимиане. Императорам донесли, будто жители Армении и Каппадокии, возбужденные христианами, отказываются повиноваться царской власти, и намерены совсем отпасть от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы совсем очистить от христиан эти города. Лисий, прибыв в город Сегалион, начал их мучить. Увидев твердость и мужество учеников Христовых, Евстратий, занимавший высшую военную должность в этом городе, явился к Лисию и начал обличать его в жестокости. Это крайне смутило Лисия, и он приказал мучить Евстратия. Когда же друг Евстратия Евгений увидел мучения его, то и он воскликнул, обратившись к Лисию: «И я проклинаю твою руку и противлюсь царскому велению». Евгения посадили в темницу. К Евстратию и Евгению присоединился Мардарий. «Я христианин, я раб Христов!» – воскликнул он. Лисий замучил Мардария и вместе с ним Евгения. В то же время был обезглавлен священник Авксентий. Но Евстратий еще не был замучен. Его вместе с Орестом замучил уже Агриколай. Орест был одним из воинов Лисия. Во время стрельбы от движения выпал у него висевший на груди крест. Лисий заметил это и спросил Ореста: «Значит, и ты христианин?» – «Да, я раб Господа и это знамение ношу для защиты от всех зол», – отвечал смело Орест. Лисий отправил его с Евстратием к Агликолаю в Севастию. Агриколай велел принести железный одр, разжечь его и положить Ореста. Орест смутился, увидев одр, и воззвал к Евстратию, прося его молитвы. «Не изнемогай, брат, вспомни Авксенития и других святых мучеников. Сам Господь – наш Помощник», – ободрял Евстратий Ореста. Тогда Орест смело подошел к одру, перекрестился, лег не него и скончался. После этого и Евстратий был сожжен в печи. Мощи святых мучеников находятся в Риме. Части мощей находятся на Афоне.
Мц. Лукия (304). Святая мученица Лукия была знатной и богатой девушкой из города Сиракуз. Вместе со своей больной матерью она прибыла в город Катаны к чудотворным мощам св. Агафии (память ее 5 февр.). Когда мать получила здесь исцеление, в порыве благодарности к Богу Лукия дала обет не вступать в брак, хотя уже была обручена, и убедила мать раздать свое имущество бедным. Когда же узнал обо всем этом жених Луки, то из мести донес правителю Пасхалию, что она исповедует веру во Христа. Правитель казнил св. Лукию. Мощи св. Лукии хранятся в Меце, во Франции; часть их имеется в Венеции.
Сщмч. Александр (Юзефович) пресвитер и мч. Иоанн (Меньков) (1920): Новомуч.
Сщмч. Владимир (Лозина-Лозинский) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Александр (Поспелов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 21 марта 1883 г. в городе Владимире в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова. Василий Владимирович рано овдовел и женился второй раз. В первом браке у него было трое детей – Александр, Николай и Мария, во втором – пятеро. Семье жилось трудно, зарплаты государственного служащего не хватало, так что пришлось испытывать и голод, и в этом случае семье помогали сердобольные соседи. После смерти в 1898 г. Василия Владимировича попечение о сиротах взяли на себя родственники, сестры покойной матери и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке, братья Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая была учительницей в школе. Они поженились, и впоследствии у них родилось шесть детей – пять сыновей и дочь, два сына умерли в младенчестве.
В 1904 г. Александр Васильевич был рукоположен в сан диакона, а впоследствии во священника и служил некоторое время в селе Ваганово, а затем в храме в селе Тетерино Торчинской волости Владимирской губернии (ныне Ивановской области), где и пришлось ему встретить одно из самых беспощадных гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровы, что ради прокормления семьи о. Александр стал подрабатывать счетоводом в потребкооперации.
В марте 1929 г. скончался священник в селе Кибергино. По просьбе прихожан и благословению архиерея Иваново-Вознесенского о. Александр переехал сюда и стал служить в храме села Кибергино. Священнический дом в селе занимала семья почившего священника, и прихожане пообещали купить дом для семьи о. Александра и перевезти его в село, а также выделить надел земли для строительства. Но этому воспротивились местные коммунисты, и Кибергинский сельсовет отменил решение крестьян.
Отец Александр был прекрасным проповедником и отзывчивым пастырем для своих прихожан, которые постоянно приходили за решением своих проблем к нему домой. Отец Александр с большой ответственностью относился к слову, особенно произносимому в церкви за богослужением. Слава о его проповедях быстро разошлась по округе.
