Краткие жития святых, православные праздники и события

13/26 июня

 

Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прп. Александры Дивеевской (1789). Сщмч. Алексий пресвитер (1918); сщмч. Димитрия пресвитера (1940); мц. Пелагии (1944).

Прпп. Андроника (ок. 1395) и Саввы (ок. 1410) Московских. Мц. Антонины (284-305). Прпп. Анны Вифинская (826) и сына ее Иоанна (IX).

 

Мц. Акилина Старшая, Библосская (Финикийская) (293). Она была дочерью благочестивых родителей – христиан, живших в Финикии. Акилина, с детства уверовавшая во Христа, при императоре Диоклетиане была обвинена в проповедовании веры среди своих подруг. За исповедание себя христианкой и за отказ принести жертву идолам ее приговорили к жестокому битью. Когда святая изнемогла от побоев и упала на землю, ее сочли мертвой и выбросили за город. Ночью она была чудесно исцелена ангелом, затем явилась к правителю и была вновь осуждена на смерть. Смерть, однако же, по ее молитве последовала раньше казни. Впоследствии ее мощи были перенесены в Константинополь.

Свт. Трифиллий, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Уроженец Константинополя, св. Трифиллий внешнее образование получил в Берите (Бейруте), учителем же благочестия он имел святого Спиридона, еп. Тримифунтского (память его 12 дек.). Св. Трифиллий Самим Господом был избран и указан во епископа: еще не обличенный этим великим званием он был явлен в видении царю Констанцию, как уже архиерей.

Став епископом города Левкусии на Кипре, он прерывал общения со своим отцом и учителем, св. Спиридоном. Он часто навещал его, получая душеспасительные наставления. Со временем св. Трифиллий сделался, подобно апостолу Павлу, избранным сосудом Христовым, исполненным неисчислимых Божественных дарований.

Св. Трифиллий своей жизнью угодил Богу, как свидетельствуют об этом богослужебные песнопения, составленные в честь его Церковью. В них утверждается, что св. Трифиллий имел душу милостивую, чистый помысел, незлобивое сердце и правую веру, любовь нелицемерную, выдающиеся подвиги девства, благодатных и покаянных слез и поста, удивившего бесплотных; что, обходя окрестные страны, он учением Христовым, как лучами солнца, просвещал потемненных грехами.

Прп. Александра Дивеевская (1789). Приблизительно в 1760 году в Киево-Фроловский монастырь прибыла некая богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова полковника, Агафья Семеновна Мельгунова, урожденная дворянка Нижегородской губернии Белокопытова. Она владела 700-ми душ крестьян, имела капитал и громадные поместья.

Агафья Семеновна лишилась мужа еще в молодых годах и прибыла в Киев со своей 3-летней дочерью. Здесь она решила посвятить всю оставшуюся жизнь Богу и приняла монашество во Фроловском монастыре под именем Александра. Подвижническая жизнь ее здесь продолжалась недолго.

В сонном видении ей явилась Божия Матерь и выразила ей свою волю: идти на север России, обходить все великие русские места, святые обители, и будет место, где Она укажет ей окончить свою богоугодную жизнь. Матушка Александра сообщила о бывшем ей видении своему духовному отцу и другим, великим и боговдохновенным, старцам Киево-Печерской лавры и старицам. Те, после молитв, решили, что это видение не прелесть, а откровение, что оно истинное и что м. Александра удостоилась быть избранницей, первоначальницей и первоосновательницей Четвертого жребия (удела) Божией Матери.

Как известно, Первый удел Ее – земля Иверская, Второй – гора Афон, Третий – Киево-Печерская лавра.

Старцы посоветовали ей скрыть свое пострижение и под прежним именем, Агафьи Семеновны Мельгуновой, безбоязненно пуститься в путь, уповая на Бога и ждать нового указания Божией Матери.

Приблизительно в 1760 году она шла из города Мурома в Саровскую пустынь и, не доходя 12 верст, остановилась на отдых в селе Дивеево, отстоящего от Арзамаса в 55 верстах. Задремав на бревнах около церкви, она удостоилась видеть Божию Матерь и сподобилась слышать от Нее: «Вот то место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь придел, который, Божьим промыслом, положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я буду всегда с тобой и всегда буду посещать место это, и Я осную здесь такую обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во Вселенной».

Матушка Александра дошла до Саровской пустыни в великой радости, так как этот монастырь процветал тогда святостью жизни многих великих и явных подвижников, которые могли ей помочь советами и наставлениями.

Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на боголюбивую м. Александру, так как монастырь стоял посреди дремучего соснового леса. Она застала здесь уже шестого строителя пустыни, иеромонаха Ефрема, который поступил сюда еще при ее основателе о. Иоанне. Познакомившись с подвижниками, м. Александра открыла им свою душу и попросила у них совета и вразумления. Они подтвердили слова Киево-Печерских старцев и посоветовали ей всецело предаться воле Божьей и исполнять все, указанное ей Божией Матерью. Также они посоветовали поселиться ей вблизи Дивеева в деревне Осиновке у госпожи Зевакиной.

Здесь вскоре заболела и скончалась 9-10-летняя единственная дочь м. Александры, в чем она усмотрела указание Божье и подтверждение всего возвещенного ей Царицей Небесной. Порвалось последнее звено, связывающее ее с миром.

Тогда Агафья Семеновна, по благословению саровских старцев, решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своим имением. М. Александра обеспечила не мало сирот, вдов, нищих и требующих помощи Христа ради. Современники указывают на 12 церквей, построенных и возобновленных ею.

Возвратилась она в Саров примерно в 1764-1766 гг. саровские старцы благословили поселиться ей у приходского дивеевского священника о. Василия Дертева. М. Александра выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. Келейные подвиги ее неизвестны. По своему смирению она упражнялась в самых трудных и черных работах, очищая хлев о. Василия и ходя за скотиной, стирала белье. Кроме черных работ она жала и связывала снопы одиноких крестьян, в страду топила в избах печи, месила хлеба, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала чистое к приходу с полей их матерей. Все это она делала потихоньку, чтобы никто не видел. Бедным невестам она вышивала головные уборы – сороки и красивые полотенца.

В течение 12 лет в праздники и в воскресные дни м. Александра никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им об христианских обязанностях. Эти духовные беседы вспоминали с благодарностью прихожане села Дивеево даже много лет спустя после ее смерти. М. Александра по своим великим трудам и подвигам исполнилась благодати и даров Духа Святого. К ней стекались со всех сторон не только одни простые люди, но и высокопоставленные лица, купцы и даже духовенство. Одаренная редким природным умом, она была чрезвычайно образована, начитана и тонко воспитана. Она столь твердо изучила все уставы, законы и положения церковные, что во всех важных случаях к ней обращались за указаниями и разъяснениями. Милостыня м. Александры всегда была тайной, она служила всем, чем только умела.

М. Александра помогла значительным капиталом достроить собор Успения Божией Матери строителям о. Ефрему и о. Пахомию.

В 1767 году м. Александра приступила к постройке каменного храма в Дивееве во имя Казанской Божией Матери. Этот важный для себя вопрос она решила по благословению нового Саровского подвижника о. Пахомия. В постоянной заботе об исполнении воли Божьей, возвещенной Царицей Небесной, и совершенно свободная от житейских дум и дел, с мудрой осторожностью приступила она к созданию общины.

В 1775 году разразился страшный голод, но церковь Казанской Божией Матери строилась, и м. Александра кормила работающих. Дивеевские прихожане прожили голодное лето при пособии м. Александры без нужды.

М. Александра, по сооружении храма, ездила в Казань, где получила вернейший список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, и в Киев –  испросить для своей церкви частицы святых мощей. Из Москвы она привезла колокол в 17, 5 пудов и необходимую утварь.

По освящении всех трех пределов Казанской церкви, м. Александра, не задолго до своей кончины, решилась устроить общину, чтобы вполне выполнить все приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. За 6 месяцев до ее кончины, в 1788 году, одна из помещиц села Дивеево, г-жа Жданова, наслышавшись об обетованной Матерью Божией обители, которая должна завестись в селе Дивееве и желая поусердствовать осуществлению этого дела, пожертвовала м. Александре 1300 кв. саженей усадебной господской земли своей рядом с церковью. По совету саровских старцев и с разрешения епархиального начальства, м. Александра построила на этой земле три кельи с надворными строениями. Одну келью она заняла сама, другую предназначила для жизни трех приглашенных послушниц и третью – для отдыха странников, во множестве идущих через Дивеево в Саров.

Так жила м. Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянных трудах и в молитве. Общинка м. Александры была как бы плоть от плоти Саровской пустыни. Все оставшиеся от ее имения средства оно передала о. Пахомию, и каждая из живущих в общинке  сестер зарабатывала себе на пропитание от саровской братии.

Невзирая на свою праведность и святость, великая старица м. Александра с особенным уважением обращалась к батюшке о. Серафиму (память его 2 янв.), еще юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону, как бы провидя в нем исполнителя начатого ею Божия дела, при долженствующей в нем явиться миру великой благодати.

В 1789 году в первой половине июня уже больная м. Александра, получив от Господа извещение о своей скорой кончине, просила саровских отцов-подвижников особоровать ее. Великие старцы с любовью совершили над нею таинство елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, м. Александра отдала о. Пахомию последнее, что имела и накопила за два года подвижнической жизни в селе Дивеево, прося выдавать сестрам все им потребное для жизни, так как они сами не сумеют распорядиться средствами. М. Александра умоляла о. Пахомия поминать ее в Сарове за упокой, не покидать неопытных послушниц ее, а также позаботиться в свое время об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Она просила также о. Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама наставить его изволит.

Старцы простились, уехали, а дивная старица м. Александра скончалась 13 июня в день св. мц. Акилины. О. Пахомий с братией на обратном пути как раз успели к ее погребению. Отслужив литургию и отпев соборно, великую старицу похоронили первоначально в Дивеевской общине против алтаря Казанской церкви.

 

Сщмч. Александр (Архангельский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Алексий [такое имя святого приведено в «Житиях новомучеников и исповедников Российских XX века. Июнь».] родился 1 марта 1864 г. в селе Сажинском Кунгурского уезда Пермской губернии в семье священника Макария Архангельского. Поступив в Пермскую Духовную семинарию, он по состоянию здоровья вынужден был прервать учебу на 3-м курсе. 23 декабря 1884 г. Алексей был назначен псаломщиком во Введенскую церковь села Камгорт Чердынского уезда, 5 февраля 1885 г. переведен псаломщиком в Михаило-Архангельскую церковь в родном селе Сажинском, 12 декабря 1887 г. – в Свято-Троицкую церковь Верх-Теченского женского монастыря Шадринского уезда (ныне Введенский монастырь в селе Верхняя Теча Катайского района Курганской области). 8 сентября 1888 г. он был рукоположен во диакона к монастырской церкви и 17 октября того же года назначен учителем в церковноприходскую школу при Верх-Теченском женском монастыре.

18 декабря 1893 г. диакон Алексий был рукоположен во священника к Покровской церкви села Песчано-Колединское Шадринского уезда (ныне село Песчаноколедино Далматовского района Курганской области) и утвержден законоучителем Песчано-Колединского народного училища.

13 (26) июня 1918 г. красногвардейцы арестовали о. Алексия. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Перед смертью о. Алексий перекрестился и со словами: «безвинно умираю» – упал, сраженный пулями. Красногвардейцы, бросив убитого в повозку, отвезли его в село Песчано-Колединское, где он был похоронен прихожанами на сельском кладбище.

Через некоторое время те же красногвардейцы арестовали в селе Верх-Теча двенадцать человек, девять из которых убили почти сразу же, но перед этим мучили и изувечили так, что родные смогли узнать их лишь по одежде. Лица их были превращены в куски мяса, руки вывернуты, бороды вырваны. Один из страдальцев просил дать ему пить, и красногвардеец, тыча его лицом в лужу крови, сказал: «Пей свою кровь!» Все убитые были похоронены на площади у церкви в братской могиле. Вскоре село Верх-Теча было освобождено войсками Сибирского правительства, – казни прекратились, и 15 августа 1918 г. гроб с останками священномученика Алексия был перенесен в братскую могилу рядом с храмом.

Сщмч. Димитрий (Смирнов) пресвитер (1940): Новомуч.

Мц. Пелагия (Жидко) (1944): Новомуч. Преподобномученица Пелагия родилась в 1897 г. в селе Кучеряевка Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Бутурлиновский район Воронежской области) в семье крестьянина Степана Степановича Жидко. Она выросла, и сердце ее уже не находило полного удовлетворения в мирской жизни, и она решила всецело посвятить свою жизнь служению Господу. В двадцатых годах были уже закрыты все монастыри в Воронежской области, и монахини разошлись по селам, многие из них служили в приходских храмах, и вокруг них стали собираться христианские общины. Люди давали монашеские обеты и принимали постриги, как в христианских общинах древности во время первых гонений; поселяясь в сельских домах по два-три единомышленных человека, они вели монашеский образ жизни. После того как были закрыты все ближайшие храмы, они стали приглашать священников домой для совершения богослужений.

Гонения на Русскую Православную Церковь не прекращались, карательные органы безбожного государства арестовывали все новых и новых людей. К концу 1937 г. уже не осталось вовсе в Бутурлиновском районе священников, но все, ищущие монашеской жизни, по-прежнему собирались вместе для общей молитвы, выбирая себе в качестве руководителя старшего и в духовном отношении более грамотного и опытного человека.

В 1937 г. сотрудники Воронежского УНКВД приступили к уничтожению последних христианских общин. Среди других 27 ноября 1937 г. была арестована и Пелагия. Следователь в тот же день допросил ее. Виновной себя в проведении контрреволюционной и антиколхозной пропаганды она не признала, как и все прочие с нею арестованные. Несмотря на это, следствие, опираясь на показание свидетелей, сочло доказанным, что обвиняемые «являются активными членами ликвидированной контрреволюционной церковно-монархической организации…, которые проводили контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти вооруженным путем, путем организации террора над вождями ВКП (б) и советского правительства».

15 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила Пелагию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

В это время она начала слепнуть и, когда 16 января 1942 г. после многих тюрем прибыла в Карлаг в Казахстане, то была уже совершенно слепой. Пелагия Жидко скончалась 26 июня 1944 г. на участке Карлага Джастас и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище.

 

Антонина Никейская Мц. Антонина Никейская (284-305). Память ее празднуется также 1 марта (см. о ней там же).

Свт. Антипатр, еп. Бостры Аравийской (V).

Прп. Анна Вифинская (826) и сын ее св. Иоанн (IX). Отец блаженной Анны был диаконом Влахернской церкви и оставил дочь круглой сиротой на руках бабки. Бабка нашла ей супруга, не спрашивая ее согласия, тогда как Анна не желала быть в супружестве. Будучи замужем, она ходила к дяде своему на Олимп. Строгий подвижник, за исповедание Православия терпевший истязания, пожалел, что юная раба Божия отдана в услуги человеку. Он сказал своей племяннице: «Будь тверда и мужественна, много скорбей для праведников; знай и то, что у тебя родится дитя, прежде чем умрет твой муж». Предсказание исполнилось.

По смерти мужа, воспитав дитя, блаженная поручила его родственнику, а с другим сиротой усердно молилась то в одном, то в другом храме. Олимпийский подвижник снова виделся с нею и предсказал ей, что ее дети скоро умрут. Исполнилось и это.

Раздав все, что имела, Анна ходила в храмы и молилась. Потом, встретив доброго инока-старца, приняла иночество. Император Компроним навел ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Анна, с именем инока евнуха Евфимиана, скрылась в Вифинском монастыре. Здесь строгая жизнь нового инока был примером для других. Евнух был самым усердным тружеником по послушаниям, суровым постником и пламенным молитвенником. Тарасий (784-815), услыхав о высокой жизни инока Евфимиана, вызвал его в столицу для бесед. Наставления крепкой души привлекали к ней многих, и Патриарх устроил новый монастырь. Евфимиан стал известен и по дару чудес, но это не защитило его от скорбей. Инок-проповедник народный легко подпал клевете. Его обвинили в насилии над девушкой, которое совершил ложный инок-разбойник. Злодей был уличен и повешен. После этого св. Анна вернулась в Вифинию и оставшиеся годы жизни провела в уединении. Представилась она 29 октября 826 года.

Память прп. Анны празднуется также 29 октября в день представления.

Преподобные Андроник и Савва Московские Прпп. Андроник (ок. 1395), Савва (ок. 1410), Александр (ок. 1427), Даниил и Андрей (ок. 1426) иконописцы, Московские. В 1356 году митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского – Андроник.

Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергия он вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала свт. Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины. Последние дни своей жизни Андроник провел в затворе.

Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке.

Через некоторое время после представления ко Господу второго настоятеля Спасо-Андроникова монастыря прп. Саввы Московского игуменом обители стал его ученик – прп. Александр, муж весьма добродетельный и преуспевший в монашеских подвигах. Он был также учеником прп. Сергия Радонежского, ибо начинал свои иноческие подвиги в обители великого аввы. При игумене Александре в Андроникове монастыре был построен доныне сохранившийся каменный Спасский собор, расписанный прпп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Сведения о жизни в Андрониковом монастыре этих знаменитых иконописцев известны также из жития прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), составленного иеромонахом Пахомием Логофетом около 1440-1450 годов, и из устного предания, записанного прп. Иосифом Волоцким.

В житии прп. Никона говорится, что когда он в похвалу прп. Сергию воздвиг прекрасную церковь во имя Пресвятой Троицы (после 1422 года), то очень хотел своими очами увидеть ее украшенной. Прп. Никон спешно созвал иконописцев – прп. Даниила и спостника его – прп. Андрея, и они чудесным писанием украсили церковь.

В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона прп. Андрей Рублев и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренней молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай.

Память их празднуется 13 июня в день представления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Прп. Иаков.

Мч. Диодор Емесский. Был распят.

Мч. Евстратий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz