20 декабря / 2 января
Предпразднство Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сщмч. Игнатия Богоносца (107). Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846). Прав. Иоанна Кронштадтского (1908).
Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435). Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323). Свт. Даниила, архиеп. Сербского (1338).
Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.
Предпразднство Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Сщмч. Игнатий Богоносец (107). Святой Игнатий, грек по происхождению, родился в Антиохии. По преданию еще отроком он вместе со своими родителями внимал Божественным словам Спасителя. Отвечавший на вопрос учеников, кто больше в Царствии Небесном, Господь Иисус Христос позвал к Себе мальчика Игнатия и, взяв его на руки, сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. XVIII, 1-3). Любивший Бога святой Игнатий постоянно предстоял Ему, получив дар именоваться Богоносцем. Сам же святой Игнатий называл богоносцем всякого человека, «имеющего Христа в сердце своем».
Церковный историк Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святыми Поликарпом Смирнским (память его 23 февр.) и Папием Иерапольским был учеником апостола Иоанна Богослова (память его 8 мая). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что священномученик Игнатий «воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи». Духовное апостольское водительство воспитало в святом Игнатии то мужество и ту ревность о Христовой Истине, которыми он прославился в сане епископа на Антиохийской кафедре. Хиротония святого Игнатия была совершена апостолом Петром одновременно с хиротонией святого Евода, апостола от 70-ти (память его 7 сент.). Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над бывшими язычниками. После смерти святителя Евода Игнатий вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Целомудрие, кроткий и тихий нрав, поистине «апостольская ревность» о Церкви еще при жизни прославили имя святого. Все восточные епископы питали к нему огромное уважение и любовь, слово его было защитой против еретических соблазнов. Святитель Игнатий, сподобившийся видеть поющие ангельские лики, ввел в Антиохийской Церкви антифонное пение, украсив, таким образом, Божественную службу.
В 81 г., во время гонений императора Домициана (81-96), святитель показал себя деятельным и твердым вождем стада Христова, ободряя и молясь за малодушных. Видя добрый пример в лице своего пастыря, христиане укреплялись в вере и благочестии, многие язычники принимали святое Крещение, а еретики возвращались в лоно Церкви.
Принять мученическую кончину святой сподобился при гонениях императора Траяна (98-117). После победы над скифами император повелел повсюду воздавать благодарения языческим идолам. В 106 г., отправляясь в поход против персов, Траян остановился в Антиохии, где ему сразу же донесли о знаменитом святителе, проповеднике Слова Божия. Призвав святого Игнатия, Траян пытался то лестью, то угрозами склонить его подчиниться царскому указу и принести жертвы языческим божествам. «Не временных ищу благ, – отвечал святой, – но единых и вечных, чтобы прийти ко Христу, Богу моему, принявшему за меня смерть». Святитель Игнатий пытался убедить Траяна, что идолопоклонство делает людей нечестивыми и вдохновляет на пагубные дела. Траян приказал заточить святителя в темницу и наутро объявил приговор: бросить святого на растерзание львам, причем не в Антиохии, а в Риме, чтобы не давать местным христианам мученического примера. Возблагодарив Бога за Его великие милости и вручив Ему свою паству, святитель Игнатий, сопровождаемый воинами и несколькими особенно преданными ему христианами, отправился в путь. Замысел Траяна не оправдался. Шествие святого Игнатия в железных оковах через Малую Азию и Македонию к месту казни показало образец истинной веры и готовности принять муки за нее. Святитель пользовался малейшей возможностью, чтобы проповедовать христианам, стекавшимся из близлежащих городов к местам остановки узника.
В Риме святитель Игнатий был встречен плачущими христианами, исполненный веры и желания пострадать за Христа, просил не искать путей к его освобождению и лишь усердно молиться о внешнем и внутреннем мире Церкви. 20 декабря 107 г., в день языческого праздника, святого Игнатия вывели на казнь. Дошедшее до нас предание повествует, что, идя на смерть, святой Игнатий непрерывно повторял Имя Иисуса Христа. После казни, среди обглоданных львами костей, было найдено нетронутым сердце святителя. Разрезав сердце, язычники с изумлением увидели, что в нем было начертано золотыми буквами: «Иисус Христос».
В ночь после своей кончины святитель явился многим христианам в видениях, утешая скорбящих и молясь о Церкви. Честные останки священномученика были собраны христианами и с пением псалмов положены во гроб в окрестностях Рима. Император Траян, узнав о мужественной кончине святого, раскаялся и прекратил гонения.
В 108 г. мощи священномученика Игнатия были перенесены и положены в предместье Антиохии, за Дафийскими воротами. Второе перенесение, которое празднуется Православной Церковью 29 января, было совершено в 438 г. Император Феодосий II (408-450), освятив древнейший языческий храм Фортуны в честь святого Игнатия, приказал перенести его мощи в Антиохию. После взятия города персами мощи святого Игнатия были возвращены в Рим и положены в храме в честь священномученика Папы Климента в 540 г. (по другим источникам, в 637 г.).
Свт. Антоний, архиеп. Воронежский (1846). Святитель Антоний (в миру Авраамий Гаврилович Смирницкий) родился 29 октября 1773 г. в Полтавской губернии. В монашество был пострижен 21 февраля 1797 г. и ревностно исполнял различные церковные послушания в Киево-Печерской Лавре. С 1815 г. был наместником Киево-Печерской Лавры, а в 1817 г. возведен в сан архимандрита.
31 января 1826 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апреля 1829 г. стал именоваться Воронежским и Задонским). Двадцатилетнее архипастырское служение выдающегося иерарха составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. По промыслу Божию архиепископ Антоний прославил свт. Митрофана, первого епископа Воронежского, обретение мощей и общецерковная канонизация которого были совершены в 1832 г. Архиепископ Антоний стоял у истоков подготовки канонизации свт. Тихона Задонского, мощи которого были обретены им накануне своей блаженной кончины, которая последовала 20 декабря 1846 г.
Непрестанный молитвенный подвиг и человеколюбие архиепископа Антония являли собой идеальный образ православного святителя. Уже при жизни Воронежского Архипастыря по его молитвам совершались чудесные явления благодатной помощи Божией, а после его кончины Господь неоднократно являл христианам святость Своего служителя. Святитель Антоний был сотаинником и собеседником святителей Филарета Московского, Филарета Киевского и Иннокентия Херсонского, преподобных Серафима Саровского, Парфения Киевского и Антония Ардатовского, святой блаженной Пелагеи Дивеевской. Не раз святитель Антоний сподоблялся явлений ему Пресвятой Богородицы, преподобного Антония Печерского, святителей Митрофана и Тихона.
Святитель Антоний прославлен (Определением Освященного Архиерейского Собора РПЦ 24-27 июня 2008 года) за праведное житие, нищелюбие, непрестанный молитвенный подвиг и совершенное смирение. Память святителя совершается также в Соборе Воронежских святых 4/17 сентября.
Прав. Иоанн, пресвитер Кронштадтский, чудотворец (1908). 19 октября 1829 г. семье бедного глубоко верующего причетника села Суры Пинежского уезда (Архангельская епархия) родился слабенький мальчик, названный в честь празднуемого в тот день Александра Рыльского – Иоанном.
Окреп он после святого Крещения. Маленький Иоанн рос тихим, любвеобильным мальчиком, любившим богослужения и природу. Шести лет он стал посещать сельскую школу и, проходя мимо старенькой церкви, всегда останавливался, чтобы помолиться. Надо отметить, что уже тогда крестьяне обращались к нему с просьбой его молитв в своих бедах. В этом возрасте явился ему Ангел Хранитель и сказал, что ему поручено Господом Богом охранять его в течение всей его жизни.
Девяти лет он поступил в Архангельское приходское училище, но учение давалось ему, к его большому огорчению, с трудом. Но раз, после ночной горячей молитвы, точно завеса спала с его очей, и с тех пор он начал хорошо учиться. Школу он кончил хорошо, перешел в семинарию и, в числе лучших учеников, поступил в Петербургскую Духовную академию.
В это время умер его отец, и мать оказалась без средств. Тогда он стал по ночам заниматься перепиской, и заработанные им 9 рублей в месяц посылал ей. Одно время у него была мысль принять монашество и отправиться миссионером в Китай. Но скоро он понял, что Петербург не менее нуждается в духовном просвещении, чем далекие языческие страны.
В 1855 г., когда он окончил курс Духовной академии, открылось священническое место в кронштадтском Андреевском соборе. Молодой студент женился тогда, почти против своей воли, на дочери ушедшего на покой священника этого собора Елисавете Константиновне Несвицкой, и принял его место. Когда после рукоположения он вошел впервые в этот собор, то был поражен тем, что видел его во сне еще в семинарии.
Став священником, о. Иоанн, прежде всего, стал строго относиться к своему делу пастырства и священнослужения. Он начал с того, что стал внимательно читать Ветхий и Новый Заветы и вести дневник о своей внутренней жизни и духовной борьбе. Литургию он служил ежедневно и ежедневно читал каноны дневным святым, продолжая так делать до конца своей жизни. Проповеди он произносил каждое воскресенье и в праздники. Внутренне он молился каждую свободную минуту.
В это время в Кронштадте было много бедноты, тем более что туда высылались пьяницы и бродяги из Петербурга. О. Иоанн жалел их и их семьи, посещал их, помогал им, чем мог, постоянно раздавая им свое жалованье, ходил для болящих за доктором, в лавку и аптеку, так что жалованье стали выдавать не о. Иоанну, а его жене. Кончилось тем, что эти несчастные люди, огрубелые и ожесточенные, сначала относившиеся к нему недоверчиво, горячо полюбили его, и он наставлял их, а они постепенно начинали исправляться. Только жалованье свое как законоучителя местного реального училища он раздавал беднякам.
Законоучителем он был особенным. Дети любили его за доброту и ласковость и радостно ждали его уроков. Впрочем, это даже не были обыкновенные уроки, а увлекательные беседы. Он умел пробуждать у детей живую веру, и уроки эти запоминались на всю жизнь. Неуспевающих у него не было; на педагогических советах он всегда заступался за детей.
Так прошло 15 лет. К этому времени ясна уже стала Божия помощь о. Иоанну в его деле помощи ближним, и когда он решился, ради более существенной помощи им, основать в Кронштадте Дом трудолюбия, многие откликнулись на его призыв помочь ему в этом великом деле.
В течение 1882 г. Дом трудолюбия был открыт. В нем была собственная церковь, школа, детский сад и приют; воскресная школа для взрослых, разные мастерские, бесплатная амбулатория, призрение бедных женщин, ночлежный приют, классы ручного труда, народные чтения, дешевая столовая, где по праздникам выдавалось до 800 бесплатных обедов. В 1882 г. был также открыт странноприимный дом, куда к батюшке стали стекаться со всех сторон богомольцы с просьбой молитв и помощи. На берегу залива была устроена, по инициативе и при поддержке батюшки, спасательная станция. К этому времени через его руки уже проходили сотни тысяч рублей, а он сам как жил, так и умер бедняком, ничего для себя не оставив. Но не только помогал он материально нуждающимся, но и вразумлял и наставлял грешников и молился об исцелении болящих. Святой своей жизнью и непрестанной молитвой он достиг дара исцелений и прозорливости. Сам он рассказывал об этом так: «Я не решался бы на такое святое дело, если бы не был призван к нему свыше».
Помогал о. Иоанн с одинаковой любовью и знатным, и убогим, и бедным. Он неотступно находился при умирающем императоре Александре III, держа все время на голове его руку, так как это приносило тому большое облегчение.
Молился он горячо, дерзновенно, и чудеса совершались во множестве. К нему стали прибегать не только из Кронштадта и из Петербурга, письменно и особенно по телеграфу, но изо всей России и даже из-за границы, не только православные, но и инославные, даже нехристиане. Письма и телеграммы ежедневно сотнями приходили в Кронштадт. К больному он ехал немедленно по первому же вызову даже ночью, молился, служил молебен, и безнадежно больной, к изумлению врачей, выздоравливал.
Таких случаев было такое количество, что перечислить их невозможно. Слепые прозревали, как только о. Иоанн промывал им глаза святой водой. Паралитики вставали и ходили. Бесноватые и буйнопомешанные успокаивались и исцелялись от одного крестного знамения или благословения, творимого им. Умирающие и безнадежно больные получали облегчение именно в тот момент, когда о. Иоанн, получив телеграмму, молился, о чем свидетельствуют записанные факты. Впрочем, незаписанных фактов остается огромное множество.
День свой батюшка начинал чтением канона дневному святому за утреней. Потом он ежедневно служил литургию. За проскомидией приносили большую корзину с просфорами. Сослужившее ему духовенство подавало ему просфоры, и он быстро вынимал частицы и, поминая, бросал просфоры в пустую корзину, громко молясь: «Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться за них». Лицо его светилось молитвой. И этого было достаточно для исцеления. Когда приближалось время пресуществления Святых Даров, он чувствовал приближение Христа, голос его дрожал, и его благоговейный трепет передавался сослужившим ему священнослужителям. После литургии он шел в Дом трудолюбия, а оттуда ехал в Петербург посещать больных. Вернувшись вечером, он разбирал с помощью секретарей письма и телеграммы до поздней ночи. Справиться одному с этой работой ему было невозможно.
Прозорливость его была необычайна. Молодой офицер вошел в алтарь церкви кадетского корпуса, где служил о. Иоанн. Он в это время переносил Святые Дары с престола на жертвенник. Поставив чашу, он подошел к офицеру и поцеловал ему руку. Офицер страшно смутился. Начали говорить, что он будет священником, но стать священником ему и в голову не приходило. Но в будущем он стал не только священником, но и монахом и известным старцем Оптиной пустыни, о. Варсонофием.
Исповедовать отдельно всех желающих у него о. Иоанн возможности не имел. Их бывало до 2 тысяч человек, и для них устраивалась общая исповедь. Все говорили грехи свои громко, даже кричали, как бы желая, чтобы он их слышал. Слезы покаяния и умиления были на глазах у всех. Нередко плакал и он сам. Потом он поднимал епитрахиль и читал общую разрешительную молитву. Впечатление это производило потрясающее.
Великий прозорливец и пророк, св. Иоанн грозно пророчествовал, незадолго до своей блаженной кончины, о будущих судьбах России.
За 3 года до кончины о. Иоанн тяжело заболел, но не лечился, а только пил воду несколько раз в день из источника прп. Серафима. За несколько дней до кончины он велел надписать конверт с деньгами на имена тех телеграфистов, почтальонов и сторожей, которые ему служили, и сказал: «А то еще и совсем не получат».
Последнюю литургию он служил 9 декабря почти шепотом. Паства почувствовала, что батюшка умирает, покидает ее. Плач поднялся страшный. Сидя в кресле на амвоне, батюшка прощался с каждым, благословлял его, заповедал молиться, любить Бога.
17 декабря о. Иоанн простудился и сильно ослабел. На следующий день он лежал с закрытыми глазами и вдруг спросил: «Какое сегодня число?» – «Восемнадцатое, батюшка» – ответили ему. «Восемнадцатое, значит еще два дня», – сказал он. 19 декабря о. Иоанн причастился Святой Крови и в этот день благословил, по просьбе игуменьи Иоанновского монастыря матери Ангелины, освятить в монастыре усыпальницу храма во имя пророка Илии и царицы Феодоры, святых родителей о. Иоанна. В этой усыпальнице его и положили. Освящение произошло 21 декабря. Игуменья просила его приехать на Рождество причастить сестер. Он сказал: «Да, приеду, но причащать не буду».
Великий праведник скончался 20 декабря 1908 г. в 7 часов 40 минут утра, на восьмидесятом году жизни. На отпевании его присутствовало огромное количество богомольцев.
23 декабря в 2 часа 15 минут гроб с останками батюшки был опущен в гробницу в нижнем храме-усыпальнице Пророка Илии и Царицы Федоры.
К лику святых батюшка Иоанн Кронштадтский был причислен Русской Зарубежной Церковью 19 октября 1964 г.
Свт. Филогоний, еп. Антиохийский (323). Блаженный Филогоний с раннего возраста с усердием изучал Божественные книги и, с помощью Божией, в совершенстве ознакомился с ними. Руководствуясь святым учением, он просиял святостью своей жизни. Филогоний имел жену и дочь и, будучи адвокатом, постоянно посещал судилище: здесь всегда защищал он людей обижаемых, подавая им руку помощи и выступая против притеснителей вдов и сирот, нищих и убогих. По смерти супруги своей, возведен был он на архиерейскую кафедру: он насильно был взят народом с судейского места и за справедливость поставлен епископом в 318 г. В то время в Церкви христианской было большое неустройство. Хотя гонения от язычников тогда прекратились, но над Церковью разразились еще более свирепые бури – начались еретические волнения. Филогоний, будучи епископом, как добрый пастырь, добро стоял на страже своей паствы и своей мудростью пресекал те смуты, разбирая и опровергая еретическое хитрословесие. За это его почтил похвалой и св. Иоанн Златоуст (в 386 г.), который и сообщил о нем более подробно. Так св. Филогоний, управив богоугодно врученным ему стадом духовным, с миром преставился в славные обители Отца Небесного.
Свт. Даниил, архиеп. Сербский (1338). Святой архиеп. Даниил жил при сербских кралях Стефане Уроше II Милутине (1262 – 1320), Стефане Уроше III Дечанском (1320 – 1331, память его 11 нояб.) и Стефане Душане (1331 – 1355). Он происходил из знатного рода, был сын богатых родителей, которые имели много детей, умерших еще в детстве Даниила. Будучи ребенком, Даниил просил родителей отдать его учителю для книжного обучения, но, огорченные смертью прочих детей, они не хотели расстаться с сыном. Однако мальчик настоял на своем: он упросил одного родственника помочь ему и тайно от родителей ушел с ним к учителю. Ребенок обнаружил необыкновенные способности и прилежание, так что скоро превзошел своих товарищей в училище и стал сам в состоянии учить других. Родители сначала горевали, но, узнав, где он находится и об его успехах, примирились и во всем положились на волю Божию.
Между тем у юноши стало развиваться стремление к целомудрию, чистоте, посту, бдению и молитве, его стала занимать жизнь подвижническая. Вскоре у него появилось желание стать иноком, и он молил Бога, чтобы Он сподобил его иноческого чина.
Когда Даниил достиг зрелого возраста, услышав о его достойных качествах, сербский краль Стефан Урош Милутин позвал его к своему двору, полюбил и приблизил к себе. Однако несмотря на знатное происхождение и близость к государю, Даниил не возгордился, но и при дворе держал себя смиренно и не оставлял мыслей об иночестве.
Благочестивый краль Милутин нередко совершал богомольные путешествия по своей земле, посещая церкви и монастыри, поклоняясь святыням и раздавая богатую милостыню. В одно из таких путешествий в свите краля находился и Даниил. Во время остановки в монастыре Святой Троицы в Сопочанах, Даниил, всегда любивший беседу с иноками, встретил одного такого инока, который вполне отвечал его желаниям. Он нашел в нем хорошего себе советника и помощника, согласившегося помочь молодому вельможе принять иноческое пострижение. Так Даниил тайно был пострижен в иноческий чин с именем Даниил в Кончульском монастыре святого Николая на реке Ибре
Приняв иноческий чин, Даниил ревностно стал выполнять иноческие обеты. Посещая вместе с другими церковные службы и, в течение всего дня, неся все монастырские труды, Даниил ночью наедине предавался бдению, богомыслию и непрестанной молитве. Молитва, слезы умиления и покаяния, пост и другие подвиги скоро сделали его образцом для других иноков. Слава его подвигов распространилась и за пределы монастыря. Скоро он стал известен тогдашнему Сербскому архиепископу Евстафию II (1286 – 1304) и он обратился к кралю Милутину, чтобы сам государь приказал монаху явиться к архиепископу. Приняв Даниила, архиепископ вскоре посвятил его в иеромонахи и удержал при дворе, который находился в монастыре Жиче.
Находясь и при архиепископе, Даниил продолжал подвижническую жизнь. Но вместе с тем он исполнял разные поручения архиепископа и служил по делам управления Церковью. Даниил отличался внешней красотой и прекрасным голосом.
Когда умер игумен Хиландарского монастыря на Афоне Кириак, то созванный духовный собор единодушно постановил избрать на это место иеромонаха Даниила, который давно жаждал видеть святую Афонскую гору.
Время это было трудное и тяжелое не только для святой горы Афонской, но и для всего царства греческого. В то время двигались уже Турки Османы на Царьград. Цари греческие принимали все меры для защиты христиан от неверных. Преувеличенные слухи о богатствах Афонских монастырей привлекали хищников, которые не давали никакой пощады населению, не разбирая ни звания, ни возраста, пленяли, убивали и грабили.
От этих разбойников, хотя и христиан, но латинян, не избавилась и сербская Афонская Хиландарская лавра.
В такое-то тяжелое время св. Даниил был назначен на игуменство в Хиландаре. Он всей душой предался иноческим подвигам, его пример и красноречивые наставления и поучения поддерживали в монастыре благочестие, единомыслие, порядок и взаимную любовь. Но сверх духовных подвигов игумену Даниилу пришлось совершать и подвиги внешней борьбы, защиты обители от разбойников. В крепкий и благоустроенный Хиландарский монастырь сбежались многие монахи и простые окрестные жители, женщины и дети, ища здесь крова и пропитания.
Все монастырские запасы были отданы на пропитание бедствующего населения, но и они истощились. Распространялся голод. В виду невыносимого бедствия сами монахи Хиландарского монастыря стали разбегаться, ища спасения. Только непоколебимый в твердости игумен Даниил не падал духом. Три с половиной года он отсиживался в укрепленной обители. Не раз враги подступали к воротам монастыря, ломились в него, но без успеха удалялись, обещая снова возвратиться. Даниил неутомимо защищался с бывшими в монастыре людьми и с постоянной молитвой к Господу Богу.
В виду грозившей страшной опасности, взяв обещание от укрывавшихся в монастыре людей, что они будут защищать монастырь, решил спасти его сокровища, увезя их на время к своему покровителю, сербскому кралю Милутину. Даниил вместе с несколькими людьми из братии забрал священную утварь и драгоценности, даже монастырский скот, и отправился в Сербию сквозь земли, занятые и опустошенные неприятелем. По милости Божией он благополучно добрался в тогдашнюю сербскую столицу, в город Скопье. Краль Милутин с радостью принял игумена Даниила и уговаривал его остаться у него до тех пор, когда минует опасность. Но Даниил, отдав Милутину на сохранение монастырские сокровища и скот, ушел обратно, готовый все потерпеть, даже мученичество.
Возвратившись в Хиландарский монастырь, игумен Даниил, прежде всего, позаботился о том, чтобы на будущее время защитить и охранить обитель от врагов, которые продолжали свирепствовать на Афоне и в окрестных землях. Для этого он дал денег нескольким надежным своим людям и отправил их для закупки хлеба в морских пристанях и для найма вооруженных людей. Обеспечив, таким образом, защиту монастыря свт. Даниил удалился в Афонский монастырь Русик к своему отцу духовному для духовной беседы. В то же время враги всячески старались захватить в плен самого игумена Даниила и даже попытались для этого осадить и монастырь Русик, но Бог спас его, и враги ушли от монастыря. После этого Даниил посетил монастырь Ксиропотам, построенный св. Саввой, архиепископом сербским, и возвратился в Хиландар.
Постепенно враги, укрощенные и рассеянные греческим царем Андроником с помощью сербского краля Милутина, покинули Афонскую гору.
После восстановления мира и спокойствия на Афоне Даниил, ради безмолвной и уединенной подвижнической жизни, решил оставить игуменство в Хиландаре, передав его ученику своему Никодиму, и удалился в Афонский монастырь Карею. Поселившись в келье св. Саввы, Даниил всецело отдался духовным подвигам, слава о которых распространилась по всей горе Афонской, так что к нему стали приходить многие за духовным утешением и наставлениями.
В это время на его родине в Сербии началась война: против краля Милутина восстал его брат Драгутин, желавший при помощи короля Венгерского отнять у Уроша Милутина сербский престол для своего сына Урошица. Находясь в большой опасности, Милутин собрал свои сокровища в Бараньском монастыре, но ему нужен был надежный человек для их хранения. Тогда после смерти епископа Бараньская кафедра сиротствовала. Вспомнив про Даниила, Милутин отправил к нему послов. После долгих уговоров Даниил согласился на время занять Бараньскую кафедру и взять под свою охрану скрытые в монастыре сокровища.
Когда краль Милутин благополучно вышел из затруднений, Даниил опять стал проситься на святую гору, и как ни уговаривал его краль остаться в Сербии, он все-таки опять удалился в, любимый им, Хиландар, где, поселившись в пирге, или башне, снова предался подвигам уединения и изучению книг Божественного Писания.
Однако сербский краль Милутин очень нуждался в Данииле и упросил его вернуться в Сербию. Здесь Даниил вскоре стал епископом Холмской епархии (в нынешней Герцеговине).
20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Урош II Милутин, на Сербский престол вступил его сын Стефан Урош III Дечанский. Сейчас же после коронации он вызвал и приблизил к себе еп. Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить, как мудрого советника и защитника в тяжелых несчастьях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом (см. о том за 11 нояб.).
Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищать страну от врагов и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и к цареградскому царю Андронику Младшему.
По смерти сербского архиепископа Никодима, последовавшей 13 мая 1323 г., собранный краалем собор духовенства и властителей единогласно, 14 сентября 1323 г., провозгласил Даниила «архиепископом все сербских и поморских земель». Ему было тогда 50 лет. Заняв архиепископский престол, Даниил всеми силами своей души предался заботам о благе церкви своей так горячо любимой родины: он возводил новые великолепные храмы, восстанавливал и перестраивал старые, украшал их, снабжал церковной утварью, священными одеждами и книгами, украшал иконами.
Время управления архиепископа Даниила было лучшим временем как внутреннего, так и внешнего процветания Сербской Церкви. При Стефане Дечанском Даниил был постоянным и главным советником. Когда разгорелась война между Сербией и Болгарией и когда Стефан Дечанский вместе с сыном своим Стефаном Душаном отправился в поход, Даниил оставлен был попечителем кралевского семейства и главным правителем страны. На его имя краль посылал известия с поля брани, и архиепископ учреждал молебствия о даровании победы. Архиепископ Даниил принял самое деятельное участие в избрании места и построении великолепного храма Вознесения Господня в Дечанах, который был задушбиной краля Стефана Дечанского.
Архиепископ Даниил мирно скончался 20 декабря 1337 г.
Святой архиепископ Даниил знаменит не только как благочестивый подвижник, церковный и государственный деятель, но и как просвещенный книжный человек и писатель. Как писатель, он оставил после себя обширный и драгоценный труд: «Жития кралей и архиепископов Сербских». Даниил горячо любил свою родину и позаботился о том, чтобы подвиги и деяния прежних кралей и архиепископов, из которых многие причислены к лику святых, не остались в забвении. Своим примером и заботами Даниил много содействовал развитию Сербской письменности.
Память его празднуется также 30 августа в Соборе святителей Сербских.
Прп. Игнатий, архим. Печерский (1435). Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал литургию.
Память его празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Мч. отрок Иоанн швец (1652).
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Новодворская. По преданию эта икона написана митрополитом св. Петром (память его 21 дек.) в начале XIV столетия. Называется образ так потому, что во время написания его свт. Петр находился на Волыни, в упраздненном те… Продолжение »