6/19 декабря
Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335).
Свт. Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец (ок. 335). Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его, Феофан и Нонна, были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом Крещении получил имя Николай, что значит в переводе с греческого «побеждающий народ».
Уже в первые дни своего младенчества свт. Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время Крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней свт. Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.
Родители постарались, прежде всего, внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.
Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищей, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд. Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и не допускал всяких греховных помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, тоже по имени Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.
Приняв сан священника, свт. Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует к тому же о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого было три дочери-красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли – пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь необходимые средства.
Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, свт. Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние тайно.
Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он пошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что сам Промысл Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.
Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести дело до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой узел с золотом.
Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил, во что бы то ни стало, узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей.
Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем свт. Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.
По возвращении дяди из Палестины свт. Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же, на корабле, он совершил великое чудо, воскресив юношу-матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей.
По прибытии в Палестину свт. Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села – православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.
Возвратившись на родину, свт. Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братией с большой радостью. В тихом уединении монашеской кельи он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.
Однажды, стоя на молитве, он услышал глас, повелевавший ему уйти из этой обители, чтобы вступить на служение народу. Повинуясь этому велению, свт. Николай удалился из обители и местом жительства избрал большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько угодник Божий смирял себя, настолько Господь возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для этого более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.
Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение – это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай.
Получив это божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим.
С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил его имя. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, Владыко!»
По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на средину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому Он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»
Теперь свт. Николай не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлобив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. Паства его процветала.
Но приближались дни испытаний. Церковь христова подверглась гонениям императора Диоклетиана. Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных, и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай по выходе из темницы снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих обязанностей. Он прославился ревностью в утверждении Православной веры и искоренении язычества и ересей.
Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV в. от ереси Ария (он отвергал Божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу).
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал первый Вселенский Собор 325 г. (с 19 июня по 25 августа) в Никее, где под председательством императора собрались 318 архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Особенно подвизались на этом Соборе свт. Афанасий Александрийский (память его 2 мая) и свт. Николай. Прочие святители защищали православие с помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самой же верой – тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, свт. Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли этот поступок излишеством ревности, лишили свт. Николая преимущества его архиерейского сана – омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте свт. Николая, тем более что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал свт. Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого угодника Божиего.
По возвращении с Собора свт. Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, свт. Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне свт. Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, где и распродал свой хлеб, голодающие были спасены. Здесь купец рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей свт. Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило к берегам Ликии, где им пришлось долго стоять. Припасы истощились – стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, свт. Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия в городе Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним – трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.
В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносил меч, чтобы обезглавить несчастных, но свт. Николай властной рукой вырвал у него меч и повелел освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились этому, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.
Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на следующий день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через свт. Николая. В ту же ночь угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?» – «Я – Николай, Мир Ликийских архиепископ!»
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь свт. Николай явился также начальнику города Евларию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь, позвав к себе Евлария и, узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод. Узнав от них о чудесных деяниях свт. Николая, которым они были свидетелями и, убедившись в невиновности воевод, царь отпустил их.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда – просить помощи у свт. Николая, которого, правда, никто из моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться – и вот свт. Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудесной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
По словам св. Андрея Критского, свт. Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти.
Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 г., и был погребен в соборной церкви города Миры.
При жизни своей свт. Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали – и продолжают по сей день – источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
В 1087 году, в связи с угрозой нашествия мусульман, мощи святителя Николая были перенесены в город Бар (Бари) в Южной Италии, где они почивают и поныне.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 г. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже – 22 июня 1197 г.
Служба святителю, совершаемая 9/22 мая – в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград, была составлена в 1097 г. русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.
Святая Церковь Православная чествует память свт. Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
Свт. Максим, митр. Киевский и всея Руси (1305). В 1274 г. слабый император Византийский Михаил VIII, опасаясь нападения западных рыцарей, признал на Лионском соборе власть Папы, дабы заручиться его поддержкой. Патриархом стал Иоанн Векка, отступник от Православия, а законный Патриарх Иосиф был изгнан. Ни епископы, ни народ не признавали объявленного им соединения Церквей, и многие подверглись гонению и даже казни.
Святитель Максим, будущий митрополит всея Руси, был среди исповедников. Уже в это время престарелый митрополит всея Руси Кирилл посылал в Константинополь узнать, кто будет его преемником. Уже тогда предполагалось, что это будет святитель Максим, но при униате Векка это было невозможно, а когда в 1280 г. митрополит Кирилл скончался, два года русская митрополия была не занята. И лишь по смерти императора Михаила в 1282 г. его сын и наследник Андроник II низложил Векка и вернул православного Патриарха Иосифа. Тогда в следующем, 1283 г., святитель Максим был поставлен митрополитом всея Руси.
Свою новую паству он нашел в печальном состоянии: его кафедральный город Киев лежал в развалинах, все княжество и соседние с ним были разорены, население почти все разбежалось. А татарские нашествия повторялись, и сношения Киева с другими епархиями нарушались. По приезде своем митрополит поехал по церковным делам в Орду, а потом собрал в Киеве совет епископов, чтобы утвердить церковное управление. Но мудрый и прозорливый святитель предвидел, что спасение Руси придет с севера, и, руководимый откровением свыше, решил перенести свою кафедру во Владимир на Клязьме, где по большей части жил и где скончался его предшественник – митрополит Кирилл (1249-1280). Там же находился в течение 150 лет великокняжеский престол.
Замечательно то, что святитель Максим стал подписываться «Митрополит всея Руси» и желал, чтобы вел. князь владимирский назывался «великим князем всея Руси». Это случилось в 1399 г.
В первую же ночь по приезде во Владимир святителю Максиму явилась в легком сне в чудном свете Божия Матерь, держа за руку Предвечного Младенца, со словами: «Рабе Мой Максиме! Добре сотвори, яко пришел еси посетити град Мой! – и, подав ему омофор, сказала: – Прими сей омофор и паси во граде Моем словесные овцы». Когда святитель очнулся, в руке его был омофор. Этот чудесный омофор долго хранился в особом золотом ковчеге, но в 1410 г., во время татарского нашествия, он исчез. В память об этом случае по приказанию святителя была написана Максимовская икона Божией Матери. На ней изображен святитель, стоящий на коленях и приемлющий омофор из рук Божией Матери.
Сильно огорчали святителя Максима и многочисленные княжеские усобицы, особенно обострившиеся после кончины св. благоверного князя Александра Невского в 1263 г. Тщетно старался он примирить вел. князя Михаила Ярославича тверского с его племянником – князем Георгием Даниловичем московским.
Скончался святитель Максим 6 декабря 1305 г. и был погребен во владимирском Успенском соборе, а над гробницей его была помещена Максимовская чудотворная икона Божией Матери. Местное почитание его началось тотчас же, а потом стало повсеместным. Нетление мощей его обнаружилось в XIX в., во время ремонта Владимиского собора.
Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.
Мч. Николай Караман (1657). За исповедание веры Христовой повешен турками в Смирне в 1657 г.