Краткие жития святых, православные праздники и события

1/14 июня

 

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Евелписта, Иеракса, Пеона, Валериана (166). Прп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Сщмч. Василия пресвитера (1940), мц. Веры (1940). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).

Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI).

 

Иустин Философ Мч. Иустин Философ (166). Св. мученик Иустин Философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии. Отец его, по имени Прииск, был знатный язычник; язычником был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Горя желанием получить понятие о Боге, он сначала сделался учеником одного языческого философа-стоика, но ничего не узнал от него о Боге. Тогда Иустин оставил этого учителя и стал искать себе другого наставника, который мог бы удовлетворить его жажду познания Бога. Среди многих философских школ, с которыми ему пришлось познакомиться при этом, он, наконец, обратился к одному из платоников, учение которых в то время было в великой славе и уважении. Платонический философ обещал научить его разумению Бога. Блаженный Иустин охотно склонился на такой путь. При учителе платонике пробыл он довольно времени, скоро изучил догматы и уставы Платона, и достиг совершенства и славы, как эллинский философ. Но истинного христианского богопознания достичь этим путем Иустин еще не мог, ибо Греческие философы, почитая нетленного Бога под тленным образом людей, птиц, животных, прославляли Его не по достоинству. Все же Иустин имел некоторое духовное утешение, упражняясь в богомыслии и поучаясь богопознанию, насколько мог постигнуть его ум, еще не просвещенный истинным учением.

Прогуливаясь однажды за городом, Иустин увидел какого-то незнакомого ему почтенного старца, с которым они стали рассуждать о философии и о Боге. Старец указал ему на заблуждения Платона, много говорил о правом боговедении, истинном богопочитании и о прочих божественных вещах, обличая заблуждения эллинских философов. Дивясь речам старца, Иустин спросил его, где и какого учителя можно найти для наставления в истине. Тогда старец начал повествовать ему о святых пророках и о Господе Иисусе Христе и, наконец, сказал ему: «Прежде всего, молись истинному Богу, да откроет тебе двери света, ибо только тот может созерцать и разуметь божественное, кого Бог Сам удостоит откровения; открывает же Он всякому, кто ищет Его молитвою и приближается к Нему любовью». Сказав это, старец отошел от него и стал невидим.

После душеполезной беседы с боговдохновенным старцем, Иустин немедленно обратился к христианским книгам и с сердечным прилежанием начал читать божественные писания. День ото дня усиливалось в душе его стремление к благочестию и, склоняясь к христианской вере, он осуждал в себе эллинское безумие. В то время немалым препятствием для добрых намерений души, стремящейся к христианскому благочестию, были частые и лютые гонения на христиан. Но Иустин тщательно разузнавал о жизни христиан и вполне убедился, что они пребывают в страхе Господнем чисто и непорочно, рачительно соблюдают свое целомудрие, постом и воздержанием постоянно умерщвляют себя, часто молятся и всегда упражняются во всяких добрых делах. Убедившись во всем этом, Иустин весьма полюбил христиан, от всего сердца привязался к ним и принял святое крещение. И стал он великим поборником Христовой веры, борцом словом и писанием против эллинов и иудеев, непобедимым воином Христа.

Стремясь ко спасению душ человеческих, он обходил различные страны: учил и проповедовал об имени Христовом, обращая неверных от заблуждения их к Богу. Он открыл училище в Риме и учил в нем истинам Христовой веры, написал два сочинения («апологии») в защиту христиан. Скончался мученически в 166 г. Св. мощи его находились в Риме.

Мчч. Иустин (другой) и с ними Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и Харита (166). В то время, когда идолопоклонники по всем странам и городам издали нечестивое повеление, чтобы всякий, верующий во Христа, принуждался приносить жертву идолам, были взяты эти святые мученики, приведены в Рим и представлены на суд градоначальника Рустика. Тот потребовал от Иустина оказания повиновения языческим богам и царским повелениям, чтобы не подпасть осуждению. Иустин ответил ему, что никто и никогда не может быть осужден, если повинуется заповедям Спасителя Иисуса Христа. «Итак, ты христианин?» – спросил градоначальник. Иустин ответил утвердительно. Так же подтвердили свою принадлежность к христианам и все остальные.

Тогда их приговорили к наказанию жезлами и к смертной казни через отсечение головы. Все святые мученики были выведены на обычное место казней, приняли раны и, усеченные секирой, окончили страдания в спасительном исповедании. Потом некоторые из верных тайно взяли их честные тела и погребли на достойном месте, при содействии благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие (Дионисий и Амфилохий Глушицкие). 

