Краткие жития святых, православные праздники и события

26 декабря / 8 января

 

Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прмч. Исаакия Оптинского (1938). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров (1918); сщмчч. Николая, Михаила, Николая, пресвитеров и Михаила диакона (1930); сщмчч. Леонида, еп. Марийский, Александра пресвитер, прмч. Василия, прмцц. Анфисы и Макарии (1937); сщмчч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938).

Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста (825). Прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.).

Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери.

 

Попразднство Рождества Христова.

Собор Пресвятой Богородицы Собор Пресвятой Богородицы. Второй день праздника Рождества Христова посвящается прославлению Матери Христа Спасителя, Пресвятой Девы Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Богородицы этот день называется Собором Ее. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Когда Ирод узнал, что волхвы, поклонившись новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, то разгневался и велел избить младенцев в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. II, 13). Иосиф сделал, как повелел ему ангел. По смерти Ирода ангел снова явился Иосифу и велел возвратиться в свое отечество, и Иосиф возвратился, но поселился не Вифлееме, а в Назарете, боясь Архелая, сына Иродова. 

Прав. Иосиф Обручник, Давид царь и Иаков, брат Господень. Во вторую Неделю (Воскресенье) после праздника Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому обручена была Богородица, святого царя Давида, из рода которого произошел Спаситель, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.

Праведный Иосиф Св. Иосиф происходил из царского рода Давидова. Жил он в бедности, был ремесленником – плотником. Был женат на Соломонии, дочери Аггея, брата Захарии, отца Предтечи, и имел сыновей и дочерей. Лишившись жены, Иосиф проводил жизнь в чистоте и святости. Он был уже восьмидесятилетним старцем, когда обручили ему Святую Деву Марию. Сам Господь чудесным образом указал, чтобы Богородицу обручили Иосифу. Первосвященник Захария положил на жертвенник 12 древесных ветвей, по числу сродников Марии, и помолился, – и ветвь Иосифова зацвела. Вскоре после обручения Иосиф понял, что Мария имеет во чреве. «Что делать, – думает Иосиф, ­– обличить Ее или скрыть, отпустить от себя?» И вот является ему во сне ангел и говорит: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и… Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. I, 20-21). И с этого времени Иосиф начинает служить обрученной ему Деве как Богородице. Он путешествует с Ней в Вифлеем для переписи, в 40 день по рождении Богомладенца – в Иерусалимский храм для посвящения Его Господу, затем в Египет – для сокрытия Его от рук Иродовых, питает Богоматерь и Сына Ее, Иисуса Христа от своих трудов. Иосиф не дожил до времени смерти и воскресения Христова. Жил он 110 лет.

Царь Давид Св. Давид был царем и пророком. Отца его звали Иессей. Давид пас стада отца своего. Был кроток и благочестив. Бог сам указал на него пророку Самуилу, когда нужно было помазать нового царя вместо Саула, прегрешившего перед Богом. Саул взял Давида ко двору как хорошо умеющего играть на гуслях, для того, чтобы игрой он облегчал его тоску. При помощи Божией Давид победил филистимлянского великана Голиафа. Когда прославляли Давида за это, Саул позавидовал ему и несколько раз пытался пронзить его копьем, но Господь хранил Своего праведника. Сам же Давид два раза имел возможность умертвить своего врага, но не сделал этого, почитая в нем помазанника Божия. Став царем, Давид устроил столичный город Иерусалим и в нем новую скинию. Давид однажды тяжко согрешил перед Богом, завладев женой Урии, но пламенно раскаялся в этом грехе. Памятником этого раскаяния послужил пятидесятый псалом. Давиду пришлось претерпеть великую скорбь от сына своего Авессалома, который еще при жизни отца объявил себя царем. Давид царствовал 40 лет. Он оставил книгу псалмов – Псалтирь, где предсказал многое о Спасителе. Псалтирь служит прекрасным руководством в молитве и прославлении Бога, и потому постоянно употребляется в церковном богослужении. Жил св. царь Давид за 1000 лет до Р.Х.

Иаков брат Господень Об св. Иакове, брате Господнем, приведено под 23 октября.

Священномученик Евфимий Сардийский Сщмч. Евфимий, еп. Сардийский (ок. 840). Святой Евфимий жил в царствование Константина (780 – 797) и Ирины (797 – 802) и прославился своим благочестием. За это удостоен он был епископского сана и присутствовал на Никейском VII Вселенском соборе (787), на котором безбоязненно и с ревностью боролся против еретиков и посрамил их. Цари посылали его также с разными государственными поручениями в местности, где господствовали крамолы и мятежи. Когда же воцарился Никифор (802 – 811), св. Евфимий, вместе с другими православными епископами, был сослан в западную Паталарею, как будто за насильственное пострижение одной девицы, но на самом деле за обличение царя, совершившего беззаконное деяние. С того времени св. Евфимий до самой своей страдальческой кончины уже не возвращался в свою епархию и не управлял ею. Через 29 лет, когда императорский престол в греческом государстве занял звероподобный Лев V Армянин (813 – 820), святой вызван был из заточения (в 815 г.) к царю, от которого подвергся допросу в отношении иконопочитания. По своему обыкновению, он дерзновенно обличал еретическое нечестие и произнес мучителю отлучение от Церкви. Царь сильно разгневался на исповедника и сослал его опять в заточение в город Асс. Вслед за этим император Лев свержен был с престола и погиб от меча. Ему наследовал император Михаил II Косноязычный. При этом царе св. Евфимий был вызван из Асса, и его принуждали отказаться от иконопочитания, но он безбоязненно во всеуслышание произнес такое изречение: «Кто не покланяется образу Господа нашего Иисуса Христа, по человечеству, того анафематствуем».

За это он был сначала бит, а потом сослан в Крит (по другим сведениям – в Акрит на Черном море), где и заключен в мрачную темницу и, сверх того, еще подвергся жестокой пытке: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами, так что тело его покрылось множеством ран и распухло. Прожив немного после того, святой исповедник с миром предал дух свой Богу.

 Прмч. Исаакий (Бобраков) Оптинский (1938): Новомуч. Преподобномученик Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобраков) родился в 1865 г. в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье.

О появлении в Оптиной пустыни Ивана рассказывал прп. Нектарий: «Блаженный Василий, юродивый Оптинский, привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призвал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту”».

Прп. Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет и пребывал в обители четыре десятилетия. 30 августа 1913 г., после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала прп. Исаакия настоятелем монастыря.

Прп. Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келье, как правило, угасал только под утро. Мир душевный источала вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

23 января 1918 г. декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 г. закрыли и сельхозартель, обитель перешла в ведение «Главнауки» и как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля прп. Исаакия власти отстранили от дел и поручили прп. Никону передачу имущества монастыря музею.

Прп. Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 г. все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

В 1929 г. по всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с прп. Исаакием. В январе 1930 г., после окончания следствия, заключенные были сосланы. Прп. Исаакий переехал в город Белёв Тульской области.

В 1932 г. прп. Исаакия снова арестовали. Пять лет спустя прп. Исаакий сподобился от Господа мученического венца. 16 декабря 1937 г. прп. Исаакий в четвертый раз был арестован и обвинен вместе с епископом  Белевским Никитой (Прибытковым) (сщмч., память его 21 дек.), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Свт. Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего советского строя».

Сначала было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 г. было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывных допросах сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Прп. Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил и антисоветской деятельностью не занимался». Не сумев сломить преподобного, еврейские большевики злодейски убили его и тайно захоронили в лесу.

 

Сщмчч. Александр (Волков) и Димитрий (Чистосердов) пресвитеры (1918): Новомуч. В революционные годы Ивангород переживал жестокие гонения на веру. Эстонская трудовая коммуна, которая не щадила православных людей, без суда и следствия расстреляла священников. Их убили, а тела выбросили на помойку. После ухода красных бандитов прихожане нашли останки своих пастырей и захоронили их [Русский Дом, №5, 2006, стр. 6].

Сщмчч. Николай (Залесский), Михаил (Чельцов), Николай (Тарбеев), пресвитеры и Михаил (Смирнов) диакон (1930): Новомуч.

 (Сщмч. Михаил (Чельцов)).

Сщмчч. Леонид (Антощенко), еп. Марийский, Александр (Крылов) пресвитер, прмч. Василий (Мазуренко), прмцц. Анфиса (Сысоева) и Макария (Сапрыкина) (1937): Новомуч.

 (Сщмч. Леонид (Антошенко), еп. Марийский).

 (Сщмч. Александр (Крылов)).

Сщмчч. Григорий (Сербаринов) пресвитер, прмцц. Августа (Защук) и Мария (Лактионова), мц. Агриппина (Лесина) (1938): Новомуч.

 (Сщмч. Григорий (Сербаринов)).

 (Прмц. Августа (Защук)).

 (Прмц. Мария (Лактионова)).

Прп. Константин Синадский (VIII). Преподобный Константин родился в городе Синаде (на севере Фригии) и был по происхождению иудей. Будучи еще малолетним, он, однажды сопровождая мать свою, увидел христианина, зевнувшего и сотворившего крестное знамение на устах своих. По подражанию и он стал делать подобное. Между тем такое наружное уподобление привело его и к внутреннему восприятию христианской веры. Душою он ощущал теплоту благодати Божией. Это было соблазном для окружающих его. Внимая, таким образом, чистым, верующим сердцем гласу Господа, он оставил своих родных и, как бы по указанию Божию, дошел до места, называемому «душевное спасение», где проживали тогда великие мужи, сиявшие добродетелями и подвигами иноческими. Представившись настоятелю этих иноков, он рассказал о себе все подробно. Тот велел принести крест и приказал ему облобызать его. Блаженный с радостью стал лобызать святой крест и положил его себе на голову, на которой тотчас отпечаталось знамение честного оружия, неизгладимо сохранившееся до самой его смерти. После того сподобился он святого крещения и наречен был Константином. После крещения он удалился в одно близлежащее место и там ревностно посвятил себя подвигам духовной жизни. Желая принять иноческий чин, он еще до пострижения превосходил всех строгим благочестием. Когда же Константин произносил иноческие обеты Богу, место, где это происходило, наполнилось благоуханием и сами собою отверзлись перед ним церковные двери. При всей душевной чистоте он удостоился дара прозорливости. Из этой обители предпринял он путешествие к Олимпу, приходил затем в Атталию, перейдя дивным образом быструю реку, посетил Миры Ликийские и многие другие места и опять пришел к Олимпу. Здесь Константин сорок дней провел без пищи, будучи закопанным в землю до чресл (поясницы). Потом против воли своей он принял священный сан и, не оставляя подвижнических трудов, странствовал еще в Атрою. За восемь месяцев предсказал он о своей кончине и, согласно предсказанию, мирно представился к Господу.

Прп. Еварест Студит (825). Святой Еварест, родом из Малой Азии, Галатийской епархии, имел родителей знатных. Императором в Византии был тогда Лев V Армянин жестокий иконоборец. Преемником его был Михаил II Косноязычный, который так же с подозрением и неприязнью относился к православию.

Приходя в совершенный возраст, Еварест получил достаточное образование, был покорен родителям, добродетелен к товарищам, всегда правдив и со всеми любезен. Таким образом, он с отрочества возжелал жить по Божественным заповедям и возлюбил иночество. Между тем отец его отправился по своим делам в Константинополь, взяв с собою и Евареста. Там он был принят неким родственником своим, патрицием Вриеннием, достигшим высокого общественного положения. Через несколько дней после того царице Феодоре (память ее 11 февр.) нужно было отправить посольство к Болгарам. Послом был назначен патриций Вриенний. Он взял с собою и Евареста. Когда они дошли до некоего места, называемого Скупель (в Албании), то остановились и прожили там некоторое время. Здесь блаженный Еварест, устроением Божиим, получил сан пресвитера, а затем, проводя подвижническую жизнь, постригся в монашество. Случилось ему в это время приобрести книгу приснопамятного Ефрема Сирина (память его 28 янв.). Прочитав ее, Еварест стал ревностным исполнителем благочестивых наставлений Ефрема. Добродетельная жизнь его способствовала тому, что ему вручили охранительные для путешествия письма и с молитвой отправили его в Константинополь в Студийскую обитель. В этой обители он всецело посвятил себя иноческим подвигам. Питался он малым куском хлеба, притом сухого; варенную же пищу Еварест принимал лишь один раз в неделю. О других же его подвигах и трудах невозможно и пересказать. На плечах своих по нагому телу он носил тяжелые железные вериги. И всех он превзошел тогда добродетельной жизнью своею и, прожив так богоугодно 75 лет, предал дух свой Господу.

Прп. Никодим Тисманский (1406) (Румын.). Преподобный Никодим родился в городе Прилео на севере Сербии около 1320 г. в знатной христианской семье. В молодости он ушел на Афон, где в сербском Хилендарском монастыре принял монашеский постриг. Там в короткое время ревностным подвигом он стяжал терпение различных искушений, изучил Священное Писание, научился бороться с помыслами и скорбями. Некоторое время он подвизался, духовно совершенствуясь, в одной близкой к монастырю пещере. Вскоре он был избран игуменом монастыря Хилендар, где собрал большое число монахов из всех православных стран. Прп. Никодим был великим учителем молитвы и духовником. Множество монахов и мирян стремились к нему, чтобы получить от него благословение и назидательное слово. Желая большей тишины, прп. Никодим покинул Гору Афон и по особому откровению Божию основал в румынской стране несколько монастырей, но, увидев, что вокруг него опять собирается много учеников, перешел, стремясь к одиночеству, в маленький скит около реки Тисманы. Под его руководством этот скит со временем возрос, и около 1377 – 1378 годов здесь был устроен Тисманский монастырь во имя Успения Божией Матери. Сам преподобный часто предавался подвигу поста и молитвы в маленькой пещере, которую выкопал около обители. Он имел дар врачевать болезни и изгонять бесов. Поэтому многие, прося помощи, приходили к нему в монастырь. Достигнув глубокой старости, прп. Никодим в 1406 г. мирно отошел ко Господу.

Прп. Никодим был причислен к лику святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в октябре 1955 г. и внесен в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода 7 февраля 1956 г.

Сщмч. Констанций Русский (1743). Родом великоросс, св. Констанций служил иеромонахом при русской посольской церкви в Константинополе. Он проявлял особую заботливость по украшению храма, на что давал и свои средства.

Св. Констанций отличался ревностью к богослужениям, почти каждый день совершал литургию и два раза в неделю вел беседы на Русском и греческом языках. Его набожность и усердие в исполнении возложенных на него обязанностей привлекали к нему народ, его любили и уважали. Вследствие каких-то недоразумений возникших между ним и посланником, разгневанный Констанций отправился к султану и там принял ислам. Скоро он глубоко раскаялся в этом и, снова явившись во дворец, громко порицал Магомета и исповедал Христа. Разъяренные этим, турки убили его на дворцовой площади.

 

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:

Виленская-Остробрамская икона Божией Матери Виленская-Остробрамская. В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками – Островоротная, или Остробрамская, икона Божией Матери, в прошлом именуемая, по месту своего происхождения также Корсунской Благовещенской. Изображает она Богоматерь со сложенными на груди руками и со склоненной головой. Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» (по-польски «Остра Брама»). От названия ворот – уцелевшего фрагмента древней оборонительной системы – произошло и название образа, который издавна помещался над ними.

