15/28 декабря
Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии, Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929); Сщмчч. Александра, Василия, Викторина пресвитеров (1937).
Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Собор Кольских святых. Мч. Елевферия (305-311). Прп. Парда отшельника (VI).
Сщмч. Елевферий, матерь его мц. Анфия, Корив епарх и иже с ними (II).
Священномученик Елевферий епископ был сыном знатного и богатого римлянина. Мать его, получив крещение от апостола Павла, воспитала и сына по-христиански. Римский епископ Аникита, заметив благочестие Елевферия, поставил его диаконом, когда ему было только 14 лет. На восемнадцатом году он был уже пресвитером, а на двадцатом – епископом. Несмотря на молодость, Елевферий был вполне достоин такого высокого звания, проповедовал неустанно и многих обратил ко Христу. Когда император Адриан воздвиг гонение на христиан, то приказал, прежде всего, нападать на пастырей Церкви как на распространителей христианской веры. Елевферия представили к Адриану. «Я советую тебе раскаяться и принести жертву богам», – сказал ему император. Но епископ отвечал: «Не я должен отречься от моего Бога, а вы должны оставить своих богов и обратиться к истинному Богу». Император разгневался и приказал мучить святого. Но как ни ухищрялся правитель Корив, никакие мучения не вредили мученику, так что Корив, обратившись к императору, воскликнул: «О, великий император! Уверуем в Того, Кто спасает Елевферия от неминуемой и страшной смерти! Жрецы наши не пошли бы на явную и жестокую смерть; а если бы и преданы были огню, то давно бы погибли». Император приказал умертвить Корива. После этого отвели Елевферия в ужасную темницу, где многие умерли от болезней, а иные сошли с ума; но святой мученик был жив и здесь, вознося молитвы к Богу. Император еще раз пытался совратить святого епископа, а потом приказал обезглавить его в Колизее при бесчисленном множестве народа. Святой с радостью пошел на смерть. Когда умертвили св. Елевферия, то из толпы бросилась на его тело мать его, престарелая Анфия, и со слезами обнимала сына. Царь приказал умертвить и ее. Часть мощей св. Елевферия имеется на Афоне, в Покровском монастыре.
Прп. Павел Латрийский (955). Преподобный Павел был уроженцем города Элен в Пергаме. Рано потеряв отца, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии, а после смерти матери всецело посвятил себя иноческим подвигам в монастыре на горе Латр близ Милета. Желая достичь еще большего совершенства, он затворился в пещере. Своими подвигами он стяжал дар прозрения и чудотворения. Дважды прп. Павел удалялся на остров Самос, где основал лавру и восстановил три монастыря, разоренные агарянами. Слава св. Павла была так велика, что папа Римский нарочно присылал инока, чтобы посмотреть как его самого, так и образ его жизни; император Константин Багрянородный переписывался с ним. Предсказав свою кончину, старец преставился к Богу в 955 г.
Свт. Стефан исп., архиеп. Сурожский (VIII). Он происходил от благочестивых родителей из Каппадокии. Еще в детских летах обнаружил он склонность к сосредоточенной жизни. Святой Стефан был очень одарен, так что происходил некоторых своих учителей; отличался скромностью и благочестием. Патриарх Герман взял его к себе, но св. Стефан, ища уединения, сначала удалился в монастырь, а потом в пустынь. Со смертью епископа в Суроже, по указанию ангела, патриарх поставил его епископом, и в течение пяти лет правления его в Суроже и окрестностях не стало ни еретиков, ни язычников. Император Лев Исаврянин, восстав на иконы, требовал, чтобы св. Стефан перешел на сторону иконоборцев. Но святой сказал: «Как хочешь, мучь меня, я охотно претерплю все за святые иконы и крест Христов. Не допущу, чтобы и паства моя отступила от закона Христова». Император, избив святого, приказал заключить его в темницу. Когда же умер Лев и вступил на престол его сын Копроним, то царица упросила мужа возвратить св. Стефана на свою кафедру, где он скончался после долгого правления.
Собор Крымских святых. Праздник Всех крымских святых установлен Священным Синодом по благословению Святейшего Патриарха Пимена 10 марта 1988 г., когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси.
Сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский (1929): Новомуч. Священномученик Иларион (Троицкий) родился в семье бедного сельского священника. Юноша рос на рубеже веков в уездной глуши Тульской губернии. Он сочетал в себе редкую красоту с ангельской чистотой целомудренной души и выдающимися способностями к учебе и умственному труду, позволившими ему блестяще пройти полный курс духовного образования – училище, семинария, Духовная академия – и в 27 лет получить степень магистра богословия. Казалось, ему не нужно бороться с соблазнами и, окончив учебу, он просто и естественно принял монашеский постриг и в том же году стал сначала иеромонахом, а затем архимандритом.
Россия вступила в эпоху своего очередного пышного расцвета и в то же время в ней уже начали проявляться признаки увядания и омертвения. Начала добра и зла всё больше перемешивались между собой. Одни и те же люди слушали проповеди Иоанна Кронштадтского и читали революционные прокламации, молились в храме о «безмолвном житие во всяком благочестии и чистоте» и участвовали в антиправительственных демонстрациях, возмущались падением морали и требовали неограниченной свободы для каждого. Многие великие люди того времени не разобрались в этом хаосе, приняли призраки за действительность, внешнюю красивость за подлинную красоту, посулы лжепророков за обетование Христа. Многие, но не отец Иларион. Его дар различения духов был уникальным. Он был одним из тех немногих людей своего времени, которые видели Россию правильно, отметая все наносное и случайное. Это позволило ему внести заметный вклад в то, чтобы переход от дореволюционной России к послереволюционной не был тем полным разрывом, который декларировался большевиками, а содержал в себе максимально возможный при таких декларациях элемент преемственности. Произведенный в 1923 году в архиепископы и став наместником Сретенского монастыря в Москве, он сделался правой рукой Патриарха Тихона и получил от него благословение на подвиг исповедничества – на участие в диспутах против наркома Луначарского и лжемитрополита «живой церкви» Введенского. Не теряя благодушия и чувства юмора, он играючи клал их на лопатки, убедительно доказывая безумство обновленчества и его обречённость на провал. К голосу жившей в нём светлой, мудрой и красивой, как он сам, России прислушивались не только тысячи присутствующих в зале, но и сидевшее в президиуме советское начальство. В конечном счёте, его влияние сыграло решающую роль в том, что власть отвернулась от живоцерковников и вступила в переговоры с Православной Церковью, которая вернула себе многие храмы, захваченные раскольниками. Конечно, они видели во владыке Иларионе своего главного врага. По их интригам он попал и на Соловки, и в Ярославскую тюрьму.
В 1929 году, 28 декабря, владыка Иларион умер в тюремной больнице Ленинграда от сыпного тифа. Великому архипастырю было всего 43 года…
В июле 1998 г. в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище были обретены мощи архиеп. Илариона. Перенесение мощей в монастырский храм сопровождалось благоуханием, а сами мощи имели янтарный оттенок. От них происходили чудесные исцеления. 9 мая 1999 г. мощи свт. Илариона были отправлены в Москву, а на следующий день в Сретенском монастыре состоялось торжество прославления святого.
Его последней духовной дочери, Любови Тимофеевне Чередовой, было уже к этому времени более ста лет от роду, и она с полной убежденностью говорила, что не умрет, пока не будет прославлен в лике святых владыка Илларион. Тяжело больная, она не вставала со своей постели, и врачи поражались, что она еще жива. И вот, поехав в последний раз её причащать, священник принёс ей радостную весть о принятии Синодом решения о канонизации священномученика Илариона. После причастия были прочитаны несколько молитв, включая «Ныне отпущающе…». Через три дня она отошла ко Господу.
[Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию, 2004. №12. – С. 26.]
Память его празднуется также в ближайшее воскресенье к 25 января вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Санкт-Петербургских святых и в воскресенье перед 26 августа вместе с Собором Московских святых.
Сщмч. Александр (Рождественский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр (Александр Александрович Рождественский) родился 11 августа 1874 г. в семье священника Благовещенского погоста Молодотутского уезда Тверской губернии; окончил Духовную семинарию и в 1902 г. был рукоположен в сан священника к храму родного села. Здесь он прослужил до начала гонений в тридцатых годах.
В 1930 г. власти отобрали у священника все имущество, а после этого потребовали от него уплаты налога. Лишенный средств к существованию, о. Александр не имел возможности его заплатить и за это в 1932 г. был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. По возвращении из заключения он приехал в село Переслегино Высоковского района и стал служить в храме.
21 декабря 1937 г. сотрудник Высоковского районного отдела НКВД арестовал о. Александра и в тот же день допросил. Священника не в чем было обвинить, у НКВД не было доказательств его противогосударственной деятельности, не было свидетельских показаний, и поэтому следователь сам по шаблону составил все обвинения, почти уверенный, что найдет таких «свидетелей», которые согласятся подтвердить все, что он написал.
Священник предъявленное ему обвинение в ведении «контрреволюционной агитации» отверг, «дежурные свидетели» же подписали все составленные следователем протоколы, и за два дня следствие было закончено.
26 декабря тройка НКВД приговорила священника Александра Рождественского к расстрелу. Еще через день, 28 декабря 1937 г., он был расстрелян.
Сщмч. Василий (Виноградов), пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий (Василий Алексеевич Виноградов) родился 24 июня 1891 г. в деревне Дубниха Толмачевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье. До пятнадцати лет он жил со своими родителями; окончил земскую школу.
В 1907 г. Василий Алексеевич поступил в Соловецкий монастырь, где прожил до 1913 г. Юноша предполагал остаться в полюбившемся ему монастыре на всю жизнь, но в 1913 г. тяжело заболел и, по-видимому, уже не надеясь выздороветь, уехал повидаться с родителями и пробыл дома до 1914 г. Однако он выздоровел, вернулся в Соловецкий монастырь и подвизался в нем до 1919 г. Начинались гонения, монастырь стал подвергаться набегам большевиков, и стало ясно, что дни его существования сочтены. Василий Алексеевич уехал к себе на родину в деревню Дубниха.
В 1923 г. он поступил псаломщиком в Покровскую церковь в селе Новый Стан. В 1927 г. был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника. В 1929 г. власти арестовали его за то, что он не смог сдать требуемого от него количества зерна. Отец Василий был приговорен к полугоду принудительных работ и штрафу. Вернувшись из заключения, он поступил служить в храм села Толмачи, где прослужил до своего ареста в 1931 г.
Следователь спросил, считает ли священник себя виновным в антисоветской агитации; на это о. Василий твердо и решительно ответил: «Виновным себя в антисоветской агитации не признаю».
Через несколько дней, 6 июля, было составлено обвинительное заключение; 11 июля тройка при ОГПУ вынесла постановление: священника Василия Виноградова заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. Арестованных вместе с ним послушницу Прасковью Соколову и монахиню Анну Кузнецову постановили выслать этапом в Казахстан сроком на три года.
В 1934 г. о. Василий вернулся из исправительно-трудового лагеря домой, испытав тюремное заключение, утомительные этапы, изнурительную каторжную работу в лагере, когда и лагерное начальство, и само окружение, состоящее зачастую из воров и убийц, превращали условия непосильные в физическом отношении в условия крайне тяжелые в отношении нравственном. Но и пройдя в течение трех лет этот крестный путь, о. Василий не собирался оставлять службу в храме.
Теперь он служил в храме села Селезениха Лихославльского района. Ничуть не уступил он безбожию – так же проповедовал, так же ходил по домам прихожан с молебнами. Он служил и жил так, словно не было никаких гонений. Таких священников и боялись коммунистические правители.
