8/21 декабря
Прп. Патапия (VII). Сщмч. Сергия пресвитера (1937).
Прп. Кирилла Челмогорского (1368). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мц. Анфисы в Риме (V).
Прп. Патапий Фивский, Константинопольский (VII). Преподобный Патапий родился в Египте, в городе Фивы, и был воспитан родителями в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, святой презрел мирскую суету и удалился в Египетскую пустыню. Впоследствии затворился в келье, устроив ее при городской стене Константинополя близ Влахернской церкви. Совершенный в святости, прп. Патапий был наделен Богом благодатью чудотворения, исцеления и изгнания бесов. К нему стали стекаться больные, и он, молитвой и силой Божией, помогал всем нуждающимся. Скончался прп. Патапий мирно в глубокой старости.
Сщмч. Сергий (Орлов) пресвитер (1937): Новомуч.
Апп. от 70-ти Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь и Онисифор (I). Эти святые апостолы от 70-ти были избраны Господом Иисусом Христом для проповедования Евангелия спустя некоторое время после избрания и послания на проповедь 12-ти апостолов (Лк., X, 1 – 24).
Апостол Сосфен во время пребывания ап. Павла в Коринфе был начальником иудейской синагоги. Во время возмущения, произведенного здесь против ап. Павла, когда проконсул Галлион прогнал обвинителей от судилища, то эллинами был схвачен и бит Сосфен, как начальник синагоги (Деян. XVIII, 12 – 17). Но впоследствии он обращен был ап. Павлом к вере во Христа и стал его сотрудником. Впоследствии Сосфен был епископом в Колофоне.
Апостол Аполлос происходил из Александрии и был муж красноречивый, ученый и сведущий в Писаниях. Наставленный сначала только в начатках учения Христова, он, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, но знал лишь одно крещение Иоанново, не имея познаний о возрождающей силе христианского крещения. В непродолжительном времени, когда Аполлос со своею проповедью достиг Ефеса, св. ап. от 70-ти Акила и его жена Прискилла (память их 14 июля и 13 февр.) с любовью приняли его и преподали ему подробное наставление в учении Господнем. Потом, прибыв в Ахаию, он сильно опровергал иудеев, всенародно доказывая Писанием, что Иисус есть Христос (Деян. XVIII, 24 – 28). После того Аполлос много потрудился в Коринфе над обращением язычников. В Коринфе любовь к нему учеников произвела даже некоторое разделение в Церкви, которое потом было обличено ап. Павлом (1 Кор. III, 4 – 7). Во время написания первого послания ап. Павла к Коринфянам Аполлос находился вместе с ним в Ефесе. Впоследствии Аполлос был в Крите и еще позднее был епископом Кесарии.
Апостол Кифа, вместе с другими апостолами много потрудился в деле благовествования Христова, был епископом в Колофоне.
Апостол Тихик происходил из Малой Азии и был учеником св. ап. Павла, который в своих посланиях называет его возлюбленным братом и верным о Господе служителем и сотрудником. Во время третьего апостольского путешествия ап. Павла, когда он возвращался и Македонии и Греции в Иерусалим, Тихик сопутствовал ему, разделяя труды его (Деян. XX, 1 – 5). Потом он был с ап. Павлом и в Риме во время первого его заключения, откуда Павел посылал его с посланиями от себя к Ефесянам (Еф. VI, 21) и к Колоссянам (Кол. IV, 7 – 9, 16). Его же посылал он для исполнения своих поручений на Крит (Тит. III, 12). Тихик был при ап. Павле и во время вторичного его заключения в Риме, и в другой раз апостол посылал его оттуда в Ефес (Тим. IV, 12). Впоследствии св. апостол Тихик был епископом в Колофоне после ап. Сосфена.
Апостол Епафродит был одним из ближайших сотрудников и сподвижников св. ап. Павла. Во время пребывания его в узах в Риме, св. Епафродит был послан от Церкви Филиппийской с пособием для св. Павла. Усердие это было ему весьма приятно. Впоследствии св. Епафродит был епископом Адриаки.
Апостол Кесарь, также много потрудившийся в деле проповеди евангельской, был епископом Диррахии.
Все эти апостолы с миром предали свои души Господу (память их также 30 марта).
Св. Онисифор также принадлежал к 70-ти апостолам и был ближайшим сподвижником св. ап. Павла. Св. Онисифор был епископом в Колофоне и в Кирине и пострадал за веру, приняв мученическую смерть. Об его мученичестве свидетельствуют мученические акты, в которых повествуется, что св. Онисифор после многих мучений был растерзан дикими лошадьми и вместе с Еводом водворился в сонме исповедников Божиих в небесных селениях (память его также 7 сент.).
Мчч. 62 иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавшие (477). Эти святые мученики жили во времена Византийского императора Зенона (474 – 491), когда Африкой правил, по смерти отца своего Гензериха, Гуннерих (477 – 485), арианин по вере. По совместному совещанию с единомышленными ему епископами, арианами Кириллом и Вилимандисом, он воздвиг на православных столь жестокое гонение, что превзошел гонения времен Диоклетиана и Максимиана. По всем подвластным ему городам и странам он разослал пятнадцать тысяч воинов, повелев им изгонять отовсюду всех православных иереев. В это время православные собрались как-то в одну церковь и совершали там тайно божественную службу. Узнав об этом, варвары тайно, обнажив мечи, усекли всех верующих, воспевающих и славящих Бога. Так они действовали, исполняя повеление Гуннериха внезапно убивать всех, отвергающих арианское крещение. Те, которые не могли перенести мучения, искали спасение в бегстве, оставляя дома свои и села; те же, которые были тверды в православной вере, добровольно предавали себя на мучения. Таким образом, 300 человек было усечено мечом. Священники пострадали еще больше: два из них были сожжены, у шестидесяти из них были отрезаны языки. После того они рассеялись по всей земле греческой. И вот на них явилась чудодейственная сила Божия: лишенные языков, они дерзновенно проповедовали, ясно говоря и развенчивая лжеучения арианские, так что все, видевшие и слышавшие их приходили в изумление.
Прп. Кирилл Челмогорский (1368). Прп. Кирилл Челмогорский (Челмский) родился около 1286 г. Двадцати лет он поступил в новгородский Антониевский монастырь и пробыл там 6 лет. После этого 3 года провел в поисках места, удобного для безмолвия. Нашел он его в Олонецком краю в Каргопольских пределах, на пустынной горе Челме, расположенной при впадении реки того же имени в Челм-озеро. Здесь он сначала подвизался в выкопанной им пещере, потом построил часовню и келью. Питался он овощами, которые сажал сам, и травами. Через 3 года к нему пришел родной брат его, Корнилий, но скоро ушел искать еще более уединенное место. Житие называет его св. Корнилием, но сведений о нем никаких нет.
Прп. Кирилл проповедовал Евангелие местным финнам, называемыми русскими чудью. Сначала они отнеслись к нему враждебно, но кротость и самоотвержение прп. Кирилла превозмогли все, и к концу жизни в Каргопольской стране не оставалось ни одного не крещеного язычника. Для новых христиан он воздвиг храм Богоявления, а для иноков, на месте подвигов своих, – обитель, где под спудом почивали святые мощи его до наших дней.
Скончался прп. Кирилл 8 декабря 1368 или 1367 г., будучи 82 лет.
Прп. Кирилл прославлен многими чудесами.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Прп. Мосхиан.
Мц. Анфиса в Риме (V). Святая Анфиса пострадала в Риме во время жестокого гонения на православных христиан при Византийском императоре Гуннерихе (477-485) (см. выше). Она была женой римского вельможи. Жена же градоначальника римского Сунильда, зараженная арианской ересью, стала принуждать св. Анфису принять арианское крещение, но не смогла убедить ее и в ответ слышала лишь, что она «водою и духом» крещена епископом Медиоланским Амвросием. Тогда Сунильда в гневе сожгла св. Анфису. Муж св. Анфисы из страха добровольно крестился ариевым крещением, но вскоре во время прогулки верхом на коне он был сожжен молнией, находясь напротив православного храма.
Св. Мартирий.