Икона эта была привезена в Вильну из Херсонеса (или Корсуня) в Крыму великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345 – 1377). По-видимому, херсонский архиерей в середине XIV в. вручил чудотворный образ князю в качестве благословения. Ольгерд подарил эту святыню своей супруге (он был женат на витебской княжне Марии Ярославне, после ее кончины – на Иулиании, дочери тверского князя), которая в свою очередь принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными  и получила название Острого или Русского конца.

В конце XV столетия при личном участии князя произошла закладка стен и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота». Когда строительство было закончено, икону выставили в киоте с южной стороны башни. С этого времени она получает название Виленской-Остробрамской, тогда же устанавливается и празднование ей. Церковь в Литве особенно благоденствовала. Но в 1596 г. в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Потом она досталась латинским монахам кармелитам. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить себе икону, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить ее на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находился образ. В 1812 г. икона была несколько повреждена французами. В 1829 г. лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. С закрытием в 1832 г. Кармелитового монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римо-католического духовенства. В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой Божией Матери совершается по римско-католическому обряду, но с молитвой к этому образу по-прежнему притекают и православные.

Икона Божией Матери ''Трех радостей'' Именуемая «Трех радостей». В начале XVIII в. один благочестивый живописец, посланный на учебу в Италию, привез в Москву копию итальянской иконы «Святое Семейство» кисти Рафаэля. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. После смерти художника священник поместил привезенный им образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена в паперти, над входом в церковь. На этой иконе вместе с Младенцем Иисусом изображены младенец Иоанн Креститель и праведный Иоанн Обручник.

Прошло после этого сорок лет, и благодать Божия прославила икону дивными знамениями. С одной знатной женщиной случилось несколько несчастий, следовавших одно за другим: мужа ее оклеветали недобрые люди, и он отправлен был в ссылку; имение несчастной отобрано было в казну; в довершении всего мать лишилась и своей единственной опоры в жизни – ее горячо любимый сын во время войны взят был неприятелем в плен. В своем горе бедная женщина обратилась с молитвой к Царице Небесной, прося милостивой Ее помощи. И вот, однажды, она услышала во сне голос, повелевавшей ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. После долгих поисков она, наконец, нашла икону на паперти Троицкой церкви, на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. После этого дивного заступничества Богоматери и сама икона Ее получила наименование «Трех Радостей».

При перестройке храма в 1861 г. центральный предел был освящен в честь этой иконы. Со временем появились списки этого образа, сделанные в русской иконописной традиции, на которых Иоанн Креститель и праведный Иоанн Обручник изображались, как правило, по разные стороны от Пресвятой Богородицы. Судьба подлинного образа после закрытия Троицкой церкви неизвестна. При открытии храма в 1992 г. общине было передано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Среди них оказался аналойный образ «Три Радости» – список середины XIX века. Перед ним ежедневно совершаются молебны с акафистом.

Икона Божией Матери Милостивая «Милостивая». Об этой иконе сказано в день ее памяти 12 ноября.

Барловская «Блаженное Чрево» (Барловская) (1392). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. XI, 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была привезена в Москву 26 декабря 1392 г. из «Бара града Римской области», где она стояла при гробе святителя Николая Чудотворца; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». Более пяти веков чудотворный образ находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. В описях собора и литературе XIX – начала XX в. икона называется «Барловской», т.е. происходящей из города Бари. В конце XIV в. образ был украшен драгоценным окладом (сейчас он в Оружейной палате на списке с чудотворной иконы конца XVI в.). Барловская икона находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. Сохранилась еще одна ее копия (XVII в.) – образ из иконостаса Благовещенского собора (ныне в его экспозиции на южной галерее).

Существуют и другие иконы Божией Матери под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух Ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой – украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz