Краткие жития святых, православные праздники и события

9/22 июня

 

Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прав. Алексия Московского (1923).

Прп. Александра, игумена Куштского (1439). Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).

 

Святитель Кирилл Александрийский Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский (444). Этот великий учитель церковный был родом из Александрии. Он происходил от благородных родителей – христиан и был по матери племянником известного Феофила, Патриарха  Александрийского (385-412). Воспитание Кирилл получил по тому времени блестящее: он в совершенстве изучил всю светскую эллинскую мудрость, божественные писания и христианское вероучение. Дядя его, Феофил, видя его блестящие способности и целомудренный образ жизни, причислил его к своему клиру, поставив молодого Кирилла архидиаконом.

По смерти Феофила, блж. Кирилл единогласно был избран на патриарший престол (412-444) и, став Патриархом, немедленно удалился из города еретиков, называвшихся новацианами (схожих с фарисеями). С самого начала своего патриаршества св. Кирилл изгнал этих еретиков из Александрии. Затем он вооружился против врагов рода человеческого – нечистых духов.

В около 20 вестах от Александрии рядом с селением Конопом в месте, именуемом Мануфин, находилось древнее капище, бывшее обиталищем демонов. Место это внушало всем ужас, и еще Патриарх Феофил хотел очистить его от бесов и освятить для славословия Божия. Св. Кирилл усердно молился Богу, да подаст он ему помощь свыше и силу для одоления и изгнания из Мануфина нечистых духов. И вот, святому явился в видении ангел Господень, повелевая ему перенести в Мануфин честные мощи мучеников Кира и Иоанна (память их 31 янв.), чтобы прогнать оттуда силу бесовскую. Св. Кирилл так и поступил – принес в Мануфин мощи святых и устроил там во имя их церковь. Нечистые духи немедленно были изгнаны оттуда, и место это стало источником исцелений от мощей мучеников.

Потом святой приложил все старания, чтобы и сам город совершенно очистить от бесов видимых, каковыми были ненавистники христиан иудеи. Еще со времен Александра Великого и основания Александрии поселившиеся здесь и размножившиеся в многочисленное племя, они тайно причиняли христианам всяческие озлобления и неприятности, возбуждая междоусобия, убийства и кровопролития. Позвав к себе начальников иудейских синагог, святитель Божий увещевал их, дабы они удерживали народ свой от подобных злодейств. Но иудейские старейшины не только не вняли увещаниям святителя, но устремились на еще большую злобу.

Однажды ночью они, вооружившись, подняли крики, что горит Александровская церковь. Когда же христиане устремились из своих жилищ, чтобы спасти церковь, иудеи рубили их мечами, поражали копьями, ножами – чем попало.

С наступлением дня о происшедшем побоище узнал святейший Патриарх Кирилл. Оправившись от скорби по поводу убиенных, он стал искать правосудия против иудеев. Но епарх города Орест, хотя и был христианином по вере, тем не менее, питая вражду против святого, помогал иудеям, защищая убийц. Тогда святой Кирилл сам отправился с множеством христиан к иудейскому сборищу и изгнал из города всех иудеев, разорил жилища их и сжег их синагогу.

Епарх, пылая гневом на святого, стал причинять зло близким его родственникам и известным гражданам, сторонникам Патриарха. Между епархом и Патриархом создалось большое разногласие, и каждый из них писал от себя императору Феодосию Младшему (408-450), до тех пор, пока от того не вышел указ, запрещающий иудеям проживать в городе.

Но в то время на улицах города часто возникали возмущения, от которых погибало не мало людей, чему способствовало поддержка иудеев епархом. Наконец, после очередного письма свт. Кирилла императору, вышло справедливое распоряжение, по которому иудейские начальники, стоявшие во главе злодеяний, были казнены, а епарх был уволен от должности. После этого святитель Христов Кирилл благополучно пас вверенное ему словесное стадо овец Христовых.

Но когда в Александрии утихли эти смуты, во всей поднебесной наступило еще большее волнение, возбужденное ересью Нестория, и св. Кириллу предстояло совершить новый подвиг. В церкви Константинопольской после кончины патриарха Сисиния (426-427), который был преемником Аттика (406-425), на патриарший престол был возведен Несторий (428-431), переведенный из Антиохии, человек, как предполагалось, твердый в вере и добродетельный по жизни, но внутренне тайный еретик. Он рассеивал среди верующих семена еретического учения, как плевелы среди пшеницы, с помощью своих приверженцев епископа Дорофея и пресвитера Анастасия.

