Краткие жития святых, православные праздники и события

30 декабря / 12 января

 

Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (284-305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Мц. Марии (1946).

Ап. от 70-ти Тимона (I). Мчч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (ок. 940).

 

Святитель Макарий, митр. Московский Свт. Макарий, митр. Московский (1563). Святитель Макарий родился в Москве около 1482 г. в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен именем Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Род его не отличался знатностью, но было в нем много людей духовного сословия. Отец его умер рано, а мать, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини. Юный Михаил уже в то время решил посвятить себя Богу; он поступил послушником в монастырь Пафнутия Боровского (память его 1 мая), принял постриг с именем Макарий в честь православного св. аскета-пустынника Макария Египетского. В этой обители будущий святитель приобщился к подвижническому деланию, к книжной мудрости, к иконописанию.

В 1523 г. инок Макарий, пройдя все духовные степени чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, был поставлен в архимандриты в лужецкий монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный прп. Ферапонтом Можайским (память его 27 мая). Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий установил в ней традицию соборного поминовения всей прежде почившей монастырской братии.

4 марта 1526 г. архимандрит Макарий хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, летом святитель приехал на Новгородскую кафедру, которая в то время, по словам летописца, находилась без епископа 17 лет и 7 недель. Много трудов приложил святитель для миссионерской деятельности среди соседствующих с Новгородской землей северных народов, проявляя глубокое внимание к пастве новгородской. При свт. Макарии строились новые храмы, украсился кафедральный Софийский собор, решался вопрос об обеспечении храмов книгами.

В 1529 г. святитель взял на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четий-Миней. Труд этот занял у святителя 12 лет. Особое внимание было уделено составлению житий и установлению памяти местночтимых святых.

Все годы святитель жил радостями и горестями своей паствы, одинаково относясь к бедным и богатым, малым и великим. Он приобрел заслуженную любовь у своих пасомых чад.

В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на новгородского владыку Макария. Ко времени избрания святителя на Московский престол было ему около 60 лет. Когда в 1547 г. в России воцарился первый царь, то Промыслом Божиим было уготовано венчать его на царство митрополиту Макарию. При свт. Макарии в Москве был освящен собор Покрова «что на рву» (храм Василия Блаженного), воздвигнутый как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Все годы пребывания святителя на первосвятительской кафедре ознаменованы активной его деятельностью как устроителя русской церковной жизни.

В 1547 и 1549 гг. свт. Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. Прославление святых требовало написание им служб и житий, требовались литургические указания. Так на Руси появилась типологически новая книга – «Книга новых чудотворцев». При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. По благословению святителя в этот период оживляется монашеская жизнь, увеличивается насельничество в обителях, в которых почивали останки новопрославленных святых, основываются новые монастыри. Современниками свт. Макария были прпп. Адриан Пошехонский (память его 5 марта), Макарий Римлянин, Новгородский (память его 15 авг.), Александр Свирский (память его 30 авг.).

Не только внешними делами славен святитель, внутренняя жизнь подвижника укреплялась постничеством и пребыванием в молитве, которые были повседневным правилом святителя.

В сентябре 1563 г. митрополит Макарий заболел, он повелел послать в Пафнутиев Боровский монастырь сообщение о своей немощи, прося прислать ему старца духовного для прислуживания ему, больному. Святитель желал удалиться на покой в монастырь своего пострижения, об этом он просил царя, но тот уговорил его остаться в Москве. Между тем жизнь святого угасала, он не мог сам читать Святое Евангелие, которое всегда читал ежедневно. 30 декабря 1563 г. святитель и пастырь Митрополии всея Руси предал душу свою Господу. Отпевали митрополита Макария пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех благословение. Канонизирован митрополит Макарий на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 г., на основании больших заслуг перед Церковью.

Мученица Анисья Мц. Анисия Солунская (284-305). Святая мученица Анисия жила в городе Солуни в царствование императора Максимиана (284-305). Родители ее были богаты и благочестивы и дали ей прекрасное образование. Наученная христианскому благочестию, она не гордилась ни своим образованием, ни богатством, любила кротость, скромность и уединение. Лишившись родителей в молодости, св. Анисия раздала все богатство бедным и неимущим, начала вести подвижническую жизнь и желала умереть мученической смертью. «Мучители и муки откроют мне райские двери», – думала она. Диавол всячески  пытался совратить святую с пути спасения, наводил на нее леность и уныние и устрашал ее разными видениями; но она прогоняла его крестным знамением. В ее время царь Максимиан начал гонение на христиан. Однажды, когда св. Анисия шла в храм для молитвы, воин схватил ее и, узнав, что она христианка и идет в храм, повлек в капище для жертвоприношения. Святая сопротивлялась, и воин умертвил ее мечом. На месте кончины святой Анисии впоследствии выстроен был храм.