21 мая 1929 г. в Кибергино приехали рабочие из города, намереваясь снять и уничтожить церковные колокола. Во время их работы вокруг колокольни собралась толпа крестьян, в которой начало нарастать недовольство творимым варварством. В конце концов, с все большим раздражением и гневом люди стали выкрикивать: «Какая же это власть! Это подлецы, кровопийцы».
В воскресенье 9 июня о. Александр, по обыкновению, произнес за богослужением проповедь, в которой упомянул, что в настоящее время падает благочестие, а против духовенства и верующих развернулось гонение. Проповедь была настолько сильной, настолько ярко рисовала настоящее тяжелое положение Церкви, нравственное падение народа, отсутствие православных устоев в современном мире, что многие из слушателей горько заплакали.
В этот день после богослужения состоялось собрание прихожан, на котором был поставлен вопрос о смене церковного старосты, который во многом, с точки зрения прихожан, поддерживал власти и их действия против храма. На собрании стали обсуждать вопрос о том, чтобы снова просить власти выделить священнику землю для постройки дома. Эта же тема стала обсуждаться и на собравшемся в тот же день многолюдном сходе.
25 июня 1929 г. о. Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На следующий день старший уполномоченный секретного отделения Шуйского окружного отдела ОГПУ Маховер выписал постановление о начале следствия по делу священника и арестованных вместе с ним крестьян.
4 июля следователь допросил священника, а 25 июля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что о. Александр «с целью идеологической обработки населения и направления его против советской власти и ее местных органов, для более легкого в дальнейшем извлечения пользы для себя и церкви, неоднократно пользуясь положением священника, обладая хорошим голосом, использовал религиозные предрассудки населения и говорил в церкви проповеди антисоветского характера, подогревая своим фанатизмом население, преимущественно женщин, доведя их до состояния открытой демонстрации с требованием, вопреки всем законным нормам и положениям и общественным интересам самого населения, наделить Поспелова землей и усадьбой в центре села».
3 ноября 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам заключения в концлагерь, и о. Александр был отправлен на Соловки.
После возвращения из заключения о. Александр был возведен в сан протоиерея и 3 сентября 1932 г. назначен священником в храм в село Большое Песочное Выксунского района Нижегородской области. 14 апреля 1937 г. за безупречное и ревностное служение он был награжден палицей.
Летом 1937 г. власти открыли новые и самые беспощадные гонения из бывших за эти двадцать лет правления безбожников. 21 ноября 1937 г. протоиерей Александр был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Выксунском отделении милиции. В тот же день следователь допросил его. На все вопросы, заданные следователем с целью принудить его к признанию вины в «контрреволюционной деятельности» священник ответил отрицанием.
23 ноября было составлено обвинительное заключение и отдано распоряжение при первом же конвое отправить арестованного в областную тюрьму, где производились расстрелы.
14 декабря тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Поспелов был расстрелян 25 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
Сщмч. Иаков (Гусев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иаков Иванович Гусев родился 19 октября 1887 года в селе Дивеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье священника. Брат священномученика Михаила (Гусева) (память его 7 ноября). В 1910 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию. 30 января 1911 года епископом Нижегородским и Арзамасским священномучеником Иоакимом (Левицким) рукоположен во иерея к церкви села Худошино Ардатовского уезда. Преподавал в худошинской и кадышевской земских школах Закон Божий. 30 мая 1914 года назначен священником к Свято-Никольской церкви села Елизарьева Ардатовского уезда. Был законоучителем земской школы этого же села.
В 1927 году при ликвидации Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря был арестован брат Иакова Михаил. После его освобождения семья брата жила у Иакова, некоторое время у него же проживали дивеевские сестры, затем Иаков Гусев нашел им квартиру и помогал материально. Он постоянно терпел притеснения со стороны властей. Его обвиняли в противодействии установке радио в селе, в «антисоветской агитации среди отсталой части населения» и в организации развала колхоза. В 1930 году священник был арестован и заключен в тюрьму города Горького. Дом был конфискован. В 1931 году отец Иаков был вновь арестован и «раскулачен». В 1935 году, когда власти хотели закрыть церковь, прихожане стали собирать подписи против закрытия храма. Священник был арестован по обвинению в организации среди колхозников подписки «за неотдачу церкви под зернохранилище», но вскоре отпущен (видимо, потому, что прихожане отрицали его причастность к сбору подписей). 20 ноября 1937 года арестован в храме по обвинению в «антисоветской деятельности»; заключен в тюрьму города Арзамаса Горьковской области. Виновным себя не признал. 2 декабря 1937 года Особой тройкой УНКВД по Горьковской области приговорен к расстрелу. После казни 26 декабря, погребен в безвестной могиле. Имя Иакова Гусева включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Сщмчч. Алексий (Рождественский), Григорий (Фаддеев) пресвитеры (1937): Новомуч.