 Прп. Дионисий, игумен Глушицкий (1437). Он был также живописцем, резчиком по дереву, книгописцем; одним из лучших художников Святой Руси. «Не от Иерусалима и не от Синая воссиял нам сей великий светильник, но из родной страны и в наши времена явился» – так повествовал о прп. Дионисии в XV веке инок Иринарх, первым записавший – со слов учеников преподобного – его житие. Уже в то время никто ничего не знал о детстве и отрочестве св. Дионисия. Известными остались лишь сведения о его пустынничестве и трудах по созданию нескольких монашеских обителей. Родившийся в 1362 году в вологодских землях, св. Дионисий начал иноческий подвиг в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, расположенном вблизи Вологды. Пробыв здесь девять лет, прп. Дионисий стал тяготиться многолюдностью обители и вместе со своим учеником удалился на другую сторону Кубенского озера, на место запустевшего древнего монастыря. Вскоре к прп. Дионисию стали стекаться иноки. Ростовским епископом св. Дионисий был рукоположен в священники для воссозданной обители. Но, стремясь к совершенному безмолвию, прп. Дионисий оставил настоятелем монастыря своего ученика Пахомия, а сам в 1412 году удалился на реку Глушица. По откровению, бывшему ему во сне, он выбрал место для монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Глушицкий Покровский монастырь). Св. Дионисий обладал необычайной кротостью, смирением и любовью к нищим. Спустя восемь лет, в 1420 году, преподобный основал новую обитель – во имя Иоанна Предтечи, расположенную на той же реке (Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь). Св. Дионисий был искусным иконописцем, некоторые из икон, созданных его рукой, дошли и до нашего времени. Дионисию приписывают иконы «Успение» и «Предтеча в пустыне», а также икону-портрет «Кирилл Белозерский» (1424). В Предтеченском монастыре св. Дионисий сам выкопал себе могилу за семь лет до кончины и завещал ученикам похоронить его в ней.

Память ему празднуется 1 июня в день представления, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных св. Макарием в 1547 и 1549 гг.

 

Сщмч. Василий (Преображенский) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Василий родился 23 января 1876 г. в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Константина Преображенского. Образование Василий получил в духовном училище; в 1916 г. он был призван в армию, где служил писарем до 1917 г.

В годы гонений на Русскую Православную Церковь Василий изъявил желание стать священником – он был рукоположен и служил в Николо-Рождественском храме в селе Верхотурье на Югу Ермаковского района Ярославской области. В 1937 г. храм был закрыт, и священник переехал в село Покров-Рогули Приухринского сельсовета; поселившись в доме церковного старосты, он крестил, исповедовал и отпевал на дому.

28 декабря 1937 г. о. Василий был арестован и обвинен в срыве собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР, в клевете на политику советского правительства и в антисоветской агитации. Шестидесятидвухлетний священник был в то время столь изнурен гонениями предыдущих лет, что тюремные врачи вынуждены были засвидетельствовать его физическую немощь и дать заключение, что он «тяжелый физический труд выполнять не может».

На вопросы следователя священник подтвердил, что совершал религиозные обряды без всяких на то разрешений властей, но в проведении контрреволюционной и антисоветской агитации виновным себя не признал.

26 апреля и 15 мая 1938 г. судебные заседания не состоялись из-за неявки в полном составе свидетелей. Следующее заседание суда состоялось 16 июня 1938 г. На суде о. Василий вновь отверг предъявленные ему обвинения в контрреволюционной деятельности, согласившись лишь с тем, что он действительно совершал религиозные обряды и крестил по просьбе родителей двух младенцев – одного трех месяцев, а другого девяти. В тот же день Специальная Коллегия Ярославского областного суда приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Священник Василий Преображенский скончался 14 июня 1940 г. в Ярославской исправительно-трудовой колонии №3 и был погребен в безвестной могиле.

Мц. Вера (Самсонова) (1940): Новомуч. Мученица Вера родилась 17 августа 1880 г. в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Пителинский район Рязанской области) в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами, после того как власть в России захватили безбожники. Глубоко верующий и просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связанно с христианской верой и Церковью. В конце 20-х годов Вера была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.

Летом 1935 г. сотрудники НКВД арестовали священников и мирян – почитателей блаженной Матроны (память ее 16 июля), жившей в деревне Анемнясево Касимовского района, и царевича Иакова, скончавшегося в XVII веке и погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и сама блаженная. Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего… Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим».

Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 г. и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. На вопросы следователя она, в частности, сказала: «Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания… В предъявленном мне обвинении по статье №58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла… царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом не вижу».

16 июня 1935 г. следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в исценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей №58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса…».

2 августа 1935 г. Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа 1935 г.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 г. ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 1940 г.

Иоанн Кронштадтский Прав. Иоанн Кронштадтский (прославление 1990). Память его празднуется 20 декабря.

 

Мч. Феспесий (ок. 230). Усечен мечом.

10 000 мчч. Антиохийских (ок. 250).

Мч. Фирм (284-305). Усечен мечом при Максимиане.

Блж. Метрий земледелец (886-912). Подвижник.

Агапит врач Печерский Прп. Агапит Печерский, врач безмездный (XI). Прп. Агапит был учеником основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония и, подобно ему, исцелял больных травой, которой питался – за это его прозвали врачом. Он исцелил кн. Черниговского Владимира Всеволодовича, который впоследствии стал великим князем Киевским и получил прозвище – Мономах. Прп. Агапит дал ему заповедь творить милостыню. За свое нищелюбие и милосердие он был любимым князем русского народа. Св. Агапит мирно скончался в Печерском монастыре, как и было ему возвещено Самим Господом за три месяца до этого, и был погребен в пещере прп. Антония.

Память ему празднуется 1 июня в день представления, 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прмчч. Шио (Симеон) Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийский, Грузинские (1696-1700).

Сщмч. Пирр.

Мч. Неон.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz