29 декабря / 11 января
Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (1). Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Прп. Василиска Сибирского (1824). Сщмч. Феодосия пресвитера (1938); мцц. Наталии, Наталии, Евдокии, Анны, Матроны, Варвары, Анны, Евдокии, Евфросинии, Агриппины и Наталии (1942).
Прп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI-XII). Прп. Феофила Омучского (XV). Прп. Лаврентия Черниговского (1950). Прп. Фаддея исп. (818).
Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные (1). Царь иудейский Ирод, узнав от волхвов, что родился Иисус Христос, просил их, чтобы они сказали ему, когда найдут его в Вифлееме. Волхвы, поклонившись Спасителю, хотели, было, идти к Ироду, но ангел повелел им не возвращаться к нему. Ирод долго ждал волхвов, но, узнав, что они уже ушли из пределов его царства, разгневался и хотел все-таки погубить Младенца Иисуса. Он приказал избить в Вифлееме и окрестностях его всех детей мужского пола от двух лет и моложе (Мф. II, 1 – 16). Кровь невинных младенцев полилась рекой. Их погибло 14 тысяч: одних из них рассекали мечами, других разбивали о камни и стены, иных ударяли о землю и попирали ногами. Но Богомладенца Господь сохранил в Египте. Между тем, ирод был жестоко наказан за свое злодейство. Он впал в страшную болезнь. Огонь палил его внутренность, а на теле образовались раны, кишевшие червями. Никакие пособия врачей не могли облегчить его страдания, и он умер для еще больших мучений за гробом. В Киеве, в пещере св. Феодосия, находится часть мощей одного из младенцев, убиенных за Христа.
Прп. Маркелл, игумен обители «Неусыпающих» (485). Преподобный Маркелл был родом из города Апамеи в Сирии. Он рано лишился своих родителей-христиан. Образование получил сначала в Антиохии, затем в Ефесе. Все имение, доставшееся ему от родителей, юноша раздал нищим и стал жить под руководством одного опытного старца, но вскоре ушел в Византию, к прп. Александру (Константинопольскому, память его 23 февр., 3 июля), игумену обители «Неусыпающих». Такое название этот монастырь получил потому, что здесь псалмопение совершалось беспрерывно, день и ночь. Здесь Маркелл принял иноческий постриг. Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой получил от Бога великие духовные дары, в частности и дар прозорливости.
После смерти прп. Александра (†ок. 430) Маркелл был избран братией игуменом. В этом сане он служил Богу 60 лет. За советом и утешением к нему обращались не только монахи, но и люди светские со всего христианского мира толпами приезжали к нему. Сподвижники Маркелла часто видели Ангелов, охранявших святого.
Своей молитвой преподобный врачевал болезни, изгонял бесов и творил чудеса.
Преподобный мирно отошел ко Господу в 485 г. Его верный ученик Лукиан тяжко скорбел о нем. И на пятый день прп. Маркелл явился ему и утешил вестью о том, что скоро они будут вместе в Царствии Небесном. [Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию, 2008. №1. – С. 22.]
Прп. Василиск Сибирский (1824). Память его празднуется также 20 сентября вместе с Собором Брянских святых.
Сщмч. Феодосий (Беленький) пресвитер (1938): Новомуч.
Мцц. Наталия (Сундукова), Наталия (Силуянова), Евдокия (Назина), Анна (Боровская), Матрона (Наволокина), Варвара (Деревягина), Анна (Попова), Евдокия (Гусева), Евфросиния (Денисова), Агриппина (Киселева), Наталия (Васильева) (1942): Новомуч.
Варвара Дмитриевна Деревягина родилась в 1912 году в селе Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Д.И. Назина. Училась в церковноприходской школе. В 1926 году ее выдали замуж, супруг Варвары Дмитриевны не был верующим, и женщина, вернувшись в родительский дом, посвятила свою жизнь молитве и служению Богу. После закрытия в 1937 году храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 году все они, в том числе Варвара Дмитриевна и ее отец, были арестованы и заключены в тюрьму города Ряжска. Варвара Дмитриевна отказалась отвечать на вопросы и подписать протокол об окончании следствия. Суд над верующими крестьянами села Бурминка проходил в Ряжске 23-25 октября 1940 года. На суде Варвара Дмитриевна сказала: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Судебная коллегия Рязанской области приговорила Варвару Дмитриевну к 8 годам заключения в ИТЛ, а ее отца к расстрелу, который потом заменили на 10 лет ИТЛ.
11 июля 1941 года Варвара Деревягина была арестована в Карагандинском лагере вместе с мученицами Наталией Сундуковой, Наталией Силуяновой, Евдокией Назиной, Анной Боровской, Матроной Наволокиной, Анной Поповой, Евдокией Гусевой, Евфросинией Денисовой, Агриппиной Киселёвой и Наталией Вaсильевой за невыход на работу. Все они отказались давать показания, подписывать протоколы допроса, виновными себя ни в чем не признали и были расстреляны по приговору постоянной сессии Карагандинского областного суда при Карлаге НКВД от 29 сентября 1941 года. Мученица Варвара была расстреляна 11 января 1942 года и погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Прп. Фаддей Студит, исп. (818). Преподобный Фаддей, ученик Феодора Студита (память его 11 нояб.), жил в Византии во времена правления императора Льва V (813 – 820), который был сторонником ереси иконоборцев и жестоко преследовал всех, почитающих святые иконы. За иконопочитание св. Фаддея предали суду. Глумясь над ним, еретики положили на землю икону Спасителя и, с силой набросившись на святого, заставили его наступить на образ. После этого судья сказал: «Вот, и ты попрал икону Христа; теперь присоединись к нам». Но преподобный ответил, что почитает и с любовью лобызает святые иконы, а попрание святыни, совершенное насильно, недействительно.
После этого святой продолжал обличать нечестивых иконоборцев, за что был жестоко избит палками и брошен за городской стеной. Один благочестивый христианин взял мученика в свой дом; прожив еще три дня, прп. Фаддей мирно предал свою душу Богу.
Свт. Георгий, еп. Никомидийский, творец канонов (857-886). Современник патриарха Фотия. Творец канонов.
Прп. Марк гробокопатель, Феофил и Иоанн Печерские (XI-XII).
Был в Печерском монастыре инок по имени Марк, по послушанию же своему гробокопатель. Под одеждой своей он носил вериги, воду пил мерою, сколько мог вместить в себе его крест, и то лишь тогда, когда жажда сильно томила его. Раз, ослабев, он не успел докопать могилу, а умершего уже принесли, и невозможно было возлить на него елей и оправить его одежды. Тогда Марк сказал ему: «Брат, не хватает места! Потрудись, послужи себе сам!» И усопший принял сосуд с елеем, возлил его на себя, отдал сосуд и, скрестив руки на груди, уснул вечным сном.
В другой раз брат почил, а могила его не была готова. Марк послал сказать ему: «Говорит тебе грешный Марк: останься, брат, еще на сей день, доколе не возвещу тебе о приготовленном месте, наутро же отойдешь ко Господу нашему Христу». И, услышав слова сии, мертвый открыл очи, и душа его возвратилась; никому он ничего не говорил, только взирал на всех отверстыми очами. Наутро опять Марк послал сказать ему: «Говорит тебе Марк: оставь теперь временный живот и прейди в вечный; отдай дух твой Богу; тело же здесь, в пещере, святыми отцами положено будет, ибо место готово». И тотчас воскресший, смежив очи, предал душу свою Богу.
Были в монастыре два родных брата, связанные узами духовной любви: Феофил и Иоанн. Они просили Марка ископать им одну могилу, чтобы быть погребенными вместе. Но Феофил отлучился из монастыря, и Иоанн умер без него, и Марк его похоронил. Когда же Феофил вернулся и увидел, что брат его, младший годами, был погребен на высшем месте, он сильно оскорбился на Марка и стал упрекать его. Марк же сказал усопшему: «Брате, встань и дай это место старшему брату, сам же ляг на низшем месте». И усопший повиновался ему. Тогда Феофил в ужасе пал к ногам Марка и стал молить его: «Согрешил я, отче, подвигнув брата с места его, повели ему, да ляжет там опять». Марк же отвечал: «Сам Господь сотворил сие, чтобы не было вражды между вами; воскрешать мертвых дело Божие, а я грешный. Прикажи ему сам, но послушает ли он тебя? Но пойди приготовиться к смерти, ибо вскоре принесут тебя сюда». Тогда Феофил предался сильному покаянному плачу, так что от многих слез ослеп.
Через многое время Марк, получив свыше извещение о своем близком исходе из сей жизни, позвал к себе Феофила и испросил его прощение за то, что был причиной слепоты его. «Не скорби, отче, – сказал он ему, – ты ослеп плотскими очами, но духовные очи отверзлись. Я хотел добра твоей душе, претворяя высокоумие твое в смирение. Бесполезно тебе видеть век сей преходящий, но молись Богу показать тебе Славу Свою и не желай смерти, она придет, даже если ты не захочешь. Знамением ее прихода будет тебе прозрение за три дня до кончины!» С тех пор плач Феофила усугубился. Слезы свои он собирал в сосуд. Наконец настал день, когда он прозрел. В тот день явился ему ангел и сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем ты хвалишься тщетой слез своих? – и, показав ему сосуд, больший его, ангел продолжал: – Вот слезы, которые ты проливал от сердца на молитве, которые ты утирал рукой и платком, которые падали на твою одежду. По повелению Создателя нашего я собрал их в этот сосуд. Но я прислан известить тебе великую радость: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся”» (Мф. V, 4). И, оставив ему сосуд, ангел стал невидим.
А в день, пророченный ангелом, прп. Феофил преставился и был погребен с прпп. Марком и Иоанном. Сосуд же со слезами, собранными ангелом, был вылит на тело его, и вся пещера исполнилась благоухания. Затем был вылит и сосуд со слезами, собранными им самим. На могиле прп. Марка до наших дней хранились вериги и крест его.
Память их празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
[В Печерском монастыре иноки погребались в боковых стенах пещер. Тела умерших полагались не в гробах, а в одном одеянии. Каморы с положенными в них телами не засыпались землей, как засыпаются могилы, заделывались только отверстия этих камор.]
Прп. Феофил Омучский (XV). Память его празднуется также 21 октября (см. о нем там же).
Прп. Лаврентий Черниговский (1950). Преподобный Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 г. в селе Карильское Черниговской области. Детство Луки было тяжелым, отец умер рано, мать тяжело болела, приходилось выполнять всю работу самому. Лука имел прекрасный слух, пел в церковном хоре, рано научился играть на скрипке. В четырнадцатилетнем возрасте он уже руководил церковным хором. После смерти матери Лука недолго оставался дома, отказавшись от наследства, ушел в монастырь, находившийся недалеко от села.
С 1891 г. Лука нес послушание регента монастырского хора. Вскоре о способном регенте узнали в Черниговском Троицком мужском монастыре и пригласили управлять хором. В Троицком монастыре Луку постригли в мантию и дали имя Лаврентий, в 1895 г. рукоположили во иеромонаха. [По другим источникам Лука был пострижен в монашество в 1912 г., через два года был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 г. – в иеромонаха]. В 1923 г. в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. В 1928 г. по определению Экзарха Украины митрополита Михаила, он возведен был в сан архимандрита.
Неистощимая любовь к людям вызывала необыкновенное расположение к старцу в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Все уходили от него, согретые этой христианской любовью, ободренные, не обличенные в своих грехах, а с умиротворенной совестью и полным спокойствием на душе. Оступившихся старец направлял на правый путь, возбуждая искреннее намерение исправиться, вселяя надежду на милосердие Божие.
Старец Лаврентий владел великим даром прозорливости. Имя его было известно далеко за пределами Чернигова. Ему писали из Грузии, Москвы, Киева, Одессы и других мест. Старец всегда давал четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы.
Из воспоминаний духовных чад старца Лаврентия: «У батюшки было любвеобильное сердце. Он говорил: “Как можно давать епитимьи? Ведь и так все в скорби. Нужно всех любить, жалеть, прощать, молиться. Я никому не давал епитимий”.
Батюшка часто повторял: “Счастливы те, которые записаны в Книге Жизни”.
А на вопрос сестер, кто же записан в Книге Жизни, отвечал: “У кого влечение к Церкви, тот записан”».
Скончался схиархимандрит Лаврентий 6/19 января 1950 г. В августе 1993 г. был причислен к лику святых в чине преподобного.
Прп. Вениамин.
Прп. Афинодор.