Сщмч. Николай (Амассийский) пресвитер (1938): Новомуч.
Сщмчч. Емилиан (Киреев) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Емилиан Алексеевич Киреев родился 31 июля 1903 года в селе Кузьмино Ардатовского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. В 1928 году переехал в город Алатырь в Чувашии, где служил псаломщиком при храме. Ложный донос в НКВД вынудил Емилиана Киреева переехать в поселок Риддер (ныне город в Казахстане) к брату Ивану. Работал в леспромхозе, потом конюхом в совхозе «Каратал». После возвращения на родину в 1930 году был рукоположен во диакона, в 1932 году Чебоксарским епископом Памфилом (Лясковским) – во иерея. Служил в селе Любимовка (с 1932), Воскресенской церкви села Ичиксы (с 1935) и Покровской церкви села Ахматово (с 1936) Алатырского района Чувашской АССР. Затем служил в храме во имя архидиакона первомученика Стефана города Алатыря. Емилиан Киреев был ревностным молитвенником, оказывал помощь нищим и странникам. Его неоднократно вызывали в районное отделение НКВД, где принуждали отречься от священства.
В 1940 году власти потребовали от священников уплаты повышенного налога. Прихожане организовали сбор средств и внесли требуемую сумму. Тогда о. Емилиан был обвинен в принудительном сборе средств для церкви и приговорен к 6 месяцам исправительно-трудовых работ. После отбытия срока наказания снова вернулся к священнослужению.
25 июля 1941 года священник был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму города Алатыря. Виновным себя не признал. 30 октября 1941 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Чувашской АССР приговорен к расстрелу. Казнен 26 декабря. Похоронен в безвестной общей могиле. Имя священномученика включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2003 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Сщмч. Василий (Покровский) пресвитер (1941): Новомуч.
Прп. Арсений, иже в Латре (VIII-X). Арсений был сыном богатых, знатных и благочестивых родителей, родом из Константинополя. Император отличал его и сделал военачальником и патрицием Киверриотским.
Однажды, когда Арсений плыл с войском по морю, началась сильная буря. Корабли потонули, и из всех воинов спасся один Арсений. После этого он оставил мир и принял монашество. После усиленных подвигов он пришел на гору Латр в Малой Азии. Там он молитвой умертвил большого змея, причинявшего вред окружающим. На северной стороне горы находился Келливорский монастырь, где Арсений был радостно принят братией. Вскоре его избрали игуменом обители.
Обыкновенно прп. Арсений проводил время в своей келье, посвящая всё молитве и чтению Слова Божия. По воскресеньям к нему собирались братья и слушали его духовные наставления. Сотворив много чудес, св. Арсений мирно отошел к Богу. Время жизни его полагают между VIII и X веками.
Прп. Аркадий Вяземский, Новоторжский (XI). Прп. Аркадий (родом из г. Вязьмы) был учеником прп. Ефрема (память его 28 янв.), архим. Борисоглебского монастыря. Он достиг совершенства в послушании и был подражателем его жизни. Святые мощи преподобного, прославленные исцелениями, почивали в Новоторжской обители под спудом.
Память его празднуется 13 декабря в день представления, 14 августа в день перенесения мощей, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых.
Прп. Мардарий, затворник Печерский (XIII). Прп. Мардарий, инок Киево-Печерской лавры, по прозванию Нестяжательный или Бескелейный, кроме других добродетелей являл собой образец строгой невзыскательности, не имел даже кельи и вообще ничего, кроме одежды, которую носил. Перед кончиной преподобный затворился в пещере. Погребен он в Дальней Феодосиевой пещере.
Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Сщмч. Гавриил, патриарх Сербский (1659). Происходил из дворян рода Раичей; в 1655 г. присутствовал на Соборе в Москве для решения вопроса об исправлении богослужебных книг; по возвращении в отечество, за нежелание принять ислам, мужественно скончался в 1659 г.
Свт. Досифей, митр. Молдавский (1693) (Румын.).
Прп. Герман Аляскинский (1837). Память его празднуется 13 декабря в день преставления и 27 июля в день открытия мощей (см. о нем там же).
Прпп. Ариса и Анастасия подвижницы.
Мц. Киприана.