И вот среди народа наступили распри и раздоры: одни противились ереси и не желали иметь общения с Несторием, а другие наоборот соблазнялись еретическим мудрствованием. Ересь эта возмутила не только Константинополь, но и все пределы земли, ибо нечестивый Несторий написал со своими единомышленниками в защиту своего учения множество сочинений, которые он разослал по окрестным городам, отдаленным странам и по пустыням среди иноков. Этим он произвел такой же раздор среди христиан, какой раньше его возбудил нечестивый Арий.

Святой Кирилл, узнав о еретическом учении Нестория и об успехах его проповеди, возмутился духом и, как верный раб и храбрый воин Христа Бога и Пречистой Матери Божией, вооружился против очередного врага Христова. Первоначально св. Кирилл любезно писал Несторию, увещевая его отступить от своего лжеучения и исповеданием правой веры прекратить смуту, какую он возбудил в Церкви Христовой. Затем, видя, что тот не исправляется, он написал к нему строгое послание, изобличая его заблуждение. Святой Кирилл писал также и к клиру константинопольской церкви и ко двору царскому, убеждая не соблазняться учением Нестория. Он написал послание к папе древнего Рима Целестину (422-432) и к прочим патриархам. Сверх того им были отправлены письма ко всем властям и епископам различных стран и городов. Он писал и к совращенным ересью инокам. Словом, св. Кирилл не переставал вопиять против этого волка до тех пор, пока совсем не отогнал его от стада Христова.

Между тем Несторий не только не исправлялся от Кирилловых посланий, но устремился со своими приверженцами на действия, более худшие. Оставалось одно средство, чтобы прекратить смуту – созвать Вселенский Собор. Этого в одинаковой степени желали как противники Нестория, так и его сторонники, так как каждая сторона надеялась, что ее учение восторжествует. И вот Феодосий Младший, уступая общим просьбам, решил созвать такой Собор (воспоминание III Вселенского Собора 9 сентября).

Назначив местом для проведения Собора малоазиатский город Ефес, он пригласил всех митрополитов и епископов империи собраться сюда к Пятидесятнице 431 года. Всего съехалось около 200 епископов. Вследствие достоинств своей кафедры, святой Кирилл принял председательство на этом Соборе, причем сопредседателями его были Ювеналий Иерусалимский (420-458) и Мемнон Ефесский. Собор проходил в обстановке острой полемики и драматических событий, когда было поверивший еретикам император даже на некоторое время заключил святого Кирилла с блаж. Мемноном в темницу. Но, в конце концов, на этом Соборе был установлен догмат веры, утверждающий, что воплотившийся от Пречистой Девы Марии Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, а родившая Его Пречистая Дева Мария есть истинная Богородица. Несторий был осужден как еретик и богохульник и не только был лишен своего сана, но и отлучен от Церкви Христовой и предан вечному проклятию. Император сослал его в отдаленную страну, где он, не раскаявшись, принял мучительную смерть.

Остальное время своей жизни святой Кирилл прожил среди великих подвигов, заботясь не только о своем спасении, но и о спасении других и наставляя многих на путь праведный. Пробыв на александрийском патриаршем престоле тридцать два года, и в течение своей жизни очистив Церковь Христову от всех бывших тогда ересей, написав много душеполезных сочинений, святой Кирилл в мире почил о Господе 27 июня 444 г.

Память ему празднуется также 18 января совместно с свт. Афанасием Великим, патриархом Александрийским.

Кирилл Белоезерский Прп. Кирилл, игумен Белоезерский (1427). Прп. Кирилл, в миру Косма, в юные годы, оставшись сиротой, принял постриг в Московском Симонове монастыре. Своими подвигами он снискал уважение всей братии и в 1390 г. был избран игуменом. Приходившие за наставлением посетители, смущали прп. Кирилла, и он скоро сложил с себя сан игумена. Он хотел лишь монашеского уединения и подвижничества и, по чудесному указанию Богоматери, ушел вместе со своим другом прп. Ферапонтом (память его 27 мая) в далекий Белоезерский край (на северо-востоке Руси). У горы Мяуры, недалеко от Сиверского озера, преподобный выкопал себе землянку и поставил крест, начав подвижническую жизнь. Вокруг него стали собираться ученики и последователи, и в 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития. Так возникла Успенская обитель (Кирилло-Белоезерский Успенский монастырь). Жизнь в ней отличалась особой аскетической суровостью, ничто не отвлекало братию от сосредоточенной молитвы. Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Преподобный обладал также даром чудотворения – наполнял сосуд вином, необходимым для св. Причастия, умножал он и хлеб, раздавая его всем нуждающимся. Св. Кирилл усмирял бури на озере, когда там шла ловля рыбы.

Последние дни своей жизни прп. Кирилл провел в своей келье в полном молчании; ноги отказывались ему служить. В церковь братия приносила его на руках, однако же он не оставлял служения Божественной литургии и в последний раз совершил ее в день Святой Пятидесятницы. Скончался он на следующий день, в праздник Духова дня, 9 июня 1427 года, девяноста лет от роду, приняв Святые Таины Христовы в минуту отшествия  души своей от тела. В это же мгновенье он явился больному монастырскому работнику и исцелил его.

Память его празднуется также 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Алексий Мечев Прав. Алексий (Мечев) Московский (1923). Протоиерей о. Алексий Мечев родился в Москве в 1859 году 17 марта, в день памяти св. Алексия, человека Божия. Отец его, Алексей Иванович, был регентом митрополичьего Чудовского хора и пользовался особой любовью и покровительством свт. Филарета, митр. Московского (память его 19 ноября). Мальчик выделялся среди своих сверстником миролюбивым характером, милосердием, был простым и открытым по натуре.

С окончанием семинарии Алексею надо было сделать выбор между духовным званием и университетом. К этому времени у него сложилось твердое намерение посвятить себя служению людям. Сначала он предполагал поступить в университет и сделаться врачом, но мать твердо ему заявила, что желает видеть его священником. Он подчинился матери, и в последствии понял, что это действительно было его призванием.

Около 1884 года Алексей Мечев женился. У него и его жены Анны Петровны родилось четверо детей: дочери Александра (в 1888 г.) и Анна (в 1890 г.), сыновья Алексей, умерший в младенчестве, и Сергей (в 1892 г.). В 1892 году Алексий стал священником и был назначен настоятелем на очень маленький приход храма Николы в Кленниках.

Получив приход в столице вопреки своему стремлению идти в глушь деревни, о. Алексий всецело предался воле Божией, и твердо решился терпеливо идти к своей цели на том месте, какое ему указал Промысл Божий. В своем храме он немедленно ввел ежедневное богослужение.

Подходящего к исповеди прихожанина о. Алексий встречал глубоко сосредоточенным, внимательным взглядом, выражающим серьезность и желание понять и помочь. Его простота и отеческая доброта открывали ему сердца людей. Будучи врагом всякого насилия, он никого из своих духовных чад не принуждал к каким-либо внешним подвигам, не налагал особых молитвенных правил или постов.

Между тем в семейной жизни батюшки произошло тяжелое горе. 29 августа 1902 года скончалась Анна Петровна. Смерть ее потрясла о. Алексия.

В это время одна семья, прихожане церкви Николы-Кленники, пригласила к себе на квартиру о. Иоанна Кронштадтского (память его 20 дек.). Здесь произошла встреча о. Алексия и о. Иоанна. «Вы пришли разделить со мной мое горе», – сказал о. Алексий, когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил о. Иоанн, – тебя посещает Господь; оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего, – так оно тяжело тебе, а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя – и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Тут же о. Иоанн указал на молитву как на первое могущественнейшее средство в предложенном подвиге.

Соприкосновение с личностью кронштадтского пастыря переродило батюшку о. Алексия. Благодать Божия, обильно почивавшая на о. Иоанне, по-новому осветила весь жизненный путь о. Алексия.

В конце 10-х – начале 20-х годов батюшка говорил, что настало время, когда все пещерники и схимники должны выйти из пещер и затворов и идти в народ. Он учил, что для христианина необходимо исполнять все заповеди, данные Церковью. Но к пастве своей он относился с любовью и невзыскательно. Иногда нарушая по своей любви к людям церковные правила, батюшка был строг к нарушающим церковное благочестие. Он порицал не посещающих церкви по разным житейским причинам, но и не одобрял тех, кто ради храма запускал дом и особенно оставлял детей на произвол судьбы. Воли своей он не навязывал даже своим духовным детям.

Батюшка был прозорлив. Когда его спрашивали, как молиться за того или иного без вести пропавшего, он, спросив его имя, поворачивался к Царским вратам, делал поклон и затем определенно говорил: «Молись за здравие» или «Молись за упокой». К дочери одной женщины сватались сразу два жениха, и ее мать никак не могла решить, кто из них предпочтительней. Женщина обратилась за советом к батюшке и получила от него ответ: «Все равно!» Женщина разобиделась, считая, что ее обманули насчет прозорливости батюшки, выдала дочь замуж за одного из женихов, а через месяц ее дочь умерла.

Батюшка избегал торжественных служб и особенно архиерейских, всегда старался быть незаметным, он тяготился наградами, знаками отличия и богатыми облачениями.

Поражал его дар слез. Когда он произносил на литургии привычные для большинства слова: «Сие есть Тело Мое» или «Сия есть Кровь Моя», – слышно было, что он плачет. Так же и при чтении покаянного канона Андрея Критского, при произнесении многих проповедей. Во время проповедей и бесед он часто говорил о своем ничтожестве, называя себя «убогим».

Батюшку нельзя было представить без людей, без толпы, которая его обступала и жужжала, как пчелы, особенно дети, льнувшие к нему и обнимавшие его.

Он был старец и подвижник. Но у о. Алексия не было монастырской стены, за которой он мог бы укрыться от мира. Изо дня в день – обычные житейские будни со слезами и болезнями, смехом и детским криком, нуждами и потребами семьи, притча, прихожан и тысяч приходящих к нему за советом и помощью людей.

Господь дал своему смиренному и покорному рабу о. Алексию то самое, за что ублажается святой Церковью Московский чудотворец, блаженный Василий, Христа ради юродивый (память его 2 авг.): «Во граде, яко в пустыне, живы…». Недаром батюшкиному подвигу такого пребывания «во граде…» изумлялись истинные жители иноческой пустыни – его духовные други, приснопамятные оптинские старцы Феодосий и Анатолий (память его 30 июля), почитавшие смиренного батюшку истинным старцем.

Скончался о. Алексий 9 июня 1923 года. Отпевание его совершал настоятель Данилова монастыря епископ Феодор в сослужении 30 священников и шести диаконов. Всего же на отпевание вышло около 80 человек духовенства. Незадолго перед этим освобожденный, на кладбище прибыл Святейший Патриарх Тихон (память его 25 марта и 26 сент.), напутствуя своей молитвой отшествие великого праведника в вечный покой.

 

Мцц. Фекла, Марфа и Мария Персидские (346). Святые мученицы Фекла, Марфа и Мария 6 июня 346 года усечены мечом за Христа при царе Сапоре II в Персии.

Прп. Иоанн Шавтели, Грузинский (XIII).

Прп. Александр, игумен Куштский (1439). В миру Алексий, уроженец Вологды. Поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии-Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился в глухом лесу, на берегу реки Сянжемы. Там он встретил отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий остался на Сянжеме, а прп. Александр ушел на Кушту. Рядом со своей кельей он воздвиг большой крест и стал подвизаться. Вскоре к нему стали собираться иноки. Бывший настоятель прп. Александра – архиеп. Ростовский Дионисий – благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил иконами, книгами и богослужебной утварью. Святого Господь сподобил даром исцеления, и многим св. Александр помог в болезнях. Перед своей кончиной преподобный наставил иноков пребывать в смирении, терпении и братолюбии и не забывать странников. Скончался святой в 1439 году, после Божественной литургии, которую сам совершил. Погребли его у церковного алтаря. Чудеса и исцеления на его могиле стали совершаться немедленно.

Блж. Кирилл Вельский (XV).

Сщмч. Александр, еп. Прусский.

Мч. Анания.

Мцц. 3 девы Хиосские.

Мцц. Мариамна и Еннафа.

Прп. Кир.

Св. Никазий.

Св. Илиодор.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz