15/28 июня
Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Прор. Амоса (VIII до Р.Х.). Сщмч. Амоса пресвитера (1919).
Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1392). Мч. Дулы Киликийского (305-313). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Блгв. кн. Сербского Лазаря (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1395). Блж. Августина, еп. Иппонийского (430).
Свт. Иона, митр. Московский и всея России, чудотворец (1461). Память его также празднуется 31 марта в день представления (см. о нем там же) и 27 мая в день обретения мощей.
Прор. Амос (VIII до Р.Х.). Святой пророк Амос, уроженец города Фекуи, находившегося на земле Иудовой, недалеко от Вифлеема, происходил из семьи незнатной и небогатой: дни свои он проводил, пася стада. Господь взял его на пророческое служение (Исх. III; 1 Цар. XVI). Он повелел ему покинуть землю Иудову и идти в землю Израилеву, чтобы там пророческой проповедью склонить к покаянию людей, развратившихся идолопоклонством. Следует заметить, что по смерти Соломона (†954 до Р.Х.) Иеровоам (953-931 до Р.Х.) вместе с десятью коленами израильскими отторгся от сына Соломонова Ровоама (954-937 до Р.Х.), царствовавшего в Иерусалиме: из отложившихся колен образовалось царство Израильское, первым царем коего и был Иеровоам (3 Цар. XII). От дней сего Иеровоама израильтяне, отпав от истинного Бога, поклонялись идолам. Иеровоам, стремясь упрочить свою власть над израильтянами и опасаясь, как бы они, ходя на праздники в Иерусалим ко храму, снова не присоединились к иудейскому царю, его свергнув и убив, сделал двух золотых тельцов. Одного из них он поставил в Дане, а другого в Вефиле – городах своей области. Вместе с тем он повелел израильтянам не ходить в Иерусалим, но поклоняться и приносить жертвы золотым тельцам, отправляя в их честь торжественные празднества.
Так развратил Иеровоам израильтян. Для их обличения и возвращения на правый путь Господь послал Своего пророка святого Амоса. Он был прост и неискусен в беседе, но не разумом: ибо в нем действовал и говорил его устами Тот же Дух Святой, Который действовал и во всех пророках. Свое пророческое служение святой Амос проходил в дни царя иудейского Озии (809-758 до Р.Х.), столицей которого был Иерусалим, и – царя израильского Иеровоама (другого – 789-737 до Р.Х.), столица которого находилась в Самарии. Святой Амос начал пророчествовать за два года до страшного землетрясения в Палестине. В своих пророческих речах, подробно изложенных в книге его имени, святой Амос грозил страшными бедствиями, имеющими прийти от Бога не только на Израиля, но и на окрестные страны, города и народы: Сирию, Филистимлян, Тир, Идумею, Аммонитян и Моавитян, особенно же Израильтян, ибо они, после познания Бога, от Него отступили. Господь не так сильно гневается грехам незнающих Его язычникам, как грехам людей, познавших Его и насладившихся Его благодеяниями. Особенно много благодеяний Его получил неблагодарный израильский народ, начиная с освобождения от рабства в Египте. Они же в честь золотых идолов, изваянных в виде тельцов, совершали торжественные празднества, восклицая: «Вот боги твои, Израиль!» Особенно часто это происходило в Вефиле, на высокой горе, где стоял золотой телец. Поэтому сюда святой Амос приходил наиболее часто и, возвысив свой голос к народу, устрашал его грядущими наказаниями Божьими, умолял и увещевал оставить безбожие, но мало кто слушал пророка. Один жрец стал клеветать на него царю Израилеву Иеровоаму, говоря, что Амос производит возмущение против него среди подданных.
Но царь мало обращал внимания на слова жреца, потому что почитал пророка и не хотел ему досаждать. Не сумев возбудить против пророка царя, жрец сам начал с насилием гнать его, неоднократно бил его и не допускал на празднества золотого тельца и отвращать народ от праздничных жертв и веселья. Святой же пророк пренебрегал запрещениями жреца и ранами, получаемыми от него, и продолжал обращаться к народу с пророческим и учительным словом. Жрецу же Амос сказал слово Господне: когда придут Ассирияне в землю Израелеву пленять и опустошать ее, разорять города ее, и возьмут город сей, тогда бесстыдные воины осквернят блудом жену жреца, ибо и он содействует заблуждению Израиля пред всевидящими очами Божьими и поучает людей совершать нечистые дела в скверном храме золотого тельца, его бога; сыновья и дочери его умрут пред ним от оружия, и сам он скончается в земле языческой; Израиль же будет отведен в плен из земли своей (Амос. VII, 12-17).
Эти слова святого Амоса возбудили в жреце сильнейший гнев, и он начал бить беспощадно пророк Божия. Наконец, сын жреца свирепый Озия в ярости ударил его между бровей тяжелой дубиной и ранил смертельно. Еле живого его отвезли в землю Иудову, где после нескольких дней он скончался на родине, в городе Фекуи. Здесь же он был погребен с отцами своими.
Сщмч. Амос (Иванов) пресвитер (1919): Новомуч. Священномученик Амос – священник Амос Иванов – служил в храме в селе Вахрушевское Канского уезда Енисейской губернии. Он был расстрелян большевиками в марте 1919 г. Святая Церковь совершает память священномученика Амоса в день его небесного покровителя – пророка Амоса.
Мчч. Вит, Модест и Крискентия питательница (ок. 303). В царствование императора Диоклетиана (284-305), при игемоне Валериане, преследовавшем христиан, в Сицилии проживал 12-летний отрок, по имени Вит, сын знатного и богатого гражданина Гиласа. Этот Гилас придерживался эллинского нечестия; сын же его, блаженный Вит, будучи просвещен свыше, в отроческих годах своих познал единого истинного Бога. Уверовав в Него, он постоянно молился Ему, облекшись во власяницу. Юный отрок сподобился услышать божественный глас, изрекший свыше: «Твоя молитва услышана! Я явлю на тебе Милость Мою!»
После этого отроку была дарована от Бога чудесная сила – исцелять недуги людские. Он увещевал неверных познать истинного Бога и научал всех пути правому. Господь даровал Виту необычайное разумение и дар чудотворения, дабы еще в отроческих летах блаженный был мужем, сильным в слове и деле, и дабы через это прославился Бог, дивный во святых своих.
Когда игемон Валериан узнал о сем святом отроке, то, позвав к себе отца Вита, сказал ему, чтобы он потрудился отвратить своего сына от заблуждения. Но своему отцу св. Вит сказал, что не знает никакого другого бога, кроме единого, сущего от века, сотворившего небо и землю, Господа Иисуса Христа, Царя ангелов.
Отец Вита весьма разгневался и приказал бить его прутьями. Затем призвал воспитателя своего сына, по имени Модеста, и потребовал от него, чтобы Вит никогда не упоминал в своих речах о Христе.
Но св. Вит пренебрег приказанием отца и был утешен от Христа Господа ангельским явлением. В бывшем ему видении ангел сказал: «Не бойся, но дерзай об имени Иисуса Христа. Я же дан тебе хранителем; я буду охранять тебя до самой кончины твоей».
Отец же святого весьма сокрушался об отроке, так как он был его единственным сыном, посему он старался льстивыми речами своими привести сына к служению идолам. Но отрок был тверд в своей вере. По благодати Божией, обитавшей в нем, совершались многие чудеса: слепые прозревали, больные исцелялись и демоны, изгоняемые из людей, исповедовали великую святость юного отрока.
Все это не могло утаиться от игемона Валериана. Воссев на своем судилищном месте, он в присутствии всех сказал отцу Вита, что его сын должен предстать на суд. Отрока привели на суд и обвинили его в неисполнении царского повеления приносить жертвы богам, которое карается смертью. Блаженный отрок нисколько не устрашился игемона и, изобразив на себе крестное знамение, отказался поклониться идолам, исповедуя живого Бога. Игемон приказал бить палками блаженного отрока. После этого игемон передал отрока его отцу с приказанием, чтобы тот убедил сына, если не хочет, чтобы он погиб.
Дома отец лестью старался склонить сына к своему нечестию; он утраивал пиры, составлял хоры певцов, то есть все старались многообразными развлечениями отвлечь Вита от правой веры. Горницу Вита отец наполнил всякими богатствами. Целомудренный же отрок молился Богу своему.
Наконец, сердце отца Вита ожесточилось дьяволом и ослепилось злобой. Он сменил естественную любовь к сыну на ненависть, намереваясь умертвить его. Господь же, охраняющий рабов Своих, послал ангела Своего, который явился Модесту, воспитателю Витову, веровавшему во Христа, бывшему уже в преклонных летах, и сказал ему: «Возьми отрока и отправься с ним к морю; на его берегу вы найдете небольшую ладью, войдите в нее и вы прибудете в страну, которую я вам укажу».
И тот час Модест встал, взял отрока своего Вита, а также кормилицу его Крискентию, верную рабу Христову, и отправился с ними к морю, следуя за ангелом.
Войдя в ладью, отплыли они от Сицилии и прибыли в одну из итальянских стран, по названию Лукания, к месту, называвшемуся Аллектория. Отправившись в путь, подошли они к реке Силар, впадающей в море. Близ этой реки они остановились на отдых под неким красивым многоветвистым деревом. Место это весьма понравилось им, и они расположились здесь для обитания, пищу же им посылал Бог, которую приносил им орел. И начали твориться святым Витом многие дивные чудеса, ибо его имя прославилось по всей стране той.
Приходили к святому люди с больными своими; и всех он исцелял молитвой и крестным знамением, наставляя их к познанию истинного Бога и хранению заповедей Его. И многие неверные обращались ко Христу и принимали святое крещение.
В то время сын царя Диоклетиана был одержим беснованием; при этом бес его устами говорил, что он уйдет, если придет сюда Вит луканийский, и указал, где его искать. Тот час царь послал в Луканию вооруженных воинов с приказом привести Вита. И отправился к царю св. Вит вместе со св. Модестом и с воинами, а блаж. Крискентия следовала за ними издалека.
Диоклетиан начал упрашивать св. Вита исцелить его сына. Подойдя к бесновавшемуся, святой возложил руку на голову его и сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, дух нечистый, выйди из создания Божия!» И тот час бес вышел из сына царского. Император весьма удивился, увидев сына своего здравым, но вместо того, чтобы познать силу имени Христова и прославить единого истинного Бога, он помышлял в себе, как был склонить Вита к своему нечестию. Сначала он начал с лестью беседовать с ним, уговаривая принести вместе с ним жертвы их богам. Но, когда ничего не добился, то приказал заключить свв. Вита и Модеста в мрачную и смрадную темницу, возложив на каждого оковы и запечатав дверь и окно перстнем царским, дабы никто не мог дать им хлеба или воды.
Во время молитвы святого основание темницы потряслось, засиял свет, и по воздуху разлилось благоухание. Вместе с тем к молитвенному пению узников присоединились и ангельские гласы. Стражи темничные, видя и слыша все это, поспешили к царю со страхом и возвестили ему все, что видели и слышали. Царь же, считая все то за волхование христиан, провал к себе устроителя общественных зрелищ и приказал ему утром приготовить место, на котором хотел предать узников зверям на съедение.
Народа же, приготовившегося смотреть на то зрелище, было пять тысяч человек, кроме женщин и детей, которых было без числа. Император опять предложил им, для своего же спасения, покориться ему и принести жертвы идолам. Узники же вновь выразили свою твердую верность Христу. Тогда император, в великой ярости, вместо задуманной травли узников зверьми, приказал приготовить горящую печь и большой котел и велел растопить в нем олово, серу и смолу; потом приказал ввергнуть в тот котел св. Вита, сказав: «Вот посмотрим, поможет ли ему Бог его!»
Святой же Вит, осенив себя знамением креста, вошел в самую середину котла, кипевшего как море. И тот час ангел Господень отнял силу у огня, охладил жар и кипение котла; и стоял святой мученик как бы посреди купели, воспевая песнопения Господу. И вышел святой из котла, не имея никакого повреждения на теле своем.
Царь же, преисполнившись еще большей ярости, приказал привести страшного, большого и лютого льва. Когда лев направился к святому, Вит осенил себя крестным знамением; и тот час лев упал к его ногам и начал лизать его ступни.
В это время уверовало во Христа много народа, около тысячи мужей. Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, и вместе с ними также и святую Крискенту. И мучимы были святые без милосердия с жестокостью, так что от строгания плоть их отделялась, кости обнажались и видны были их внутренности. И возопил святой Вит к Господу: «Боже спаси нас и силою Твоею избави нас». И тот час земля потряслась, начались громы и молнии; идольские капища упали; при этом погибли многие неверные: они были задавлены упавшими зданиями.
Ангел же Господень, освободив святых мучеников от мучилищного дерева, перенес их в Луканию к реке Силар, и посадил их там под деревом, под которым они прежде остановились, когда пришли из Сицилии. К ним собрались многие христиане, собравшиеся там. Святой Вит обратился к ним с просьбой, чтобы они похоронили тела их после исхода душ, обещая молиться за них Господу.
После этого святые мученики в один час предали с радостью души свои в руки Божии. Верные же взяли их честные тела, обвили плащаницами с ароматами и похоронили с честью на том самом месте, называемом Мариане.
Прп. Орсисий (Ортисий) Тавеннский (380). Ученик прп. Пахомия Великого (память его 15 мая).
Мч. Дула Киликийский (305-313). Во времена правления Киликией (Малая Азия) игемона Максима идолопоклонническое волшебство и заблуждение все более усиливалось. Тогда же был осужден этим правителем некий раб Христов по имени Дула. Он был человеком праведным и богобоязненным, старался вести жизнь добродетельную и во всем соблюдать правду.
Однажды игемону было донесено, что Дула – исповедник Христовой веры, и после этого раб Христов был ввергнут в темницу. И вот вскоре игемон, сев на судейское место, приказал представить ему блаженного Дулу. Раб Христов, идя на истязание, молился Господу. Воины совлекли с него верхнюю одежду и связанным представили игемону. При допросе Дула рассказал игемону, что происходит он из знатного рода, родился в городе Преториады Киликийской области и с малых лет является христианином.
Игемон потребовал от него повиноваться царскому указу, идти в храм и принести жертву богам языческим. Св. Дула сказал, что не признает этих богов и верует только в Господа Иисуса Христа. Тогда игемон повелел положить его на землю, бить железными прутьями и при этом убеждать его отказаться от веры Христовой. Поскольку Дула оставался несломленным, мучители положили его на раскаленную железную доску, но все равно ничего тем не добились. Тогда его одного заключили в отдельное темничное помещение. Через пять дней узника вновь привели к игемону, который удивился тому, что тело его невредимо и лицо его сияет. Узник же сказал, что его исцелил Христос.
Игемон разъярился и велел слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками. Затем его связали железными оковами и отвели в темницу.
На другой день мученика повесили на дерево и строгали его тело до внутренностей, а челюсти его вырвали. После этого игемон, отправляясь в Тарс Киликийский, велел вести за собою и узника, но в пути св. мученик скончался. Воины бросили его тело в реку. Когда тело приплыло к некоему селению недалеко от города Преториады, то один из псов, нашедших тело, стал охранять его, не подпуская птиц. Его увидели пастухи и сообщили об этом народу. Верные люди благочестиво приняли святые мощи мученика, и погребли их с честью.
Прп. Иероним Блаженный, Стридонский (420). Родина блаженного Иеронима – незначительный городок Стридон, лежавший на границах Далмации и Паннонии. Время рождения этого великого отца Западной Церкви точно неизвестно (по разным сведениям – 331, 342 и 346), как неизвестно точно его мирское имя. Родители его, вероятно, принадлежали к классу богатых отпущенников (освобожденные рабы). Они были христиане и своему старшему сыну дали строго христианское воспитание. Начальное образование Иероним получил дома, причем учитель его, несмотря на суровость своего характера, сумел внушить талантливому ученику любовь к науке. Потом для завершения образования родители послали блаж. Иеронима в Рим. По обычаю времени в курс учения входила логика и, как главные предметы, грамматика и риторика; кроме того, он ознакомился и с учениями некоторых философов, но особенно много времени он уделял изучению красноречия – он посещал суды, чтобы послушать знаменитых судебных ораторов. Здесь же в Риме, в годы своей юности, Иероним положил начало своей библиотеке, которая во все время последующей жизни служила ему большим утешением.
Пребывание в столице мира, среди соблазнов и искушений, оставило печальный след в душе Иеронима. Здесь же в Риме, еще до окончания образования, в Иерониме созрело решение изменить свою жизнь и начать новую, чистую и добрую. Вероятно, он не замедлил закрепить свое намерение крещением (точно время крещения неизвестно). По удалении из Рима блаж. Иероним предпринял большое путешествие по Галлии. Во время этого путешествия он почувствовал желание служить Богу, то есть в нем начало пробуждаться стремление к монашеству.
Около 372 года блаж. Иероним возвратился в Стридон из своего путешествия по Галлии. Родители его уже умерли, и на нем лежала забота о наследственном имении, о сестре и юном брате Павлиане, который был на 20 лет моложе его. Поэтому он лишь отчасти удовлетворял свое стремление к монашеству, проживая временами в Аквилее (в Северной Италии), где образовался небольшой полумонашеский кружок из близких между собой и блаж. Иерониму лиц. Но кружок неожиданно распался, и Иероним со своими друзьями из членов бывшего кружка отправился на Восток, чтобы посетить, главным образом, Иерусалим, а также отшельников Сирии и Египта. Свое путешествие они совершали через Фракию, Вифинию, Понт, Галатию, Каппадокию и Киликию. Тягости дальней дороги, соединенные с аскетическими подвигами, подорвали силы благочестивых паломников. Иероним заболел, а два его товарища умерли. Выздоровев к весне 374 года Иероним начал заниматься изучением Священного Писания у известного Аполлинария, епископа Лаодикийского (осужденного потом на Втором Вселенском соборе за еретическое учение). Не оставлял он и намерения удалиться в пустыню. В 374 году Иероним решил поселиться в «сирийской Фиваиде» – пустыне Халкидонской (к востоку от Сирии).
Здесь он пробыл почти пять лет, живя, вероятно, в каком-либо монастыре и по временам оставляя его для пустынного уединения, как показывает его сочинение «Жизнь Павла отшельника». Умерщвляя плоть свою молитвой, суровыми подвигами поста, лишений и физическим трудом, блаж. Иероним в пустынном уединении всего себя посвятил изучению Священного Писания. В это же время под руководством одного обращенного иудея он начал изучение еврейского языка, на котором, главным образом, написаны книги Ветхого Завета.
Из пустыни Халкидонской блаж. Иероним поддерживал общение с близкими ему лицами путем переписки, которой он пользовался как средством для горячего призыва к аскетическим подвигам.
В Антиохии в начале 60-х годов IV столетия явилось одновременно два епископа, Мелетий и Павлин. В Церкви бурлили раздоры, посеянные арианской ересью. Блаж. Иероним удалился в это время из пустыни, вероятно, к своему другу Евагрию. В Антиохии блаж. Иероним присоединился к общине Павлина, который и рукоположил его во пресвитера. Но пробыл он здесь недолго. Привлекаемый славою о Григории Богослове (память его 25 янв.), как церковном учителе, блаж. Иероним отправился в Константинополь, епископом которого и был в это время свт. Григорий. В последствии блаж. Иероним с благодарностью вспоминал, сколь много он обязан святому Григорию в своем просвещении при изучении Священных Писаний. Здесь же в Константинополе блаж. Иероним встретился с христианским ученым-богословом Григорием Нисским (память его 10 янв.).
В конце 381 года блаж. Иероним отправился в Рим, в связи с «церковной необходимостью», где получил должность секретаря у папы и собора. Отцами собора блаж. Иерониму было поручено изложить исповедание веры, направленное против еретического учения Аполлинария (он не признавал человеческую природу Господа Иисуса Христа).
В первые годы своего пребывания в Риме блаж. Иероним пользовался всеобщим уважением и широкой известностью за аскетический образ жизни, за ученость и красноречие. Но, спустя недолгое время, блаж. Иероним стал предметом ожесточенной ненависти. Его настойчивое указание, что достижение христианского совершенства невозможно без полного отречения от мира и плоти, отталкивало от него не только язычников, но и многих христиан. Этим обстоятельством воспользовались некоторые порочные члены тогдашнего общества, чтобы обвинить подвижника в лицемерии, распространяя про него всевозможные клеветы и обвинения.
В 384 году умер высокий покровитель блаж. Иеронима, папа Дамас. Его место занял Сириций – человек не столь просвещенный и неодобрительно относившийся к его деятельности. Блаж. Иероним удалился из Рима с намерением посетить Святую землю. Из Антиохии во Святую землю отправилась группа паломников – блаж. Иероним с Винцентием, Павла и Евстохия в сопровождении молодых девственниц и группа монахов. Здесь они посетили все святые места, связанные с земной жизнью, крестной смертью и воскресением Господа Иисуса Христа. Из Палестины паломники отправились в Египет, где целый месяц пробыли в Александрии. Осенью 386 года паломники возвратились в Вифлеем.
Время пребывания блаж. Иеронима в Вифлееме было временем расцвета его литературной деятельности. Много огорчений ему доставила его полемика с лицами, высказывавшими взгляды, не согласные с учением Церкви. В 399 году блаж. Иероним был вовлечен в знаменитый спор об Оригене, продолжавшийся около пяти лет. В это время он из горячего почитателя знаменитого александрийского учителя обратился в горячего обличителя его заблуждений. Более успешной была его переписка с блаж. Августином: Иероним убедил его отказаться от ошибочного мнения, по которому тот считал ненужным перевод Священного Писания с еврейского языка, в виду существования 70-ти его толковников.
Блаж. Иероним был, преимущественно, человеком науки и оставил после себя богатое наследие в виде своих литературных произведений: догматико-полемических, нравственно-аскетических, труды по истолкованию Священного Писания и труды исторические.
Будучи знатоком еврейского, «халдейского», латинского и греческого языков блаж. Иероним предпринял самостоятельный латинский перевод всех священных книг Ветхого Завета с их оригинального языка; он желал уничтожить недостатки италийского текста. К работе он приступил около 390 года, а окончил ее в 405 году. Перевод блаж. Иеронима, хоть и не избежал недостатков, но на все последующее время не имел равных по красоте, выразительности и точности изложения. И неудивительно, поэтому, что при Григории Великом (с 590 г. Римский епископ) этот перевод вошел во всеобщее употребление в латинской церкви, а с XIII века сделался известным среди всего народа.
Блаж. Иерониму пришлось быть современником падения Рима под ударами готских полчищ (в 410 г.). В эти ужасные дни погибли в Риме близкие ему люди. Скорбь свою он выразил в своих письмах. В 411 году престарелого подвижника постигло новое испытание: сам Вифлеем трепетал от ужаса, вызванного диким набегом бедуинов-арабов, и лишь милость Божия спасла общину блаж. Иеронима от разорения. Так среди бедствий, пережив всех своих друзей, оканчивал в печальном одиночестве свои дни блаж. Иероним. Год смерти блаж. Иеронима точно неизвестен, хотя есть свидетельство, указывающее на дату 30 сентября 420 года. Погребен он был близ Павлы и Евстохии в пещере, соседней к месту Рождества Христова. В 642 году мощи блаж. Иеронима были перенесены из Вифлеема в Рим и положены в церкви Божией Матери в Маджиори.
Блж. Августин, еп. Иппонийский (430). Блаж. Августин родился в Африке, а образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики он прибыл в Медиолан (Милан) в период епископства святого Амвросия. Изучение Священного Писания под руководством святителя произвело в душе Августина перелом – он принял святое крещение и раздал все имение бедным. Приняв иночество, блаженный стал пресвитером, а затем и епископом Иппонийским.
Блаж. Августин прославляется Церковью как богослов, автор множества трудов. В то же время святой особенно заботился о том, чтобы его творения были понятны и назидательны. Он говорил: «Пусть лучше порицают нас грамматики, чем не понимает народ».
Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Память его празднуется также 22 апреля в день представления (см. о нем там же).
Свт. Михаил, первый митр. Киевский и всея Руси (992). Память его празднуется 30 сентября (см. о нем там же) в день перенесения мощей в Великую лаврскую церковь из Ближних пещер, 15 июня в день преставления и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Блгв. кн. Сербский Лазарь (1389). Святой князь Лазарь жил в XIV веке, когда турки, завоевав соседние страны, готовились напасть и на Сербию. В 1371 году он стал королем всей Сербии и много потрудился для облечения положения страны. Святой усмирял соседних князей, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы и монастыри. В течение 10 лет его правления Сербия пребывала в покое.
После этого началась война с турками. Во время Косовской битвы раненый князь был взят в плен и по повелению султана Баязета усечен мечом в 1389 году. Через два года нетленные мощи святого князя Лазаря были перенесены в Сербию.
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские (1392). Преподобный Григорий был учеником св. Стефана Махрищского (память его 14 июля). Живя близ Махры, он отдал свою землю монастырю св. Стефана, а сам поступил в обитель. Однажды, когда св. Стефан удалился из монастыря, он взял с собой и Григория. Они ушли в глухие леса севера и поселились в Авнежском княжестве, – отчего св. Григорий называется Авнежским, – в последующем Тотемском уезде (в XIX в.), в 60 верстах от Вологды. Тут они воздвигли храм. Это было в 1370 г. Богатый сосед-землевладелец, по имени Константин, много помогал святым в устроении пустынной обители, а потом сам принял иночество с именем Кассиана. Впоследствии св. Стефан был отозван в Махрищскую обитель. Тогда св. Григорий стал игуменом, а Кассиан келарем. Много трудились свв. Григорий и Кассиан для обители и для спасения своих душ. В 1392 г., когда вятские татары напали на обитель, оба они были убиты. С их смертью обитель опустела. В 1524 г. мощи их были найдены крестьянином в лесу, и тут была устроена часовня, а впоследствии основан и монастырь на средства царя Иоанна IV Васильевича. В 1764 г. обитель была обращена в приходскую церковь.
Свт. Ефрем II, патриарх Сербский (после 1395). Святитель Ефрем, Патриарх Сербский, подвизался на Афоне, затем стал игуменом Сербского Ибровского монастыря. В 1376 году после смерти Патриарха Саввы III избран на патриарший престол. Стремясь к безмолвию, святитель оставил престол и 9 лет провел в Архангельском Душановом монастыре. После Коссовой битвы он вернулся на престол. Скончался мирно 88 лет в 1400 году. Святитель был погребен в Патриаршей церкви. Память его также 30 августа.
Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (1421). Время святительства его было очень тяжелым и беспокойным. В самом начале его была чума, но свт. Симеон приказал соорудить однодневную церковь, и мор прекратился. Затем было обычное в Новгороде народное возмущение; тогда свт. Симеон появился на Волховском мосту среди возбужденной толпы и стал осенять ее деревянным крестом. Народ успокоился и разошелся, а крест святителя Симеона до нашего времени стоял на Волховском мосту.
После этого псковичи отказались принять новгородского архиепископа и объявили себя самостоятельными; тогда произошло чудо: на глазах всех молящихся по лику Пресвятой Богородицы, находившейся в Пскове и именуемой Чирской, потекли слезы. Свт. Симеон приехал сам в Псков и своим словом окончательно умиротворил псковичей. Перед своей кончиной свт. Симеон чудодейственно остановил грозу и наводнение, угрожающие городу.
Память его празднуется также совместно с Собором Святителей Новгородских на Мартириевой (Златой) паперти в соборе Святой Софии 10 февраля, 4 октября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Прп. Дула страстотерпец, Египетский. Преподобный Дула подвизался в одной из египетских обителей. Подвиг его состоял в том, что он 20 лет терпел унижения, осмеяния и оскорбления от многих за свою скромность, смирение и послушание. Сначала, конечно, такой подвиг казался ему тяжелым; но затем, при помощи Божией, он даже научился радоваться, когда приходилось ему терпеть оскорбления, и молился за своих обидчиков. Под конец его жизни произошла такая история. Один из иноков похитил сосуды из храма. Так как Дула по болезни не был в день похищения, а всегда приходил раньше всех, то подозрение пало на него. Тогда, видя безуспешность своих оправданий и считая за добродетель стерпеть клевету, он сказал разбиравшему дело о похищении собору старцев: «Я грешен, простите меня». Решено было отсечь Дуле руки. Когда положено было такое решение, то совесть заговорила в похитителе: ему стало жаль Дулу, и он сознался в преступлении и возвратил сосуды. Тогда Дула был освобожден, и братия, которые судили, как и те, кто всегда оскорблял его, поражены были поступком праведника и просили у него прощения. После этого прп. Дула прожил недолго. Через 3 дня, стоя на молитве, он скончался кончин… Продолжение »