25 июня / 8 июля
Прмц. Февронии девы Сирской (ок. 304). Прп. Никона Оптинского, исп. (1931). Сщмчч. Николая и Василия пресвитеров (1918); сщмч. Василия пресвитера (1940).
Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228).
Прмц. Феврония дева Сирская (ок. 304). Во второй Сирии, иначе – Месопотамии, отшельническая жизнь явилась рано. В горах, соседних с Низибиею, называемых Синьджар (у греков Сигорон), пещеры служили жилищами для отшельников и отшельниц. На рубеже III и IV веков здесь была также община 50 девственниц.
Основательницей низибийской общины дев была диакониса Платонида (память ее 6 апр.). Самым же великолепным цветком в этом саду Божием была св. дева Феврония. На третьем году жизни она была отдана в общину под надзор своей тетки блаж. Вриенне. Красота Февронии была поразительна. Вриенна принимала все меры для сохранения цветка своего. Едва девочка достигла возраста, допускавшего воздержание, ей приказано было принимать пищу через день. Подчиняясь воле тетки своей и замечая, что здоровье нисколько не страдает от поста, Феврония стала употреблять самое малое количество хлеба и воды. К этому она присоединила жизнь самую тесную: спала на узкой и короткой доске; если тревожили ночью мечты, вставала и читала Св. Писание или становилась на молитву. По смерти Платониды Вриенна стала настоятельницей общины. Она приказала Февронии читать по пятницам Св. Писание. Поскольку слушать слово Божие приходило много посетительниц из города, то Феврония читала за занавескою, чтобы скрыть свою красоту. Чтение обыкновенно сопровождалось кратким объяснением, и поэтому в целом городе стали говорить об уме толковательницы Св. Писания.
В таком состоянии была эта святая община, когда император Диоклетиан послал в провинцию второй Сирии Лизимаха, сына знаменитого епарха Анфима, и Селения, брата Анфима, для преследования христиан. Селений был человек в высшей степени жестокий и ненавидящий христиан. Лизимах был совсем другим человеком. Мать его, христианка, на смертном одре завещала ему со всей настойчивостью покровительствовать христианам. Диоклетиан, очень уважавший Анфима, не хотел лишить его сына почетного места, но, вместе с тем подозревая его в благосклонности к христианам, дал место в виде испытания. Селений был фактически его руководителем. С ними послан был еще граф Примус, также родственник их.
Город скоро узнал об ожидавших его ужасах. Назибийцы были наслышаны о жестокостях, совершенных Селением в Месопотамии и Сирии пальмирской. Лизимах терзался от этих жестокостей. Он не раз делился наедине своими мыслями с Примусом. Тот склонился на сторону добрых чувств, сдерживал преследование и давал знать христианским общинам, чтобы бежали, кто куда может.
Бежали также многие инокини монастыря Вриенны, но Феврония лежала больной и не последовала за ними. Кроме нее остались настоятельница и ее помощница Фомаида, положившись на волю Божию. Они молили Господа о защите.
С восходом солнца город был взволнован. Многие христиане были схвачены и отведены в темницу. Язычники донесли Селению и об общине Вриенны. Воины ворвались в обитель, но прибывший вслед за ними граф Примус не позволил им схватить св. дев и посоветовал тем бежать вслед за прочими инокинями. Возвратившись из обители, он рассказал Лизимаху о виденной там двух старухах и красавице. Лизимах умолял его спасти жизнь этих трех дев, но их разговор подслушал один воин, который доложил о том Селению. Селений тотчас послал схватить в обители Февронию и объявить в городе, что завтра она будет судима.
Воины надели на шею Февронии железное кольцо, сковали ее оковами и повели из обители. Все в городе скорбели об этом. Во время допроса Селений сказал Февронии, что не должен быть снисходительным к ней, но ее красота и скромность берут верх над его гневом и что он готов сделать ее невестой своего племянника Лизимаха. На это Феврония отвечала, что ее Жених бессмертен, и она Его не променяет ни на кого.
Тогда Селений приказал одеть деву в лохмотья, привязать между двумя столбами, тут же разложить огонь и во время его жжения осыпать св. деву градом ударов. Это выполняли с такой звериной жестокостью, что кровь полилась ручьями, и тело падало клочками. В перерыве между мучениями Селений пытался допрашивать св. мученицу, но Феврония не отвечала. Селений приказал вырвать ей зубы, и это исполнили.
«Поклонишься ли ты богам?» – кричал Селений. Он велел отрезать ее груди. Святая молилась: «Господи, ты видишь, как страдаю, прими душу мою к Себе».
Когда отвязали ее от столба, она не могла держаться на ногах и упала. Селений приказал отсечь ей руки и ноги, а затем и голову.
Придя к обеду, Селений в ярости бешенства размозжил себе голову о столб. Лизимах, узнав о страшной смерти дяди, просил Примуса устроить почетное погребение страдалицы Февронии. Останки мученицы были собраны и погребены в обители с почестями. Примус и Лизимах приняли христианство. В честь страдалицы начали строить храм в Низибии, и он был освящен на шестом году после ее кончины.
Прп. Никон (Беляев) Оптинский, исп. (1931): Новомуч. У старца Никона, мученика за веру Христову и исповедника, вся жизнь – со дня рождения и до самой блаженной кончины – была глубоко промыслительна. Родился он в благочестивой московской купеческой семье Беляевых 26 сентября 1888 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и во Святом Крещении (крестили его в храме Положения Ризы Господней на Донской улице) был назван Николаем, в честь и славу свт. Николая, Мир Ликийских чудотворца. Будущую жизнь ребенка отчасти предзнаменовал такой случай. Святой праведный о. Кронштадтский в год рождения Николая посетил дом Беляевых, отслужил молебен, благословил молодую мать с детишками и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой – 1888 год.
Еще один знаменательный случай произошел с Николаем, когда ему было около пяти лет. Он заболел дифтеритом. Болезнь приняла катастрофический характер, и наступил страшный час: сердце ребенка не билось, дыхание отсутствовало. Но Колина мать не переставала растирать холодеющее тело сына и с горячими слезами усердно молила святителя Николая о ниспослании помощи свыше. И свершилось чудо – ребенок вздохнул. Господь по молитвам святителя Николая даровал младенцу Николаю жизнь. Впоследствии старец Варсонофий (память его 1 апр.) подчеркивал таинственное значение этого случая в смысле явного предназначения Николая к светлому иноческому житию.
Во время учебы в гимназии Николай вместе с братом Иваном, который был на два года моложе, почти ежедневно пел и читал на клиросе в храме «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Помимо этого братья прислуживали в алтаре.
Оба брата принимали активное участие во всех выступлениях своих революционно настроенных товарищей, в связи с событиями 1905 года, но постепенно социальные идеи потеряли для Николая свою ценность. Он не мог совместить их с верой в Бога, а в Бога Николай верил глубоко и искренне. В душе Николая произошел окончательный переворот, решивший всю его дальнейшую жизнь. Основной причиной тому было частое посещение храма и тесное общение с братом Иваном, еще раньше Николая устремившегося всем сердцем к Богу, Церкви и монашеству. Братья стали ходить и в другие храмы, где можно было спокойно стоять и легче сосредоточить свое внимание на молитве.
11 февраля 1907 года Николай и Иван объявили матери о своем решении поступить в монастырь и просили благословить их на этот путь. Препятствовать их благому намерению мать, как истинная христианка, не могла.
В то время Николай был студентом физико-математического факультета Московского университета, а Иван еще не закончил гимназию. В справочнике «Вся Россия» они нашли перечисление всех монастырей империи. Разрезав страницы на отдельные кусочки и помолившись Богу, братья потянули жребий и на полоске бумаги прочитали: «Козельская Введенская Оптина пустынь Калужской губернии». За благословением на монашество они пришли к настоятелю церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой о. Петру Сахарову. Упоминание об Оптиной привело о. Петра к мысли познакомить боголюбивых отроков со своим товарищем по духовной академии епископом Трифоном (Туркестановым), оптинским пострижеником. Приняв в своих покоях Веру Лаврентьевну и обоих ее сыновей, владыка сказал слова, ставшими пророческими: «Не беспокойтесь, в Оптиной они увидят только хорошее, вынесут оттуда только хорошие впечатления, которые останутся у них на всю жизнь…»
23 февраля 1907 года братья в сопровождении о. Гавриила, постриженика владыки Трифона, выехали из Москвы и на другой день впервые увидели Оптину пустынь в день обретения главы Иоанна Крестителя.
Старец Варсонофий как бы провидел духовными очами, что в Николае Беляеве он найдет себе достойного преемника, ревностного последователя старческих заветов. Действительно, вскоре Николай стал любимым учеником и сотаинником старца. В октябре 1908 года послушник Николай назначается письмоводителем скитоначальника старца Варсонофия с освобождением от всех послушаний, кроме чтения и пения на клиросе. Жил Николай в одном корпусе со своим братом Иваном, но почти все свободное от молитвы время проводил у старца, который, помимо делового письма, вел большую переписку со своими духовными детьми и почитателями. Обладая редкой способностью понимать человека, видеть его душу, старец Варсонофий решил передать Николаю весь свой опыт и все знания, накопленные за годы пребывания в скиту, как достойному принять этот дар. Николай взаимно чувствовал к старцу не только любовь и безграничное уважение – он всецело предал себя в послушание старцу.
Здоровье старца постепенно ухудшалось. Господу было угодно, чтобы святой старец предал свой дух на руках не Николая, а Ивана Беляева 1 апреля 1913 года. Николай в это время был прикован к постели ревмокардитом.
В 1915 году, 14 мая, в день памяти прп. Симеона Дивногорца, инока Николая постригли в мантию с именем Никон в честь св. мученика Никона. 10 апреля 1916 года, в день памяти мучеников Азадана и Авдикия, диаконов Персидских, о. Никон был рукоположен в сан иеродиакона. Полтора года спустя, 3 ноября 1917 года, в день памяти вмч. Георгия Победоносца, иеродиакон Никон был посвящен в сан иеромонаха. Иерейская хиротония состоялась через девять дней после революции. Декретом СНК РСФСР от 10 / 23 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта. Обитель еще держалась под видом сельхозартели до 1923 года. Последний оптинский настоятель архимандрит Исаакий II (память его 26 дек.) благословил о. Никона принимать на исповедь приходящих и служить в Казанском храме – последнем храме, оставленном оптинским инокам. О. Никон никогда не желал и не искал начальственных должностей, но волею судеб Божиих именно ему пришлось последним покинуть дорогую обитель. В Оптину пустынь по-прежнему стремились верующие люди, чающие духовного утешения и нуждающиеся в совете. И как бы свыше благословляемый на подвиг, о. Никон принял на себя обязанность не только духовника, но и старца. Он был очень строг по отношению к себе. Только после благословения архимандрита он начал принимать народ.
Нравственное просветление, которое о. Никон получил в дар за свою твердую веру в Бога, и истинное, беззаветное послушание великому старцу Варсонофию, невольно выделяло его из среды многих. Благодать освещала душу о. Никона всю его жизнь. Весь его облик производил на души общающихся с ним отрадное впечатление, навевал мир и спокойствие. Мудр и рассудителен он был не по годам, а великий дар прозорливости, которого сподобился от Господа за свою подвижническую жизнь, он прикрывал глубочайшим смирением.
После закрытия Казанского храма Оптиной пустыни о. Никон переехал в Козельск, где до самого ареста 3 / 16 июня 1927 года служил в Успенском соборе. Благоговение и священный трепет, с которым предстоял о. Никон Престолу Божию, передавались и молящимся. Пастырская деятельность о. Никона, его возрастающая популярность властям были хорошо известны. Отец Никон был готов ко всему, и незваных гостей, пришедших его арестовать, встретил с невозмутимо спокойным видом.
Осенью 1927 года о. Никон во время свидания с духовной дочерью монахиней Амвросией сумел незаметно передать ей 5-й том сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова). В книгу был вложен пакет с маленькими, аккуратно заклеенными киселем, записочками, адресованными духовным чадам. Они были как бы завещанием духовным детям.
Отец Никон был осужден на три года и направлен в Соловецкий концлагерь. 27 января / 9 февраля 1928 года, в день перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста, он навсегда покинул ставшую родной калужскую землю. В марте этап прибыл в Кемь, но из-за циклона был оставлен в Кемском пересыльном пункте. Пробыв в лагере немногим более двух лет, о. Никон был назначен на «вольную высылку» в город Архангельск.
Перед отправкой заключенных подвергли медицинскому осмотру, во время которого врач обнаружил у него далеко зашедший туберкулез легких и посоветовал по приезде в Архангельск добиваться направления на медицинскую комиссию, чтобы изменить место ссылки на более подходящее место в климатическом отношении. Однако о. Никон предпочел положиться на волю Божию.
О. Никон и вместе с ним оптинский иеромонах о. Агапит приехали в Архангельск в июне 1930 года, а в августе того же года о. Никона переместили в город Пинегу (ныне поселок городского типа) Архангельской области, за 220 км от центра. После долгих скитаний в поисках квартиры осенью о. Никон, наконец, нашел пристанище в деревне Воепола, в трех км от города, в доме старой одинокой женщины. В январе 1931 года здоровье о. Никона начало ухудшаться. Бесчеловечная хозяйка выгнала больного квартиранта из дому. Но Господь не оставил Своего избранника. 22 марта / 4 апреля 1931 года, в Лазареву субботу, ссыльный оптинский иеродиакон о. Петр (Драчев) (впоследствии схиигумен Павел) перевез о. Никона в соседнюю деревню Валдокурье на квартиру, которую снимал у благочестивой вдовы Александры Ефимовны Прялковой, и с этого дня стал за ним ухаживать.
Однако жестокий недуг быстро развивался. Слабость увеличилась до того, что к концу мая о. Никон все время лежал, совершая по памяти монашеское правило и непрестанно творя Иисусову молитву. Читать и писать он уже не мог. Он молился, чтобы Господь открыл ему или кому-нибудь другому, выздоровеет ли он или это уже конец.
Как бы в ответ на эту молитву его духовная дочь, шамординская рясофорная послушница Ирина [впоследствии схимонахиня Серафима (Бобкова, †1990)], за два месяца до смерти батюшки увидела сон, поразивший ее своею отчетливостью. Виделось ей, что оптинский старец Варсонофий пришел на квартиру о. Никона и стал выносить его вещи и кровать, так как по его словам они ему уже будут не нужны, так как о. Никон собирается к нему. Обменявшись письмами с о. Никоном Ирина выехала к нему из Москвы 4/17 июня 1931 года и через пять дней добралась до Пинеги.
Последние две недели перед смертью о. Никон, как и его наставник, старец Варсонофий, приобщался Святых Христовых Таин ежедневно. За четыре дня до кончины батюшки Ирина, как обычно, сидела у постели своего духовника. Вдруг о. Никон просиял, прервал беседу с ней, очень строго посмотрел на дверь и произнес: «Да-да пройдите, пройдите… Вот какое посещение. Пришел о. Макарий меня исповедовать, а ты не даешь ему стула сесть… Батюшка, вы не обижайтесь на нее, она неопытная… Сестра Ирина, выйди в ту половину дома, пока я исповедаюсь…» Ирина вышла и, хотя боялась она прислушиваться, до нее все же отчетливо доносились отдельные слова таинственной исповеди ее старца почившему старцу оптинскому иеросхимонаху Макарию.
25 июня / 8 июля 1931 года, в 22 часа 40 минут, под праздник Тихвинской иконы Божией Матери о. Никон тихо отошел ко Господу. Господь даровал ему христианскую кончину праведника, безболезненную, непостыдную, мирную.
Похоронен был старец на местном кладбище в Валдокурье.
Сщмч. Николай (Брянцев) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмч. Василий (Милицын) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1861 г. Окончив Камышловское уездное училище, он был в 1887 г. рукоположен во диакона и служил в храме в Воскресенской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. 8 февраля 1894 г. диакон Василий был переведен в Спасо-Преображенский собор в городе Шадринске. В 1897 г. он был рукоположен во священника и служил в Преображенском храме в Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургской епархии, а затем в храме села Кунгурское. 9 августа 1907 г. о. Василий был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, а 7 октября 1909 г. в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. В 1915 г. он служил в Спасо-Преображенской церкви села Алексеевское того же уезда. Священник Василий Милицын был убит безбожниками-большевиками 25 июня 1918 г. в городе Камышлове.
Сщмч. Василий (Протопопов) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1886 г. в селе Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика Сергея Протопопова.
После окончания Смоленской Духовной семинарии Василий Сергеевич был назначен учителем школы в селе Торбеево Сычевского уезда Смоленской губернии. В мае 1915 г. он был рукоположен во священника к храму в селе Новый Покров Уваровского района Московской области.
В 1928 г. суд оштрафовал о. Василия за принятие помощи от верующих для уплаты налога. В 1931 г. за неуплату очередного налога о. Василий был осужден на восемь месяцев исправительно-трудовых работ, также у него был отнят дом и имущество. После подачи жалобы приговор был отменен, но имущество возвращено не было.
19-летний комсомолец, заведующий избой-читальней соседнего села Острицы, 20 ноября 1937 г. написал в Уваровское районное отделение НКВД заявление, в котором просил «принять меры к служителю церковного культа Ново-Покровской церкви». На следующий день заявитель был вызван в НКВД для дачи свидетельских показаний. Следователь попросил его рассказать, что он знает о контрреволюционной деятельности священника. Лжесвидетель рассказал, что священник Протопопов ходит по деревням, ведет контрреволюционную агитацию среди населения, чтобы ходили в церковь и молились Богу; что он взял также под свое влияние учительницу, имеющую высшее образование, которая бросила работать в школе, ходит регулярно в церковь, где поет как певчая; в ответ на совет комсомольца прекратить посещать церковь священник ответил, что не все люди такие тупые, как в Острицах, где допустили надругательство над церковью, в конституции и то сказано, что вероисповедание свободное, «недолго осталось вам сбивать людей, чтобы они шли против Бога, скоро этому придет конец…»
24 ноября 1937 г. священник Василий Протопопов был арестован и заключен в камеру предварительного заключения. 1 декабря он был допрошен начальником районного отделения НКВД.
В ответ на обвинения о. Василий сказал: «Антисоветской деятельности и клеветы против советской власти я не высказывал. Это ложные данные».
2 декабря следствие было закончено. Отца Василия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывая наказание в Темниковском лагере, священник Василий Протопопов умер 8 июля 1940 г. и был погребен на лагерном кладбище.
Прмцц. Леонида, Ливия и Евтропия (IV). Пострадали в 310 году.
Прп. Симеон (V). Подвижник Синайский.
Блгв. кн. Петр, в иночестве Давид, и кн. Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (1228). Святой благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. Раз он тяжело заболел, и к нему позвали, чтобы излечить его, юную девицу Февронию, дочь пчеловода, которая умела лечить травами. Она отличалась красотой и скромностью. Князь полюбил ее и, выздоровев, вступил с ней в брак. Но гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда же князь отказался нарушить святость брака, они изгнали их.
Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Князь Петр много печалился, а супруга поддерживала и утешала его. Но вскоре гнев Божий постиг город Муром, народ раскаялся и потребовал, чтобы князь со своей княгиней вернулись, и стал особенно почитать их. Святые супруги посвятили жизнь свою делам благочестия и милосердия. Скончались они в один день, 25 июня 1228 г., приняв постриг с наречением им имен Давид и Евфросиния. К лику святых они были причислены в 1552 г. Св. Муромские князья Петр-Давид и Феврония-Евфросиния почитаются покровителями новобрачных как пострадавшие за святость и нерушимость брака.
Память их празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.
Прпп. Дионисий (ок. 1380) и Дометий (XIV), сподвижники его, Афонские. Св. Дионисий был ктитором (основателем) обители святого Иоанна Предтечи, а св. Дометий – игуменом, сподвижником прп. Дионисия.
Прмч. Прокопий Смирнский (1810). Пострадал от турок.
Мцц. Евфросиния и Феодора.
Свв. Константин и Феодор.