В 1937 г. был составлен указ об арестах и расстрелах священнослужителей и православных мирян. Председатель Селезениховского сельсовета в характеристике на о. Василия написал о том, что он «окружал себя подозрительными, без определенных занятий лицами, якшался с бывшими кулаками… не подчинялся сельсовету, без разрешения сельсовета производил подворные обходы крестьянских дворов… Проводил агитацию среди верующих женщин и вообще населения, извращая сталинскую конституцию в своих религиозных целях…»
В ночь с 21 на 22 декабря священник был арестован. Следствие проводилось стремительно. Следователь допросил председателя сельсовета, чтобы он подтвердил данную им характеристику, был также допрошен председатель колхоза, который отвечал на вопросы сдержано, не присочинял от себя того, что хотел бы услышать следователь. Допросили также председателя церковного совета и секретаря Селезениховского сельсовета. Собранных против священника сведений было явно недостаточно.
Все эти люди были допрошены в течение двух дней после ареста священника – 22 и 23 декабря. Тогда же, 23 декабря, следователь допросил и о. Василия. Виновным себя в проведении антисоветской агитации священник не признал.
На следующий день было составлено обвинительное заключение и дело передано на решение тройки НКВД. 26 декабря тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Виноградов был расстрелян 28 декабря 1937 г.
Сщмч. Викторин (Добронравов) пресвитер (1937): Новомуч.
Прмц. Сусанна диакониса (в монашестве Иоанна) (284-311). Мученически скончалась при Максимиане.
Мч. Елевферий Византийский (305-311). Память его также 4 авг. (см. о нем там же).
Прп. Пард отшельник (VI). Святой Пард был родом римлянин и в юности своей занимался извозным промыслом. Однажды он отправился со своими верблюдами в Иерихон и там устроился при гостинице. И вот в одно время, по его недосмотру, попал под ноги верблюдам малый отрок и, будучи раздавлен ими, умер. Это несчастье сильно опечалило Парда и он, удалившись на гору Арион, постригся в монахи и постоянно сокрушался о своем грехе.
Недалеко от того места, где жил Пард, в долине обитал лев, и святой отец ходил в его логовище, толкал зверя рогатиной, чтобы тот, рассвирепев, растерзал его. Но лев не причинял ему никакого вреда. Тогда старец, видя, что не достигает своей цели, решил лечь спать на том пути, по которому лев ходил к реке на водопой, надеясь, что зверь, проходя и увидев его, растерзает, и, таким образом, пострадав здесь, он избавится от мучения в будущем веке за убийство отрока. Но лев перескочил через него, не прикоснувшись к нему. Тогда уразумел старец, что Господь простил ему грех тот и возвратился в свое местожительство на горе и оставался там до конца своей жизни, являя собою образец мужа благонравного.
Мч. Вакх новый (VIII). Усечен агарянами.
Прп. Нектарий Битольский (XV). Память его празднуется также 5 декабря и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.
Прп. Трифон (1583) и Иона (1590) Печенгские, Кольские.
Прп. Трифон, во святом Крещении Митрофан, родился в городе Торжке Тверской области, в духовной семье. Еще в юношеском возрасте, побуждаемый молитвенной жаждой и откровением свыше, он стал искать уединение в глухих местах.
Между 1520 – 1525 гг. он пошел на север к реке Коле. Это была дикая, непроходимая страна, покрытая скалистыми горами, пропастями, болотами и тундрами. Там жили дикие идолопоклонники лапландцы, и Митрофан стал проповедовать им Евангелие. Колдуны их, «кебруны», возбуждали народ против него, и часто он подвергался оскорблениям и побоям, и часто жизнь его бывала в опасности. Не раз приходилось ему скрываться в горах и пропастях земных, но всякий раз возвращался он к своим преследователям и продолжал проповедь. Жизнь он проводил подвижническую, посвящая ночи молитве, и, наконец, кротость его превозмогла все: число его слушателей увеличивалось, он воздвиг для них церковь во имя Св. Живоначальной Троицы при впадении реки Печенги в Ледовитый океан, но крестить их сам не дерзал.
Наконец пришел из города Колы иеромонах Илия, освятил церковь, крестил всех желающих и постриг Митрофана с наречением ему имени Трифон. При церкви своей прп. Трифон создал монастырь. Настоятелем стал игумен Гурий. Бедность в монастыре была страшная. В 1556 г. оба старца посетили Москву, и царь Иоанн IV даровал им богатую милостыню и жалованную грамоту.
На месте своей первоначальной кельи, в 18 верстах от пустыни на реке Печенге, прп. Трифон создал Успенскую пустынь и завещал себя в ней похоронить, а на самой норвежской границе – храм во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, который существовал до наших дней. Трифон купил для монастыря мельничные жернова и нес их на себе 150 верст.
Раз он месил тесто и вышел; без него пришел медведь, опрокинул кадку и стал есть тесто. В это время вернулся преподобный; он велел зверю не двигаться и дал ему несколько ударов палкой со словами: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, даю тебе эти удары за то, что ты сделал!» Затем он отпустил медведя. После этого дикие звери больше не трогали обитель, и монастырские олени могли спокойно пастись.
Скончался прп. Трифон 15 декабря 1583 г., предсказав перед смертью разорение обители шведами. Это сбылось в 1590 г. Убиты были 100 человек братии и трудников. Первым пострадал старец Иона. Однажды он явился с прп. Трифоном больному иноку, нарушившему устав, и, наставив его, исцелил. И другим грешившим тем же, являлся прп. Трифон и, наказав болезнью, по покаянию исцелял. И множество других чудес сотворил он. Обитель же его, сожженная шведами, была перенесена ближе к норвежской границе, а в 1764 г. была упразднена, но возобновлена в 1880 г. и существовала до наших дней.
Память его празднуется также в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.
Прп. Иона Кольский, по преданию, был священником в городе Коле. После смерти жены и дочери пришел в Печенгский Троицкий монастырь, расположенный в окрестностях Колы, и стал учеником его основателя прп. Трифона. В 1583 г., после смерти учителя, поселился на месте его погребения в соседней Успенской пустыни, где был убит шведами в 1590 г.
Св. Иуста матрона в Риме.
Собор Кольских святых. Празднование установлено в день памяти прп. Трифона Печенгского.
Печенгские преподобномученики на Рождество Христово были замучены и перебиты шведским отрядом. Игумен Гурий благословил своих духовных чад добровольно и с кротостью принять смерть за Господа. И монахи явили редкую добродетель послушания, быв послушны даже до смерти, явили настоящее мужество.
Святые иноки Астерий, Авксентий и Тарасий подвизались на Терском берегу в молитве и посте, их святые мощи почивают в селе Кашкаранцы.
Священномученик иеромонах Моисей (Кожин, †25.08/7.09.1931) еще в молодости посвятил свою жизнь Богу, приняв постриг на Соловках, после закрытия обители большевиками был священником села Оленица, пострадал в страшных советских лагерях.
Преподобномученик Феодор (Абросимов, †2.08.1940, память ему 1/14 окт.) с 16 лет угождал Богу в обители прп. Трифона, был арестован фактически за верность монастырю, в котором нес послушание. В 1940 году Феодор твёрдо и мужественно держался на допросах; умер в лагере.
Образ глубокого покаяния являет нам прп. Варлаам Керетский (память его 6 ноября, см. о нем там же).
Прп. Феодорит Кольский – наставник монахов и собеседник ангелов, основатель двух монастырей на Кольской земле, проповедник веры и просветитель лопарей-язычников. Он – поборник православных царей, посол в Константинополь и ходатай о даровании достоинства русским великим князьям. Святой Феодорит – строитель древней Благовещенской церкви в г. Кола.
Преподобный Трифон – наш духовный отец, а его монастырь – оплот Православия на Севере Руси. Он проповедал Святую Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу в этих краях, на границе с иноверным миром, основав Троицкую обитель на Печенге.
[КОЛЬСКИЕ СВЯТЫЕ /Русский Дом, 2011, №12, с – 17.]