11/24 декабря
Прп. Даниила Столпника (489-490). Сщмч. Феофана, еп. Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников (1918); Сщмч. Николая пресвитера (1937); сщмч. Иоанна пресвитера (1941).
Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Миракса (VII). Мчч. Акепсия и Аифала. Прп. Луки Столпника (ок. 970-980).
Прп. Даниил Столпник (489-490). Родом из города Самосаты, в Месопотамии. Родители прп. Даниила Илия и Марфа были христианами. Долгое время Господь не давал им ребенка. Марфа глубоко переживала свое бесплодие и много молилась Богу о чадородии, обещая посвятить своего ребенка служению Богу. Молитва была услышана – у нее родился сын. До пяти лет мальчик не имел имени, поскольку родители хотели, чтобы рожденный по благословению Божию от Бога и получил себе имя. Они привели мальчика в монастырь, прося игумена наречь сына. Игумен взял одну из богослужебных книг и, раскрыв наугад, нашел слова пророка Даниила. Именем пророка и был наречен будущий подвижник. С самого детства Даниил стремился к иночеству. В двенадцать лет, оставив родительский дом, он пришел в монастырь и упросил настоятеля принять его послушником. Здесь он скоро удивил строгих подвижников ревностью к молитве и трудолюбием. Узнав, что их сын находится в монастыре, Илия и Марфа уговорили игумена исполнить желание Даниила и постричь его в монашество. Однажды игумен по делам отравился в сирийский город Антиохию, взяв с собой и Даниила. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался Симеон Столпник. Даниил, увидев столпника, в молитве претерпевавшего холод и зной, дожди и ветры, возгорелся желанием подвизаться таким же образом. По благословению св. Симеона Даниил удалился в окрестности Константинополя и поселился здесь на месте заброшенного языческого храма, где ему пришлось много претерпеть от лукавых бесов. Воздвигнув высокий столп, Даниил много лет провел на нем в духовном подвиге и молитве. Он был удостоен от Господа дара исцеления болезней, прозрения и чудес. Множество верующих стекалось к святому, прося его молитв. Его святое житие приводило к нему императоров Льва и Зинона для получения благословения и предречений, всегда оправдываемых событиями. Прославленный даром чудес святой Даниил скончался в возрасте 80 лет.
Сщмч. Феофан (Ильминский), еп. Соликамский, и с ним два священномученика и пять мучеников (1918): Новомуч. Священномученик Феофан родился в семье церковного чтеца в селе Содом Саратовской губернии. В 1892 г. окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и преподавал в саратовских училищах. В 32 года стал священником кафедрального собора Саратова. Был редактором «Саратовского Духовного вестника». Овдовев, в 1911 г. принял монашеский постриг на Валааме. В 1915 г. стал архимандритом Соликамского Свято-Троицкого монастыря и ректором Пермской Духовной семинарии. В 1917 г. хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с паствой, владыка обошел свое викарианство пешком. Он был великим молитвенником и постником.
Подобно архиерею св. Андронику (Никольскому), владыка бесстрашно обличал богоборцев-большевиков, организовывал многолюдные крестные ходы, проводимые в связи с гонениями на Церковь и грабежами монастырей. В 1918 г. после ареста и казни св. архиеп. Пермского Андроника (память его 7 июня), владыка приехал в Пермь и принял управление Пермской епархией. Вскоре и сам был арестован. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака, большевики подвергли владыку изощренным мучениям: в тридцатиградусный мороз святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пять мирян.
Сщмч. Николай (Виноградов) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Иоанн (Богоявленский) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 12 февраля 1892 г. в селе Ветрине Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского и жены его Людмилы. В 1914 г. Иван Дмитриевич окончил Ярославскую Духовную семинарию, но по стопам отца идти не захотел, он желал выбрать светский путь и работать в земских учреждениях. Так как семинарию он окончил по 2-му разряду, то в земство его не взяли, и он был вынужден устроиться учителем в церковноприходскую школу. Однако эта работа его не удовлетворила, и осенью 1916 г. Иван Дмитриевич поступил на юридический факультет Ярославского Демидовского лицея, где проучился два курса – до 1918 г, когда власти преобразовали лицей в государственный университет, где продолжать образование он не захотел. В 1918 г. в Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков и, наконец, в 1919 г. уехал в Весьгонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии. Несмотря на свое былое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм. В обстановке начавшегося гонения его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег учителей, а затем и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.
В январе 1922 г. он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме. В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки. В начале мая он обвенчался с дочерью священника, служившего в одном из храмов города Мологи Ярославской епархии, Ниной Николаевной Семеновской, а 9 мая был рукоположен в сан священника к храму родного села.
В конце двадцатых годов снова начались гонения; в глухом селе они выразились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам, которое он выполнить не смог, за что в марте 1930 г. был приговорен к одному году исправительно-трудовых работ. Прихожане, однако, были недовольны расправой над священником, и пришли к зданию районного управления НКВД, требуя его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были его отпустить, всего лишь выслав за пределы области.
Отец Иоанн приехал к епископу Рыбинскому Серафиму (Протопопову) за советом и благословением, и тот сообщил ему, что в селе Раменье Тверской области остался приход без священника, и посоветовал поехать к епископу Бежецкому Григорию (Козыреву), в чьем ведении был храм. Владыка Григорий благословил его занять место священника в Раменской церкви. Здесь, как и в родном селе, прихожане полюбили о. Иоанна. Но власти не забыли о приговоре, и в апреле 1931 г. он был арестован и отправлен отбывать заключение на лесоповал в Сонковский район. Верующие не оставляли его – привозили продукты и всячески поддерживали. 27 марта 1932 г. срок заключения закончился, и священник вернулся в Раменье.
Сразу вслед за этим начальник районного ОГПУ послал уполномоченному по Сонковскому району сообщение, где говорилось, что о. Иоанн «является ярым противником советской власти; приверженцем тихоновской ориентации. В 1929 г. был репрессирован за антисоветскую деятельность. Кроме того, были установлены факты подпольной адвокатуры. Ввиду изложенного, за Богоявленским установить тщательное наблюдение».
Храм в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него – одни потому, что у одних родители были верующими, другие – из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.
10 августа 1934 г. сотрудник НКВД Фейгенберг потребовал от прокурора разрешения на арест священника, и 15 августа о. Иоанн был арестован и допрошен.
На вопросы следователя священник ответил, что ко всем мероприятиям советской власти он относится лояльно, и недовольства никогда не выражал. Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день один следователь, день – другой. Обвинить его было не в чем. Допрошенные ими свидетели из окружения священника тоже не дали нужных показаний. Как всегда, в качестве самого значительного свидетеля обвинения был вызван представитель местной власти – председатель сельсовета, но и он не смог дать убедительные и достаточные для обвинения показания.
2 октября уполномоченный НКВД составил заключения, в котором констатировал, что «в действиях, приписываемых обвиняемому Богоявленскому, нет состава преступления…» Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.
В начале 1935 г. благочинный прислал о. Иоанну распоряжение, чтобы он вел в своем храме запись родившихся, умерших и вступивших в брак. По существу эти записи нужны были самим крестьянам.
Отец Иоанн, в соответствии с этим распоряжением вел записи до сентября 1935 г., когда вновь был арестован властями и обвинен в присвоении административных функций. Прихожане нашли адвоката для защиты священника. Состоявшийся вскоре суд приговорил о. Иоанна к денежному штрафу. После оглашения приговора священник был освобожден.
Положение храма в 1936 г. стало критическим, власти обложили его налогом, выплатить который было невозможно, тем более что они запретили молебны в домах, а в храм многие уже опасались открыто ходить. На собрании церковной двадцатки было принято решение, во что бы ни, стало спасти храм от закрытия путем сбора требуемой суммы для уплата налога. Обход по дворам моментально дал результаты: была собрана нужная сумма и уплачен налог. Все это не осталось незамеченным властями; тут же посыпались доносы в НКВД. Несмотря на доносы, власти все же не видели достаточных оснований для ареста священника.
Но пришли новые, более безжалостные гонения, руководители страны приняли решение о беспощадном уничтожении всех неугодных им людей и целых слоев населения, в том числе и духовенства. 12 ноября 1937 г. о. Иоанн был арестован; после этого сотрудники НКВД стали собирать «доказательства преступности» священника. По обыкновению стали вызывать «дежурных свидетелей». Как обычно, был вызван представитель местной власти – председатель сельсовета; продолжали собираться доносы.
20 ноября состоялся первый допрос. Виновным себя в ведении «антисоветской агитации» о. Иоанн не признал.
Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других, и в тот же день следствие было закончено. 25 ноября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Иоанн был сослан в Коми область в Севжелдорлаг, в поселок Княж-Погост. Он пробыл на тяжелых работах с 1938 по 1941 г. С началом войны, при том, что работа оставалась непосильно тяжелой, кормить в лагере почти перестали. Священник Иоанн Богоявленский умер от голода 24 декабря 1941 г.; ему было тогда сорок девять лет.
Мч. Миракс Египтянин (VII). Святой мученик Миракс родился в христианской семье, жившей в Египте. Он был воспитан в благочестии, но поддался бесовскому наваждению, попрал святой Крест, явился к правителю Египта Амиру, взял в руки меч и поступил на службу к мусульманам. Родители, скорбя о страшном падении сына, непрестанно о нем молились. Тогда благодать Божия озарила сердце заблудшего. Он глубоко раскаялся и вернулся домой. Родители посоветовали ему открыто объявить о своем помрачении и раскаянии. Святой Миракс послушался их. Правитель города осудил его на пытки, после которых святой мученик был обезглавлен и выброшен в море.
Блгв. царь Никифор Фока (969).
Прп. Лука Столпник (ок. 970-980). Преподобный Лука Столпник жил при Греческом царе Романе I Локапене (919 – 944) и при Константине VII Порфирородном (912 – 959), зяте царя Романа и сыне царя Льва VI Мудрого (886 – 911). Патриаршескую кафедру занимал тогда Феофилакт (933 – 956), сын царя Романа. В то же время в Греческую империю сделали нападение Болгары, и Лука, по царскому повелению, взят был в ополчение и принимал участие в защите отечества от врагов. Во время сражения в греческом войске произошло замешательство, и многие тысячи его были истреблены; но Лука, промыслом Божиим, остался невредим. После этого он принял монашество и, преуспевая в иноческом житии, удостоился постановления в пресвитера. Ревнуя о высшем духовном совершенстве, он обложил тело свое железными веригами и, взойдя на столп, соблюдал столь строгое воздержание, что в продолжение шести дней недели не принимал никакой пищи и только в седьмой день вкушал приносимую просфору и немного овощей: так на столпе провело он три года. Потом, призываемый Божественным внушением, пошел он гору Олимп, оттуда перешел в Константинополь и, чтобы не нарушать своего обета молчальничества, вложил себе в рот камень, и, наконец, удалился в город Халкидон. Там он также взошел на столп и, прославляемый многими чудесами, провел на нем сорок пять лет. Так, совершив благочестно путь земной жизни, св. Лука отошел в обители Небесного Отца.
Прп. Никон Сухой, Печерский (XII). Прп. Никон, по прозванию Сухий (Сухой), был иноком Печерского монастыря. Он был взят в плен половцами с прмч. Евстратием (память его 27 марта). Родители хотели его выкупить, но он отказался от выкупа. «Не тратьте для меня понапрасну достояния вашего, – сказал он им, – если бы Господь желал моей свободы, то Он не предал бы меня в руки сих беззаконников. Он Сам отдает в плен тех, кого хочет. А мы “неужели доброе… будем принимать от Бога, а злого не будем принимать” (Иов. II, 10)». Родственники были вынуждены вернуться с выкупом в Киев. Половцы же так озлобились на преподобного, что в течение 3 лет пытали его жесточайшим образом, принуждая его принять выкуп. Но преподобный только молился Богу и благодарил его за все.
Он уже тогда имел силу творить чудеса. Так, он запретил болящим пленным вкушать пищу нечестивых, исцелил их и дал им возможность освободиться. Когда заболел его хозяин-половчанин и завещал семье распять прп. Никона над своей могилой, то преподобный, провидя его будущее обращение ради спасения души, исцелил его. Наконец явился ему прмч. Евстратий и сказал, что по молитвам прпп. Антония и Феодосия, он будет возвращен в Печерский монастырь. Прп. Никон сказал об этом половцам. Тогда они, думая, что он хочет бежать, подрезали ему жилы под коленями и стали еще бдительнее его стеречь. Но на третий день в 6 часов он стал невидим, и был только слышан голос его: «Хвалите Господа с небес».
Чудесно перенесенный в Печерскую церковь, прп. Никон оказался посреди нее во время пения запричастного стиха, в оковах и в крови. Оковы он согласился снять лишь тогда, когда игумен сказал ему: «Если бы Господь желал сих уз твоих, то Он не освободил бы тебя из плена. Итак, повинуйся воле нашей». Из оков этих была выкована алтарная утварь.
Когда же был заключен мир с половцами, приехал в Киев бывший хозяин Никона и был так изумлен, увидев в Печерском монастыре своего бывшего пленника, что крестился и стал иноком и его слугой.
Сухим прп. Никон называется потому, что у него от многой потери крови плоть так высохла, что остались только кожа и кости. Прп. Никон скончался в начале XII в. и был погребен в одной из Ближних Антониевых пещер.
Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Свт. Иоанн, митр. Зихновский.
Прп. Леонтий. Мирно скончался около 1450 г. в Востице Пелопонесской.
Мчч. Акепсий и Аифал. Эти святые мученики происходили из Персии, где они и пострадали. Акепсий был сначала языческим жрецом в городе Арбеле, но потом, услышав о вере Христовой, решился обратиться к христианскому епископу, надеясь получить исцеление от постигшей его в то время болезни. Епископ преподал ему наставление в вере и жизни христианской и исцелил его своими молитвами от недуга. После этого Акепсий возвратился в Арбелу, явился среди своих сограждан проповедником и учителем благочестия, будучи посвящен в сан пресвитера. Об этом было донесено начальнику области, который вызвал его к себе и приказал ему отрезать ухо и заключить его в темницу.
Святой же Аифал был диаконом Арбельской церкви. Схваченный за исповедание Христа, он жестоко был избит и старейшиной жрецов был отправлен в темницу к Акепсию. Потом оба святые были приведены к правителю страны и еще раз исповедали перед ним свою веру во Христа, за что приговорены были к отсечению глав.
Мчч. Варсава, Терентий, Викентий, Емилиан и Вевея. Усечены мечом.
Св. Петр подвижник.
Св. Филимон.