30 июня / 13 июля
Собор святых славных и всехвальных двенадцати апостолов: Петра, Андрея, Иакова Зеведеева, Иоанна Богослова, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Сщмч. Тимофея пресвитера (1918); прмч. Феогена (1939); мч. Иоанна (1944).
Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918).
Балыкинской (1711) и Горбаневской (XVIII) икон Божией Матери.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати апостолов: Петра, Андрея, Иакова Зеведеева, Иоанна Богослова, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. На следующий день после праздника первоверховных апп. Петра и Павла вспоминаются вкупе все 12 первых учеников, апп. Христовых, так называемый малый их круг. Творится совместная память кроме них также апостолам: Андрею Первозванному (память его 30 нояб.), Иакову Зеведееву (память его 30 апр.), Иоанну Богослову (память его 26 сент.), Филиппу (память его 14 нояб.), Варфоломею (память его 11 июня), Фоме (память его 6 окт.), Матфею (память его 16 нояб.), Иакову Алфееву (память его 9 окт.), Иуде Иаковлю, брату Господню по плоти (память его 19 июня), Симону Зилоту (память его 10 мая), Матфию (память его 9 авг.).
Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов, установила им и общее празднование. Название «апостол» означает «посланник, слуга», т.е. апостолы были посланниками и слугами Иисуса Христа. Их называют и учениками Христа, т.к. они были ближе всех к Нему и более всех слушали и восприняли Его учение. Спаситель Сам избрал их за 3 года до Своей крестной смерти.
По происхождению почти все они были или рыбаки, или мытари. Те из них, которые были из знатного рода, впоследствии предпочли бедность и бесславие. Они оставили своих родных и все имущество, следуя за Христом, разделяя с Ним все лишения и страдания, и как усердные слуги были удостоены от Него особенной благодатной силы, а в Пятидесятницу приняли и Самого Святого Духа, силою Которого и совершали дела своего служения до самой смерти.
Сщмч. Тимофей (Петропавловский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Тимофей – Тимофей Александрович Петропавловский – был рукоположен во священника в 1913 г. ко храму в честь Рождества Богородицы в селе Золотоношки Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне село Золотоношка Стерлитамакского района, республика Башкортостан).
30 июня 1918 г. он отслужил литургию, а затем молебен апостолу Тимофею и мученице Софии с акафистом. Читая Евангелие, приуроченное к чтениям мучеников, он с каким-то особенным чувством, обратившим на себя внимание многих молящихся, прочел слова Господа: «не бойтесь, убивающих тело…», восприняв их в тот момент как напутствие и укрепление для себя самого в грядущих страданиях.
В этот день в село Золотоношки прибыл отряд красногвардейцев во главе с уроженцем этого села по фамилии Гарбуз и с ними несколько плененных ими жителей соседнего села. Часть местных жителей встретила отряд с хлебом-солью, иные, стоя даже на коленях, надеясь умилостивить этим жестоких карателей, так как жителями села незадолго до этого была послана дружественная делегация к войскам чехословаков, противостоящим тогда большевикам. Отец Тимофей не пошел встречать отряд красногвардейцев и не позволил жене унижаться перед карателями.
Спустя час после прибытия красногвардейцев в село, он лицом к лицу столкнулся с Гарбузом, который тут же ему объявил, что он его арестовывает и приговаривает к повешению. Готовый к мученическому концу, священник попросил, чтобы повешение было заменено расстрелом. Каратель согласился, и о. Тимофея поставили к стене амбара и расстреляли, а вместе с ним расстреляли арестованных ранее в соседнем селе четырех мужчин и женщину. Торжественные похороны каратели запретили устраивать и даже супруге священника не разрешили проводить тело с гробом на кладбище. Погребение пастыря-мученика и всех с ним убитых совершил иеромонах Алексеевского монастыря.
Прмч. Феоген (Козырев) (1939): Новомуч. Преподобномученик Феоген родился 27 января 1862 г. в городе Санкт-Петербурге в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворе Льва Козырева и в крещении был наречен Василием. Василий, окончив на казенный счет Александровскую гимназию, с 1877 г. также стал служить при конюшнях дворцового ведомства. После большевистского переворота в 1917 г. конюшенное ведомство было передано автобазе, и до выхода на пенсию в 1924 г. Василий Львович служил здесь кладовщиком, а затем переехал в город Мещовск Калужской области и поселился при одном из монастырей; в том же году он был пострижен в монашество с именем Феоген.