Мученик Зотик Сщмч. Зотик пресвитер, сиропитатель (IV). Мученик Зотик называется сиропитателем, потому что прославился добродетелью милосердия к несчастным. Он занимал видную должность при дворе Константина Великого. Когда в его время в Константинополе появилась проказа, и для пресечения ее приказано было бросать зараженных в море, то он спасал несчастных, выкупая их из рук исполнителей жестокого повеления, и выселял в одно загородное место. Это делал он на деньги, взятые у царя на покупку драгоценных камней для украшения царской державы. Когда же умер Константин и воцарился на Востоке его сын Констанций, то он потребовал от Зотика камни. Зотик показал ему прокаженных, которые, узнав о приближении царя, встретили его со свечами. «Вот драгоценные камни, которые я с трудом выкупил от смерти золотом твоего родителя!» Царь разгневался на Зотика и велел привязать его к хвостам диких мулов и спустить с крутой горы, и святой мученик погиб. Потом император раскаялся в своем жестоком поступке и с честью похоронил мученика, а для прокаженных выстроил дом и приставил к ним служителей.

 

Мц. Мария (Данилова) (1946): Новомуч.

 

Апостол Тимон Ап. от 70-ти Тимон (I). Память его празднуется также 28 июля (см. о нем там же).

Мчч. Филетер Никомидийский и иже через него уверовавшие 6 воинов и комит (311). Мученик Филетер был сыном никомидийского областного начальника и отличался красотой. Жил он в царствование императора Диоклетиана. Император, услышав о красоте Филетера, хотел взять его к своему двору. Но когда узнал, что он христианин, начал хулить Христа. Тогда Филетер воскликнул: «Да заградятся уста всякого, кто будет хулить моего Христа!» Царь разгневался и велел сжечь его в печи; но когда святой остался там невредимым, отпустил его. Преемник Диоклетиана Максимиан Галерий также требовал, чтобы Филетер отказался от Христа, мучил его и сослал в ссылку. На пути святой мученик сотворил много чудес и тем привел многих ко Христу, в том числе и 6 воинов с их начальником, которые сопровождали его в ссылку. Скончался он мирно по пути в ссылку в Сигрианской стране, около Кизика, а через 11 дней скончались также начальник конвоя и шесть воинов.

Прп. Феодора Кесарийская (VIII). Преподобная Феодора была знатного рода. Родилась по молитве матери, которая, будучи бесплодной, пламенно просила Бога о даровании ей ребенка, поэтому и названа Феодорой, то есть данной Богом. Родители посвятили Феодору Богу – отдали в монастырь. Здесь под руководством игуменьи она выросла в благочестии. Император Лев Исавр как враг монашества потребовал св. Федору ко двору и назначил ей жениха. Все уже было приготовлено к браку, но жених вынужден был отправиться для отражения ворвавшихся в империю скифов. На войне его убили, и св. Феодора, возблагодарив Бога за то, что Он освободил ее от нежеланного брака, отправилась обратно в свою любимую обитель, приняла монашество, надела вериги и власяницу и проводила суровую жизнь до своего упокоения.

Прп. Феодора Константинопольская (ок. 940). Преподобная Федора жила в Царьграде. Потеряв мужа, она раздала все свое богатство бедным и приняла на себя постриг служить другим. Один константинопольский гражданин пригласил ее служить св. Василию (память его 28 марта), когда святой жил у него. Феодора служила св. Василию как ангелу Божию. Перед смертью она приняла монашество и скончалась около 940 г.

Св. Феодора оставила о себе память как о женщине кроткой, целомудренной и услужливой. Ученику св. Василия очень хотелось знать о загробной жизни св. Феодоры, и, по молитвам святого старца, это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала ученику, что она чувствовала, когда разлучалась душа ее с телом: как присутствовали и ангелы и злые духи; как злые духи старались завладеть ее душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на все доброе, что она сделала в течение жизни; как затем ангелы взяли душу ее и вели по так называемым мытарствам, где судятся человеческие души во всех грехах; каждый большой грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни, раскаяния и молитв св. Василия на земле, она миновала все мытарства и вошла в рай, и ей показаны были обители святых пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых, а также и муки грешников в преисподней.

Обретение мощей прп. Даниила Переяславского (1652). Память его празднуется 7 апреля (см. о нем там же). Святые мощи его были обретены нетленными в 1652 г. после явления прп. Даниила послушнику Иоанну Даурову. Почивали они в монастырской церкви.

Свт. Антоний еп.

Мцц. Ирина и Феодосия.

Св. Лев архимандрит.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz