27 июня / 10 июля
Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Прав. Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998). Сщмчч. Александра и Владимира пресвитеров (1918); сщмч. Петра пресвитера (1939).
Прп. Серапиона Кожеезерского (1611). Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Прп. Мартина Туровского (после 1146).
Прп. Сампсон странноприимец (ок. 530). Он был сыном богатых и знатных римлян. В молодости получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство и с любовью безвозмездно лечил больных. После смерти родителей Сампсон стал щедро раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню. В одном вретище, перепоясавшись веревкой, он ушел из Рима, чтобы поступить в монастырь, но Господь указал Сампсону иной путь служения ближним и привел его в Константинополь. Здесь угодник Божий поселился в хижине и стал принимать странников и врачевать больных. О нем говорили, что любовь к убогим и странникам свойственна ему по природе, как солнцу свойственно проливать лучи света. Получив от Бога дар чудотворений, он скрывал его под видом врачебного искусства.
Услышав о подвижнике, Константинопольский патриарх призвал его к себе и рукоположил его во пресвитера, против его воли. Слава о чудесном даре Сампсона дошла до императора Юстиниана (527-565), который был болен тяжелым недугом. Врачи были бессильны помочь ему, поэтому царь обратился со слезной молитвой к Богу. В тонком сне явилось ему множество врачей, и Ангел в образе светлого юноши подвел императора к седовласому смиренному человеку и сказал: «Он, и никто другой, исцелит тебя, царь, от твоей смертельной болезни». После пробуждения обрадованный царь велел позвать к себе всех врачей, но ни один из них не напоминал ему старца, увиденного во сне. Тогда опечаленный царь описал того старца и велел искать его повсюду. Один из императорских слуг знал святого Сампсона. Он вспомнил о его чудесном врачебном искусстве и доложил о нем царю, ибо его внешность полностью соответствовала описанию Юстиниана. Когда подвижника привели к царю, тот сразу узнал в нем своего обетованного избавителя. Император обнял его: «Ты воистину, отче, тот, кого во сне мне явил Господь, обещав подать мне здоровье!» Сампсон сказал: «Царь, не унижай себя безмерным смирением, чтобы не ввести меня в грех гордости». Затем он прикоснулся к больному месту, делая вид, что он прикладывает лекарства, и вскоре наступило полное исцеление. Юстиниан хотел богато наградить Сампсона, но тот попросил у императора только устроить дом рядом с его хижиной, где он мог бы служить и принимать нищих. Когда строительство больницы было завершено, император снабжал ее всем необходимым. До глубокой старости Сампсон занимался врачеванием странников. После кончины его погребли в церкви св. мученика Мокия (память его 11 мая), из рода которого происходил Сампсон.
После смерти преподобный прославился чудесами.
Прав. Иоанна мироносица (I). Жена Хузы – домоправителя Ирода. Когда, по навету Иродиады, отсечена была глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом его, боясь, как бы он не воскрес; ученики похоронили тело Предтечи в Севастии, а главу враги скрыли во дворце Иродовом, в месте бесчестном. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, которая была тайной последовательницей Христа. Она тайно взяла честную главу и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода, на горе Елеонской.
Св. евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали и некоторые женщины, которые служили Ему именем своим (Лк. VIII, 1-3). В числе них он упоминает и об Иоанне. Кроме того, св. евангелист Лука говорит также, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим и при распятии Господа стояли вдали и смотрели на распятие, что они смотрели на гроб и как полагали тело Господа. Возвратившись же в Иерусалим, они приготовляли благовония и мази для помазания тела Иисусова. И в первый день воскресения, очень рано, пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово. В рассказе этом упоминается, вместе с именами других мироносиц, и имя Иоанны, как сопутницы их (Лк. XXIII, 49, 55-56; XXIV, 1-10). Сведений о последующей жизни Иоанны ни в каких церковных сказаниях не сохранилось.
Память ее празднуется также в Неделю святых жен-мироносиц.
Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998). Память его 10 октября в день представления (см. о нем там же). Мощи его были обретены 10 июля 1998 года вместе с мощами еще 6 оптинских преподобных и в настоящее время почивают во Введенском соборе обители.
Сщмчч. Александр (Сидоров) и Владимир (Сергеев) пресвитеры (1918): Новомуч. Священномученики Александр и Владимир служили в Николаевской церкви в городе Далматове Пермской губернии.
Священномученик Александр родился 30 августа 1868 г. в Нижне-Уфалейском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии в семье крестьянина Василия Сидорова. Окончив 6 классов Екатеринбургской мужской гимназии, он в 1890 г. был назначен учителем Кыштовского училища министерства народного просвещения. В 1895 г. его перевели в Ревдинское училище, и в том же году он был уволен из крестьянского сословия и принят в духовное звание. 10 декабря 1895 г. Александр был рукоположен во диакона к Вознесенской церкви села Кузнецкого Екатеринбургского уезда, а 22 июля 1897 г. – во священника к Далматовской Николаевской церкви.
Священномученик Владимир родился 3 июля 1868 г. в городе Далматове Пермской губернии в семье крестьянина Михаила Сергеева. В 1890 г. Владимир окончил Пермскую Духовную семинарию и был назначен надзирателем Екатеринбургского духовного училища. В 1891 г. он был рукоположен во священника к Николаевской церкви города Далматова, где проживало тогда около восьми тысяч жителей. С 1899 г. о. Владимир преподавал Закон Божий в Далматовском второклассном монастырском училище, с 1909 г. – в Далматовском городском четырехклассном училище. Он был ревностным пастырем и неоднократно награждался епархиальным начальством.
Священники Александр Сидоров и Владимир Сергеев были замучены пришедшими к власти безбожниками-большевиками 27 июня 1918 г. на станции Далматово. Отца Александра палачи-красногвардейцы подняли на штыки и набили ему рот землей.
Сщмч. Петр (Остроумов) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Петр родился в 1875 г. в селе Троицкое Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Остроумова. В 1896 г. он окончил учительскую семинарию в Подольском уезде и стал работать учителем в Звенигородском уезде Московской губернии.
В 1899 г. он был рукоположен во диакона к Христорождественскому храму в селе Петровское Клинского уезда, а в 1909 г. – во священника к Троицкому храму в родном селе Троицком.
С 1918 по 1920 г. о. Петр служил в селе Петровское, а затем снова продолжил служение в селе Троицкое. В 1929 г. власти начали повсеместно закрывать храмы. Безбожниками было принято решение и о закрытии Троицкой церкви в селе Троицкое. 18 октября 1929 г. о. Петр был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Председатель сельсовета, вызванный в ОГПУ для допроса, дал показания о том, что по слухам и разговорам он знает, что священник рассказывает проповеди, направленные на подрыв советской власти, о необходимости веровать в Бога, что коммунисты ведут народ к пропасти и придет то время, когда все обманутые ими покаются; что после вынесенного волосным советом решения о закрытии церкви поп Остроумов, совместно с церковным советом, созывал собрания верующих, на которых собирал подписи против закрытия церкви…
1 ноября 1929 г. священник был допрошен. Все прозвучавшие в его адрес обвинения о. Петр отверг.
12 ноября было составлено обвинительное заключение. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 23 ноября 1929 г. священник Петр Остроумов был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.
После возвращения из ссылки о. Петру было запрещено проживать в стокилометровой зоне вокруг Москвы, поэтому он был назначен служить в Волоколамский район Московской области. В мае 1937 г. он был переведен в Покровскую церковь в селе Покровское Волоколамского района.
В конце ноября 1937 г. в НКВД от доносителей поступили сведения, что священник Петр Остроумов 8, 21 и 22 ноября проводил службы, которые длились с шести часов утра до двух часов дня. Также сообщалось, что при этом священник проповедовал, призывал не бросать Церковь; эти службы посещают неизвестные, верующие расходятся группами, бывали на службах и маленькие дети, а 5 и 12 декабря, в день конституции и в день выборов в Верховный Совет, такие службы будут совершены вновь.
2 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. В ответ на обвинения о. Петр сказал: «Заявляю, что я антисоветскими и антиколхозными разговорами не занимался… Зачитанные уличающие свидетельские показания я отрицаю…».
Допрос состоялся в день ареста – 2 декабря. Тогда же следствие было закончено, а дело было передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 5 декабря 1937 г. приговорила о. Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Священник Петр Остроумов отбывал наказание в Амурлаге НКВД в Амурской области, где и умер 10 июля 1939 г. и был погребен в безвестной могиле.
Мч. Анект Кесарийский (284-305). Усечен мечом при Диоклетиане.
Прп. Севир Валерийский (Италийский) пресвитер (VI). Преподобный Севир служил священником в средней Италии и отличался добродетельной, благочестивой жизнью. Однажды, когда святой работал в саду, его позвали причастить умирающего. Прп. Севир несколько задержался, чтобы закончить работу; когда он пришел к больному, тот уже умер. Святой, считая себя виновным в смерти человека без покаяния, горько зарыдал и в слезах упал перед умершим. Внезапно умерший ожил и рассказал всем предстоящим, что после смерти демоны хотели завладеть его душой, но явившийся ангел сказал: «Возвратите его, потому что о нем плачет пресвитер Севир, и ради его слез Господь даровал ему этого человека». Святой возблагодарил Бога, а воскресший прожил еще семь дней, исповедался, причастился и мирно преставился ко Господу.
Прп. Георгий Иверский, Святогорец, Афонский (1065) (Груз.). Прп. Георгий Мтацмидели Святогорец был настоятелем Иверской лавры на Афоне, построенной в X веке знаменитым грузинским полководцем князем Торникэ Эристави, спасшим Византию от нашествия повстанца Барда Склероза, правителя восточных областей империи. Прп. Георгий считается светочем Грузинской Церкви. Даровитейший богослов, писатель и поэт, он, кроме оригинальных сочинений, перевел на грузинский язык полный синаксарий, Минею и Псалтирь в стихах. Кроме того, он пересмотрел и исправил по греческим оригиналам все богослужебные книги, вышедшие до него, и всю Библию. В грузинских церквах и до сего времени в употреблении книги, вышедшие под редакцией прп. Георгия Мтацмидели. Он почил смертью праведника в 1066 году [Русские святые, 2004, стр. 614]. По замечанию описателя его жизни, даже представить себе трудно, как мог один человек не то, что перевести с чужого языка, но даже переписать столько книг!
Память его празднуется также 17 мая (см. о нем там же) и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.
Прп. Мартин Туровский (после 1146). В городе Турове был монастырь свв. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь жил и повар Мартин, он служил поваром при епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии. Епископ Георгий уволил Мартина со службы по старости его. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил на монастырских землях на выгоне. Живя один, он часто болел, в приступах болезни он не мог служить даже самому себе. Усердно призывал он на помощь свв. угодников Божиих Бориса и Глеба. На третий день ему явились святые князья страстотерпцы и исцелили его, напоив водой. Блаженный Мартин выздоровел и славил Господа и его угодников. Прожил после случившегося св. Мартин еще год.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.
Прп. Серапион Кожеезерский (1611). В числе пленных казанских татар был приведен в Москву в 1551 году мурза Тургас Гравирович. Он принял св. Крещение с наречением ему имени Сергий и жил в доме московского боярина Захария Плещеева. Новокрещенный Сергий так искренне воспринял Христову веру, что решил себя всецело посвятить Богу. Он обошел многие обители, и на пустынном острове озера Кожи в 1560 году встретил инока-отшельника Нифонта. После испытаний и совместного подвижничества св. Сергий принял иноческий постриг с наречением ему имени Серапион.
Когда к прпп. отцам стала собираться братия, то было решено основать новую обитель. Св. Серапион получил от царя Феодора Иоанновича грамоту на выделение земли для монастыря. Им были сооружены два монастырских храма: в честь Святого Богоявления и во имя святителя Николая. Сказание о житии строителя монастыря оставил в 1613 году инок Кожеезерской обители Боголеп.
Воспоминание победы в Полтавском сражении (1709). Праздник учрежден в 1709 г. в память славной победы, одержанной императором Петром I над шведским королем Карлом XII, молодой шведский король, прославившийся победами, вступил во внутренние области России и, при содействии изменника Мазепы, гетмана Малороссии, достиг самой Малороссии. У Карла было сильное и хорошо вооруженное войско. Но русский император Петр Великий возложил надежду на Господа, не раз благодеявшего России, и в сознании правоты дела решился выступить против шведов, хотя войско было плохо подготовлено, – и надежда его на Бога оправдалась. Он одержал славную победу над шведами 27 июня 1709 г. под городом Полтавой. Церковь Русская, усматривая в сей победе несомненную помощь Божию, учредила празднование победы с особой службой на этот случай. В Санкт-Петербурге построена церковь св. прп. Сампсона в память Полтавской победы.
Мчч. Макарий и Маркия (Марция).
Сщмч. Пиерий, пресвитер Антиохийский.
Прп. Лука пустынник.
Прп. Иоанн отшельник.
Св. Маркеллин.