В 1926 г. епископ Мосальский, викарий Калужской епархии Герман (Вейнберг) рукоположил его во иеромонаха и возвел во игумена и благословил быть своим духовником. Отец Феоген жил сначала в Мещовске, затем в Мосальске; в 1928 г. он переехал вместе с епископом Германом в Бугуслан, куда владыка был назначен викарием, а в 1930 г. с получением епископом Германом самостоятельной кафедры переехал вместе с ним в Алма-Ату. Здесь он стал служить вместе с владыкой в Никольском соборе. Весной 1932 г. епископ Герман возвел игумена Феогена в сан архимандрита; при возведении присутствовали святители архиепископ Прокопий (Титов) (сщмч., память его 10 нояб.) и епископ Амвросий (Полянский) (исп., память его 7 дек.).
Епископ Герман и архимандрит Феоген жили при соборе, где кроме них жили монахини, присматривающие за храмом.
9 декабря 1932 г. под праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» около 11 часов ночи к Никольскому собору подошли сотрудники ОГПУ, и сразу же пошли в комнату епископа и архимандрита и арестовали их. Тем временем в церковный двор ввели арестованных священников Александра Скальского и Стефана Пономарева, а затем всех повели в тюрьму ОГПУ, куда уже был приведен священник Филипп Григорьев (сщмчч., память всех 4 янв.).
Архимандрита Феогена обвинили в том, что он «входил в руководящий центр организации, содействовал в работе по нелегальной переброске за кордон представителей от организации с целью закрепления блока с белоэмигрантскими кругами…». Архимандрит Феоген признал, что, действительно, содействовал просьбе верующих о переправке священника на приход, находившийся в Китае, и встречался с теми, кто приходил оттуда.
25 июля 1933 г. тройка при ПП ОГПУ приговорила о. Феогена к трем годам ссылки в Западную Сибирь, и он был отправлен в город Тара Омской области. Здоровье его в это время стало столь слабым, что 5 мая 1934 г. он был досрочно освобожден из ссылки и вернулся в Алма-Ату, где снова стал служить в Никольском соборе. Ему шел 73-й год. В начале марта 1935 г. о. Феофан вышел за штат и уехал в Петроград, надеясь здесь дожить свои последние годы, но власти отказали ему в прописке, и он был вынужден вернуться в Алма-Ату и здесь снова стал служить в Никольском соборе.
18 апреля 1935 г. о. Феофан вновь был арестован. Ему предъявили те же самые, что и в предыдущий раз, обвинения в поддержании отношений с находившимися в Китае эмигрантами, в помощи ссыльным и в антисоветской агитации. Виновным себя в этом о. Феофан не признал.
22 июля 1935 г. Особое Совещание при НКВД приговорило архимандрита Феогена к трем годам ссылки в Казахстан. В 1936 г. его перевели в Чимкент, и здесь 1 ноября 1936 г. он снова был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, и участии в создании нелегальной общины и рассказах об исцелениях от имеющихся у него частиц святых мощей.
21 мая 1937 г. тройка НКВД приговорила архимандрита Феогена к пяти годам ссылки в Северную область. Архимандрит Феоген был сослан в город Сыктывкар Коми области, куда прибыл в июле 1937 г.; здесь в это время жили сосланные сюда епископы, священники и миряне; впоследствии многие из них были арестованы за свою принадлежность к Православной Церкви. В числе других, 29 апреля 1938 г., был арестован и архимандрит Феоген.
Допросы его продолжались с 29 июня по 11 сентября 1938 г. Виновным себя в «контрреволюционной деятельности» и «клевете на советскую власть» о. Феофан не признал.
10 сентября 1938 г. следствие было закончено и материалы дела направлены на рассмотрение закрытого суда. На суде, начавшемся 23 марта 1939 г., архимандрит Феоген категорически отверг все выдвинутые против него обвинения. На следующий день был зачитан приговор. Архимандрит Феоген был приговорен к пяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на пять лет. 27 марта он отправил в Верховный суд кассационную жалобу, в которой отвергал свою виновность в предъявленном обвинении и просил учесть его престарелый возраст (ему было уже 77 лет) и снизить меру наказания.
15 июля 1939 г. Верховный суд отклонил кассационные жалобы осужденных.
Архимандрит Феоген (Козырев) скончался в тюрьме 12 июля 1939 г. в день празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и был погребен в безвестной могиле.
Мч. Иоанн (Демидов) (1944): Новомуч. Мученик Иоанн родился 27 сентября 1907 г. в деревне Андреево Запонорской Волости Богородского уезда Московской губернии в семье богатого крестьянина Ивана Панкратьевича Демидова. Семья была на редкость благочестивой, и в самый тяжелый для Русской Православной Церкви период, во времена гонений от безбожников, его сын и дочь стали старостами храмов, дочь – Троицкой церкви в селе Аверкиево, а сын Иван – Покровской церкви в селе Запонорье. Успев окончить до прихода советской власти сельскую школу, он помогал отцу по хозяйству.
В 1929 г. Иван был призван в армию и служил в артиллерийском полку, квартировавшем в городе Моршанске Тамбовской области. Иван не скрывал, что он человек верующий, и политруки всячески склоняли его отречься от веры.
Вернувшись из армии, Иван стал работать вместе с отцом в своем хозяйстве. В 1933 г., уступая просьбам крестьян, он согласился стать старостой в Покровской церкви в селе Запонорье. В том же году его арестовали и приговорили к четырем месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за невыполнение им, как единоличником, сельскохозяйственных обязательств, данных ему государством. В 1935 г. он снова был приговорен к шести месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за неуплату налогов. Вернувшись из заключения, он устроился работать на строительство школы в Павловом Посаде, а затем, в 1937 г., – рабочим на лесопильном заводе в Дрезне. Но где бы он ни работал, он никогда не забывал, что он православный человек и церковный староста, и всегда был озабочен тем, совершается ли в Покровском храме богослужение. После того, как храм лишился постоянного священника, он стал привозить священника из города, и тот совершал требы в домах прихожан. Это и явилось причиной ареста Ивана.
Иван был арестован в доме своей сестры в Дрезне 22 августа 1937 г. и заключен в ногинскую тюрьму. 11 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила Ивана Демидова к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в поселок Кульдур Бирского района Хабаровского края (ныне Облученский район Еврейской автономной области), в Буреинский железнодорожный лагерь НКВД.
В 1939 г. Иван Иванович отправил заявление с просьбой пересмотреть дело и приговор как неправый. 20 сентября 1939 г. ему был послан ответ областного прокурора: «В жалобе отказать».
Находясь в заключении, он ни от кого не скрывал, что он человек верующий и был на родине церковным старостой, и, когда его спрашивали о его вере и уповании, он отвечал на это прямо, нисколько не смущаясь, и всегда опирался в своих ответах на слова Священного Писания. Сотрудники оперативного отдела лагеря стали искать повод, чтобы открыть против него новое дело.
В апреле 1942 г. они допросили заключенных, работавших вместе с Иваном Демидовым, добиваясь от них лжесвидетельств. Они показали, что тот будто бы вел антисоветские разговоры и был враждебно настроен к советской власти; говорил, что осужден за свои религиозные убеждения и что в прошлом был церковным старостой и отстаивал храм от закрытия. О том, что он был человеком верующим, знали все заключенные бригады. В присутствии заключенных он пел церковные песнопения и молился. 1 мая 1942 г. Иван Демидов был арестован и заключен в лагерный изолятор.
Виновным себя в проведении «контрреволюционной агитации» он не признал. Услышав, насколько лживо свидетели показывают против него, Иван, отвергнув все лжесвидетельства, отказался подписывать протоколы очных ставок.
2 ноября 1942 г. дело было рассмотрено в закрытом заседании Постоянной сессией областного суда Еврейской Автономной Республики Хабаровского края. Суд приговорил его к десяти годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовых лагерях НКВД и поражением в правах после отбытия наказания на пять лет.
Староста Иван Иванович Демидов скончался 13 июля 1944 г. в центральной больнице лагеря на станции Известковая и на следующий день был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.
Прп. Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (1290). Когда св. Александр Невский стал вел. князем, то первой заботой его было восстановление разоренной татарами Руси. В самой Золотой Орде он учредил, с разрешения хана, епархию для русских пленных; главным его сотрудником в этом деле был епископ Ростовский Кирилл. Во время своих посещений Золотой Орды этот святитель исцелил сына хана Берке и своими повествованиями о вере христианской обратил в христианство племянника хана Берке. Когда владыка Кирилл покинул Орду, новообращенный царевич последовал за ним. В Ростове еще со времен вел. князя Константина богослужения совершались с особенным благолепием, причем на одном клиросе пели по-славянски, а на другом по-гречески. Глубоко поразили они юного царевича. Он принял крещение с наречением ему имени Петр. После кончины свт. Кирилла (1261) новообращенному царевичу Петру явились свв. апп. Петр и Павел и вручили ему серебро и золото для основания монастыря. С благословения нового ростовского епископа Игнатия (память его 28 мая) новый монастырь во имя Свв. Апостолов был создан на озере Неро, а царевич Петр женился на знатной татарской девице, проживавшей в Ростове со своими родителями, и имел многочисленное потомство. Он дожил до глубокой старости и принял перед кончиной постриг в Петропавловском ростовском монастыре.
Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.
Перенесение мощей вмч. блгв. царя Стефана Уроша III, Дечанского, Сербского (1338). Память его празднуется 11 ноября.
Мч. Михаил садовник, Афинский (1770). Усечен мечом турками.
Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Память его празднуется 30 марта в день преставления (см. о нем там же). На Поместном Церковном Соборе 1917-1918 гг. святитель Софроний был причислен к лику святых.
Мч. Мелитон.
Мч. Петр Синопский.
Мц. Перпетуя.
Чудотворные иконы Божией Матери:
Балыкинская (1711). Балыкинская икона Богоматери очень древняя. Историки полагают, что ее принесли в Россию во времена царя Михаила Федоровича преследуемые за исповедание православия беженцы из-за Днепра, из Галиции и западных славянских земель. Чудотворный образ находился в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в храме Святителя Николая. Свое название он получил от имени Балыкинской слободы. Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле XVII века, закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение. Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, со склоненной головой к лежащему на ее коленях Младенцу.
Эта икона прославилась в России в 1709 году во время Северной войны. По преданию, когда войска шведского короля Карла XII подходили к городу Стародубу, в очах Царицы Небесной появились слезы. Владелец иконы, офицер Стародубского полка Тимофей Дульский, решил пожертвовать святыню одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета. После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 году передал икону во вновь построенную деревянную Никольскую церковь села Балыкино. К святыне, прославившейся чудотворениями, стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.
В 20-30-е годы XX в. Балыкинский храм и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: Она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела. В настоящее время чудотворная икона находится в алтаре Никольской церкви села Балыкино за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма.
Точный список с чудотворной Балыкинской иконы Божией Матери сохранился в Орловском Введенском монастыре. В свое время образ принадлежал святителю Иоанну митрополиту Тобольскому (память его 10 июня). Будучи правящим архиереем Черниговской епархии, он благословил в 1712 г. своей келейной иконой новосозданную Введенскую девичью обитель. В 1858 г. образ прославился исцелением бесноватой женщины. В 1923 г. эту обитель закрыли и разрушили, но икона была сохранена верующими. В 1993 г. началось восстановление монастыря, а через два года вернулась и главная его святыня – Балыкинская икона.
Чтится как чудотворный список Балыкинской иконы в г. Нелидово Тверской обл., в храме, посвященном этому образу. В годы гонений на Православие верующие нелидовцы вынесли из храма святыни, чтобы уберечь их от уничтожения. В их числе была и Балыкинская икона, которая многие годы хранилась в земле. Лишь спустя несколько десятилетий святыню вернули в церковь.
В 1911 г. прославился исцелениями список Балыкинской иконы в Ростове Великом Ярославской области («Умиление Ростовская»). В 1930 г. Благовещенский храм, в котором хранился чудотворный образ, взорвали. Но сама икона сохранилась – ее вместе с киотом перенесли в церковь святителя Николая на Всполье, где она пребывает и сейчас.
Горбаневская (XVIII). Иконографически эта икона Богоматери представляет собою копию с Корсунской иконы (о ней см. 9 окт.), писаной, по преданию, евангелистом Лукой и принесенной вел. князем Владимиром из Корсуни в Киев (988). Наименование «Горбаневская» происходит от фамилии казака Горбаня, которому описываемая чудотворная икона явилась в XVIII в.
Икона находилась в Богородице-Рождественской церкви села Горбаневки, в пяти верстах от г. Полтавы. Икона прославилась многими исцелениями. Начиная с 1850 года, ежегодно 30 июня Горбаневская икона в сопровождении многотысячной толпы богомольцев переносилась в Полтаву и оставалась в Успенском полтавском соборе в течение 40 дней, т.е. до 10-го августа, когда опять в крестном ходе возвращалась в Горбаневскую церковь.
Икона написана на железном листе и украшена серебряною, позлащенною ризой с драгоценными камнями.
В 30-х годах XX столетия Горбаневский храм был стерт с лица земли, икону пришлось прятать. Со временем образ попал в Свято-Макариевскую церковь, с 1949 г. находился в Спасо-Преображенском соборе, после его разрушения в 1962 г. передан в Свято-Макариевский кафедральный собор, где пребывает до сих пор. Тысячи верующих возносят свои молитвы перед Горбаневской иконой. Дважды в год – 13 июля и 12 октября – совершаются посвященные чудотворному образу торжественные архиерейские богослужения. По-прежнему не иссякают чудеса от святой иконы.